Пути развития налогового регулирования в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути развития налогового регулирования в современных условиях



 

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы, само их существо, как было отмечено выше, порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция (по одноименному названию казны государства).

Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством, зависит от его форм. В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, фискальная функция налога превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов в свободном товарообороте формируется потребность стимулировать или сдерживать воспроизводство, оказывает воздействие на платежеспособный спрос населения, способствовать размещению капитала. Необходимость государственного регулирования перераспределительных процессов в обществе, установление степени этого вмешательства в экономику обосновались еще со времен меркантилистов (конец XV - начало XVI вв.), учение которых положило начало процветанию торгового капитала. Переход от абсолютизма к представительским формам государственного управления дал новый толчок развитию учений о регулировании государственных уполномоченных. Несмотря на то, что на заре раннего капитализма господствовала теория невмешательства государства в экономику, с его развитием фискальная (индивидуалистическая) теория налогообложения постепенно стала рассматривать потребности финансового хозяйства с позиций социально-экономических потребностей [48].

Таким образом, налоговедение определяет две налоговые функции? фискальную и регулирующую роль налогообложения в реальной экономической жизни общества.

Функция налогов как инструмента регулирования экономики весьма широка и разнопланова и используется во всем мире. Налоговая система является гибким механизмом, позволяющим усиливать или подавлять различные тенденции в экономике. Ни одной высокоразвитой стране налоговая система не является застывшим образованием, особенно в части регулирования и стимулирования различных процессов. Поэтому при изменении экономических условий необходима корректировка системы налогового регулирования и стимулирования, при этом степень воздействия решений,

принимаемых в области налогообложения, на все процессы, протекающие в национальной экономике, настолько высока, что налоговая политика может быть признана главным инструментов государственного регулирования. Общие представления о характере политической системы и перспективах развития экономики непосредственно связаны с тем, какие принципы проводит в жизнь государство при распространении системы налогообложения.

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из основных проблем при решении вопроса об оптимизации функционирования национальной экономики.

В условиях рыночной экономики возможности прямого государственного регулирования экономических процессов в определенной мере ограничены. Ведущую роль здесь играют косвенные методы, в частности финансово-кредитный, основным инструментом, которого являются налоги.

Когда государство сокращает прямые инвестиции, как в производственную сферу, так и в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, его политика должна быть направлена на привлечение инвестиций юридических и физических лиц как отечественных, так и зарубежных. С помощью инструментов налогового регулирования можно стимулировать:

накопление средств могут выступать в роли инвесторов через финансовый рынок, направление собственных средств предприятий на инвестиции как внутри предприятия, так и на финансовом рынке;

привлечение иностранных инвестиций в качестве дополнительных финансовых ресурсов в экономику Казахстана;

привлечение банковских кредитов в реальный (производственный) сектор экономики; увеличение эффективности использования амортизационных отчислений.

Налоговая политика занимает важнейшее место среди методов государственного воздействия на экономические процессы. Установление эффективной системы налогов и сборов является необходимым (хотя и недостаточным) условием нормального функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства.

Непременным атрибутом налоговой системы является система налоговых льгот. Льготируемые виды деятельности и группы предприятий получают более широкие возможности для развития производства, занимают привилегированное положение в общей совокупности экономических отношений, что делает налоговую политику незаменимым инструментом при проведении структурных преобразовании.

Существование отраслевых налоговых льгот требует дополнительного времени и средств, для учета и контроля над полнотой и правильностью уплаты налогов. Кроме того, льготы способствуют увеличению неравномерности распределения налогового бремени и уменьшают доходы бюджетной системы.

При анализе целесообразности представления налоговых льгот следует помнить, что «как бы не были сложны системы поощрения НТП через

налоговые льготы и вычеты», ни одна из этих систем не бывает совершенной, ни одна из них не оказывает, а исключительно стимулирует воздействия, свободного от моментов торможения.

В то же время нельзя отрицать того, что льготы при налогообложении являются серьезным стимулом для хозяйствующих субъектов, в том числе и при принятии инвестиционных решений. Налогообложение как сферы перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. Разумеет, определенное стимулирующее начало заложено и в фискальной функции, ибо сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непосредственно сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных сфер. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно, оно не прямого действия, а подчас проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому производство - первостепенный объект налогового стимулирования. Однако это не значит, что налог должен быть наделен в качестве самостоятельной стимулирующей функцией.

Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в двух формах: льгот и санкций. Налоговые санкции выступают проявлением контрольной функции финансов.

Следовательно, налоговое регулирование несет нагрузку контрольного свойства. На практике сферы налогового контроля регламентируется самостоятельными законодательными актами. Действуют особые правовые нормы, определяющие субъекты налогового контроля, их права и обязанности. Принимаются специальные законы о функциях и задачах налоговых, аудиторских служб, налоговой полиции, департаментов, правительственных и законодательных комитетов и комиссий.

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходит из сущностного содержания экономических категорий «налог» и «исполнения». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условия управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель - равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Мы уже усвоили положение о том, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги - стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика. Они по-разному оценивают роль налогов. Следовательно, в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых правоотношений роль системы налогообложения быть не может. Особенно полярные интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. В эти периоды представители исполнительной и законодательной власти должны особенно пристально следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы, как в систему налогообложения, так и во все сферы производственных отношений.

О роли налогообложения позволяют судить и соотношения между отдельными налогами и налоговыми группами, с одной стороны, и общей суммой налоговых поступлений в бюджет, с другой. Сравнение этих данных позволяет определить, какой налоговой группе или виду налогов в большей степени свойственна роль фискального регулятора доходов бюджета.

Фискальную роль налогообложения характеризуют такие данные о доле изымаемой выручки у предприятий, доходов у граждан. Такой анализ свидетельствует о тяжести налогового бремени.

Фискальную роль налогов характеризует также данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет; сумме расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете б исполнении бюджета. Как правило, чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением расчетных заданий по налоговым поступлениям на 30% и более.

Необходимо провести также анализ налогово-бюджетных доходов и размеров социальных выплат из бюджета. Соотношение доходов и расходов бюджета не только характеризует состояние бюджетных отношений, но и свидетельствует о роли налогообложения.

В условиях она отчасти оправдана из-за потери времени в переходе к чисто экономическим методам воздействия на хозяйство страны. Устранение негативных тенденций в системе налогового регулирования - важнейшее условие оптимизации налогообложения в Республике Казахстан.

Общепринято, что основной функцией налога является фискальная функция. На этом основывается налоговая политика РК и многих других государств. Именно здесь совершается ошибка правительствами многих стран, в том числе и Казахстана. Увлекаясь фискальной функцией, обычно забывают, что в их руках находится мощнейшее средство регулирования экономики. Если даже очень острым мечом бить о камни то и он затупится. В данном случаи мечем, выступает доверие народа.

На первый взгляд действия правительства могут казаться здравыми так, как оно притворяет в жизнь основные функции то есть фискальную и распределительную, при этом напрочь забывая о такой немаловажной функции, как регулирующая. Как отмечает в своей работе, Черник Д.Г. обилие налогов отнюдь не приводило к финансовому процветанию, а наоборот, следствием чрезмерного диалогового бремени становилось сокращение налоговой базы. В результате этого всегда возникали финансовые кризисы. Образно выражаясь, правительство, режет курицу, которая несет золотые яйца. В наше время можно понять правительство, которое боится отойти от фискальной функции и взглянуть на налог, как на регулятор экономики. Правительство не хочет делать этого и тем самым затормаживает развитие экономики нашей страны. Государство пытается создать видимость регулирования экономики путем ведения рядов льгот. Если посмотреть в реальность, то мы увидим, что действия этих льгот сравнительно ничтожны. Очень сложно развивать льготами, находящиеся в упадке отрасли. Взять, к примеру, наше сельское хозяйство. Что дадут ему льготы, если на самом деле ему необходимы вливание капитала и защита от внешнего рынка. Появление льгот напоминает лишь о том, что основной преобладающей является фискальная функция.

К примеру, если вы купите утюг и станете им забивать гвозди. Это будет возможно, но гораздо эффективнее было бы гладить вещи. То же самое у нас происходит с налоговой политикой. Гораздо эффективнее было бы использовать регулирующую функцию как основную. Преобладание этой функции даст только лишь положительный эффект. Это отличает в своей работе П.М. Годмэ «Учеными экономистами уже давно подмечено, что взимание налогов влечет за собой ряд экономических и социальных последствий, которые вроде бы как и не ставились в задаче налогов». Неожиданные последствия иногда были настолько весомыми, что затмевая эффект самого поступления». Экономика регулируемая государством при помощи налогов, будет развиваться в ускоренных темпах будет улучшаться и благосостояние народа который в впоследствии сможет платить налоги. Государство не должно охранять складывающееся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их внутренние отношения не направлены против общества и государства [49].

«Рынок, как пишет Абалкин Л.А, одно из величайших достижений цивилизации». Он прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой. Но способность регулируемого рынка обеспечить общее равновесие и высокую эффективность экономики ограничено. Даже развитым рыночным экономикам присущи и общее равновесие и неэффективность. Вот здесь государство и должно воспользоваться «либеральной техникой» регулирование экономики Мишин Г.К. считает, что налог является основным средством политического управления и экономического регулирования воспользоваться этим средством в полной мере государство сможет лишь в том случаи, когда принят на вооружение функции налога.

В данное время государство не дает экономике боясь отойти от фискальной функции налога. Да, во время перехода от старой к новой налоговой политике будут огромные трудности с перераспределение доходов, но это верный выход из сложившегося положения.

После распада СССР казахстанскому народу было необходимо сильное государственное управление и контроль. Этим было обусловлено доминирование фискальной функции налога. На данном этапе экономика нашей страны более или менее стабилизировалось и сейчас, как никогда необходимо мягкая регулирование налогами рынка.

Любое государство должно влиять на экономические процессы в стране. Встает лишь вопрос: насколько велико должно быть это влияние. Здесь возможно два пути развития:

. Государство как бы со стороны наблюдает за экономическими процессами в стране, вмешиваясь лишь в самых серьезных вопросах.

. Либеральная политика государства.

Примером первого варианта могла служить восточная Германия, которая, не смотря на огромные субсидии, выделяемые в СССР, так и оставалось в списке развивающихся стран. Обратным примером могла служить западная Германия. Ее послевоенное развитие называют экономическим чудом. Два государства с одним народом, одним менталитетом, но с разной экономической политикой государства. При этом Восточная Германия очень сильно помогали. Западная же Германия наоборот, еще очень долго выплачивало различные компенсации другим странам. Преимущество либеральной политики государства доказаны исторический и приведены примеры не единственной.

Габриель Ард называл налоги либеральной техникой регулирования экономики государством. То есть в стране должны свободно формироваться законы рынка. Развиваясь по естественным законам рынка правильно регулируемого налогами, в скором времени мы смогли бы встать в один ряд с развитыми странами. И это было бы гигантским прорывом нашей экономики. Это было бы тем самым прыжком «барса», который так необходим в нашей стране.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.013 с.)