Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности отношения к родам беременных женщинСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Беременность в психологии рассматривается как время эмоционального кризиса, стресса, поворотного пункта, или как некий вид болезни, навязанный женщине. По определению отечественных авторов, беременность - это физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный в дальнейшем к внутриутробному существованию [62, 13]. Беременность представляет собой качественно новое состояние организма, требующее максимальной работы всех органов и систем. Ее можно рассматривать как стадию развития [27, 29]. Р.В. Овчарова придерживается точки зрения, что беременность, роды и материнство - это определенные ступени формирования зрелой женской идентичности. По её мнению, эти этапы связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего [34, 17]. Таким образом, процесс родов, качество и полнота его проживания женщиной, занимает важное место в формировании ее само идентичности, в становлении как матери и как зрелой, реализовавшейся личности. Беременность является нормальным физиологическим процессом, во время которого в организме женщины происходят существенные изменения. Это обязывает будущую мать строго соблюдать гигиенические правила, способствующие сохранению её здоровья и нормальному развитию плода. В период беременности мать является в широком смысле слова окружающей средой для будущего ребёнка, и здоровые условия организма матери, равно как и уравновешенное состояние ее нервной системы, естественно, создают благоприятные возможности для его роста и нормального развития. Гормоны, выделяемые плацентой во время беременности, вызывают в организме матери многочисленные физиологические изменения, которые обеспечивают правильное развитие плода, подготавливают организм к предстоящим родам и кормлению. Нервная система беременной перестраивается таим образом, что подчиняет весь организм цели вынашивания плода. В соответствии с этим происходят физиологические изменения в основных его системах. Таким образом, физические и психические изменения в организме беременной являются приспособительными и необходимыми для удовлетворения потребностей растущего плода. К беременности приспосабливаются не только физические функции организма, но и психология женщины. На отношение женщины к беременности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отношение зависит и от особенностей личности самой беременной. Как правило, у женщин при беременности изменяется эмоциональное состояние. Если в первой половине беременности большинство женщин беспокоят забота и тревога о собственном здоровье, то во второй половине, особенно после начала шевеления плода, все мысли и заботы направлены на благополучие будущего ребенка, который начинает восприниматься как отдельно существующее лицо. Преодоление этих опасений и страхов зачастую осуществляется путём демонстрации регрессивного поведения, являющегося результатом бессознательного желания беременной найти в окружающих защиту и преодолеть боязнь [6, 213]. С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, иногда доходящие до паники («Вынесу ли я роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности. По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого амбивалентного комплекса [3, 27]. Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперактивность беременной, желающей ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60-80% случаев. Описан феномен перинатальной тревоги и её влияние на исход беременности. У беременной, как правило, выявляется несколько видов тревоги: 1. Генерализованная; 2. Физическая (женщина тяжело переносит физические аспекты беременности); 3. Страх за судьбу плода; 4. Страх перед необходимостью ухода за новорожденным; 5. Страх перед родами; 6. Страх перед кормлением новорожденного; 7. Психопатологические феномены тревоги; 8. Тревога по поводу предстоящего родительства (более характерна для старших женщин) [1, 42]. Многие авторы исследовали влияние беременности на психическое состояние женщин. М А. Кочнева, А.Е. Сумовская установили, что во время беременности заметно снижается уровень умственной работоспособности, особенно в первом и третьем триместре (в первом на 35,8 %, в третьем на 26,6%), что можно объяснить понижением функционального состояния коры головного мозга во время беременности, которое сохраняется без резких изменений до родов [21, 13-16]. Умственная работоспособность беременных характеризуется снижением темпа работы. При выполнении задания у женщин отмечается инертность психических процессов, ослабление внимания. То, что женщины при этом продолжают работать на своем обычном месте, часто не справляясь со всем объемом обязанностей, еще больше усугубляет и без того имеющийся у них психологический дискомфорт, психическую напряженность, усиливает конфликтность, эмоциональную лабильность и способствует развитию невротических расстройств, психозов; возможно, отмечают авторы, это способствует невынашиванию беременности и другим отклонениям от нормального течения беременности и родов [50, 34]. Можно выделить три основных фактора, нарушающих нормальное течение беременности и родов: 1. Хронические заболевания 2. Неправильный образ жизни (т.н. «вредные привычки») 3. Страх перед родами Некоторый страх перед родами в той или иной степени испытывают почти все беременные женщины [23, 28]. Это физиологическая реакция организма, концентрирующая все его резервы для выполнения важнейшей задачи. Тревоги и страхи периода беременности имеют свойство накапливаться, усугубляя и отягощая друг друга, и к моменту родов все они объединяются в один - страх перед родами. Панический страх перед родами - это патологическое состояние, нарушающее нормальную работу природных механизмов рождения ребенка [46, 15-17]. Родовая деятельность (схватки) управляется и регулируется центральной нервной системой. Страх дезорганизующе влияет на течение родов. Схватки становятся беспорядочными, нерегулярными, продолжительность родов увеличивается, - все это может негативным образом отразиться на здоровье роженицы и новорожденного [32, 112]. Кроме того, процесс родов, по мнению многих авторов, оказывает значительное влияние не только на физиологические аспекты диады «мать-дитя», но и на психологические [8; 10; 35]. Рассматривая беременность как стадию развития, можно выделить основные отличительные характеристики этого периода, происходящие изменения затрагивают как психофизиологический, так и психологический уровень. На психофизиологическом уровне выделяют изменения в следующих сенсорных областях. Акустическая: беременным женщинам часто не нравится громкая музыка, они начинают предпочитать классическую или медитативную музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук, выстреливающий звук или внезапный шум. Визуальная: многие женщины сообщают об изменениях в зрительном восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуальные стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприятные события; в то же время беременные начинают глубже чувствовать красоту и гармонию. Они также более чувствительны к цветовым сочетаниям. Кинестетическая: большинство беременных женщин становятся более чувствительными к способу прикосновения к ним и другим тактильным сигналам. Обонятельная: появляется более дифференцированное чувство обоняния. Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, более дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать определенные запахи и их источники. Вкусовая: многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и напитки, так же, как и вещества, которые являются вредными для нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, кофеин и т. п. Однако беременные часто начинают бессознательно употреблять в пищу те продукты, в которых имеются необходимые питательные вещества [6, 119-124]. Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности - это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения, и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка [3, 27]. Одним из самых ярких и эмоционально насыщенных симптомов синдрома беременности является страх перед родами. Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой стороны, избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство [53, 34-35]. На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашаются на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка [65, 17-19]. Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже утомившей беременностью, и непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же период наблюдаются характерные колебания настроения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить вынужденно пассивную роль беременной [58, 33]. Говоря о страхе перед родами у беременных, можно отметить его преимущественно биологических характер [68, 61], поскольку, как было рассмотрено выше, у этого страха присутствует биологическая составляющая. Однако страх родов присущ не только беременным, его в латентной форме имеет значительное число небеременных и не имеющих опыта родов женщин. В данном случае страх родов можно описать как социальный, имеющий основной причиной негативные социальные установки, которые усваиваются женщиной нередко задолго до наступления пубертатного периода. Наличие негативного отношения к родам у молодых женщин признается многими исследователями «по умолчанию», между тем, серьезные исследования, посвященные данной теме, в отечественной психологии на сегодняшний день отсутствуют. Просвещать беременных женщин в вопросах подготовки к родам впервые начал швейцарский доктор Вальхард в 1911 г. В 1920 г. советские исследователи во главе с К.И.Платоновым разработали методику обезболивания родов с использованием суггестивных и гипнотических методов. Во второй половине 40-х гг. в нашей стране вопросы психопрофилактической подготовки к родам разрабатывались с позиций как акушерства, так и психотерапии (Платонов К.И., Николаев А.П., Сыроватко А.Ф.). В основу разработок легли труды отечественных физиологов И.П.Павлова, Л.А.Орбели, К.М.Быкова. Были сформулированы некоторые механизмы возникновения болевых ощущений в процессе родового акта [17, 3-4]. Впервые психопрофилактику возникновения болей в процессе родов в нашей стране применил И.З. Вельвовский. В 1959 г. им была установлена ведущая роль коры головного мозга в возникновении болевых ощущений. Суть методики И.З. Вельвовского по психопрофилактической подготовке беременных к родам заключается в снижении возбуждения в подкорковых центрах и уравновешивании процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга посредством словесного воздействия [17, 7]. В 40-х гг. в нашей стране вводятся госпитальные роды, с этого периода они начинают восприниматься как хирургическая операция, что приводит к значительному росту тревоги у будущих матерей (независимо от психического склада и интеллектуального уровня, у беременных часто возникает тревога перед посещением больницы, страх перед неизвестным либо установка на неизбежность психотравмирующих ситуаций) [17, 8]. Проблема страха перед родами на сегодняшний день достаточно широко исследуется как отечественными, так и зарубежными специалистами – психологами, акушерами. В настоящее время во многих странах Западной Европы и в США формируется и развивается движение за гуманизацию родов. Это связано с повышением интереса к психотерапии, психологии личности и семьи. Поскольку исследование данной проблемы имеет важнейшее прикладное значение, а именно – разработку эффективных мер психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, - данные исследования в большинстве своем проводятся на базе медицинских учреждений, и в качестве испытуемых выступают беременные женщины, для которых страх перед предстоящими родами является актуальным. Большинство книг, статей, материалов и документов по родовспоможению посвящены патологии беременности, физиологическим и психологическим осложнениям после родов. Требует научного осмысления интеграция положительного опыта, новых теоретических и методических наработок в области психопрофилактики в родовспоможении и рождении новой семейной культуры ожидания ребенка. Внешне большое разнообразие программ подготовки к родам не решает актуальных проблем, связанных с комплексной коррекцией неадаптивных психо-эмоциональных состояний женщин в период беременности, оказывающих неблагоприятное влияние не только на сам период беременности, но и на процесс родов, а значит – на физическое и психическое здоровье матери и ребенка. На сегодняшний день в нашей стране не существует цельной, научно обоснованной концепции психопрофилактической подготовки к родам как комплексного процесса. Для большинства женщин беременность является не только осознанным желанием, одухотворенным истинным смыслом материнства, но и в значительной степени необходимостью соответствовать социальным требованиям. Следовательно, психопрофилактическую работу по преодолению страхов и формированию позитивных установок в отношении родов можно начинать задолго до беременности и ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины. Значительным средством психопрофилактики здесь может быть психологическая и психотерапевтическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание. Подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что на отношение женщины к беременности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отношение в значительной степени зависит и от особенностей личности самой беременной. Можно предположить, что такие врожденные свойства, как особенности типа организации нервной системы, будут в значительной степени влиять на отношение женщины к процессу родов, определяя как общий эмоциональный настрой, так и частные особенности этого отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.008 с.) |