Регулирование налогообложения частных предпринимателей в Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование налогообложения частных предпринимателей в Республики Казахстан



В ведение

предпринимательство юридический налогообложение сельскохозяйственный

Среди элементов государственного регулирования рыночной экономики наиболее сложной и запутанной для Казахстана оказалась налоговая система. Она связана с формированием финансовых ресурсов на различных уровнях, в том числе формирование бюджета, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов экономики.

Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц в условиях их огромной дифференциации, и направленный на переложение налогов с малоимущих слоев населения на лиц с высокими доходами.

Налоговая система РК находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Новый этап формирования рыночной экономики диктует необходимость реформирования сложившейся за 10 лет налоговой системы. Однако введенный поэтапно Налоговый кодекс РК постоянно нуждается в совершенствовании и корректировке, поэтому каждый год в налоговое законодательство вводятся изменения и дополнения.

Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы.

Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц показывает также наличие множества других недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения.

Целью дипломной работы является исследование и совершенствование налогового механизма государственного регулирования доходов физических лиц в условиях большой их дифференциации и ухудшения социально-экономического положения значительной части населения региона. В соответствии с вышеизложенной целью в данной дипломной работе поставлены следующие основные задачи:

·   анализ состояния социально-экономического положения населения региона в условиях ослабления механизма государственного регулирования доходов;

·   выявление тенденций в формировании доходов населения как объекта налогового регулирования;

·   исследование роли налогового механизма в регулировании социально-экономического развития;

·   анализ состояния налогообложения физических лиц и выявление ее недостатков;

·   обоснование необходимости дифференциации налогообложения доходов физических лиц в зависимости от величины и источника формирования доходов;

·   разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения с физических лиц.

Предметом исследования является экономический механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц и налогов на собственность.

Объектом исследования является современная налоговая система Республики Казахстан.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

·   на основе статистического анализа состояния экономики и социально - экономического положения населения выявлены тенденции в формировании доходов физических лиц и обоснована необходимость их государственного

·   регулирования;

·   исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения социальной справедливости и перераспределении доходов населения;

·   изучен зарубежный опыт налогообложения физических лиц на примере России, Республики Беларусь, Армения и выявлены возможные направления его использования в условиях Казахстана;

·   разработан механизм налогообложения физических лиц, обеспечивающий социальные гарантии для малообеспеченного населения и перекладывающий налоговый пресс на граждан с высокими доходами;

·   систематизированы налоговые льготы и предложены пути повышения их эффективного применения.

 


 

Таблица 1. Поступление налогов с предпринимательства за 2010 год тыс. тенге

Наименование отраслей Количество предприятий уд. вес в общих поступлениях

Сумма

Недоимки
      начислено поступлении  
1 Сельское хозяйство 1,8% 306017 473231 308877
2 Промышленность и строительство 69,2% 16735010 17840607 1309002
3 торговля 30,6% 1125562 - 931959 954722
4 Транспорт и связь 5,6% 1434343 1409283 135473
5 финансовая деятельность 0,7% 217290 175158 53630
6 прочие 19,1% 5031498 5007012 1271457
7 В целом по отрасля 100% 24949710 25837250 4033161

 

В таблице 2 представлено поступление налогов с предпринимательства за 2010 год.

 


 

Таблица 2. Поступление налогов с предпринимательства за 2010 год тыс. тенге

Наименование отраслей Уд. вес в общих поступлениях

Сумма

Недоимка
      начислено поступлений  
1 Сельское хозяйство 1,6% 414963 368970 306092
2 Промышленность и строительство 48,1% 11746644 10630610 1835773
3 торговля 9,2% 2176032 2077283 354670
4 Транспорт и связь 9,1% 1984470 2018598 102976
5 Финансовая 0,6% 142822 150080 36250
6 Деятельность - - - -
7 Прочие 21,4% 7835647 6825980 1276826
8 Отрасли в целом 100% 23300578 22071521 3902587

 

Из анализа налоговых поступлений за два последних года можно сделать следующие выводы: налоговые поступления от субъектов торговли, транспорта и связи имеют тенденцию к повышению, прирост налоговых поступлений от сферы торговли составил 1145324 тыс. тенге, от отрасли транспорта и связи - 109315 тыс. тенге.

В то же время наблюдается снижение налоговых поступлений от таких необходимо важных для региона ЮКО секторов экономики как сельское хозяйство, промышленность и строительство. По этим же отраслям большая сумма недоимки, удельный вес налоговых поступлений снизился за два года до 21,1%. Это говорит о том, что принимаемые на сегодняшний день меры государственного регулирования данных секторов неэффективны и нерезультативны. Необходимо совершенствовать и развивать действенный механизм регулирования предпринимательской деятельности, в частности, посредством налоговой системы.

 


Таблица 3. Поступление налогов с предприятий малого предпринимательства за 2010 год, тыс, тенге

Наименование отраслей Кол-во предприятий сгд Всего поступлений ПН с юридических лиц ПН с физических лиц НДС Социальный налог Прочие
Сельское хозяйство 2910 1592100 197066,0 15558,0 25086,0 46282 80715 29425
Промышленность и строительство 1473 3923761 117236 14708 13918 31873 43489 13248
Торговля 353 2700299 256649 36774 31709 9024 61748 37694
Транспорт и связь 270 363588 78414 8011 11592 19396 27325 10724
Прочие 3729 2068826 336466 67660 26470 1395 93848 77093
Итого 8975 1048574 1507,4 142711 108475 57970 307125 16818

 


Если рассмотреть распределение субъектов малого и среднего бизнеса по признаку отраслевой направленности, то видим, что в 2010 году в сельском хозяйстве занято 25,9% субъектов, заняты торговлей 35,8%, в промышленности и строительстве 3,4%. Всего поступило в бюджет в виде налоговых платежей 1507,4 млн. тенге.

А доля производственной в малом и среднем бизнесе продукции от общего объема по области составляет 26,4%.

Если рассматривать удельный вес поступивших налоговых платежей с субъектов малого и среднего бизнеса в общей сумме налоговых поступлений в ЮКО, то ситуация такова:

 

Таблица 4. Удельный вес поступивших налоговых платежей с субъектов малого и среднего бизнеса по ЮКО за 2005-2010 гг.

Удельный вес в общих поступлениях 2005 2006 2008 2009 2010
Всего 12039,8 12574,2 13054,4 18722,6 27271,7
удельный вес в % 100% 100% 100% 100% 100%
С МБС     1763,9 2259,0 150,4
удельный вес в % - - 13,5% 12,1% 5,5%

 

Из таблицы 4 видно, что в области при значительном количестве функционирующий предприятий малого и среднего бизнеса удельный вес налоговых поступлений низок. По сравнению с 2009 годом поступление налогов уменьшилось на 752 тыс. тенге. Из этого следует, что проблемы в налогообложении малого и среднего бизнеса стоят еще остро и требуют немедленного решения.

Как показывает практика, повысить собираемость налогов при нынешних их ставках не удается. Всем понятно, что в настоящее время ставки налогов явно завышены. При их определении в расчете не принимаются возможности предприятий. За основу принимаются ставки, действующие в других странах, но при этом не учитывается социально-экономическое состояние этих стран, уровень жизни населения. Люди рискуют, но продолжают уходить от слишком больших отчислений. Представляется, что выход из создавшегося положения - это снижение номинальных ставок налогообложения в совокупное с увеличением уровня собираемости налогов. Это должно оздоровить ситуацию, сделав ее менее криминальной, менее рискованной для предпринимателей.

Непомерно большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз, ещё более обостряет ситуацию. Для малых предприятий было бы наиболее целесообразно отменить большое количество налогов и ввести единый корпоративный налог и единый социальный налог, требующие более простой отчетности и экономящие время бухгалтера. К тому же у предприятия отпала бы необходимость содержать нескольких бухгалтеров, которые большую часть времени работают не на предпринимателя, а на государство, обеспечивая функционирование громоздкой налоговой системы. Заполнение огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время, являются не только очень трудоемкой, но и отнимающей большое количество времени работой. Обычному бухгалтеру, тем более не имеющему компьютерных программ, разобраться во всем этом сложно. Отсюда - и неумышленные ошибки в ведении учета и отчетности.

Плохая проработка законов, противоречивость законодательной базы влечет за собой возможность их неоднозначного толкования. Как следствие, предприниматели совершают ошибки при исчислении налогов без умысла что-то скрыть. И суть проблемы не только в том, что бухгалтер не может разобраться в законодательстве, а в том, что, во-первых, формулировки законов неоднозначны, и, во-вторых, различные нормативные акты нередко противоречат друг другу. К тому же постоянные изменения в законодательной базе, в том числе вводимые задним числом оказываются для малого бизнеса зачастую просто фатальными - предприниматели не успевают следить за ними. Это создает ситуацию неопределенности, стресса, вызванного необходимостью самому следить за всеми принимаемыми изменениями и поправками.

Все изменения в налоговом законодательстве должны вноситься один раз в год до начала работы над составлением прогноза. При этом прогноз должен быть рассчитан только методом прямого подсчета и ни в коем счете не должен подгоняться по расчету расходов.

Метод начисления налогов обязывает предпринимателей авансировать бюджет независимо от организации своей продукции и тем, самым, сажает их в долговую яму. Ведь не всегда произведенная продукция сразу находит своих покупателей и причем за безналичный или наличный расчет.

Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается, вопреки «заботам» государства, и если ситуация не изменится.

В ближайшем будущем малое предпринимательство вряд ли сможет успешно работать и вносить, весомы вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решение таких проблем, как занятость, ускорение научно-технического прогресса, становление так необходимого нашей республике «среднего» слоя.

Забота о малом и среднем бизнес окупится сторицей, поможет многим найти себя в столь сложной сегодняшней обстановке.

 

Заключение

 

Возрастание роли государственного регулирования экономики в условиях рынка связано необходимостью решения задач по выводу экономики из кризиса, стабилизация производства, формированию эффективной структуры производства, рационализации расходов государства, социальной защите населения. Необходимость государственного регулирования экономики связана также с наличием таких общеэкономических функций государства, которые не могут быть на переходном этапе замены рыночными механизмами. В частности это касается развития энергетики, транспорта, охраны окружающей среды, организации базового образования, поддержки общеэкономической структуры (таможенный контроль, сбор и обработка статистической информации) и др.

Формы и методы воздействия государства в различные периоды, и различных сферах экономики могут варьироваться от достаточно жестких мер регулирования до косвенного влияния через механизмы финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой политики и другие экономические рычаги.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам. Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства, и особенно его экономики. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой.

Известно, что налоги обеспечивают регулирование государством хода процессов в экономике, путем предоставления государству необходимых для выполнения регулирующей функции средств, а также благодаря специальному налоговому механизму, обеспечивающему направление развития производства в нужное обществу русло.

Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета выступают реальным инструментом государственного регулировании. Большое влияние на развитие экономики оказывает структура налогов, а также задачи, которые решает государство в конкретный исторический период при проведении налоговой политики.

Немаловажное значение имеет выбор субъекта, или плательщика налога. Согласно казахстанскому налоговому законодательству плательщиками являются все юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Экономически не обоснованное определение плательщиков может привести как к нерациональному использованию доходов, так и к подрыву заинтересованности предприятий и организации в расширении своей деятельности.

Активное влияние на интересы предпринимателей оказывает действующий механизм исчисления и уплаты налоговых платежей, основанных на использовании функциональных элементов налога. Достаточно важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае плательщиков налогов, дифференцируется по отдельным хозяйственным субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации.

Одним из важных инструментов налогового механизма являются налоговые ставки. Налоговые ставки, устанавливаемые государством, увеличивают непосредственно издержки производства, а также косвенные расходы - через рост заработной платы. Это уменьшает возможность накопления, а, следовательно, и инвестирования, что тормозит рост производства и снижает предложение.

Государство, для содействия росту производства товаров и не должно устанавливать чрезмерно высокую налоговую ставку (запретная зона), что ослабит или целиком подорвет мотивацию к расширению производства, снизит заинтересованность предприятия в конечных результатах производства продукции. Установление низкой ставки налога не даетмаксимального дохода государству.

Таким образом, налоговая ставка при всех этих условиях должна учитывать особенности состояния экономики в конкретный период.

Практика доказывает, что лучшими условиями для введения оптимальной ставки налога является стабильность экономической ситуации и низкий уровень (5-8%) инфляции или полное ее отсутствие.

Сложившаяся экономическая ситуация в республике является отражением фискальной политики. Для решения всех проблем между бюджетом и хозяйствующими субъектами необходимо оптимизация налогового регулирования деятельности предпринимателей.

 


Список использованной литературы

 

1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2010 года №99-IY. (по состоянию на 24.12.2010 г.)

. Нормативные акты по финансам, налогам, бухгалтерскому учету страхованию» Каржы - каражат, 2008 г.

. Дадашев А. Сущность налогов и принципы налогообложения. М: ФиС, 2006 г.

. Основы налогового права. Учебно-методические пособие. /Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд 2005 г.

. Покачалова Е. Налоги, их понятия и роль/ Финансовое право М: Изда - тельство БЕК, 1995 г.

. Денисова И. Понятие налога. Принципы и функции налогообложения? Финансовое право. М: Юрист, 2006 г.

. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. М: 1937 г.

. Окунева Л. Налоги и налогообложения в России. М: Финстатинформ, 1996 г.

. Атикинсон Э.Б., Стиглиц ДЖЭ. Лекции по экономической теории государственного сектора./ Пер. с англ. Под ред. Л. Любимова. М: Аспект Пресс, 1995 г.

. Налоги. / Под ред. Черника Д. ММФиС, 2000 г.

. Горский И. Налоги в механизме стабилизации. М: ЭиЖ, 1994 г.

. Пушкарев В. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М: 2007 г.

. Козырин И. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М: Независимое издательство Мондскрипт, 2003 г.

. Караваева Н. Налоговые политика ведущих западных государств в системе экономического регулирования. Законодательство и экономика, 2006 г.

. «Налоги и налогообложение» Учебное пособие. Под ред. Русаковой И.П. М: Финансы, 2010 г.

. «Налоги и налогообложения» Учебник Под ред. Юткиной Т.Ф. М: Инфра - М, 2009 г.

. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 2004 №6 стр37-39

. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: «Налоговая система в Казахстане» // Юридическая газета - 2006 г. - 17 июля.

. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 2009 - №4 - стр. 39-42.

. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов.] [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 2006 - 9 июля.

. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О налогах и др. обязательных платежах в бюджет»/ Казахстанская правда - 2009 г. -10 января. И хочется жить и работать хочется: (Из проекта Концепции налоговой реформы РК) // Экспресс - 2009 - 7 октября.

. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь-2010 - №3-4 с. 17-21.

. Каможнова Е. Налоговая система, какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 2010 - №3-4 - стр. 24-26.

. Камаев В.Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 2005 г.

. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы, 2009

. Мусинов С.М Налоги с населения РК. Алматы 1996 г.

28. Налог на добавленную стоимость: информационно - практическое пособие / Составители: специалисты аудиторской фирмы «АСИКО» В.И. Скала, Б.В. Скала, Н.В. Скала, Е.Г. Петухова.-Алматы: «Издательство LEM». 2002/-216c

29. Булатов А.С. Экономика: Учебник.3-е издание, перераб. И доп. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002.-896 с.

30. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2007.-784 с.

31. Финансы капитализма / Под ред. Б.Г. Болдырева.-М.: Финансы и статистика, 1990.-490 с. 59-60

В ведение

предпринимательство юридический налогообложение сельскохозяйственный

Среди элементов государственного регулирования рыночной экономики наиболее сложной и запутанной для Казахстана оказалась налоговая система. Она связана с формированием финансовых ресурсов на различных уровнях, в том числе формирование бюджета, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов экономики.

Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц в условиях их огромной дифференциации, и направленный на переложение налогов с малоимущих слоев населения на лиц с высокими доходами.

Налоговая система РК находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Новый этап формирования рыночной экономики диктует необходимость реформирования сложившейся за 10 лет налоговой системы. Однако введенный поэтапно Налоговый кодекс РК постоянно нуждается в совершенствовании и корректировке, поэтому каждый год в налоговое законодательство вводятся изменения и дополнения.

Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы.

Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц показывает также наличие множества других недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения.

Целью дипломной работы является исследование и совершенствование налогового механизма государственного регулирования доходов физических лиц в условиях большой их дифференциации и ухудшения социально-экономического положения значительной части населения региона. В соответствии с вышеизложенной целью в данной дипломной работе поставлены следующие основные задачи:

·   анализ состояния социально-экономического положения населения региона в условиях ослабления механизма государственного регулирования доходов;

·   выявление тенденций в формировании доходов населения как объекта налогового регулирования;

·   исследование роли налогового механизма в регулировании социально-экономического развития;

·   анализ состояния налогообложения физических лиц и выявление ее недостатков;

·   обоснование необходимости дифференциации налогообложения доходов физических лиц в зависимости от величины и источника формирования доходов;

·   разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения с физических лиц.

Предметом исследования является экономический механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц и налогов на собственность.

Объектом исследования является современная налоговая система Республики Казахстан.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

·   на основе статистического анализа состояния экономики и социально - экономического положения населения выявлены тенденции в формировании доходов физических лиц и обоснована необходимость их государственного

·   регулирования;

·   исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения социальной справедливости и перераспределении доходов населения;

·   изучен зарубежный опыт налогообложения физических лиц на примере России, Республики Беларусь, Армения и выявлены возможные направления его использования в условиях Казахстана;

·   разработан механизм налогообложения физических лиц, обеспечивающий социальные гарантии для малообеспеченного населения и перекладывающий налоговый пресс на граждан с высокими доходами;

·   систематизированы налоговые льготы и предложены пути повышения их эффективного применения.

 


 

Регулирование налогообложения частных предпринимателей в Республики Казахстан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.067 с.)