Понятие сигнальных систем и типов организации нервной деятельности (по И.П. Павлову) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие сигнальных систем и типов организации нервной деятельности (по И.П. Павлову)



 

Сигнальная система - система условно- и безусловнорефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы. Термин введен академиком  И.П. Павловым в 1932 году. Первая сигнальная система развита практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только у человека. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ.

 Первая сигнальная система (П.с.с.) - система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. Она является основой непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Термин «Первая сигнальная система» введён И.П. Павловым при исследовании физиологического механизма речи. По И.П. Павлову, для животного действительность сигнализируется главным образом раздражениями (и следами их в больших полушариях), которые воспринимаются непосредственно клетками зрительных, слуховых и других рецепторов организма. «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» [39, 335-336].

У человека в процессе его трудовой и общественной жизни над первой сигнальной системой возникла новая, специфически человеческая форма отражения - система речевых (словесных) сигналов - Вторая сигнальная система действительности. И.П. Павлов утверждал, что «... слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Обе Сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии и единстве [39, 336].

Вторая сигнальная система (В.с.с.) - специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общей (но не одинаковой) с животными первой сигнальной системы -ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей - это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе» [39, 337].

В своей работе «Рефлекс свободы» [42] И.П. Павлов разделяет функции сигнальных систем следующим образом:

«Всю совокупность высшей нервной деятельности я пред­ставляю себе так. У высших животных, до человека включи­тельно, первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей средой есть ближайшая к полушариям подкорка с её сложнейшими безусловными рефлексами, инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями. Вызываются эти рефлексы относительно немногими безусловными внешними агентами. От­сюда - ограниченная ориентировка в окружающей среде и вме­сте с тем слабое приспособление.

Вторая инстанция - большие полушария. Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип дея­тельности: сигнализация немногих, безусловных внешних аген­тов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнали­зационную систему в животном организме и первую в человеке. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы, касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. В. с. с. возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и В. с. с. — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но В. с. с. играет ведущую роль. Формирование В. с. с. происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сиг­нализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — от­влечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предше­ствующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — прин­цип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружаю­щем мире и создающий высшее приспособление человека — на­уку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её спе­циализированной форме.» [42, 212].

В изучении В.с.с. вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем — вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей; при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В.с.с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.

В исследованиях В.с.с. в лаборатории высшей нейродинамики и психологии высших когнитивных процессов Е. И. Бойко [2] показана плодотворность учения И. П. Павлова о динамических временных связей В.с.с. В развитие идей И. П. Павлова и Е. А. Бойко в школе Е. А. Бойко разработана общая когнитивистская модель целостного рече-мысле-языкового процесса, найдены решения сложнейших теоретических проблем психологии в ее взаимосвязях с лингвистикой, такие как вопросы соотношения языка и речи в процессах речепроизводства и речепонимания; характер связей речи с мыслью, речи с личностью говорящего; особенности развития детской речи и др. Здесь разработаны новые методы анализа публичных выступлений (интент-анализ), позволяющий в известной мере реконструировать «картину мира» говорящего — его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в свободных условиях общения, в публичных выступлениях и др.

Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД, так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике [60].

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий.

Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому темпераменту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту — сильный неуравновешенный тип, меланхолическому темпераменту — слабый тип нервной системы.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной его жизни и воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Как доказал И.П. Павлов, динамика протекания психической деятельности и индивидуальные особенности поведения всецело зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения — является основой этих различий в нервной деятельности.

И.П. Павловым были выявлены три основных свойства нервной системы, из комбинации которых закладывается тот или иной тип темперамента.

1) Подвижность процессов возбуждения и торможения.

2) Баланс, или Уравновешенность.

3) Сила процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное или кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной системы.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, а энергия их быстро истощается. Но зато такая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типов высшей нервной деятельности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения составляет тип нервной системы.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (то есть низкий порог) к действиям раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Поэтому этот человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Сильный уравновешенный инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Согласно Теплову, можно наметить следующую структуру свойств нервной системы:

1) сила (выносливость),

2) динамичность (легкость генерации нервного процесса),

3) подвижность (скорость переделки знаков раздражителей),

4) лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса) [54, 27].

Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу возбуждения и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств.

Ведущий специалист по проблемам темперамента – В.Д. Небылицин с сотрудниками изучал группу основных свойств нервной системы, существование большинства из которых установлено с достаточной твердостью, в том числе с применением факторного анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки зрения, динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Говоря о динамичности нервной системы, В.Д. Небылицин имеет в виду в сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как, говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к торможению. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными [30; 31].

К вторичным же свойствам В.Д. Небылицин относит ряд дополнительных характеристик нервной системы, получаемых посредством измерения и сопоставления одноименных первичных свойств, характеризующих два противоположных нервных процесса - возбуждение и торможение.

Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека [45]. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Наиболее важной отличительной чертой исследований В.М. Русалова и его коллег является использование концепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, то есть в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. Только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию типов темперамента.

Довольно перспективна, хотя практически концептуально не разработана, типология, разделяющая людей на «мыслительный» и «художественный» типы в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы. Конструкт «сигнальность» был разработан И.П. Павловым на основе экспериментального изучения нервных процессов, характеризующих сигнальную деятельность больших полушарий, обеспечивающих более детальные, специальные соотношения организма и среды, «точное и тонкое уравновешивание организма с окружающим миром» [39, 279]. Особенно выделяет И.П. Павлов мысль о том, что прирожденные рефлексы обеспечивают только выживание, тогда как работа высшего отдела нервной системы — больших полушарий головного мозга — позволяет значительно расширить диапазон адаптивной активности.

Понятие «сигнальных систем действительности» рассматривается И.П. Павловым в двух связанных между собой аспектах — изучение нарушений в деятельности нервной системы и анализ преобладания у человека тех или иных способов переработки информации:

«Признание двух сигнальных систем действительности у человека... ведет к пониманию механизма двух человеческих неврозов: истерии и психастении. Если люди, на основании преобладания одной системы над другой, могут быть разделены на мыслителей по преимуществу и художников по преимуществу, тогда будет понятно, что в патологических случаях при общей неуравновешенности нервной системы первые окажутся психастениками, а вторые — истериками» [39, 376].

Однако в дальнейшем человеческая типология на основе соотношения сигнальных систем, базирующаяся на концепции типов нервной системы, переводится в плоскость «нормальной личности»:

«Благодаря двум сигнальным системам и в силу данных длительно действующих разнообразных образов жизни, людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средний типы. Последний соединяет работу обеих систем в должной мере» [39, 464].

Люди, которых можно назвать в широком смысле слова «художниками», захватывают жизнь целиком, сплошь, сполна, без всякого раздробления и разделения. Другой тип, «мыслители», воспринимают действительность аналитически, дробят ее, превращая в схему, и затем только, постепенно, снова как бы собирают целостный образ из частей. А.Т. Иванов-Смоленский [12, 50] дает уже более подробную психологическую характеристику этих типов, отмечая, что "по существу, речь идет о людях с ясно преобладающим образно-эмоциональным или отвлеченно-словесным мышлением и о людях без такого одностороннего преобладания, у которых одинаково развито как то, так и другое» [12,193]. В многочисленных исследованиях отечественных авторов дифференциально-психофизиологической ориентации гипотеза Павлова приобрела конкретную содержательную насыщенность. Экспериментальное и концептуальное развитие представлений о различии познавательных функций, определяющих использование разных средств и стратегий познания, приводит авторов к мысли о переходе от интериндивидуального аспекта анализа к интраиндивидуальному:

«Две сигнальные системы обеспечивают одновременное существование человека в двух мирах — реальном (то есть физическом) и символическом... Качественное разделение информационных потоков и соответствующее разделение функций в едином процессе познания устанавливают между системами отношения дополнения и кооперативности, благодаря чему обеспечивается целостность жизнедеятельности индивида» [41, 58].

Возвращаясь к типологическому аспекту анализа сигнальных систем действительности и не рассматривая пока в качестве самостоятельного третий, смешанный или сбалансированный тип, представим основные характеристики людей с относительным преобладанием первой или второй сигнальной системы в пространстве универсальных типологических дихотомий и конкретных индивидуально-психологических признаков индивидуальности, относящихся к различным уровням ментальной иерархии. Эти данные можно представить в виде сводной таблицы (см. таблицу 1.1).

 


Таблица 1.1

Человеческие типы на основе соотношения сигнальных систем

Первосигнальный тип Второсигнальный тип
Высокая активация и лабильность нервной системы Низкая активация и инертность нервной системы
Преобладание возбуждения над торможением Преобладание торможения над возбуждением
Преобладание правополушарных механизмов Преобладание левополушарных механизмов
Акцент при оценке раздражителя на субъективно-эмоциональную окраску Акцент при оценке раздражителя на его точные физические параметры
Непроизвольное запоминание Произвольное запоминание
Наглядно-действенное мышление Вербальное мышление
Невербальный интеллект Вербальный интеллект
Синтетические тенденции восприятия (глобальность, целостность) Аналитические тенденции восприятия (артикулированность, дробность)
Эмоционально-фокусированный стиль совладания со стрессом Рационально-фокусированный стиль совладания со стрессом
«Художественный тип» личности «Мыслительный тип» личности

 

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что типология, разделяющая людей на «мыслительный» и «художественный» типы в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы, сформулированная И.П. Павловым и получившая дальнейшую разработку в отечественной психологии, является достаточно перспективной. Можно выделить ряд существенных психологических различий между представителями того и другого типов, а также «смешанного», или «уравновешенного» типа, сочетающего в себе в приблизительно равной степени свойства обеих сигнальных систем. Данные различия неизбежно касаются и сферы восприятия и отношения к значимым психо-физиологическим процессам. Так, можно предположить, что тип организации нервной системы женщины будет оказывать влияние на ее отношение к предстоящим родам, как в период беременности, так и вне его.


Выводы по 1 главе

 

Как отмечают исследователи, одной из наиболее выраженных особенностей отношения к родам среди беременных женщин являются такие эмоции, как тревога, страх. Данные эмоции в той или иной степени присутствуют практически у всех женщин в период беременности. Однако страх в отношении родов изучается большинством исследователей в своем актуализированном состоянии – непосредственно в период беременности. Наличие негативного отношения к родам у молодых женщин признается многими исследователями «по умолчанию», между тем, исследования, посвященные данной теме, в отечественной психологии на сегодняшний день отсутствуют.

Очевидно, что страх родов присущ не только беременным, его в латентной форме имеет значительное число небеременных и не имеющих опыта родов женщин. В данном случае страх родов можно описать как социальный, имеющий основной причиной негативные социальные установки, которые усваиваются женщиной нередко задолго до наступления пубертатного периода.

Внешне большое разнообразие программ подготовки к родам не решает актуальных проблем, связанных с комплексной коррекцией неадаптивных психо-эмоциональных состояний женщин в период беременности, оказывающих неблагоприятное влияние не только на сам период беременности, но и на процесс родов, а значит – на физическое и психическое здоровье матери и ребенка. На сегодняшний день в нашей стране не существует цельной, научно обоснованной концепции психопрофилактической подготовки к родам как комплексного процесса.

Психопрофилактическую работу по преодолению страхов и формированию позитивных установок в отношении родов можно начинать задолго до беременности и ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины. Значительным средством психопрофилактики здесь может быть психологическая и психотерапевтическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание.

Закономерно будет предположить, что отношение к процессу родов у женщин с разными типами организации нервной системы будет иметь различия. Женщины с преобладанием первой сигнальной системой, вероятно, отличаются большей впечатлительностью, образностью представлений и т.п., на основании чего можно предположить большую подверженность влиянию негативных социальных установок относительно родов. Женщины с доминированием второй сигнальной системы, напротив, отличаются большей рациональностью, и, таким образом, могут быть менее подвержены влиянию негативных эмоционально-окрашенных социальных установок. 

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что на отношение женщины к беременности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отношение в значительной степени зависит и от особенностей личности самой беременной. Можно предположить, что такие врожденные свойства, как особенности типа организации нервной системы, будут в значительной степени влиять на отношение женщины к процессу родов, определяя как общий эмоциональный настрой, так и частные особенности этого отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.49.193 (0.033 с.)