Теоретические аспекты исследования проблемы коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты исследования проблемы коммуникаций



Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты исследования проблемы коммуникаций

1.1 Понятие общения, его виды

1.2 Основные подходы к изучению коммуникации в малой группе

1.2.1 Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе

1.2.2 Структура и динамика коммуникации в малой группе

1.3 Влияние межличностных отношение на коммуникативный процесс в организации

2. Экспериментальное исследование типов отношений и видов направленности

2.1 Методы и методики исследования

Методика “Выявление установок, направленных на альтруизм - эгоизм”

2.2 Результаты и анализ исследования

Заключение

Литература

Приложения

Методика “Выявление установок,

направленных на альтруизм - эгоизм”


Введение

 

В процессе своей трудовой деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производства. Результат взаимодействия людей проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общении, в эффективности их деятельности и культуре взаимоотношений в организации. Именно коммуникативное взаимодействие формирует целостность организации. Коммуникации в организации - это информационное взаимодействие, в которое люди вступают и поддерживают при выполнении своих функциональных или должностных обязанностей.

Данная работа посвящена коммуникациям - тому, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении предприятием. Известно, что от 50 до 90% рабочего времени сотрудника предприятия приходится на коммуникацию. Коммуникативная некомпетентность является основным препятствием на пути повышения эффективности деятельности организации. Коммуникация людей преимущественно представляет собой их взаимодействие друг с другом с целью:

получения или сообщения информации, необходимой для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;

собственно воздействия, то есть управления поведением людей, их состоянием и отношениям к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

удовлетворения собственной потребности человека в общении.

Коммуникация как динамический процесс, как элемент профессиональной деятельности людей - это технология непрерывного взаимодействия человека с окружающим его миром, представляющая собой некоторую последовательность и особенности его поведения, жестикуляции, действий и состояний при передаче, поиске, получении и сохранении информации.

Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, как выяснится далее, коммуникации - эта сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Условием успешности профессиональной и общественной деятельности сотрудников предприятия является умение правильно общаться и взаимодействовать друг с другом. Требования сегодняшнего времени таковы, что межличностные отношения, направленность личности влияют на конечный результат работы предприятия.

Актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы коммуникаций на производстве, личной направленностью работников современного производства, малой разработанностью данной проблемы.

Цель: исследовать типы отношений между сотрудниками и их личностную направленность.

Предмет исследования: коммуникативные навыки.

Объект исследования: сотрудники организации ОАО Авторемонтный завод.

Гипотеза: мы предполагаем, что определенные типы отношений респондентов взаимосвязаны с определенным видом направленности.

Задачи исследования:

. рассмотреть теоретические подходы к проблеме коммуникации;

. определить понятие “коммуникации на предприятии”;

. провести исследование взаимодействия типов отношений сотрудников и их личностную направленность.

Научная новизна состоит в том, что впервые на уровне экспериментального исследования рассматривается взаимодействие типов отношений и личностной направленности сотрудников одного предприятия.

Методы исследования:

а) изучение и анализ литературы;

б) метод наблюдения;

в) методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, шкала методики О.Ф. Потемкиной “Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" “Выявление установок, направленных на альтруизм-эгоизм”.


Понятие общения, его виды

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы  это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если  не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

Общение  это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [2]. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения  взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Итак, многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

Вначале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Функции эти многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную [2,10]. И на основе этого обычно выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только "движение информации", но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами - обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, И последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение [2,22]. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Речь особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны  говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих говорящего и слушающего  должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

Речь выполняет две основные функции  коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания [2,4,23].

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из наиболее основных ее функций. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия.

Итак, речь  это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная  на монологическую и диалогическую [2,22].

Виды речевой деятельности: внутренняя, внешняя; устная, письменная; монологическая, диалогическая.

Интерактивная сторона общения  условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат  изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм  принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью  возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия [18,22]. Иногда феномен психологического воздействия смешивается с феноменом действия. Между тем эти феномены различны. Действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. В то же время психологическое воздействие выступает как субъект-субъектное отношение.

Психологическое воздействие есть структурная единица, компонент общения. По своей сущности психологическое воздействие представляет проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.). Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стойкости их изменений. Так, силой педагогических воздействий воспитатель может перестроить отношение ученика к тому или иному учебному предмету. О более широких изменениях психики можно говорить тогда, когда перестраивается целая группа психических явлений, например эмоциональная сфера личности. Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми. Наблюдения показывают, что многие и даже большинство взрослых людей сознательно перенимают друг у друга взгляды, оценочные суждения и побуждения. Которые сохраняются на протяжении многих лет, выдерживая многочисленные испытания и превратности судьбы.

Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин "восприятие" здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общении всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении [17]. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Каждый их участников, оценивая другого, стремиться построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемой в аналогичной ситуации.

Таким образом, общение - базовая категория, логический центр общей системы психологической проблематики, однако, недостаточно разработана. В отечественной психологии в понятии общения выделяю три стороны: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. В зарубежной психологии общение обозначается как коммуникация. Коммуникация - это процесс передачи и обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.


Агрессивный.

О-8 баллов: Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.

-12: Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

-16: Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

Покорно-застенчивый.

О-8 баллов: Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

-12: Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

-16: Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

Зависимый.

О - 8 балла: Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению с окружающими, вежливый, нуждается в признании.

-12: Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

-16: Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поваду, поэтому зависим от других, чужого мнения, конформный.

Сотрудничающий.

О-8 баллов: Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и; конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, дует условностям, правилам и принципам “хорошего тона” в отношениях с людьми, инициативный в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание, любовь, общительный, проявляет теплоту в отношениях.

-16: Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремит удовлетворить требования всех, “быть хорош" для всех без учета ситуации, стремится к целостности микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

Альтруистический.

О-8 баллов: Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

-16: Гиперответственный, всегда приносит в жерту свои интересы, стремится помочь и сострадать все навязчивый в своей помощи и слишком активен по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя “маска”, скрывающая личность противоположного типа).

Полученные количественные показатели по каждому октантов от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номеру октанте-координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие “веера”. Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений - 1, 2, 3, и 4 - характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3,4), большей независимостью мнения, упорством в отстаиваний собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1,2).

Другие четыре октанта - 5, 6, 7, 8 - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7,8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5,6).

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины.

Методика “Выявление установок, направленных на альтруизм - эгоизм”

Методика представляет собой одну из шкал методики О.Ф. Потемкиной “Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" и позволяет выявить склонность человека к поведению, обусловленному эмпатийностью (см. приложение 2).

Проставляется по 1 баллу при ответах “да" на вопросы 1-4,6.7, 9, 13, 17 и ответах “нет” на вопросы 5,8, 10-12, 14-16, 18-20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Заключение

 

1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования; в библиографическом списке представлено 23 наименования.

2. Рассмотрено такое базовое понятие, как общение и его стороны: коммуникативную, перцептивную, интерактивную.

3. Определено, что коммуникация в малой группе помимо обмена информацией между членами группы выполняет комплекс функций, направленных на поддержание самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

4. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

5. Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.

6. Направленность коммуникаций в организациях носит вертикальный и горизонтальный характер. Вертикальные коммуникации - восходящие и нисходящие - возникают между лицами, обладающими различным статусом внутри организации. Горизонтальные коммуникации в организациях возникают в процессе взаимодействия между лицами, равными по положению.

7. Наряду с формальными в организациях существуют неформальные каналы коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения.

8. В нашем исследовании принимало участие 30 человек, работников административного корпуса ОАО Авторемонтный завод г. Сальска, из них 23% респондентов имеют ответственный тип отношений, 20% - покорно-застенчивый; 20% - независимо-доминирующий; 13% - сотрудничающий-конвенциальный; 10% - зависимый-послушный; 6% - властный-лидирующий; 6% - покорно-застенчивый тип отношений.

9. В процессе исследования выявлено, что только 30% из опрошенных имеют направленность на альтруизм и развитое эмпатийное поведение в процессе коммуникаций.

10. В результате нашего исследования мы определили типы отношений, которые взаимосвязаны с определенными видами направленности. У респондентов, у которых отмечается развитое эмпатийное поведение, определен сотрудничающийся-конвенциальный и ответственный тип отношений. У респондентов с выраженными эгоистическими тенденциями отмечается прямолинейно-агрессивный тип отношений, а также независимо-доминирующий типы отношений. Таким образом, наша гипотеза доказана.


Литература

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990;

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: аспект Пресс, 2002;

.   Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982;

.   Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: “Нева”, 2003;

.   ДжуэллЛ. Индустриально-организационная психология. СПб., 2003;

.   Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984;

.   Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1997;

.   Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003;

.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002;

.   Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988г

.   Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001;

.   Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002;

.   Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997;

.   Основы теории коммуникации/ Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003;

.   Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1982;

.   Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001;

.   Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;

.   Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред.А. А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003;

.   Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999;

.   Снетков В.М. Психология коммуникаций в организации. СПб., 2000;

.   Фомин Ю.А. Психология делового общения. Мн.: Амалфея, 2003;

.   Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.


Приложения

 

Приложение 1

Методика межличностных отношений Т. Лири.

Инструкция: “Перед Вами набор характеристик, чтите каждую и отметьте знаком “+” те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво”.

Текст опросника

Какой Вы человек?

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10.Строгий, но справедливый.

11.Может быть искренним.

12.Критичен к другим.

13.Любит поплакаться.

14.Часто печален.

15.Способен проявлять недоверие.

16.Часто разочаровывается.

17.Способен быть критичным к себе.

18.Способен признать свою неправоту.

19.Охотно подчиняется.

20.Уступчивый.

21.Благодарный.

22.Восхищающийся, склонен к подражанию.

23.Уважительный.

24.Ищущий одобрения.

25.Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26.Стремится ужиться с другими.

27.Дружелюбный, доброжелательный.

28.Внимательный, ласковый.

29.Деликатный.

30.Ободряющий.

31.Отзывчивый к призывам о помощи.

32.Бескорыстный.

33.Способен вызывать восхищение.

34.Пользуется у других уважением.

35.Обладает талантом руководителя.

36.Любит ответственность.

37.Уверен в себе.

38.Самоуверен, напорист.

39.Деловитый, практичный.

40.Любит соревноваться.

41.Стойкий и крутой, где надо.

42.Неумолимый, но беспристрастный.

43.Раздражительный.

44.Открытый, прямолинейный.

45.Не терпит, чтобы им командовали.

46.Скептичен.

47.На него трудно произвести впечатление.

48.Обидчивый, щепетильный.

49.Легко смущается.

50.Не уверен в себе.

51.Уступчивый.

52.Скромный.

53.Часто прибегает к помощи других.

54.Очень почитает авторитеты.

55.Охотно принимает советы.

56.Доверчив и стремится радовать других.

57.Всегда любезен в обхождении.

58.Дорожит мнением окружающих.

59.Общительный, уживчивый.

60.Добросердечный.

61.Добрый, вселяющий уверенность.

62.Нежный, мягкосердечный.

63.Любит заботиться о других.

64.Бескорыстный, щедрый.

65.Любит давать советы.

66.Производит впечатление значительности.

67.Начальственно-повелительный.

68.Властный.

69.Хвастливый.

70.Надменный, самодовольный.

71.Думает только о себе.

72.Хитрый, расчетливый.

73.Нетерпим к ошибкам других.

74.Своекорыстный.

75.Откровенный.

76.Часто недружелюбен.

77.Озлобленный.

78.Жалобщик

79.Ревнивый.

80.Долго помнит обиды.

81.Самобичующий.

82.Застенчивый.

83.Безынициативный

84.. Кроткий.

85.Зависимый, несамостоятельный.

86.Любит подчиняться.

87.Предоставляет другим принимать решения

88.. Легко попадает впросак.

89.Легко поддается влиянию друзей.

90.Готов довериться любому.

91.Благорасположен ко всем без разбора.

92.Всем симпатизирует.

93.Прощает все.

94.Переполнен чрезмерным сочувствием.

95.Великодушен, терпим к недостаткам.

96.Стремится покровительствовать.

97.Стремящийся к успеху.

98.Ожидает восхищения от каждого.

99.Распоряжается другими.

100.Деспотичный.

101.Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

102.Тщеславный.

103.Эгоистичный.

104.Холодный, черствый.

105.Язвительный, насмешливый.

106.Злой, жестокий.

107.Часто гневлив.

108.Бесчувственный, равнодушный.

109.Злопамятный.

110.Проникнут духом противоречий.

111.Упрямый.

112.Недоверчивый, подозрительный.

113.Робкий.

114.Стыдливый.

115.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116.Мягкотелый.

117.Почти никогда и никому не возражает.

118.Навязчивый.

119.Любит, чтобы его опекали.

120.Чрезмерно доверчив.

121.Стремится снискать расположение каждого.

122.Со всеми соглашается.

123.Всегда дружелюбен.

124.Всех любит.

125.Слишком снисходителен к окружающим.

126.Старается утешить каждого.

127.Заботится о других в ущерб себе.

128.Портит людей чрезмерной добротой.

Испытуемые, у которых преобладает “ властный-лидирующий ” тип межличностного отношения (I октант) характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью. Поступки и высказывания могут oпережать их продуманность. Это реагирование “здесь и сейчас”, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение завоевательная позиция, стремление вести за собой подчинять своей воле других.октант, соответствующий “ независимо - доминирующему " типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими, по данным исследования, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязает выраженное чувство соперничества, проявляющееся стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их. своими идеям. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственно мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.

Прямолинейно-агрессивный " тип межличностных отношений (преобладание показателей III октанта) обнаружил выраженную близость к характеристикам, как ригидность установок, сочетаясь с высокой спонтанностью, упорство вдостижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захвачённости, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого.октанта - “ недоверчивый-скептический ” тип межличностных отношений проявляется, такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический на строй к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность. к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность - в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не столь явной (если сравнивать с типом III) и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отгороженности.о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.165 с.)