Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем



Соотношение двух сигнальных систем в структуре нервной системы испытуемого выявляется в данном опроснике по следующим показателям:

– динамические особенности (активность и саморегуляция);

– эмоциональность и воля;

– познавательные процессы: память, воображение, мышление.

Опросник содержит 57 утверждений, каждое из которых отнесено к одной из 7 шкал: шкала «Активность» (8 утверждений), Шкала «Эмоциональность» (9 утверждений), Шкала «Образная память» (6 утверждений), Шкала «Воображение» (6 утверждений), Шкала «Саморегуляция» (10 утверждений), Шкала «Воля» (10 утверждений), Шкала «Аналитическое мышление» (8 утверждений).

Бланк ответов для данной методики имеет структуру таблицы, в каждой строке которой, напротив предлагаемого утверждения, приведены пять вариантов ответов, таких как: «Несомненно, да», «Пожалуй, да», «Когда как», «Пожалуй, нет», «Нет».

Испытуемым предлагается следующая инструкция: Прочитав утверждения, выберите подходящий для себя вариант ответа. Выбранный вариант отметьте символом «+» в клетке с ответом.

Шкала «Активность». Если испытуемый выбирает первый вариант ответа, это указывает на общую поведенческую активность, склонность к сверхнормативным действиям, избыток энергии, широту контакта с окружающими.

Шкала «Эмоциональность». Данная шкала выявляет индивидуальные различия по впечатлительности, эмоциональной подвижности, легкости возникновения эмоций и т. д. Утверждения подобраны таким образом, чтобы в совокупности они отражали эмоционально-красочное видение мира, высокую чувствительность к окружающему, вплоть до юношеской ранимости, устойчивости настроения. Предполагается, что такая шкала может выявлять характерную для подросткового возраста специфику общей динамики эмоциональности. Эта сторона эмоциональности может по-своему характеризовать развитость первой сигнальной системы.

Шкала «Образная память». Эти утверждения отражают специфические особенности сигнальной сферы индивида в виде образности или логичности памяти. Меньшая величина баллов по этой шкале указывает на преобладание устойчивых образных особенностей памяти.

Шкала «Воображение». Эта шкала может дать представление о некоторых непосредственных компонентах первосигнальных особенностей индивида. Сюда вошли утверждения, характеризующие личность со стороны ее расположенности к мечтательности, впечатлительности.

Автор методики предполагает, что у лиц с преобладанием второй сигнальной системы выражены саморегуляция, воля и аналитическое мышление. Поэтому он включил в нее еще три шкалы.

Шкала «Саморегуляция». В эту шкалу собраны утверждения, позволяющие выяснить, насколько характерно спокойное разумное обдумывание своих действий, умение предвидеть события. Эти черты соответствуют развиваемой в дифференциальной психофизиологии представлениям о значении саморегуляции психической активности. При этом речь идет о целостной, личностной характеристике.

Шкала «Воля». В целом все эти утверждения выявляют готовность к произвольному напряжению, умению подчинять себя задачам деятельности и преодолевать возможные трудности, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей, решительность.

Шкала «Аналитическое мышление». Выявляет устойчивый стиль мышления. Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают расположенность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к четкости и продуманности действий, последовательность в переходах от одних этапов действий к другим. По своему содержанию один из полюсов этой шкалы можно назвать «аналитичностью» в отличие от противоположного полюса, характеризующего «синтетический» стиль познавательных возможностей.

Чтобы получить обобщенные показатели выраженности той или иной сигнальной системы, суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в соответствующие шкалы. Данные по первым четырем шкалам (активность, эмоциональность, образная память, воображение) объединяются в один показатель выраженности первосигнальности, а показатели по другим трем шкалам (саморегуляция, воля, аналитическое мышление) группируются в один показатель второсигнальности.

Разница показателей первой и второй сигнальных систем (с.с.) может указать на относительную выраженность каждой из сигнальных систем (коэффициент сигнальности КС): 

 

КС = ,

где КС – коэффициент сигнальности

                                                                                                    (2.1)

Меньшим величинам исходных показателей соответствует большее развитие данных функций. Поэтому испытуемых с наименьшей величиной показателя КС – тех, у кого наиболее выражена вторая сигнальная система, можно считать лицами с преобладанием второй сигнальной системы, а с наибольшей величиной КС (т.е. с наименьшей выраженностью второй сигнальной системой) – лицами с относительным преобладанием первой сигнальной системы.

Также по результатам методики вычисляется производный показатель – обычная арифметическая сумма показателей двух сигнальных систем. Чем меньше величина этого показателя, тем выше уровень аналитико-синтетической деятельности человека, и наоборот.

Опросник для выявления структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М.Павлова, Н.О. Садовникова)

На основе теоретических положений о типах нервной деятельности, сформулированных И.П. Павловым, группой исследователей во главе с Зеером Э.Ф. был разработан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности. Опросник состоит из 56 вопросов, предполагающих однозначный ответ («да» - «нет»). Бланк ответов представлен в виде таблицы, в которой напротив номера каждого вопроса находится свободная ячейка для ответа. К опроснику предлагается следующая инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы.

Анализ и обработка результатов проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла.

Значение шкал:

1. Метафоризация - способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плюсов (ответов «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.

2. Образность представлений - способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51.

 3. Символизация - способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.

4. Вербализация - легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.

5. Абстрагирование - способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54.

6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.

7. Ручные навыки - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Суммы плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.

 Методика цветовых метафор (И.Л. Соломин)

Методика цветовых метафор представляет собой экспресс-вариант психосемантической диагностики мотивации и отношений к различным занятиям, людям и событиям, основанный на обозначении ряда понятий с помощью стандартного набора цветовых стимулов, и позволяет выявлять потребности и мотивы человека, содержание его представлений и переживаний, измерять как осознанные, так и неосознаваемые отношения.

Методика цветовых метафор дает возможность узнать, что человек думает и чувствует, то есть ориентирована на выявление содержания и структуры сознания и бессознательного, требует относительно небольших временных затрат (10-15 минут).

Методика представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений А.М.Эткинда и характеризуется рядом отличительных особенностей: обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства; данная методика не опирается на стандартный психологический смысл цветов; обследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с помощью специальных бланков.

Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, а также различные периоды времени и события.

Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, интересами специалиста. Для любого списка важно наличие так называемых ключевых понятий. Названия понятий заносятся на карточки или в специальный бланк. Кроме того, для оценки понятий клиентом используются цветные карточки мелкого или крупного формата. Рекомендуется применять стандартные цвета, соответствующие тесту Люшера.

При групповой форме проведения метода цветовых метафор пронумерованные цветные карточки большего формата, чем входящие в тест Люшера, прикрепляются к доске или передней стене аудитории. Каждому испытуемому выдается бланк регистрации ответов. При этом испытуемому говорится следующее: «Перед Вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, на котором имеется список понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого списка определенным цветом. Для этого Вам необходимо в столбике «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для обозначения данного понятия». После того, как все испытуемые напротив каждого понятия поставят номер самого подходящего для него цвета, дается инструкция для второй части тестирования: «А теперь в самой верхней строчке таблицы справа от клетки «№ цвета» запишите, пожалуйста, номер самого приятного для Вас цвета, цвета, который Вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее номера самого приятного цвета запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и так далее. Таким образом, в верхней строчке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного».

Обработка полученных результатов производится следующим образом: В первом столбце справа от номеров цветов ставятся галочки напротив тех понятий, которые обозначены самым привлекательным цветом. В следующем столбце отмечаются понятия, обозначенные вторым по степени привлекательности цветом. И так далее. Таким образом, последний столбец будет включать понятия, обозначенные самым неприятным цветом.

Данные протокола целесообразно представить в виде таблицы, состоящей из 8-ми столбцов. В шапке таблицы представлены номера цветов в порядке их предпочтения испытуемым. В столбцы таблицы записываются понятия, обозначенные соответствующими цветами. Наконец, для большей наглядности последней таблицы целесообразно каким-либо образом (подчеркиванием, обведением, цветным маркером) выделить названия ключевых понятий.

Анализ и интерпретация результатов методики цветовых метафор основан на следующих положениях. Мотивационная сфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системой отношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и т.д. Следовательно, если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно.

В процессе интерпретации определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т. п. Таким образом, можно выявить отношение испытуемого к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам. Анализируя, какие понятия попадают в одну группу, то есть, обозначены одним и тем же цветом, можно выяснить, с какими эмоциональными переживаниями ассоциируются у испытуемого различные занятия, люди и события.

Для проведения исследования особенностей отношения к родам у молодых нерожавших женщин в зависимости от типа организации нервной системы был сформирован следующий список понятий: Успех, Конфликт, Родители, Безопасность, Раздражение, Свадьба, Творчество, Тяжесть, Больница, Природа, Отвращение, Моя мать, Свобода, Недоверие, Роды, Здоровье, Страх, Дети, Дружба, Осложнения, Моя семья, Радость, Агрессия, Беременность, Помощь, Опасность, Секс, Удача, Боль, Женщина, Болезнь, Влечение, Беспомощность, Мой ребенок, Любовь, Угроза, Скорая помощь, Легкость, Экстремальная ситуация, Благополучие, Неизвестность, Роддом, Доверие, Долг, Новорожденный, Удовольствие, Операция, Врачи, Близость, Кровь, Печаль, Мужчина, Неудача, Желание, Обезболивание, Избегание, Страсть. В процессе анализа результатов по данной методике для каждого испытуемого были выделены понятия, отнесенные к той же цветовой категории, что и слово «роды», и, таким образом, были выявлены ключевые ассоциации с данным понятием для конкретного испытуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.021 с.)