Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная динамика гиперактивности
В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы [1, с.2]. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: "подвижные”, "импульсивные”, "шустрики”, "энерджайзер”, "вечный двигатель”, "живчик”, "вулканчик”. Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как "моторный тип развития”, "дети с повышенной активностью”, "дети с повышенной аффективностью”. По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети [1, с.3]. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе [26]. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - лёгкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющих однотипную, невыраженную, стёртую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, вероятностно обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга [27, с.7]. Отсюда видно, что ММД не являются медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация наличия лёгких нарушений в работе мозга, причину и суть которых ещё предстоит выяснить.
Группа ММД включает в себя большое количество различных расстройств. Чаще всего на себя обращают внимание дети с реактивной формой ММД или с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). До недавнего времени признаки синдрома рассматривались в общей клинической картине минимальных мозговых дисфункций. Однако высокая распространённость в детской популяции привела к необходимости выделения его в отдельную нозологическую единицу [28]. При отсутствии коррекции и наличии неблагоприятных психосоциальных условий развития у детей с выраженной формой синдрома дефицита внимания отставание в развитии усугубляется вторичными расстройствами. У подростков рано развивается тяга к курению, алкоголю, наркотическим веществам. Они часто попадают в асоциальные компании, совершают правонарушения. В некоторых случаях могут развиваться психоподобные расстройства. Профилактика развития синдрома является действенной мерой снижения детской и подростковой преступности [29, с.4]. Врачи в разных странах мира использовали различные термины для определения этого заболевания. Назовём лишь некоторые из них: органическая мозговая дисфункция, хореиформный синдром, лёгкая детская энцефалопатия, гиперкинетический синдром, психомоторная нестабильность, нарушение внимания, дети с перцепциально-двигательными нарушениями. Немного существует заболеваний, имеющих столь разнообразную и многочисленную терминологию. Это обусловлено крайней вариабельностью симптоматики и наличием дифференцированных расстройств [26, с.21]. Исследованием проблемы гиперактивных детей занимались различные специалисты: медики, психологи, педагоги. В связи с этим, терминология всегда отражала специализацию автора. Нейрофизиологи определяли это состояние как "минимальное мозговое повреждение", нейропсихологи - "расстройство саморегуляции и торможения", биохимики - "дисфункция медиаторных систем", педиатры - "гиперкинетический синдром" и т.д. До середины 60-х годов в литературе насчитывалось до 40 названий этого состояния, что вносило определённую путаницу при его диагностировании и лечении [26, с.21-22].
Однако все авторы сходились в одном: такое патологическое состояние существует, его необходимо изучать, диагностировать и своевременно излечивать [30]. В 1962 году Оксфордская группа по международным исследованиям в детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга. На нём было принято решение обозначать данное расстройство термином "минимальная мозговая дисфункция". Тем самым подчёркивалось отсутствие у больных детей органических поражений мозга, а выявляемые нарушения свидетельствовали лишь о наличии нейрохимической и нейрофизиологической дисфункции [26, с.16]. Разные авторы в понятие "минимальная дисфункция мозга" включали до 100 клинических проявлений. Помимо двигательной расторможенности, нарушений концентрации внимания и повышенной импульсивности сюда были отнесены агрессивность, раздражительность, инфантильное поведение, социальная незрелость, учебные трудности (дислексия, дисграфия, дискалькулия), визуально-перцептуальные нарушения, нарушения речи, расстройства сна, невротические признаки и другие [26, с.17]. Несомненно, что термин "легкая мозговая дисфункция" оказывает психологическое давление на родителей и их детей, в то время как достоверных научных доказательств в пользу такого термина не существует. В клинической картине заболевания отсутствует выраженная неврологическая симптоматика, интеллектуальные способности на уровне нормы. При отсутствии наследственной предрасположенности и благоприятных социально-психологических условиях развития симптомы заболевания по мере взросления ребёнка исчезают [29, с.54]. Существенных доказательств наличия мозговой дисфункции у этих детей до сих пор не найдено, поэтому специалисты перешли от патогенетической терминологии к симптоматической. В 1968 году во 2-ой редакции "Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSМ-II)" [США], был предложен термин "гиперкинетическая реакция детства", подчёркивающий первостепенное значение двигательных нарушений в клинике расстройства. Но в России термин "минимальная мозговая дисфункция" остался как определение обширной группы состояний с лёгкой церебральной патологией, проявляющейся в виде функциональных нарушений центральной нервной системы [26, с.18]. За 35 лет сменилось четыре редакции американской классификации психиатрических болезней (DSМ-II, DSМ-III, DSМ-III-R, DSМ-IV). В каждой последующей DSМ терминология гиперкинетического синдрома менялась. В 1980 году в DSМ-III был представлен термин attention deficit disorder - синдром дефицита внимания, так как базовым симптомом расстройства был признан дефицит внимания. Это обосновано тем, что нарушения внимания встречаются у всех больных с данной патологией, а повышенная двигательная активность лишь у 80-85% [30, с.11]. Ревизия 1987 года (DSМ-III-R) внесла большой вклад в диагностические критерии и даже изменила название заболевания attention deficit hyperactivity disorder - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Термин несколько сложный для понимания, но он точно отражает симптоматику расстройства, в которой преобладают нарушения внимания и гиперактивность. Именно под этим названием данная патология вошла в современные американскую и европейскую классификации болезней [30, с.12].
Целью дальнейших ревизий DSМ стало уменьшение клинической разнородности группы детей с синдромом путём выделения подгрупп со сходными клиническими признаками: с преобладанием нарушений внимания, с преобладанием гиперактивности-импульсивности, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивности-импульсивности. Это позволило повысить специфику психолого-педагогической коррекции и лечения [30]. В Белоруссии, также как в Европе, принята Международная классификация болезней. В последней редакции МКБ в группе СДВГ выделяется две подгруппы: с наличием гиперактивности - "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - и без неё - "синдром дефицита внимания без гиперактивности" [30, с.14]. По-прежнему принята и старая терминология. Согласно ей педиатры выделяют группу детей с гипердинамическим (гиперкинетическим) синдромом - 90% от выборки, и гипокинетическим синдромом (10%) [31]. Иногда в литературе эти формы расстройства встречаются как две разновидности минимальной мозговой дисфункции - реактивная и астеничная [27, с.24]. Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками [26, c.32]: ¾ Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится. ¾ Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. ¾ Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. ¾ Обычно не может тихо, спокойно себя вести или заниматься чем-либо на досуге. ¾ Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор". ¾ Часто бывает болтлив. ¾ Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. ¾ Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. ¾ Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы). Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой (см. таблица 2.1). Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений [1, с.4].
Таблица 2.1 Критерии первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка [32, с.87]. Критерии гиперактивности: ¾ Непоследователен, ему трудно сосредоточиться. ¾ Не слушает, когда к нему обращаются. ¾ С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. ¾ Испытывает трудности в организации. ¾ Часто теряет вещи. ¾ Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. ¾ Часто бывает забывчив. ¾ Постоянно ерзает. ¾ Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается на стуле). ¾ Спит намного меньше, чем другие дети. ¾ Очень говорлив. ¾ Начинает отвечать, не дослушав вопрос. ¾ Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. ¾ Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза). ¾ При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет). Если проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагоги, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен [32]. Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его, оказывается, трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5-2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризничает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, вскочить, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энуpезом [33, с.4].
Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость в рамках нормальной детской психодинамики. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, пресыщаемость с потребностью в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, - дома, в подготовительной группе детского сада, в подготовительных группах общеобразовательной школы [1, c.5]. Начиная с 1-го класса гипердинамические расстройства у ребенка выражаются в двигательной расторможенности, суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении задач. При этом нередко наблюдается повышенный фон настроения с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием, недостаточная настойчивость в деятельности, особенно требующей активного внимания, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, плохо организованная и слабо регулируемая активность [1, c.5]. Гиперактивные дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время урока, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки; при этом такие дети сами говорят, что им "необходимо разрядиться", "сбросить энергию" [1, c.6]. Проявления гиперактивности существенно изменяются с возрастом. Всплеск гиперактивности в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой [34, с.313]. Среди мальчиков 7-12 лет признаки гиперактивности наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1: 1, а среди 20-25-летних - 1: 2 с преобладанием девушек [35, c.7]. Высокая частота встречаемости признаков гиперактивности у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3-4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу. Среди девочек гиперактивность встречается реже, поведенческие отклонения проявляются более скрыто [34]. По мере созревания центральной нервной системы происходит компенсация тех или иных функциональных нарушений и к периоду полового развития (12-14 лет) наблюдается значительное снижение гиперактивности и импульсивности [27]. После 15 лет гиперактивность, как правило, исчезает. В противном случае она способствует развитию деликвентного поведения [27]. Таким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость непоседливость, отвлекаемость, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации. Двигательное беспокойство, впервые проявляясь в раннем и преддошкольном возрасте, достигает максимума к началу обучения в школе. В более старшем возрасте, к 9 - 10 годам, дети становятся спокойнее. Двигательная расторможенность у них уменьшается, постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть к 14 - 15 годам. Но проблемы, порождаемые гиперактивным поведением, остаются, приводя к серьезным личностным нарушениям и возможности формирования социально опасных, антиобщественных форм поведения. Американские специалисты установили, что среди 500 молодых правонарушителей в 59 процентах случаев отмечалось гиперактивное поведение [30].
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.032 с.) |