Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процедура и методы исследования
Для выявления гиперактивных подростков использовались: наблюдение за детьми в школе, анкетирование учителей, наблюдения психолога школы и набор методик для изучения факторов, способствующих формированию гиперактивности. Для анкетирования учителей был использован письменный вид анкетного опроса. Данная анкета содержит 14 утверждений, в основании которых лежат критерии Американской Психиатрической Ассоциации, модифицированные В.Р. Кучмой и И.П. Брязгуновым [37, с.23]. Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из 14 симптомов, которые наблюдаются в течении, как минимум, шести месяцев, является основанием для определения гиперактивности. Бланк анкеты представлен в приложении А. Гиперактивный ребенок быстро знакомится с детьми и взрослыми, но так же быстро "изменяет" дружбе в стремлении к новым знакомым и новым впечатлениям. Психическая незрелость у детей с гиперкинетическими расстройствами определяет относительную легкость возникновения у них различных преходящих или более стойких отклонений, нарушение процесса формирования личности под воздействием неблагоприятных факторов - как микросоциально-психологических, так и биологических. Наиболее часто встречаются у гиперактивных детей патологические черты характера с преобладанием неустойчивости, когда на первый план выступают отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие интереса и навыка к труду. Незрелость эмоционально-волевых свойств личности подростков с неустойчивым вариантом обусловливает их повышенную склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе и отрицательных (уходы из дома, школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление алкогольных напитков). Для выявления зависимого поведения в исследовании использовалась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. (автор адаптации - Собчик Л.Н.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются 2 фактора: "доминирование - подчинение" и "дружелюбие - агрессивность". Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Основные социальные ориентации представлены в виде схемы круга, разделенного на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: "доминирование - подчинение", "дружелюбие - агрессивность". В свою очередь, эти секторы разделены на 8 - соответственно более частных отношений. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее оказывается взаимосвязь этих 2 переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная ("доминирование - подчинение") и горизонтальная ("дружелюбие - агрессивность") оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношения: 0-4 балла - низкая, 5-8 баллов - умеренная (это адаптивное поведение), 9-12 баллов - высокая, 13-16 баллов - экстремальная (экстремальное поведение до патологии) [38, с.263-264].
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Учитывая то, что чаще всего гиперактивности помимо проблем по взаимоотношению с окружающими и трудностей в обучении сопутствует и низкая самооценка, в исследовании мы воспользовались методикой самооценки "Лесенка" Дембо Т.В. и Рубинштейна С.Я. Она предназначена для определения уровня притязаний учащихся, его адекватности, выявление детей с неустойчивой самооценкой и склонностью к крайностям оценок. Бланки ответов представляют собой лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер, и счастье [39].
Согласно механизму формирования аддиктивного поведения, сначала формируется какая-либо потребность. При наличии внутренних или внешних причин, приводящих к невозможности достичь объект влечения, подросток испытывает сильное внутреннее напряжение. Совладание со стрессом приводит к улучшению адаптации и, в следствии, к личностному росту. Если же у человека включаются механизмы психологической защиты, происходит замещение адекватных способов реагирования на выбор средства аддикции, приносящее временное облегчение, вследствие чего происходит нарушение адаптации. С помощью опросника Келлермана-Плутчика (адаптирован Гребенниковой Л. Р.) выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической защиты. Опросник состоит из 92 утверждений, содержит 8 шкал: реактивные образования: отрицание реальности, замещение, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение, рационализация [40, с.101]. Оценка отклоняющегося поведения ребенка идет по описанию именно поведенческих комплексов-симптомов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями [35, с.7]. Такая постановка вопроса вполне правомерно обусловливает рассмотрение родительского отношения именно в контексте отклоняющегося, и в частности гиперактивного, поведения ребенка. Для этого нами была использована методика "Родителей оценивают дети" (РОД), созданная на базе методики "Анализ семейного воспитания" (АСВ) И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Она предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Опросник содержит 120 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 18 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я - о механизмах семейной интеграции [41]. С целью изучения отношения одноклассников к гиперактивным детям был использован метод социометрии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.006 с.) |