Особенности отношения к родам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности отношения к родам



ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РОДАМ

У МОЛОДЫХ НЕРОЖАВШИХ ЖЕНЩИН

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 030301 – «Клиническая психология»

 

2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РОДАМ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ......................................................................................................... 8

1.1 Особенности отношения к родам беременных женщин.................. 8

1.2 Понятие сигнальных систем и типов организации нервной деятельности (по И.П. Павлову)........................................................................................ 16

Выводы по 1 главе......................................................................................... 29

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К РОДАМ У МОЛОДЫХ НЕРОЖАВШИХ ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ....................................................................................... 31

2.1 Характеристики испытуемых. Методики и процедура исследования 31

2.2 Анализ и интерпретация результатов сравнительного исследования 41

2.2.1 Результаты по опроснику для выявления соотношения сигнальных систем (Б. Кадыров)............................................................................................... 41

2.2.2 Результаты по опроснику для диагностики структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М.Павлова, Н.О. Садовникова)....................................... 44

2.2.3 Результаты по методике цветовых метафор (Соломин И.Л.)...... 47

2.2.4 Результаты по методике анкета «Отношение к родам»............. 52

Выводы по 2 главе......................................................................................... 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 69

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 79

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современной медицины является высокий процент осложнений в родах, оказывающих негативное влияние как на физиологические аспекты здоровья женщин и новорожденных, так и на психологическое благополучие обоих. Большой процент рожениц, невзирая на значительные риски, соглашаются на любые медицинские вмешательства, вплоть до оперативного родоразрешения, если это, по их мнению, способствует облегчению «родовых мук», в неизбежности которых они убеждены.

В 1959 г. И.З. Вельвовским была установлена ведущая роль коры головного мозга в возникновении болевых ощущений во время родового акта. Это открытие положило начало применению мер психопрофилактики болей в родах в нашей стране. Однако сегодня традиционная психопрофилактическая подготовка беременных к родам, по мнению многих специалистов, методологически устарела и утратила свою эффективность.

Безусловно, тревога в отношении предстоящих родов, испытываемая большинством женщин, многократно усиливается в период беременности, чему существуют как биологические, так и психологические, и социальные основания. Однако в исследованиях, направленных на изучение феномена страха перед родами, этот страх рассматривается исключительно в своем актуализированном проявлении, т.е. в период беременности, непосредственно предшествующий процессу родов.

В частности, психологические аспекты отношения беременных к родам рассматриваются такими авторами, как Г.Кертис, М.Оден, Г.Дик-Рид; можно также выделить ряд отечественных исследователей: Э.К. Айламазян, В.И. Брутман, М.С. Радионова, Ж. В. Завьялова, О.А. Касьянова, М.А. Кочнева, А.Е. Сумовская, Н.И. Лазарева, В.Ю. Ледина, С.Ю. Мещярикова, Е.В. Могилевская, А.П. Николаев, Р.В. Овчарова, М.Н. Осепаишвили, Н.В. Рымашевский, А. Е. Волков, Л.С. Сухобокова, О.А. Урусова, Г.Г. Филиппова, В.В. Четвертаков, О.Е. Левина и др.

И, хотя страх в отношении родов присущ не только беременным женщинам, но и небеременным девушкам и даже девочкам, исследований, рассматривающих данный феномен, в отечественной психологии не проводилось. Между тем, психопрофилактическую работу по преодолению страхов и формированию позитивных установок в отношении родов можно начинать задолго до беременности и ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины. Значительным средством психопрофилактики здесь может быть психологическая и психотерапевтическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание.

Для эффективного решения как теоретических вопросов, так и проблем практической реализации такой психопрофилактической работы, необходимо тщательно исследовать вопрос отношения к родам молодых небеременных нерожавших женщин. Важно выявить особенности этого отношения у женщин с различными типами организации нервной деятельности, установить существующие закономерности, чтобы в процессе психотерапевтической подготовки к планируемой беременности учесть индивидуальные особенности каждой.

В понимание роли влияния типа организации нервной системы на индивидуальные особенности восприятия внесли существенный вклад такие ученые, как И.П. Павлов, Б.М. Теплов, А.Г. Иванов-Смоленский, В.Д. Небылицын, Е.И. Русалов, В.В. Печенков и др.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что тема данного исследования на сегодняшний день в отечественной психологии не освещена, существующие исследования касаются лишь отдельных аспектов рассматриваемой проблемы. Таким образом, тема данной работы представляется весьма актуальной и имеет не только теоретическую, но и высокую практическую значимость.

Цель исследования: Изучить особенности отношения к родам у нерожавших женщин в зависимости от типа организации нервной системы.

Гипотеза исследования: Имеются особенности отношения к родам у молодых нерожавших женщин с разными типами организации нервной системы.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую литературу по теме исследования

2. Изучить особенности отношения к родам у молодых небеременных нерожавших женщин с разными типами организации нервной системы

3. Доказать наличие особенностей отношения к родам у молодых нерожавших женщин с преобладанием первой и второй сигнальных систем

Объект исследования:

Отношение к родам у молодых женщин

Предмет исследования:

Особенности отношения к родам у молодых нерожавших женщин в зависимости от типа организации нервной системы

Методы исследования:

1. анализ литературы по теме исследования

2. психодиагностические методы

3. методы математической статистики

Методики

1. Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем (Б. Кадыров)

2. Опросник для выявления структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М.Павлова, Н.О. Садовникова)

3. Методика цветовых метафор (И.Л.Соломин)

4. Анкета «Отношение к родам»

База исследования:

В исследовании приняли участие 70 женщин в возрасте от 20 до 29 лет, не беременные и не имеющие детей. Исследование проводилось на базе заочного отделения культурологического факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Выводы по 1 главе

 

Как отмечают исследователи, одной из наиболее выраженных особенностей отношения к родам среди беременных женщин являются такие эмоции, как тревога, страх. Данные эмоции в той или иной степени присутствуют практически у всех женщин в период беременности. Однако страх в отношении родов изучается большинством исследователей в своем актуализированном состоянии – непосредственно в период беременности. Наличие негативного отношения к родам у молодых женщин признается многими исследователями «по умолчанию», между тем, исследования, посвященные данной теме, в отечественной психологии на сегодняшний день отсутствуют.

Очевидно, что страх родов присущ не только беременным, его в латентной форме имеет значительное число небеременных и не имеющих опыта родов женщин. В данном случае страх родов можно описать как социальный, имеющий основной причиной негативные социальные установки, которые усваиваются женщиной нередко задолго до наступления пубертатного периода.

Внешне большое разнообразие программ подготовки к родам не решает актуальных проблем, связанных с комплексной коррекцией неадаптивных психо-эмоциональных состояний женщин в период беременности, оказывающих неблагоприятное влияние не только на сам период беременности, но и на процесс родов, а значит – на физическое и психическое здоровье матери и ребенка. На сегодняшний день в нашей стране не существует цельной, научно обоснованной концепции психопрофилактической подготовки к родам как комплексного процесса.

Психопрофилактическую работу по преодолению страхов и формированию позитивных установок в отношении родов можно начинать задолго до беременности и ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины. Значительным средством психопрофилактики здесь может быть психологическая и психотерапевтическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание.

Закономерно будет предположить, что отношение к процессу родов у женщин с разными типами организации нервной системы будет иметь различия. Женщины с преобладанием первой сигнальной системой, вероятно, отличаются большей впечатлительностью, образностью представлений и т.п., на основании чего можно предположить большую подверженность влиянию негативных социальных установок относительно родов. Женщины с доминированием второй сигнальной системы, напротив, отличаются большей рациональностью, и, таким образом, могут быть менее подвержены влиянию негативных эмоционально-окрашенных социальных установок. 

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что на отношение женщины к беременности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отношение в значительной степени зависит и от особенностей личности самой беременной. Можно предположить, что такие врожденные свойства, как особенности типа организации нервной системы, будут в значительной степени влиять на отношение женщины к процессу родов, определяя как общий эмоциональный настрой, так и частные особенности этого отношения.

 


Выводы по 2 главе

 

Поскольку в исследовании приняли участие не беременные и не рожавшие женщины, можно говорить о том, что отношение к родам данной выборки имеет источником некие внешние факторы, которые, возможно, относятся к категории социальных (продиктованных мнением большинства) установок. Выявленные страхи можно, таким образом, отнести в большей степени к социально детерминированным, поскольку для них, вне периода беременности и при отсутствии собственного негативного опыта, у молодых женщин нет биологических оснований.

По результатам анкет было выявлено, что 12% опрошенных в возрасте от 20 до 23 лет не имели на момент проведения исследования опыта сексуальных отношений, и, поскольку данные испытуемые вошли в число испытывающих страх в отношении родов, можно сделать вывод о том, что наличие данного страха не связано с наличием или отсутствием сексуального опыта, что также подтверждает небиологические причины его возникновения.

Данные исследования свидетельствуют о том, что в целом по выборке у большинства испытуемых (89% и 95% соответственно) нет негативного отношения ни к возможной беременности, ни к будущему ребенку. Таким образом, на полученные результаты относительно негативного отношения к родам у испытуемых не оказало влияния их отношение к возможной беременности и будущему ребенку. Более того, 94% испытуемых имеют намерение в будущем иметь собственных (не приемных) детей. Таким образом, выявленные особенности отношения к родам не оказывают существенного влияния на стремление большинства женщин к материнству, однако данные установки (в первую очередь, негативные), вероятно, могут отрицательно влиять на эмоциональное состояние женщин в момент родов, тем самым повышая вероятность их осложненного течения.

На начальном этапе обработки результатов исследования (опросник для выявления соотношения сигнальных систем Б. Кадырова, опросник для диагностики структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеера) выборка была разделена на три группы, в зависимости от типа организации нервной системы. Дальнейшая обработка данных и их анализ проводились на основе сопоставления результатов по каждой из трех выделенных групп. Методами математической статистики было доказано наличие существенных особенностей в отношении к родам у испытуемых с преобладанием первой сигнальной системы.

С помощью методики цветовых метафор (Соломин И.Л.) среди испытуемых данной группы был выявлен более высокий процент (80%) негативных ассоциаций в отношении процесса родов по сравнению с испытуемыми двух других групп - с преобладанием второй сигнальной системы, а также смешанного (сбалансированного) типа. Отличия в степени выраженности негативных ассоциаций при попарном сравнении групп являются значимыми на уровне 0,01 по U-критерию Мана-Уитни. При анализе конкретного состава негативных ассоциаций было установлено, что уровня выраженности в 25% и выше от общего числа испытуемых в первой группе достигают такие ассоциации со словом «роды», как страх (35%), боль (25%), опасность (30%), экстремальная ситуация (25%).

В процессе обработки результатов по методике анкета «Отношение к родам» были определены наиболее распространенные эмоции в отношении родов в целом по выборке. Наиболее распространенной эмоцией в отношении родов у молодых не беременных и не рожавших женщин является страх – его испытывает 81% всех опрошенных женщин. Ряд испытуемых называли также положительные эмоции, связанные в их представлении с процессом родов: радость, счастье – 23%, любовь и нежность к новорожденному - 17%, чувство ответственности - 10%. В представлении 7% опрошенных процесс родов связан с чувством стыда, отвращения. При этом часть респондентов указывала одновременно как на положительные эмоции, связанные с родами, так и на страх. Были также выявлены различия в отношении к родам между испытуемыми каждой из трех групп. В данном случае негативные эмоции наиболее выражены у первой группы испытуемых (с доминированием первой сигнальной системы), наименее – у второй (с преобладанием второй сигнальной системы). Статистические различия трех групп при попарном сравнении по критерию Манна-Уитни по выраженности негативных эмоций находятся на уровне 0,01.

Страх в отношении родов представлен в результатах исследования следующими семью категориями: страх физической боли, страданий; страх врачей, больниц; страх проблем, трудностей; страх повреждений, осложнений; страх неуверенности, незащищённости; страх за жизнь и здоровье ребёнка; страх смерти в процессе родов.

Наиболее распространенным среди каждой из трех групп оказался страх физической боли, страданий: в первой группе (1 гр.) его испытывают 85%, во второй (2 гр.) – 62,5%, в третей группе (3 гр.) – 72% испытуемых. Второй по распространенности - страх врачей, больниц (20% - 1 гр., 37,5% - 2 гр., 40% - 3 гр.). Другие виды страхов распространены в меньшей степени. Статистически достоверно (на уровне 0,01) различие между испытуемыми трех сравниваемых групп по уровню выраженности страха перед болью в родах по критерию Мана-Уитни.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен анализ психологической литературы по рассматриваемой теме, а также проведено эмпирическое исследование посредством применения психодиагностических методов, результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики.

В результате была достигнута цель исследования – изучены особенности отношения к родам у нерожавших женщин в зависимости от типа организации нервной системы. Гипотеза исследования подтвердилась: были выявлены особенности отношения к родам у молодых нерожавших женщин с разными типами организации нервной системы.

Задачи, поставленные перед началом исследования, были выполнены. В первой главе работы была изучена психологическая литература по теме исследования, был проведен анализ существующих на сегодняшний день подходов к изучению особенностей отношения женщин к процессу родов, а также разработка предложенной И.П. Павловым классификации типов организации нервной системы, в зависимости от доминирования одной из сигнальных систем. Во второй главе было проведено исследование особенностей отношения к родам у молодых небеременных нерожавших женщин с разными типами нервной системы. Методами математической статистики было подтверждено наличие особенностей отношения к родам у молодых нерожавших женщин с преобладанием первой и второй сигнальных систем.

В результате исследования было установлено, что молодые небеременные нерожавшие женщины т.н. «художественного» типа (по И.П. Павлову) в большей степени подвержены страху перед родами, ассоциируя его с болью и страданиями. Такой результат можно объяснить большей впечатлительностью и образностью мышления, присущей людям с преобладанием первой сигнальной системы.

Однако нельзя не отметить достаточно высокий процент распространенности данного страха в целом среди молодых девушек и женщин, не имеющих для данного страха биологических оснований. Не будучи беременными и не имея собственного опыта родов, многие молодые женщины уже имеют негативное отношение к процессу родов, которое, вероятно, является в значительной степени социально детерминированным.

Официальная медицина, средства массовой информации, кино и литература, христианская религиозная доктрина, - все эти источники формируют определенный образ родов, имеющий явно негативную эмоциональную окраску, и оказывающий значительное влияние на сознание будущих матерей.

Одной из наиболее актуальных, равно как и наименее эффективно решаемых, проблем психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам является проблема преодоления страха перед родами. О низкой эффективности решения данной проблемы свидетельствует количество женщин, соглашающихся на анестезию и даже на оперативное родоразрешение (без строгих медицинских показаний), не смотря на весьма вероятный вред подобных мероприятий для матери и новорожденного.

Для большинства женщин беременность является не только осознанным желанием, одухотворенным истинным смыслом материнства, но и в значительной степени необходимостью соответствовать социальным требованиям. Следовательно, психопрофилактическую работу по преодолению страхов и формированию позитивных установок в отношении родов можно начинать задолго до беременности и ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины. Значительным средством психопрофилактики здесь может быть психологическая и психотерапевтическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айламазян, Э.К. [Текст]: Психика и роды / Э.К. Айламазян.. - Спб.: Яблочко СО, 1996.- 120 с.- ISBN 5-89383-002-4

2. Бойко, Е. И.. [Текст]: Механизмы умственной деятельности // Динамические временные связи // Е. И.. Бойко. - М.: Педагогика, 1976.- 248 с.

3. Брутман, В.И., Радионова, М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности [Текст] / В.И. Брутман // Вопросы психологии. – 1997. - №6. – с. 45-51.

4. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании [Текст]: учеб.пособ.для высшей школы / В.Ф. Петренко. — М.: МГУ, 1983- 192 с. -10000 экз. - ISBN 5-88687-161-6.

5. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности [Текст]: учеб.пособ.для высшей школы / А.Г. Шмелев. — М.: МГУ, 1983- 222 с. -5000 экз. - ISBN 5-88687-161-6.

6. Глейд К. [Текст]: беременность неделя за неделей / К. Глейд - СПб.: ИД «Весь», 2011. - 412с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-9573-0325-1

7. Голубев, В.Л., Данилов, А.Б., Вейн, А.М. Психосоциальные факторы, гендер и боль [Текст] / В.Л. Голубев // Журнал неврологии и психиатрии. — 2004. — T. 104(11). — С. 70–73.

8. Гроф, С., [Текст]: путешествие в поисках себя / С. Гроф. – М.: АСТ, Институт трансперсональной психологии, 2008. - ISBN: 5170227574, 9785170227570

9. Гуляихин В.Н., Тельнова Н.А. [Текст] Страх и его социальные функции  / В.Н. Гуляихин // Философия социальных коммуникаций. журн. - 2010. - № 10. - С. 53-60.

10. Дик-Рид Г. [Текст]: роды без страха: здоровье вашего ребенка. / Г. Дик-Рид - 1-е изд. - 384 с. - ISBN: 5-88782-005-5

11. Завьялова, Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования. [Текст]: дис. … канд. псих. наук: 19.00.04: защищена 22.03.00: утв. 15.09.00 / Ж.В. Завьялова. – М., 2000. – 191 с. – Библиогр.: с. 179-189.

12. Иванов-Смоленский А. Г.. Биогенез речевых рефлексов и основные принципы методики их исследования // Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. Пг.: Гос. изд-во, 1922. № 2. С. 231—242.

13. Изард, Кэррол Эллис [Текст]: Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 54. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0

14. Изард, Кэррол Эллис [Текст]: Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 292. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0

15. Интегративная деятельность мозга человека. Вторая сигнальная система. [Текст]: учеб.пособ.для для студентов медвузов «Физиология человека» / Г. Ф. Коротько,; отв. ред В. М. Покровского; 2-е изд., перераб. И доп.. – СПб.: 2007, - -656 с. ISBN 5-88687-161-6.

16. Использование методики семантического дифференциала для исследования учебной и профессиональной направленности кандидатов в военное училище: [Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе: материалы] [Текст]: всеармейский учебно-методический сбор, 1989 / ред. А.В. Миролюбов [и др.] / М., 1989.129 с.; 21 см.

17. Касьянова О.А., Социально-психологические факторы подготовки женщин к беременности, родам и материнству [Текст]: дис. … канд. псих. наук: 19.00.05 защищена 26.03.05: утв. 19.09.05 / В. Ю. Ледина. – Ярославль, 2005. – 229 с. – Библиогр.: с. 214 -226.

18. Кинтрая, П. Я., Ментешашвили, М. Ш. Изучение функционального состояния центральной нервной системы и психоэмоционального статуса родильниц [Текст] / П. Я. Кинтрая //Акушерство и гинекология. - 1984. - №3. - С. 64-68.

19. Клиническая медицинская психология [Текст]: Практическое руководство.для для студентов медвузов / В. Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 1999. 592 с. – 15000 экз.

20. Клиническая психология [Текст]: учебник для ВУЗов. / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. серия «XXI век» – СПб., 2002. — 350 с. – 50000 экз. ISBN 5-88687-161-6.

21. Кочнева, М. А., Сумовская, А. Е. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности [Текст] / М. А. Кочнева // Акушерство и гинекология. - 1990. - №3. - С. 13-16.

22. Лазарева, Н. И. Оптимизация метода психофизиопрофилактической подготовки беременных к родам [Текст]: дис. … канд. мед. наук: 14.00.01 защищена 26.03.06: утв. 14.09.06 / Н.И. Лазарева. – Смоленск., 2006. – 191 с. – Библиогр.: с. 179-189.

23. Ледина, В. Ю. Комплексная модель подготовки беременных к родам в профилактике психосоматических дезадаптаций рожениц [Текст]: дис. … канд. псих. наук: 19.00.04 защищена 26.03.04: утв. 19.09.04 / В. Ю. Ледина. – СПб., 2004. – 294 с. – Библиогр.: с. 280-291.

24. Леонтьев, А. Н. [Текст]: потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – М.: Евразия, 1971- 139 с.

25. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А.Д. Наследов – СПб.: Речь, 2004. — 388 с. – 50000 экз. ISBN 5-9268-0275-7

26. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — М.: Медицина, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с. — 2000 экз. — ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X

27. Мещярикова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству. [Текст] / С.Ю. Мещярикова // Вопросы психологии. - 2000. - №5. – с. 11–16.

28. Могилевская, Е. В. Влияние типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству [Текст]: дис. … канд. псих. наук: 19.00.05 защищена 26.02.03: утв. 19.08.03 / Е.В. Могилевская. – Ростов-на-Дону, 2003. – 235 с. – Библиогр.: с. 224-233.

29. Научная сессия: [посвящённая проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова] [Текст] 28 июня — 4 июля 1950. Стеногр. отчёт. М. 1950. — с. 50 и далее.

30. Небылицын, В. Д. Основные свойства нервной системы человека [Текст]: дис. д-ра психол. наук / Небылицын Владимир Дмитриевич. – М., 1965. – 536 с.;

31. Небылицын, В.Д. [Текст]: психофизиологические исследования индивидуальных различий. / В.Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. 336 с.

32. Николаев, А. П. [Текст]: психопрофилактика болей в родах / А. П. Николаев., - М.: Медгиз, 1984. - 263 с.

33. Общая психология [Текст]: учебник для ВУЗов / А.В. Петровский; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1976 - 479 с. - ISBN: 5-87854-172-6.

34. Овчарова Р.В. [Текст]: психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с. - ISBN 5-89939-101-4.

35. Оден М., [Текст]: возрожденные роды / М. Оден. - 2-е изд. – М.: АРТМедиа, 2012. - 144 с. ISBN: 978-5-9903851-1-5

36. Орбели, Л. А. Избр. труды. [Текст], т. 3, / Леон Орбели. - М.— Л., 1964. - ISBN 5-02-025806-7

37. Осепаишвили М.Н., Особенности психического состояния у беременных женщин в условиях подготовки к родам методом биологической обратной связи [Текст]: дис. … канд. мед. наук: 14.00.01 защищена 26.04.05: утв. 19.10.05 / М.Н. Осепаишвили. – СПб., 2005. – 130 с. – Библиогр.: с. 119-127.

38. Основы психосемантики [Текст]: учеб. пособие для студентов / В.Ф. Петренко.. — СПб.: Питер, 2005. - 400 с.; 21 см. – 10000 экз. ISBN 5-211-03835-5

39. Павлов, И. П., Полн. собр. соч. [Текст]: в 6 т. / Иван Петрович Павлов, 2 изд., т. 3, кн. 2, М.— Л., 1951; с. 335—336. ISBN 5-86225-812-4

40. Павлов, И.П. [Текст]: рефлекс свободы / И.П. Павлов. – Спб.: Питер, 2001 432 с. - ISBN 5-318-00280-3

41. Печенков, В.В. [Текст]: индивидуальность - единство несовместимого. Культурно-историческая психология / В.В. Печенков СПб.: ИМАТОН, 2001. - 112 c. - ISBN 5-89357-0448

42. Профориентология: Теория и практика [Текст]: учеб.пособ.для высшей школы / Э.Ф. Зеер [и др.]; отв. ред В.П. Петров; М-во образования Рос. Федерации.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с. -10000 экз. - ISBN 5-88687-161-6.

43. Психодиагностика индивидуального сознания [Текст]: учеб.пособ.для высшей школы / В.И. Похилько; отв. ред. А. А. Бодалева, — М.: МГУ, 1987 – 231 с.: 21 см. – 10000 экз. - ISBN 5-9268-0026-1

44. Психология речи и языка. Психолингвистика [Текст]: учеб. для вузов / Т. Н Ушакова; // Психология ХХ1 века, Учебник. М., 2003. ISBN: 978-5-9270-0206-1

45. Русалов, Е. И. [Текст]: психология человека / Е.И. Русалов СПб.: ИМАТОН, 1995. - 112 c. - ISBN 5-7695-1506-6

46. Рымашевский, Н. В., Волков, А. Е. Влияние особенностей психологической адаптации матери на исход родов [Текст] / Н. В. Рымашевский // Акушерство и гинекология. - 1992. - №8-12. - С. 15-17.

47. Соломин, И.Л. [Текст]: методика экспресс-оценки истинной трудовой мотивации у современной молодежи для решения задач профессиональной ориентации /  И.Л. Соломин. — СПб.: Рост, 2004. - 128 с.

48. Соломин, И.Л. Об опыте практического использования методики психосемантической диагностики мотивации (на примере Чернобыльской атомной электростанции) [Текст] / И.Л. Соломин // Психологическая газета – 2001. - №11/74. – С. 20 -25.

49. Соломин, И. Л. [Текст]: психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство / И.Л. Соломин. — СПб.: ИМАТОН, 2001. - 112 c.

50. Соломин, И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом [Текст] / И.Л. Соломин // Мир авионики. – 2006 - №4,. С. 34-40.

51. Соломин, И.Л. [Текст]: современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования / И.Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2006. 210 с.

52. Структура и динамика мотивации безработных женщин [Текст]: Соломин И.Л. / Профориентация и психологическая поддержка – новые возможности занятости. Сборник докладов Межрегиональной научно-практической конференции. Государственный Центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. – М.: Триада, 1999. С. 169-173

53. Сухлбокова Л.С. Эффективность многокомпонентной системы индивидуальной подготовки супружеской пары к беременности и партнерским родам [Текст]: дис. … канд. мед. наук: 14.01.01 защищена 26.04.10: утв. 19.10.10 / Л.С. Сухлбокова. – СПб., 2010. – 141 с. – Библиогр.: с. 129-138.

54. Теплов, Б. М. [Текст]: проблемы индивидуальных различий [Избр. работы] / Б.М. Теплов - М.: Акад. пед. наук РСФСР,1961.- 536с.

55. Узнадзе, Д.Н. [Текст]: общее учение об установке. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе - М.: Наука, 1966. – 413 с.

56. Узнадзе, Д.Н. [Текст]: психология установки / Д.Н. Узнадзе - СПб.: Питер, 2001. - 416 с. - ISBN 5-318-00163-7.

57. Узнадзе, Д.Н. [Текст]: экспериментальные исследования по психологии установки / Д.Н. Узнадзе // Тбилиси, 1958. – 319 с.

58. Урусова О.А., Динамика психических состояний беременных женщин и их нормализация с помощью авторской программы психофизиологической подготовки к родам [Текст]: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13: защищена 22.03.04: утв. 15.09.04 / Ж.В. Завьялова. – Калуга, 2004. – 168 с. – Библиогр.: с. 159-165.

59. Ушакова, Т. Н. [Текст]: современные модели психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. - М.: «Наука», 1990. – 409 с. - ISBN 5-87604-054-1

60. Ушакова, Т. Н. [Текст]: речь человека в общении / Т.Н. Ушакова; Отв. ред. В.Д. Шадриков, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова, Акад. наук СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1989. - 191 с.: схем.; 22 см. - Библиогр.: с.184-192 (306 назв.). - 3900 экз.. - ISBN 5-02-013342-6

61. Ушакова, Т. Н. [Текст]: функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979. - 245 с.

62. Филиппова, Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. - 2001. - №2 – С.59-64.

63. Франселла Ф., Баннистер Д. [Текст]: новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. — М.: Прогресс, 1987. – 200 с. - ISBN: 966-7348-01-6

64. Фрейд, З. [Текст]: о правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“ / З.Фрейд - 1895

65. Четвертаков, В. В., Левина, О. Е. Роль эмоционального напряжения в возникновении осложнений в акушерской практике [Текст] / В. В. Четвертаков // Акушерство и гинекология. - 1988. - №4. - С. 17-19.

66. Чуприкова, Н. И. [Текст]: Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека / Н.И. Чуприкова. - М.: Просвещение, 1967. – 307 с.

67. Щербатых, Ю.В. [Текст]: избавься от страха. / Ю.В. Щербатых— М.: Эксмо, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3

68. Щербатых, Ю.В., Ивлева, Е.И. [Текст]: психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых – Воронеж.: 1998.- 282 с. - ISBN 5 88242-094-6.

69. Щербатых, Ю.В. [Текст]: психология страха / Ю.В. Щербатых - М.: Эксмо, 2007.- 512 с. - ISBN 978-5-699-11053-7.

70. Эткинд, А. М. [Текст]: цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л., 1980. С. 110—114. - ISBN 5926800261


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бланк исследования

Анкета 1.

Инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы. Ответы впишите в расположенный ниже бланк.

1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?

2. У Вас есть тяга к рисованию?

3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?

4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?

5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?

6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?

7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?

8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?

9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?

10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?

11. Вы обладаете литературными способностями?

12. Вам нравится абстрактная живопись?

13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?

14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?

15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?

16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?

17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?

18. Вас считают хорошим рассказчиком?

19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?

20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?

21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?

22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?

23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?

24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?

25. Вы пишете стихи?

26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?

27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?

28. Вас называют «мастер - золотые руки»?

29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?

30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?

31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?

32. Вам нравится выступать перед аудиторий?

33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?

34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?

35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?

36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?

37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?

38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?

39. Вы владеете иностранными языками?

40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?

41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?

42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?

43. Вам нравится придумывать образные метафоры?

44. Вас часто можно застать за рисованием?

45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?

46. Вы много времени уделяете стихосложению?

47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?

48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?

49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?

50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?

51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?

52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?

53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?

54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?

55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?

56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?

Бланк для ответов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.158 с.)