Предпосылки аддиктивности подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки аддиктивности подростков



Содержание

Введение

1. Предпосылки аддиктивности подростков

1.1 Аддиктивное поведение, его виды и сущность

1.2 Этапы формирования аддикции у подростков и характерные черты аддиктивной личности

1.3 Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов

1.4 Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром

2. Роль гиперактивности в формировании аддиктивности у подростков

2.1 Возрастная динамика гиперактивности

2.2 Причины формирования и проявления гиперактивного поведения

3. Факторы, способствующие формированию аддиктивности у гиперактивных подростков

3.1 Процедура и методы исследования

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.

Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторов в российской психологической литературе гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая дисфункция мозга". Есть и другие обозначения: "гиперкинетический синдром", "двигательная расторможенность" и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого явления для самого ребенка.

Гиперкинетические расстройства в преобладающем большинстве случаев постепенно редуцируются к середине пубертатного возраста - в 14-15 лет. Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и профилактики, нельзя ввиду того, что гиперкинетические расстройства, будучи мягкой, пограничной психической патологией, порождают тяжелые формы школьной и социальной дезадаптации, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека [1, с.4].

С первых же дней школьного обучения ребенок оказывается в условиях необходимого выполнения дисциплинарных норм, оценки знаний, проявления собственной инициативы, формирования контакта с коллективом. В связи с чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью, отвлекаемостью, пресыщаемостью гиперактивный ребенок не соответствует требованиям школы и в ближайшие месяцы после начала учебы становится предметом постоянного обсуждения в педагогическом коллективе. Он ежедневно получает замечания, записи в дневнике, его обсуждают на родительских и классных собраниях, его ругают учителя и администрация школы, ему угрожают исключением или переводом на индивидуальное обучение. На все эти акции не могут не реагировать родители, и в семье такой ребенок становится причиной постоянного разлада, ссор, споров, что порождает систему воспитания в виде постоянных взысканий, запретов и наказаний. Педагоги и родители пытаются сдержать его двигательную активность, что само по себе невозможно из-за физиологических особенностей ребенка. Гиперактивный ребенок мешает всем: учителям, родителям, старшим и младшим братьям и сестрам, детям в классе и во дворе. Его успехи при отсутствии специальных методов коррекции никогда не соответствуют его интеллектуальным природным данным, то есть он учится значительно хуже своих возможностей. Вместо двигательной разрядки, о которой ребенок сам говорит взрослым, его заставляют многими часами совершенно непродуктивно просиживать за приготовлением уроков.

Отторгаемый семьей и школой, непонятый, неуспешный ребенок рано или поздно начинает откровенно пренебрегать школой. Чаще всего это происходит в 10-12 лет, когда ослабевает родительский контроль и ребенок получает возможность самостоятельно пользоваться транспортом. Улица полна развлечений, соблазнов, новых знакомых. Улица многообразна. Именно здесь гиперкинетический ребенок никогда не скучает, улица удовлетворяет присущую ему страсть к непрерывной смене впечатлений. Здесь никто не ругает, не спрашивает об успеваемости; здесь сверстники и дети постарше находятся в таком же положении отторжения и обиды; здесь ежедневно появляются новые знакомые; здесь впервые ребенок пробует первую сигарету, первую рюмку, первый "косячок", а иногда и первый укол наркотика. Из-за внушаемости и подчиняемости, отсутствия сиюминутной критики и возможности прогнозировать ближайшее будущее дети с гиперактивностью часто становятся членами асоциальной компании, совершают криминальные акты или присутствуют при них. При наслоении патологических черт характера социальная дезадаптация становится особенно глубокой (вплоть до учета в детской комнате милиции, судебного следствия, колонии для несовершеннолетних правонарушителей). В препубертатном и пубертатном возрасте, почти никогда не являясь инициаторами преступления, гиперактивные школьники часто пополняют криминальные группировки [2, с.9].

Таким образом, хотя гиперкинетический синдром, становясь особенно заметным уже в младшем дошкольном возрасте, значительно (или полностью) компенсируется в течение подросткового периода за счет снижения двигательной активности, такие подростки, как правило, не достигают уровня адаптации, что может привести к формированию аддиктивного поведения.

аддиктивное поведение гиперактивный подросток

Данными исследования можно будет пользоваться при работе с гиперактивными детьми и подростками, разрабатывая коррекционную программу, которая позволит повысить уровень адаптации и будет ориентирована не только на ребенка, но и на его окружение. В этом заключается практическая значимость исследования.


Выводы

 

Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от какого-либо вида зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации - гиперактивные подростки.

Таким образом, можно выделить две составляющие формирования аддиктивного поведения, которое формируется на стыке личности и среды: внутренний или личностный фактор и внешний, включающий стиль семейного воспитания и отсутствие взаимопонимания в школе.

Анализируя результаты исследования, необходимо заметить, что у гиперактивных подростков присутствует сочетание личностных факторов, способствующих формированию аддиктивного поведения: склонность к крайностям в самооценке; при столкновении с новой ситуацией, вызывающей напряжение, используют такой психологический защитный механизм как замещение, что подразумевает защиту от нестерпимой ситуации путем переноса реакции с "недоступного" объекта на другой - "доступный"; легко подчиняются другим, зависимы. Всё это в совокупности с неблагоприятной психологической обстановкой в семье и отсутствием взаимопонимания в школе может способствовать формированию аддиктивного поведения у гиперактивных подростков, поэтому психологическое воздействие должно быть направлено не только на ребенка, но и на семью, школу, т.е. на его ближайшее окружение.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает с начала подросткового возраста. Во-первых, подростковый возраст - это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции у гиперактивных подростков. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения у гиперактивных детей: низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни гиперактивного подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Т. Роберт и Дж. Байярд в связи с этим пишут: "…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному "контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни" [43, с.52].

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте "решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе” [44, с.163]. "Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - "делать жизнь с кого? ” [44, с.165]. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей - "своеобразная психологическая повернутость к людям" [40, с.65] - в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.


Заключение

 

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. При наличии характерной совокупности личностных качеств, в стрессовой ситуации, при неблагоприятно сложившихся условиях отвергаемый и непонятый близким окружением подросток впервые прибегает к средствам аддикции. Далее - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями и фиксация в сознании этой связи. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.

Группа риска - люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка. Затем формируется определенная последовательность прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования. В последствии - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью.

В российской и западной литературе описаны характерные черты аддиктивной личности: сниженная переносимость трудностей, так как если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем, что в сочетании с повышенной обидчивостью, подозрительностью, влечет за собой частые конфликты; скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными; уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент; зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью, иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Оценка отклоняющегося поведения ребенка идет по описанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура поведения, причина которого в первую очередь кроется в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями.

По результатам проведенного нами исследования было выявлено, что гиперактивные подростки обладают рядом подобных черт: неадекватность самооценки, уход от ответственности, зависимое поведение, склонность к подчинению.

Так как семья является референтной группой для подростка, то соответственно и формирование аддиктивных механизмов в первую очередь происходит в дисфункциональных семьях. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. Особое значение в формировании аддиктивности приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В результате проведенного исследования в семьях с гиперактивными детьми были выявлены такие стили воспитания как гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка и неустойчивость стиля воспитания. Нарушение эмоциональной стабильности может привести к развитию и укреплению таких явлений как страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим, вследствие чего учащается асоциальное поведение подростков и уход из дома.

Поскольку подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека, который отличается значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество "мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т.к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Таким образом, гиперактивный подросток из дисфункциональной семьи, обладающий такими личностными особенностями как неадекватная самооценка, склонность к уходу от ответственности, зависимое поведение, склонность к подчинению, а также имеющий трудности во взаимоотношениях с учителями, родителями и другими взрослыми, является группой риска по формированию аддиктивного поведения.

В связи с этим при обнаружении у гиперактивного подростка характерных личностных качеств и наличие внешних условий, способствующих формированию аддиктивности, психопрофилактическая работа психолога по аддиктивному поведению должна осуществляться в трёх направлениях: работа с личностными особенностями ребенка и работа с его ближайшим окружением - разработка рекомендаций для учителей и родителей.


Приложения

Приложение А

Анкета для учителя.

Ф.И. ребенка _________________________________

Подчеркните те выражения, которые, на Ваш взгляд, подходят к характеристике данного ребенка.

. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди в различных ситуациях в коллективе.

. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий.

. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

. Неумение вести себя тихо, спокойно.

. Болтливость.

. Мешает другим, пристает к окружающим.

. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

. Частая потеря вещей.

. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.

Содержание

Введение

1. Предпосылки аддиктивности подростков

1.1 Аддиктивное поведение, его виды и сущность

1.2 Этапы формирования аддикции у подростков и характерные черты аддиктивной личности

1.3 Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов

1.4 Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром

2. Роль гиперактивности в формировании аддиктивности у подростков

2.1 Возрастная динамика гиперактивности

2.2 Причины формирования и проявления гиперактивного поведения

3. Факторы, способствующие формированию аддиктивности у гиперактивных подростков

3.1 Процедура и методы исследования

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.

Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторов в российской психологической литературе гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая дисфункция мозга". Есть и другие обозначения: "гиперкинетический синдром", "двигательная расторможенность" и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого явления для самого ребенка.

Гиперкинетические расстройства в преобладающем большинстве случаев постепенно редуцируются к середине пубертатного возраста - в 14-15 лет. Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и профилактики, нельзя ввиду того, что гиперкинетические расстройства, будучи мягкой, пограничной психической патологией, порождают тяжелые формы школьной и социальной дезадаптации, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека [1, с.4].

С первых же дней школьного обучения ребенок оказывается в условиях необходимого выполнения дисциплинарных норм, оценки знаний, проявления собственной инициативы, формирования контакта с коллективом. В связи с чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью, отвлекаемостью, пресыщаемостью гиперактивный ребенок не соответствует требованиям школы и в ближайшие месяцы после начала учебы становится предметом постоянного обсуждения в педагогическом коллективе. Он ежедневно получает замечания, записи в дневнике, его обсуждают на родительских и классных собраниях, его ругают учителя и администрация школы, ему угрожают исключением или переводом на индивидуальное обучение. На все эти акции не могут не реагировать родители, и в семье такой ребенок становится причиной постоянного разлада, ссор, споров, что порождает систему воспитания в виде постоянных взысканий, запретов и наказаний. Педагоги и родители пытаются сдержать его двигательную активность, что само по себе невозможно из-за физиологических особенностей ребенка. Гиперактивный ребенок мешает всем: учителям, родителям, старшим и младшим братьям и сестрам, детям в классе и во дворе. Его успехи при отсутствии специальных методов коррекции никогда не соответствуют его интеллектуальным природным данным, то есть он учится значительно хуже своих возможностей. Вместо двигательной разрядки, о которой ребенок сам говорит взрослым, его заставляют многими часами совершенно непродуктивно просиживать за приготовлением уроков.

Отторгаемый семьей и школой, непонятый, неуспешный ребенок рано или поздно начинает откровенно пренебрегать школой. Чаще всего это происходит в 10-12 лет, когда ослабевает родительский контроль и ребенок получает возможность самостоятельно пользоваться транспортом. Улица полна развлечений, соблазнов, новых знакомых. Улица многообразна. Именно здесь гиперкинетический ребенок никогда не скучает, улица удовлетворяет присущую ему страсть к непрерывной смене впечатлений. Здесь никто не ругает, не спрашивает об успеваемости; здесь сверстники и дети постарше находятся в таком же положении отторжения и обиды; здесь ежедневно появляются новые знакомые; здесь впервые ребенок пробует первую сигарету, первую рюмку, первый "косячок", а иногда и первый укол наркотика. Из-за внушаемости и подчиняемости, отсутствия сиюминутной критики и возможности прогнозировать ближайшее будущее дети с гиперактивностью часто становятся членами асоциальной компании, совершают криминальные акты или присутствуют при них. При наслоении патологических черт характера социальная дезадаптация становится особенно глубокой (вплоть до учета в детской комнате милиции, судебного следствия, колонии для несовершеннолетних правонарушителей). В препубертатном и пубертатном возрасте, почти никогда не являясь инициаторами преступления, гиперактивные школьники часто пополняют криминальные группировки [2, с.9].

Таким образом, хотя гиперкинетический синдром, становясь особенно заметным уже в младшем дошкольном возрасте, значительно (или полностью) компенсируется в течение подросткового периода за счет снижения двигательной активности, такие подростки, как правило, не достигают уровня адаптации, что может привести к формированию аддиктивного поведения.

аддиктивное поведение гиперактивный подросток

Данными исследования можно будет пользоваться при работе с гиперактивными детьми и подростками, разрабатывая коррекционную программу, которая позволит повысить уровень адаптации и будет ориентирована не только на ребенка, но и на его окружение. В этом заключается практическая значимость исследования.


Предпосылки аддиктивности подростков

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.056 с.)