Анализ и интерпретация полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация полученных результатов



 

С помощью следующих методик: методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, методики самооценки "Лесенка" Дембо Т.В. и Рубинштейна С.Я., опросника Келлермана-Плутчика, методики "Родителей оценивают дети" и метода социометрии было обследовано 3 разновозрастных группы подростков: 11-12 лет (6 класс), 13-14 лет (8 класс) и 15-16 лет (10 класс). В 6 классе 13 мальчиков и 13 девочек, в 8 классе 10 мальчиков и 13 девочек, в 10 классе 8 юношей и 20 девушек. Таким образом, было обследовано 77 учащихся Тереховской средней школы №2.

На основании наблюдения и метода экспертных оценок были выявлены гиперактивные подростки в обследуемых классах. В 6 классе гиперактивными являются 3 мальчика и 1 девочка, в 8 классе - 3 девочки и 2 мальчика, в 10 классе - 2 юноши.

Цель исследования: сравнить степень выраженности факторов, способствующих формированию аддиктивного поведения у гиперактивных подростков и других детей.

Ц.П. Короленко выделяет характерные черты аддиктивной личности: стремление к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний; скрытый комплекс неполноценности, неуверенность; уход от ответственности в принятии решений и взваливание её на других; зависимость, которая проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью, пассивность, отсутствие самостоятельности; поверхностный характер социабельности с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление [3].

По результатам проведенного исследования у гиперактивных подростков явное преобладание склонности к завышенной или заниженной самооценке, так как они выбирали 1-2 ступени или 8-9, в то время как остальные учащиеся всех трех классов ставили себя на 4-6 ступени, что говорит об адекватности самооценки. Для наглядного предоставления данных в таблице условно разделим изучаемых подростков на 2 группы: подростки с гиперактивностью и подростки без гиперактивности.

 

Таблица 3.1 - Достоверность различий в уровне самооценки

                    Ступени Группы

1-2 и 8-9

4-6 Сумма
   (Кол-во испытуемых) % доля  (Кол-во испытуемых)  
Гиперактивные подростки 11 78,6% 0 11
Подростки без гиперактивности 3 21,4% 63 66
Сумма

14

63 77

 

С помощью критерия Фишера, предназначенного для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта, сопоставим две группы по частоте встречаемости крайних значений (показатели на 1-2 и 8-9 ступенях "Лесенки"). Критерий Фишера оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол j, а меньшей доле - меньший угол [42, с.159].

Гипотезы:

H0: Доля подростков без гиперактивности, у которых проявляются крайние значения в самооценке, не больше, чем у гиперактивных.

H1: У гиперактивных подростков чаще встречаются крайние значения в самооценке.

Подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:

 

φ*= (φ1 - φ2) · √ (n1 · n2) / (n1 + n2);

 

где φ1 - угол, соответствующий большей % доле;

φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле;

n1 - количество встречаемости признака в группе гиперактивных детей;

n2 - количество встречаемости признака в группе детей без гиперактивности.

По таблице уровней статистической значимости разных значений критерия φ* Фишера (по Гублеру Е.В., 1978) определяем уровень значимости различий процентных долей. Получаем j*=1,88; р=0,03.

Если φ*=1,64 (р≤0,05) или φ*=2,31 (р≤0,01), то принимается гипотеза H1.

Следовательно, статистически значимо утверждение, что гиперактивные подростки более склонны к крайностям в самооценке, чем подростки без гиперактивности. Таким образом, завышенная самооценка может свидетельствовать о стремлении гиперактивных подростков подчеркивать своё я, критиковать других и не воспринимать замечания в свой адрес. Заниженная самооценка свидетельствует о недовольстве собой, неуверенности в себе, своих поступках, действиях.

По результатам опросника Келлермана-Плутчика (таблица 3.3) видно, что при столкновении с внешним или внутренним препятствием на пути к удовлетворению потребности гиперактивные подростки прибегают к таким защитным механизмам как замещение (82%) и регрессия (18%), в то время как другие подростки такие психологические способы защиты выбирают в 4,5% и 1% случаев соответственно (j*=1,57; р=0,05).

 

Таблица 3.3 - Защитные механизмы подростков

  замещение регрессия другие
Гиперактивные подростки 9 2 0
Подростки без гиперактивности 3 1 62

 

На рисунках 3.1 и 3.2 наглядно представлен выбор защитных механизмов подростками с гиперактивностью и подростками без гиперактивности.

 

Рисунок 3.1 - Защитные механизмы гиперактивных подростков.

 

Такой психологический механизм защиты как замещение подразумевает, что люди, обладающие низкой переносимостью фрустраций в качестве способа восстановления психологического комфорта, стремясь к искусственному изменению психического состояния, заменяют "недоступный" объект на другой - "доступный", неприемлемое действие заменяют на приемлемое, в качестве которого может выступать аддикция. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ "борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

 

Рисунок 3.2 - Защитные механизмы подростков без гиперактивности.

 

У подростков без гиперактивности преобладают другие защитные механизмы: реактивные образования, рационализация, проекция, вытеснение.

По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, выявляющей преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, у гиперактивных подростков была выявлена склонность к подчинению, поскольку их показатели по данной методике находятся в 3 и 4 секторах (рисунок 3.3) со значениями от 9 до 14, что свидетельствует об экстремальности интерперсонального поведения. Среди остальных детей наблюдается адаптивное поведение.

 

Рисунок 3.3 - Схема Т. Лири

 

Зависимое поведение характеризуется пассивностью, отсутствием самостоятельности, стремлением к получению поддержки. Если подросток попадает в группу с аддиктивной направленностью, то зависимое поведение как подчинение влиянию других людей может способствовать формированию аддиктивного поведения.

С помощью методики РОД были выявлены такие стили воспитания в семьях с гиперактивными детьми как гипопротекция (18,2%), игнорирование потребностей ребенка (27,3%), неустойчивость стиля воспитания (54,5%). У негиперактивных наличие таких стилей воспитания не выявлено.

 


Таблица 3.4 - Стили семейного воспитания

                                Группы Стили семейного воспитания Гиперактивные подростки (кол-во детей) Дети без гиперактивности (кол-во детей)
Гиперпротекция 0 14
Гипопротекция 1 0
Потворствование 0 14
Игнорирование потребностей подростка 3 0
Чрезмерность требований (обязанностей) 0 4
Недостаточность обязанностей подростка 0 10
Чрезмерность требований - запретов (доминирование) 0 5
Недостаточность требований - запретов к ребенку 0 3
Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) 0 0
Минимальность санкций 0 16

 

Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям - все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации.

Результаты проведенной социометрии показали, что гиперактивные подростки не являются ни "звездами", ни "изолированными" (таблица 3.5). Это ещё раз подтверждает то, что гиперактивные подростки, отвергаемые семьёй и школой, легко входят в группу, а при отсутствии собственного мнения, пассивности и стремлении к подчинению такая группа может оказаться аддиктивно направленной.

Результаты социометрии наглядно представлены в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 - Результаты социометрии

                                 Группы Социальный статус Гиперактивные подростки (кол-во детей) Дети без гиперактивности (кол-во детей)
Звёзды 0 7
Предпочитаемые 6 13
Пренебрегаемые 5 32
Изолированные 0 14
S 11 66

 

По данным литературы, мнения учителей о гиперактивных подростках содержат мало положительного, таких детей всегда ругают и наказывают, ими, как правило, недовольны. Учителя в школе в 100% случаев выражают мнение, что эти дети создают проблемы.


Выводы

 

Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от какого-либо вида зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации - гиперактивные подростки.

Таким образом, можно выделить две составляющие формирования аддиктивного поведения, которое формируется на стыке личности и среды: внутренний или личностный фактор и внешний, включающий стиль семейного воспитания и отсутствие взаимопонимания в школе.

Анализируя результаты исследования, необходимо заметить, что у гиперактивных подростков присутствует сочетание личностных факторов, способствующих формированию аддиктивного поведения: склонность к крайностям в самооценке; при столкновении с новой ситуацией, вызывающей напряжение, используют такой психологический защитный механизм как замещение, что подразумевает защиту от нестерпимой ситуации путем переноса реакции с "недоступного" объекта на другой - "доступный"; легко подчиняются другим, зависимы. Всё это в совокупности с неблагоприятной психологической обстановкой в семье и отсутствием взаимопонимания в школе может способствовать формированию аддиктивного поведения у гиперактивных подростков, поэтому психологическое воздействие должно быть направлено не только на ребенка, но и на семью, школу, т.е. на его ближайшее окружение.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает с начала подросткового возраста. Во-первых, подростковый возраст - это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции у гиперактивных подростков. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения у гиперактивных детей: низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.

Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни гиперактивного подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Т. Роберт и Дж. Байярд в связи с этим пишут: "…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному "контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни" [43, с.52].

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте "решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе” [44, с.163]. "Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - "делать жизнь с кого? ” [44, с.165]. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей - "своеобразная психологическая повернутость к людям" [40, с.65] - в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.


Заключение

 

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. При наличии характерной совокупности личностных качеств, в стрессовой ситуации, при неблагоприятно сложившихся условиях отвергаемый и непонятый близким окружением подросток впервые прибегает к средствам аддикции. Далее - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями и фиксация в сознании этой связи. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.

Группа риска - люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка. Затем формируется определенная последовательность прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования. В последствии - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью.

В российской и западной литературе описаны характерные черты аддиктивной личности: сниженная переносимость трудностей, так как если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем, что в сочетании с повышенной обидчивостью, подозрительностью, влечет за собой частые конфликты; скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными; уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент; зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью, иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Оценка отклоняющегося поведения ребенка идет по описанию именно поведенческих комплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится "трудным" не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура поведения, причина которого в первую очередь кроется в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями.

По результатам проведенного нами исследования было выявлено, что гиперактивные подростки обладают рядом подобных черт: неадекватность самооценки, уход от ответственности, зависимое поведение, склонность к подчинению.

Так как семья является референтной группой для подростка, то соответственно и формирование аддиктивных механизмов в первую очередь происходит в дисфункциональных семьях. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. Особое значение в формировании аддиктивности приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В результате проведенного исследования в семьях с гиперактивными детьми были выявлены такие стили воспитания как гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка и неустойчивость стиля воспитания. Нарушение эмоциональной стабильности может привести к развитию и укреплению таких явлений как страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим, вследствие чего учащается асоциальное поведение подростков и уход из дома.

Поскольку подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека, который отличается значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество "мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т.к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Таким образом, гиперактивный подросток из дисфункциональной семьи, обладающий такими личностными особенностями как неадекватная самооценка, склонность к уходу от ответственности, зависимое поведение, склонность к подчинению, а также имеющий трудности во взаимоотношениях с учителями, родителями и другими взрослыми, является группой риска по формированию аддиктивного поведения.

В связи с этим при обнаружении у гиперактивного подростка характерных личностных качеств и наличие внешних условий, способствующих формированию аддиктивности, психопрофилактическая работа психолога по аддиктивному поведению должна осуществляться в трёх направлениях: работа с личностными особенностями ребенка и работа с его ближайшим окружением - разработка рекомендаций для учителей и родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.046 с.)