Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: правила школьной жизни
ЦЕЛЬ: Знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе. ЗАДАЧИ: 1. Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом и взаимодействия между собой. 2. Знакомство первоклассников с такими правилами поведения в школе, как «не разговаривать на уроках друг с другом, если это не связано с выполнением задания», «не кричать с места, даже если знаешь правильный ответ», «не подсказывать», «поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или хочешь о чем-то спросить». 3. Создание доброжелательной атмосферы в классе. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: 1. Знаки, напоминающие ученикам о правилах поведения во время урока (см. Приложения 1, 2, 3, 4). 2. Листы бумаги круглой формы (диаметр около 10-12 см). 3. Музыкальная мелодия без слов, звучанием 7-10 минут. ХОД ЗАНЯТИЯ: Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наши уроки знакомства продолжаются. Сегодня мы постараемся получше узнать друг друга и познакомимся с несколькими школьными правилами. Итак, начнем.» Учитель просит детей встать возле парт и вместе с ним произнести строки стихотворения: Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас! При этом стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие 1). Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро». Игра «Доброе утро» Я скажу слова: «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!... Доброе утро всем мальчикам!... Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!... Доброе утро всем, кто любит конфеты!... Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Молодцы!» Упражнение «Чуткие руки» Учитель приглашает к доске 10-12 детей. После того, как эта группа выполнит 3-4 задания, дети возвращаются на места, а учитель приглашает следующих ребят так, чтобы в итоге в упражнении принял участие весь класс. Можно приглашать детей, сидящих на одном ряду или как-то иначе. «Сейчас я попрошу подойти ко мне тех, кто сидит... Станьте, пожалуйста, рядом, в линеечку, лицом к классу. Молодцы! Я попрошу (называет имя одного из детей) потрогать у всех руки и определить, у кого самые теплые руки.»
Ребенок определяет, у кого самые теплые, по его мнению, руки, потрогав руки всех детей, стоящих у доски. Учитель: «Хорошо! У (называет имя ребенка) сейчас самые теплые руки. Я попрошу теперь тебя определить, у кого из ребят самые прохладные руки. Прикоснись к рукам ребят, почувствуй, какие они: теплые, холодные и выбери потом самые прохладные руки.» Ребенок определяет, у кого самые прохладные руки, после чего тот, кого выбрали, выполняет следующее задание. Варианты заданий: определить, у кого самые теплые (прохладные) щеки (уши); определить, у кого самый теплый (прохладный) лоб (нос). Важно, что ребенок выполняет задание, прикасаясь к другим детям. Учитель благодарит детей за их работу и переходит к следующему заданию. ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Учитель: «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пешеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде! А есть ли в школе правила поведения и какие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне, чего нельзя делать на уроке? (Ученики отвечают.) А как надо вести себя во время урока? (Ученики отвечают.) Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах, нам нужны свои знаки. Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак: (показывает Знак 1). Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак: (показывает Знак 2). А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак (показывает Знак 3). А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит нам об этом школьном правиле (показывает Знак 4). Конечно, ребята, это не все школьные правила, их много, и постепенно вы их все узнаете. Сегодня мы постарались запомнить только несколько таких правил, но они очень важны для того, чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.
А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной школе, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня говорили. (Учитель показывает Знаки и просит напомнить, о каком правиле говорит каждый Знак.) Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол, все понятно, а на следующий день... Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметит, поднимите руку, чтобы я видела. Готовы? Слушайте! УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель. Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул. Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит. «Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких школьных правилах они забыли?» Учитель спрашивает нескольких учеников. Благодарит их за внимательность и предлагает перейти к следующему заданию.
Упражнение «Живые деревья» «Тех, кто может представить, вообразить то, чего на самом деле нет, называют фантазерами. Фантазер может представить, что он превратился в птицу, какое-нибудь животное или даже в какую-нибудь вещь -как настоящий волшебник! Мы с вами тоже немного пофантазируем. Давайте представим, что мы превращаемся в...деревья. Кто в тонкую березу, кто — в могучий дуб, кто — в яблоньку... Подумайте, в какое дерево вы хотели бы превратиться... Встаньте и представьте, что вы деревья... Вот мы вытянули руки вверх, будто ветки... (Все движения учитель делает вместе с детьми). Тихонько подул ветер, наши ветки тихо колышутся... Вот ветер подул сильнее и наши пальцы, как листочки, задрожали на ветру. Ветер затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят... Мы красивые, сильные деревья... Мы тянемся к солнышку, радуемся, что выросли такими сильными и красивыми, машем листочками небу, облакам, солнечным лучам... А теперь мы медленно опускаем руки и превращаемся снова в мальчиков и девочек, а настроение у нас остается легкое и радостное! Пожалуйста, садитесь на места.» Задание «Подарок классу» Учитель раздает ребятам круглые листки бумаги (диаметр около 10-12 см). «Ребята, сегодня мы сделаем нашему классу, а заодно и себе еще один подарок. Подарок этот будет не простой, а музыкальный. Сейчас вы услышите красивую мелодию. Сначала просто послушайте ее и подумайте, о чем рассказывает вам эта мелодия, что напоминает, что хочется вам нарисовать, когда вы ее слушаете... Когда представите, нарисуйте свой рисунок на кружочках, которые я вам раздала. Может у кого-то это будет лес, у кого-то — море или река, а кто-то вспомнит о любимой игрушке и захочет ее нарисовать... Рисуйте то, что вам захочется нарисовать под эту мелодию.» Учитель включает музыку, негромко напоминает, что надо сначала просто послушать и вспомнить, представить что-то приятное. Секунд через 25-30 говорит: «Если вы уже представили себе, что будете рисовать, можете приступать». Законченные рисунки учитель нанизывает на нить, получившаяся гирлянда вешается в классе. Учитель благодарит детей за занятие.
Занятие 3 Тема: Правила школьной жизни ЦЕЛЬ: Продолжение знакомства первоклассников друг с другом и с правилами поведения во время урока. ЗАДАЧИ: 1. Создание условий для дальнейшего знакомства первоклассников друг с другом, организация взаимодействия между детьми.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе. 3. Практическое освоение правил поведения во время урока, с которыми первоклассники познакомились на втором занятии. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: 1. Листы чистой бумаги по количеству учащихся. 2. Цветные карандаши или фломастеры. ХОД ЗАНЯТИЯ: Учитель приветствует детей и предлагает начать занятие с уже знакомого им по первым двум занятиям стихотворения. «Ребята, вы готовы к нашему занятию? Тогда давайте дружно скажем слова, которыми мы начинаем занятие. Раз, два, три — слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнем сейчас!» Стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие-1), которые учитель делает вместе с учениками. Учитель: «Садитесь на места и послушайте, кому я сегодня хочу пожелать доброго утра. Те, к кому я обращусь, покажите, что вы меня услышали: поднимите руку и помашите мне. Хорошо? (Игра «Доброе утро». См. Занятие 2.) Слушайте. Доброго утра всем, кто пришел сегодня в школу!.. Доброго утра всем, у кого в одежде есть красный (или какой либо другой) цвет!... Доброго утра всем, кто сегодня уже успел хоть один раз улыбнуться!... Доброе утро всем, кто утром чистит зубы!... Доброго утра всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня!.. Молодцы! Что же, тогда послушайте, какая будет следующая игра.» Игра «Разыскивается...» «Представьте, что в нашем классе есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся в нашем классе! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание- внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал и белая линейка... Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу.» Если дети не могут угадать, учитель дает все более конкретное описание: с какой буквы начинается его имя, за какой партой он сидит и т. д. Если, угадывая, дети кричат с места, вскакивают и т.п., то важно напомнить правило поведения во время урока, показав на соответствующий знак. Таким образом, учитель «ищет» 5-6 учеников, описывая их внешность, одежду, вещи, которые лежат перед ними. Желательны также «приметы-комплименты»: «У этой девочки веселая улыбка. У этого мальчика очень сосредоточенный вид и т. д.». Задание «Любимое время года» «Ребята, вы уже со многими в нашем классе познакомились, запомнили, как зовут многих ребят нашего класса. А чтобы познакомиться поближе, важно узнать не только как зовут человека, но и то, чем он увлекается, что любит, что ему нравится. Поэтому я предлагаю подумать о том, какое время года у каждого из вас любимое: зима, весна, лето или осень. Подумайте и нарисуйте это время года на листах, которые я вам раздам. Каждый думает сам, ни у кого подсказки не спрашивает и с соседом не шепчется. Вам надо нарисовать именно ваше любимое время года.»
Учитель раздает листы бумаги и предлагает всем, кто уже решил, какое время года для него самое любимое, начать рисовать его. Время рисования около 5 минут. Незадолго до окончания времени учитель просит детей заканчивать рисунки. Учитель: «Сколько красивых рисунков получилось. Здорово! А теперь я попрошу выйти к доске тех, кто нарисовал ЛЕТО. Вот сколько ребят в нашем классе любит лето.» Учитель перечисляет всех ребят по именам, сопровождая называние по имени мягким прикосновением к ребенку, с тем, чтобы еще раз произошло соотнесение ребенка с его именем для всех детей. Учитель: «Ребята, вот вы нарисовали лето как свое любимое время года. Почему же оно вам так нравится? Что в лете хорошего для вас?» Дети отвечают, а учитель, поддерживая их ответы, стимулирует на новые высказывания, говоря: «А еще что, а еще?..» Важно, чтобы дети назвали как можно больше признаков, по которым им так нравится лето. После того, как группа детей назвала, что им нравится в выбранном ими времени года, учитель просит их сесть на места, благодарит за работу и просит выйти тех, кому нравится следующее время года. Так продолжается, пока все дети не побывают у доски. Рисунки остаются у учителя, и затем из них делается выставка «МОЕ ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯ ГОДА». Учитель: «Оказывается, в каждом времени года есть что-то приятное, и здорово, что мы о каждом времени года рассказали много хорошего. А кто запомнил, какое любимое время года у (называет имя одного из детей)? Хорошо.» Учитель называет еще 3-4 детей. «Молодцы! Вы не только замечательно рисуете, но и очень внимательные ребята». Учитель: «Отгадайте, что бывает иногда весной, часто летом, а еще чаще осенью? Он бывает грибным, а бывает проливным! Правильно, это дождь! Давайте попробуем устроить дождь в нашем классе. Приготовьте руки! Повторяйте за мной.» Упражнение «Дождь» Учитель легко стучит указательным пальцем одной руки по ладони другой. «Вот на землю падают первые капли, дождик еле слышный..,» Учитель стучит более сильно уже двумя пальцами. «А вот он становится посильнее, но все равно еще не большой: кто-то даже не раскрыл зонта!» Стучит тремя пальцами. «Дождь все сильнее!» Стучит четырьмя пальцами. «Ну и дождь на улице! Всех прогнал домой! Все намокло, разлились огромные лужи!» Стучит пятью пальцами. «А это уже настоящий ливень! Как бы наша школа не утонула под таким дождем!» Постепенно убирает по одному пальцу. «Хорошо, что дождь стал потише... И еще тише... И еще... И вот падают последние капли... Кончился наш дождик!» Упражнение «Что растет после дождя?» Учитель: «А сейчас мы сыграем в игру «Что растет после дождя?». После дождика подрастают, например, цветы и травы, а скамеечка, сколько её ни поливай, не может вырасти после дождика. Когда я назову то, что может подрасти после дождя, вы хлопнете в ладоши. А если вы услышите название того, что не может расти после дождика, то сидите тихонечко, хлопать не надо. Всем понятно? Давайте попробуем. После дождя растут грибы... После дождя растут дома... После дождя растут деревья... После дождя растут книги... После дождя растут зонтики... После дождя растут цветы... После дождя растут кусты... После дождя растут машины... После дождя растет трава... Молодцы, вы были внимательными и знаете, что растет после дождя, а что нет. А сейчас вспомните, как мы представляли себя деревьями. Я попрошу вас встать возле своих столов и представить себя какими-нибудь деревьями...» (Далее повторяется упражнение «Живые деревья» из Занятия 2.) Учитель: «Наше занятие сегодня подходит к концу. Я хочу сказать всем: «Спасибо за урок!» Занятие 4 Тема: Школьник и дошкольник ЦЕЛЬ: Осознание детьми своего нового статуса школьника. ЗАДАЧИ: 1. Осознание детьми разницы между статусом школьника и дошкольника. 2. Формирование у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника. 3. Закрепление знаний о правилах поведения в школе. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: мяч, цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования формата А4. ХОД ЗАНЯТИЯ: Учитель приветствует детей и начинает занятие с уже знакомого детям ритуала приветствия (см. Занятие 1). Игра «Раз, два, три — шепчи!» Учитель: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три — шепчи!». Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отвечаете. Давайте попробуем. Какое сейчас время года?» (Учитель тоже сжимает руки в кулаки, считает до трех вместе с детьми, поднимает большие пальцы и шепчет ответ. После второго-третьего вопроса учитель может не шептать ответ, но продолжает сжимать кулаки и поднимать пальцы.) Учитель: «Какой сейчас месяц? Что едят кошки? Какой формы мяч? Как меня зовут? В каком классе вы учитесь? Как зовут вашего соседа по парте? Какого цвета листья у деревьев летом? В каком городе вы живете? Молодцы!
ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК Ребята, недавно вы первый раз пришли в первый класс. Скажите, а как вас теперь называют? (Дети отвечают: школьники, первоклассники. Если дети сами не дают ответа, отвечает учитель.) Правильно, теперь вы школьники, первоклассники. А что вы делали до того, как пошли в школу? (Дети отвечают: ходили в детский сад, сидели дома.) А как вас тогда, до школы, называли? (Дети отвечают: дошкольники. Если дети не дают ответа, отвечает учитель.) Когда вы еще не ходили в школу, вас называли дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (Дети отвечают, учитель их поправляет, подытоживает сказанное.) Правильно, школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания. А что делают дошкольники? (Дети отвечают: играют, бегают.) А может ли школьник играть и бегать? (Дети высказывают свои предположения.) На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда — как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, пользуясь правилом поднятой руки.» (Учитель показывает Знак №4, напоминающий о правиле. Учитель называет ситуации, а дети отвечают.) Учитель: «На уроке. На прогулке. Дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.» (Если дети ошибаются, учитель поясняет и комментирует.) Игра «Море волнуется раз...» Учитель: «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз...», но мы будем играть в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока море волнуется, можно ходить по классу, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.» (Дети встают и со словами учителя «Море волнуется, раз...» начинают двигаться по классу. Учитель выбирает того, кто будет следующим водящим, и продолжает контролировать ход игры, по мере необходимости подсказывая слова или напоминая правила. В сильном классе водящий может усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на улице, дома с мамой и т.д.). Учитель: «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. А сейчас давайте проверим, знаете ли вы, как школьник ведет себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг.» (Дети встают в круг, учитель берет в руки мяч.) Упражнение «Урок или перемена» Учитель: «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники — на уроке или на перемене.» (Учитель называет действия и бросает мяч по очереди разным детям: читать, играть, разговаривать с друзьями, попросить у друга ластик, писать в тетради, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, есть яблоко и т.д.) Учитель: «Очень хорошо! Садитесь на свои места.» (Дети рассаживаются на места.) Задание «Что в портфеле?» «А теперь скажите: с чем школьник ходит в школу? (Дети отвечают: с портфелем.) Правильно, с портфелем. А что он берет с собой в портфеле? (Дети отвечают: ручки, карандаши, пеналы, учебники, ластики.) Молодцы! А что захотят взять с собой в школу дошкольники? (Дети отвечают: игрушки, куклы, машинки.) Сейчас мы будем рисовать рисунки-загадки. Нарисуйте три предмета, которые вы кладете в портфель и которые нужны в школе, и один лишний, который в школе не нужен.» (Учитель раздает детям листы и карандаши или фломастеры, дети рисуют.) Учитель: «Кто хочет загадать свою загадку классу?» (Учитель берет рисунки желающих детей и показывает их классу, а остальные дети угадывают, какой предмет лишний.) Учитель: «Спасибо! Теперь мы много знаем про настоящих школьников. Настоящие школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу и делают дома уроки. В школе на уроке или дома, когда делаешь уроки, нужно вести себя, как школьники, а на перемене, дома, на улице можно вести себя, как дошкольники.» Занятие 5 Тема: Для чего ходят в школу ЦЕЛЬ: Осознание детьми своего нового статуса школьника. ЗАДАЧИ: 1. Продолжение формирования у детей реалистичных представлений о правах и обязанностях школьника. 2. Формирование учебной мотивации. 3. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4. ХОД ЗАНЯТИЯ: Учитель приветствует детей и начинает занятие с уже известного детям ритуала (см. Занятие 1). Игра «Нос, пол, потолок» Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, пол, потолок». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головами? (Дети отвечают: потолок.) Правильно, потолок. Давайте покажем на него пальцем и скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите вниз. Что находится у нас под ногами? (Дети отвечают: пол.) Конечно, пол. Покажем на него пальцем и скажем: пол. А теперь каждый показывает пальцем на свой нос и говорит: нос. А теперь давайте еще раз покажем: нос, пол, потолок. Молодцы! (Учитель, давая объяснения, выполняет все действия вместе с детьми.) А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны!» (Учитель проводит игру.) Учитель: «Молодцы, ребята! Вы можете быть очень внимательными. Помните, на одном из прошлых занятий я рассказывала вам сказку о лесной школе? Сегодня я расскажу еще одну историю о зверятах-первоклассниках. САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕРВОКЛАССНИК Ясным сентябрьским утром зверята, как обычно, пришли в лесную школу. На улице светило теплое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок на урок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником. — Я буду самой лучшей первоклассницей! — сказала белочка. — У меня самый красивый портфель! Моя мама купила его в специальном магазине. Посмотрите, какой он яркий, какие на нем красивые картинки! И правда, портфель у белочки был красивый: новый, блестящий, с металлическими замочками и разноцветными картинками. — А вот и нет! — возразил зайчонок. — Я буду самым лучшим первоклассником! Я всегда очень тихо сижу на уроке, никогда никого не перебиваю, даже на перемене не бегаю. И действительно, зайчонок был самым тихим и послушным во всем классе, на уроках учитель никогда ему замечаний не делал. — Зря вы спорите, — вмешалась лисичка, — самой лучшей первоклассницей буду я, потому что у меня самое нарядное платье! Посмотрите, какие у него оборки, какие кружева! Моя бабушка подарила мне это платье, чтобы я поскорее стала настоящей школьницей! Ну, тут и остальные зверята не выдержали, всем ведь хочется самым лучшим первоклассником стать! Такой шум в классе поднялся! — Я, — кричит лисичка, — я буду самой лучшей первоклассницей! — Нет, я, — отвечает зайчонок, — я буду самым лучшим! — Я, я, я, — закричали в один голос белочка и медвежонок. Кричали они, кричали, да так, что даже устали. А когда все успокоились, белочка и говорит: — Я знаю, что надо делать. Давайте спросим у ежика! Он самый справедливый, пусть он нас и рассудит. Всем зверятам предложение белочки понравилось. Кинулись они искать ежика. Искали, искали, еле нашли. А ежик в дальнем углу класса сидел, какую-то книжку читал. — Рассуди нас, ежик, — говорят ему зверята, — никак мы не можем решить, кто же из нас самым лучшим первоклассником будет. Вот у белочки новый портфель, у лисички — новое платье, зайчик тише всех на уроке сидит. Кто же самым лучшим первоклассником окажется? Поднял ежик голову от книги, посмотрел на зверят, очки на носу поправил и говорит: — Не могу я ваш спор рассудить, некогда мне. Мне нужно сегодня еще три буквы выучить, чтобы самым худшим первоклассником не оказаться. Притихли зверята, головы опустили, друг на друга не смотрят. Поняли, кто самым лучшим первоклассником окажется. Тут как раз и звонок на урок зазвенел. Побежали зверята за парты, чтобы настоящими первоклассниками поскорее стать.» Учитель: «Ребята, как вы думаете, кто же из зверят самым лучшим первоклассником окажется? Почему?» (На этот вопрос дети могут дать самые разные ответы. Учителю важно согласиться с тем, что все названное действительно нужно школьнику, но все-таки самое главное занятие школьника — это учеба.) Упражнение «Для чего ходят в школу» Учитель: «Зайчонок не знает, для чего ходят в школу. Он сидит и размышляет. Ребята, давайте поможем зайчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните в ладоши. Если неправильно — топните ногами. В школу ходят, чтобы играть. В школу ходят, чтобы читать. В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте. В школу ходят, чтобы дружить. В школу ходят, чтобы считать. В школу ходят, чтобы писать. В школу ходят, чтобы учиться. В школу ходят, чтобы драться. В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке. В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам. В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами. В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.» Задание «Рисунки-загадки» Учитель: «А теперь мы с вами снова нарисуем рисунки-загадки. Сейчас я раздам вам листы. На одной стороне листа нарисуйте школьника, а на другой стороне — дошкольника так, чтобы можно было сразу догадаться, кто где нарисован.» (Учитель раздает детям листы, дети рисуют.) Учитель: «А сейчас возьмите свои рисунки и поменяйтесь с соседом по парте. Попробуйте угадать, где нарисован школьник, а где — дошкольник, и скажите об этом своему соседу.» (Дети выполняют задание.) Учитель: «Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу. На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Благодарю вас всех за прекрасную работу.» Занятие 6 Тема: Оценка ЦЕЛЬ: Формирование реалистичного восприятия школьной оценки. ЗАДАЧИ: 1. Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи; 2. Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям; 3. Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приёма «зато»; 4. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: 1. Мяч. 2. Простые карандаши по количеству детей. 3. Половинки тетрадных листков в клетку с отмеченной точкой и тремя лесенками на обратной стороне: красной, зеленой и синей (по количеству детей в классе). 4. Большая таблица с тремя лесенками (красной, зеленой и синей) для демонстрации классу, «Работа Зайчонка» (таблица с изображением неаккуратного, небрежного узора), «Работа Лисенка» (таблица с таким же аккуратным и ровным узором), «Образец». (Таблицы изготавливаются учителем по образцам, представленным на Рис. 1-4.)
ХОД ЗАНЯТИЯ: Учитель приветствует детей и начинает занятие с ритуала (см. занятие 1). Игра «Рыба, птица, зверь» Учитель: «Сегодня мы с вами научимся новой игре. Она называется «Рыба, птица, зверь.» Я буду бросать мяч одному из вас и говорить «рыба», или «птица», или «зверь». Тот, кому я кидаю мяч, должен назвать рыбу, или птицу, или зверя. Если я скажу «Зверь!», кого можно назвать?» (Дети предлагают свои варианты, учитель с ними соглашается и при необходимости поправляет. Учитель проводит игру, бросая мяч по очереди разным детям. Лучше построить детей в круг. Продолжительность игры — 3-5 минут.) Учитель: «Отлично, я вижу, что вы очень внимательные и знаете много рыб, птиц и зверей. А теперь садитесь поудобней и слушайте внимательно. Я расскажу вам еще одну историю про лесную школу. ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ Каждый день зверята с удовольствием ходили в лесную школу. На уроках они учились, на переменах — играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники: как следы запутывать, какие ягоды есть можно, а какие — нельзя, даже считать до пяти научились. Только оценок им еще не ставили, говорили, рано еще. И вот наконец учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит. Конечно, все зверята очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки. Зайчонок очень сильно хотел получить пятерку. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене он тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала зверятам листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами. Зайчонок очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только-только приближались к середине, а он уже поднял свою лапку и радостно закричал: «Я уже все! Я закончил!». Учительница подошла к его парте, взяла в руки листок и отчего-то нахмурилась. Посмотрите, ребята, какой узор получился у Зайчонка.» (Учитель вывешивает на доску таблицу «Работа Зайчонка».) Учитель: «Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница? (Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т.д.). Давайте попробуем оценить работу Зайчонка. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки.» (Учитель вывешивает на доску таблицу с разноцветными лесенками.) Учитель: «Ребята, красная лесенка — это лесенка красоты. На ее верхней ступеньке стоят самые-самые красивые работы, а на самой нижней — самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Зайчонка? (Учитель выслушивает предложения детей и ставит крестик на одной из нижних ступенек.) Итак, работа у Зайчонка получилась не очень красивая. А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, на самой нижней — самые неправильные. Куда можно поставить работу Зайчонка? (Учитель выслушивает ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, учитель обращает их внимание на то, что, хотя работа и выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.) Итак, работа у Зайчонка получилась правильная. (Учитель ставит крестик на одной из верхних ступенек.) И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На ее верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней — медленнее всех. Зайчонок выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу? (Дети отвечают: на верхнюю. Учитель ставит крестик на верхней ступеньке.) Посмотрите, ребята: работа у Зайчонка получилась правильная и быстрая, но некрасивая. А вот Лисенок тоже очень старался. Он очень боялся сделать что-нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось. (Учитель вывешивает таблицу «Рисунок Лисенка».) Давайте оценим работу Лисенка с помощью волшебных лесенок. Как бы вы оценили эту работу по красоте, на какую бы ступеньку поставили? (Дети отвечают: на одну из верхних. Учитель ставит на эту ступеньку крестик другого цвета.) Хорошо. А на какую ступеньку вы бы поставили эту работу на лесенке правильности? (Дети отвечают: на одну из верхних. Учитель ставит крестик на соответствующей ступеньке.) Прекрасно. А как оценить быстроту этого рисунка? (Если дети затрудняются с ответом, учитель напоминает им, что Лисенок закончил работу самым последним.) Конечно, Лисенок выполнил свою работу медленно. (Учитель ставит крестик на одну из нижних ступенек.) Посмотрите, работа у Лисенка получилась красивая и правильная, но медленная.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.14 с.) |