Процедура и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура и методы исследования



 

Для выявления гиперактивных подростков использовались: наблюдение за детьми в школе, анкетирование учителей, наблюдения психолога школы и набор методик для изучения факторов, способствующих формированию гиперактивности.

Для анкетирования учителей был использован письменный вид анкетного опроса. Данная анкета содержит 14 утверждений, в основании которых лежат критерии Американской Психиатрической Ассоциации, модифицированные В.Р. Кучмой и И.П. Брязгуновым [37, с.23].

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из 14 симптомов, которые наблюдаются в течении, как минимум, шести месяцев, является основанием для определения гиперактивности. Бланк анкеты представлен в приложении А.

Гиперактивный ребенок быстро знакомится с детьми и взрослыми, но так же быстро "изменяет" дружбе в стремлении к новым знакомым и новым впечатлениям. Психическая незрелость у детей с гиперкинетическими расстройствами определяет относительную легкость возникновения у них различных преходящих или более стойких отклонений, нарушение процесса формирования личности под воздействием неблагоприятных факторов - как микросоциально-психологических, так и биологических. Наиболее часто встречаются у гиперактивных детей патологические черты характера с преобладанием неустойчивости, когда на первый план выступают отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от минутных желаний и влечений, повышенная подчиняемость постороннему влиянию, нежелание преодолевать малейшие трудности, отсутствие интереса и навыка к труду. Незрелость эмоционально-волевых свойств личности подростков с неустойчивым вариантом обусловливает их повышенную склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе и отрицательных (уходы из дома, школы, сквернословие, мелкое воровство, употребление алкогольных напитков).

Для выявления зависимого поведения в исследовании использовалась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. (автор адаптации - Собчик Л.Н.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются 2 фактора: "доминирование - подчинение" и "дружелюбие - агрессивность". Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Основные социальные ориентации представлены в виде схемы круга, разделенного на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: "доминирование - подчинение", "дружелюбие - агрессивность". В свою очередь, эти секторы разделены на 8 - соответственно более частных отношений. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее оказывается взаимосвязь этих 2 переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная ("доминирование - подчинение") и горизонтальная ("дружелюбие - агрессивность") оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношения: 0-4 балла - низкая, 5-8 баллов - умеренная (это адаптивное поведение), 9-12 баллов - высокая, 13-16 баллов - экстремальная (экстремальное поведение до патологии) [38, с.263-264].

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Учитывая то, что чаще всего гиперактивности помимо проблем по взаимоотношению с окружающими и трудностей в обучении сопутствует и низкая самооценка, в исследовании мы воспользовались методикой самооценки "Лесенка" Дембо Т.В. и Рубинштейна С.Я. Она предназначена для определения уровня притязаний учащихся, его адекватности, выявление детей с неустойчивой самооценкой и склонностью к крайностям оценок. Бланки ответов представляют собой лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер, и счастье [39].

Согласно механизму формирования аддиктивного поведения, сначала формируется какая-либо потребность. При наличии внутренних или внешних причин, приводящих к невозможности достичь объект влечения, подросток испытывает сильное внутреннее напряжение. Совладание со стрессом приводит к улучшению адаптации и, в следствии, к личностному росту. Если же у человека включаются механизмы психологической защиты, происходит замещение адекватных способов реагирования на выбор средства аддикции, приносящее временное облегчение, вследствие чего происходит нарушение адаптации.

С помощью опросника Келлермана-Плутчика (адаптирован Гребенниковой Л. Р.) выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической защиты. Опросник состоит из 92 утверждений, содержит 8 шкал: реактивные образования: отрицание реальности, замещение, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение, рационализация [40, с.101].

Оценка отклоняющегося поведения ребенка идет по описанию именно поведенческих комплексов-симптомов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями [35, с.7]. Такая постановка вопроса вполне правомерно обусловливает рассмотрение родительского отношения именно в контексте отклоняющегося, и в частности гиперактивного, поведения ребенка.

Для этого нами была использована методика "Родителей оценивают дети" (РОД), созданная на базе методики "Анализ семейного воспитания" (АСВ) И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Она предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Опросник содержит 120 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 18 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно - ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я - о механизмах семейной интеграции [41].

С целью изучения отношения одноклассников к гиперактивным детям был использован метод социометрии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.006 с.)