Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация результатов сравнительного исследования

Поиск

 

2.2.1 Результаты по опроснику для выявления соотношения сигнальных систем (Б. Кадыров)

При первичной обработке были посчитаны суммы баллов по каждой из семи шкал (активность, эмоциональность, образная память, воображение, саморегуляция, воля, аналитическое мышление), полученные данные по каждому испытуемому были занесены в таблицу формата excel. Далее, в соответствии с рекомендациями по обработке результатов к данной методике, для каждого испытуемого были вычислены показатель первой сигнальной системы и показатель второй сигнальной системы, а на их основе – рассчитан коэффициент сигнальности и производный показатель.

По результатам методики Опросник для выявления соотношения сигнальных систем (Б. Кадырова) испытуемые были разделены на три группы в зависимости от типа преобладающей сигнальной системы, определяющей тип организации нервной системы (по И.П. Павлову). В результате 20 испытуемых были отнесены к группе с преобладанием первой сигнальной системы (1 с.с.), 24 - к группе с преобладанием второй сигнальной системы (2 с.с.), 25 испытуемых оказались представителями т.н. смешанного (сбалансированного) типа с примерно одинаковой выраженностью свойств первой и второй сигнальных систем (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 Распределение испытуемых по типу преобладающей сигнальной системы

 

Отнесение каждого испытуемого к той или иной группе производилось исходя из значения полученного коэффициента сигнальности для данного испытуемого: положительные значения коэффициента свидетельствуют о доминировании первой сигнальной системы (среднее значение по группе 12), отрицательные – о доминировании второй сигнальной системы (среднее значение –12), близкие к нулю значения (до + – 5) говорят о приблизительно равной выраженности обеих сигнальных систем в структуре организации психики испытуемого (среднее значение по группе 0,7) (рис. 2.2).

                  

 

 

Рис. 2.2 Средние значения коэффициента сигнальности для каждой из трех групп

 

Таким образом, на начальном этапе обработки результатов исследования выборка была разделена на три группы, в зависимости от типа организации нервной системы. Дальнейшая обработка данных и их анализ проводились на основе сопоставления результатов по каждой из трех выделенных групп. Такое сравнение оказалось возможным благодаря достаточной величине основной выборки – 70 человек, и приблизительно равному числу испытуемых, оказавшихся в каждой из трех групп – около 23 человек, что также является достаточным для анализа с использованием средств математической статистики.

 

 

2.2.2 Результаты по опроснику для диагностики структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М.Павлова, Н.О. Садовникова)

Анализ и обработка результатов производилась по семи шкалам: метафоризация, образность представлений, символизация, вербализация, абстрагирование, рефлексивность, ручные навыки. Были суммированы баллы по каждой из шкал, результаты по всем испытуемым были занесены в сводную таблицу формата excel.

Далее были подсчитаны средние значения по каждой из шкал для каждой из трех групп. Результаты представлены в виде графика (рис. 2.3)

 

Рис.2.3 Средние значения показателей по семи шкалам для каждой из трех групп

 

На диаграммах видно, что значения по разным шкалам у 3 групп имеют отличия. Эти различия являются статистически значимыми, критические значения по критерию Манна-Уитни при попарном сравнении групп представлены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.

Таблица 2.1 

Результаты проверки статистических различий испытуемых первой и третей групп по критерию Манна-Уитни по семи шкалам опросника

Наименование шкалы

1 с.с. и смешанный тип

Эмпирическое значение критерия Критическое значение критерия для р≤0.01
Образность представлений

136

147

Рефлексивность

127

Метафоризация

125

Символизация

131

Вербализация

128

Абстрагирование

127

Ручные навыки

143

 


Таблица 2.2

Результаты проверки статистических различий испытуемых первой и второй групп по критерию Манна-Уитни по семи шкалам опросника

Наименование шкалы

1 с.с. и 2 с.с.

Эмпирическое значение критерия Критическое значение критерия для р≤0.01
Образность представлений

129

140

Рефлексивность

118

Метафоризация

121

Символизация

110

Вербализация

102

Абстрагирование

104

Ручные навыки

133

 

Таблица 2.3

Результаты проверки статистических различий испытуемых второй и третей групп по критерию Манна-Уитни по семи шкалам опросника

Наименование шкалы

2 с.с. и смешанный тип

Эмпирическое значение критерия Критическое значение критерия для р≤0.01
Образность представлений

171

183

Рефлексивность

179

Метафоризация

181

Символизация

166

Вербализация

135

Абстрагирование

164

Ручные навыки

170

 

Полученные данные свидетельствуют о преобладании у первой группы испытуемых (с доминированием 1 с.с.) показателей по таким шкалам, как образность представлений и метафоризация; у второй группы (с доминированием 2 с.с.) – рефлексивность, символизация, вербализация, абстрагирование, ручные навыки. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о справедливости деления выборки на три соответствующие группы, т.к. выраженность названных показателей, согласно теории И.П. Павлова о типах организации нервной системы, адекватно соотносится с доминированием у испытуемых соответствующих сигнальных систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.009 с.)