Механизм совершенствования налогового регулирования в условиях Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм совершенствования налогового регулирования в условиях Казахстана



 

В развитых странах мира налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов. Самой распространенной концепцией, на которой базируется налоговая политика развитых стран, стала в послевоенный период концепция функциональных финансов. Согласно этой концепции величина бюджетных расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с-80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической доли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. Следует особо подчеркнуть, что на условиях развитой экономики эта цель достигается не усилением налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширением налоговой базы и сокращением государственных расходов па фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

Если донедавнего времени считалось, что высокие уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпораций и на доходы физических лиц. Одновременно в раде ведущих стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры налоговых льгот. Однако хотелось бы акцентировать внимание на том, что эти моры соответствуют состоянию экономики стран Запада и основаны на динамике и тенденциях её развития.

До введения в 1995 году действующего и ныне в Казахстане Налогового кодекса, существовали многочисленные налоговые льготы и скидки разового и постоянного характера. В результате бывало, что из-за предоставления неоправданных налоговых льгот отдельным предприятиям значительно сокращались поступления в бюджет. Налоговый кодекс отменил льготы и скидки для всех видов деятельности, и эта мера была в свое время оправданной и необходимой. Однако в настоящий период, когда уже создана система взимания, регистрации и контроля налоговых поступлений, появляется возможность развивать регулятивно распределительную функцию налогов. Тем более что в мировой практике используется целая система льготного налогообложения, позволяющая регулировать и стимулировать развитие производства и социальной сферы.

В существующих условиях абсолютно не оправдан подход идентичности уровней налогообложения в экономике Казахстана и на Западе. Абсолютные размеры прибыли и добавленной стоимости там значительно выше, чем у нас. Поэтому и степень налогового пресса там фактически в несколько раз меньше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.

Роль отдельных налогов в формировании бюджета в развитых странах с рыночной экономикой выглядит следующим образом (в процентах): налоги на личные доходы - 40, налоги на прибыль корпораций - 10, социальные взносы -30, налог на добавленную стоимость -10, таможенные пошлины - 5, прочие налоги и налоговые поступления -5.

Таким образом, можно сделать вывод, что на Западе основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство.

Американские эксперты во главе с профессором - Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50 процентов резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Однако невозможно теоретически рассчитать идеальную шкалу налогообложения. Она должна и может быть откорректирована только на практике. При этом следует учитывать, что немаловажное значение имеют национальные, психологические, культурные факторы. Например, американцы, считают, что при, такой Шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75 процентов, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство.

В связи с этим налоговая реформа 1906 года и снижение в результате ее предельных ставок налогообложения привели к заметному росту продуктивности в США. Из опыта развитых стран видно, что в целях стимулирования производственной активности целесообразно применение различных налоговых льгот и скидок.

К примеру, в соответствии с законодательством Великобритании для определения, облагаемого налогом дохода корпораций из валового дохода компании, вычитываются все разрешенные, законодательством расходы, произведенные в отчетном налоговом году. В частности, полностью вычитаются все расходы на научные исследования. Вычитаются и амортизационные отчисления на машины, и оборудование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т.д. Для списания машин и оборудования используется ставка 25 процентов от остаточной стоимости, а это означает, что 30 процентов стоимости машин и оборудования, купленных после 1936 года, будет списано за 0 лет.

В последние годы во многих странах Запада распространение получили налоговые льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции с тем, чтобы увеличить приток капиталов для производственного накопления. Налоговые скидки, многие из которых были введены в середине 80-х годов, представляются по ряду определенных видов инвестиций.

Так, в Бельгии в 1982 году суммы, истраченные на покупку акций бельгийских компаний или сертификатов, оговоренных бельгийских взаимосберегательных фондов, разрешено (до определенного предела) вычитать из облагаемой суммы доходов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие инструменты «венчурного» финансирования, способствующие становлению и развитию в стране венчурных компаний. Во Франции с 1978 года действует налоговая скидка с дохода в сумме чистых покупок акций, котирующихся на фондовой бирже (установлен потолок льготы).

В последние годы многие страны, кроме предоставления повышенных начальных скидок, все больше делают акцент на оказание прямой финансовой поддержки частному бизнесу путем освобождения от налогов прибыли, зачисляемой в различного рода инвестиционные фонды и резервы.

К примеру, в Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в венчурные компании. В Испании с 1979 года государство обязано предоставлять налоговый кредит при покупке ценных бумаг, и инвестициях в деловые сферы.

Частные компании, со своей стороны, стали все более активно обращаться к внешним источникам финансирования. При этом, учитывая, что проценты, выплачиваемые по внешним кредитам и ссудам, вычитаются в качестве деловых издержек и, соответственно, сокращают балансовую прибыль. В данном случае наиболее крупные компании организуют за счет своих средств подконтрольные им банки и финансовые компании (обычно за рубежом, в странах - «налоговых убежищах»), которые служат для них, в качестве внешних источников получения необходимы средств.

Обесценивание амортизационных них льгот привело к широкому распространению лизинга (аренда машин и оборудования). С помощью лизинга компании получили возможность списывать на издержки неограниченно крупные суммы платеже за аренду необходимой техники (что невозможно в рамках строго лимитированных размеров амортизационных отчислений) и сокращать прибыль, подлежащую налогообложению. Как в случае с банками, многие лизинговые компании являются независимыми только внешне, а наделе представляют собой филиалы и подразделения крупнейших, корпораций, образованные ими исключительно в налоговых целях.

Кроме, амортизационных отчислений, в издержки разрешаете включать еще и вычеты на созданы целого ряда резервов и фондов: на обесценение запасов, на сомнительных должников, на будущие убытки и т.д., всего до 15-20 видов таких вычетов.

«Бумажные» вычеты из облагаемого дохода сверх реально затраченных средств и сверх нормального уровня амортизации являются основным видом налоговых льгот (tax allowance). Кроме вычетов, (deductions), налоговые льготы включают также кредиты (credits), отсрочки (deferrals) и полное освобождение от налогов (exemptions).

Кредиты представляются на следующем этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и на его основе рассчитай размер причитающегося налога. Кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемого дохода, а непосредственно из суммы начисленного налога. Наиболее известны следующие виды кредитов: кредит для налогов, уплаченных за рубежом (foreign tax credit) - в соответствии с этой льготой налогоплательщик может вычитать из общей суммы своих налоговых обязательств налоги, уплаченные им зарубежном; инвестиционный кредит (investment credit) - позволяет за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций компании; кредит для стимулирования занятости (employment credit) и др. Всего в США насчитывается до 20 видов таких кредитов, во Франции и ФРГ - до 10-15 и т.д.

Следующим видом льгот являются отсрочки уплаты налогов. Некоторые из них имеют предельный срок - до 3-5 лет (например, отчисление части прибыли в резервный фонд на новые инвестиции), другие имеют неопределенную длительность - вплоть до какого-то события или условия. Важность этой льготы заключается в том, что при современном уровне процентных ставок, достигающих 12-14 процентов, отсрочка в уплате налога на 5-7 лет равносильна для налогоплательщика полному освобождению от налога.

Наконец, последним видом льготы является полное освобождение какого-либо дохода от налогов. Наиболее известны освобождение от налогов процентов, выплачиваемых местными органами власти; освобождение от налогов некоторых видов компаний (в Панаме, Люксембурге, и на Багамских островах и т.д.), компенсации за причиненный ущерб; определенной доли доходов в виде прироста капитала; прибыли от продажи имущества при условии держания в течение некоторого определенного срока и т.д.

Так обстоит дело с налогообложением в производственной сфере. В то же время для того, чтобы государство могло успешно осуществлять свою социальную регулятивно распределительную функцию, также необходимо создание налоговых льгот для социальной сферы, не являющейся прибыльной в коммерческом и материальном смысле. Социальная сфера - образование, культура, здравоохранение - обращена непосредственно. На самого производителя, и в силу этого деятельность в этой сфере представляет своего рода инвестиции в человеческий капитал. Поэтому социально оправдано введение налоговых скидок и льгот на деятельность именно в этой сфере. Во многих странах налоговые льготы представляются тем организациям, которые работают на основе благотворительности, т.е. не ставят целью получение прибыли. Для получения льгот организация должна иметь определенную правовую структуру, которая не позволяет распределять доход между ее членами. Кроме того, организация должна заниматься благотворительными объектами. Если эти правила нарушаются, налоговые льготы отменяются.

В большинстве европейских стран и в Северной Америке оплата медицинской страховки и отчислений на образование извлекается из налоговых поступлений. Такая денежная помощь может стимулировать потребителя услуг частного сектора до тех пор, пока они могут снижать настоящую цену между 20 и 40 процентами в зависимости от налогового режима страны. Возрастающее вело частных компаний, также использует специальный вид налогообложения, который предусматривает оплату частной медицинской страховки работников предприятия, что стимулирует людей к сотрудничеству с ней. При более активном вовлечении частного и некоммерческого секторов в производство социальных услуг применяется практика предоставления специальных налоговых концессий в следующих областях: НДС, подоходный налог, льготное налогообложение.

Таким образом, можно прийти к выводу, что успешное осуществление государственных функций в развитых рыночных странах зависит во многом от эффективного налогового регулирования. Уклон в сторону чисто фискальной функции приводит к сужению налоговой базы из-за сокрытия доходов налогоплательщиками, а в результате к негативным социальным последствиям.

С этой целью в мировой практике широко используются налоговые льготы и скидки, с помощью которых государство стимулирует, с одной стороны, развитие производства, с другой, оказывает поддержку непроизводственной социальной сфере.

Современная налоговая система Казахстана в настоящий период действительно способствует регулированию экономических процессов. В то же время критерии гибкости и соответствия условиям сегодняшнего дня требуют от неё постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка и применение системы льгот и скидок, во-первых, для стимулирования отечественных производителей, во-вторых, для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, это обеспечит расширение налоговой базы и соответственно увеличение за этот счет налоговых поступлений в бюджет.

Возрастание роли государственного регулирования экономики в условиях рынка связано необходимостью решения задач по выводу экономики из кризиса, стабилизация производства, формированию эффективной структуры производства, рационализации расходов государства, социальной защите населения. Необходимость государственного регулирования экономики связана также с наличием таких общеэкономических функций государства, которые не могут быть на переходном этапе заменены рыночными механизмами. В частности это касается развития энергетики, транспорта, охраны окружающий среды, организации базового образования, поддержки общеэкономической структуры (таможенный контроль, сбор и обработка статистической информации) и др.

Формы и методы воздействия государства в различные периоды и различных сферах экономики, могут варьироваться от достаточно жестких мер регулирования до косвенного влияния через механизмы финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой политики и другие экономические рычаги. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам. Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства, и особенно его экономики. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой. Известно, что налоги обеспечивают регулирование государством хода экономических процессов, путем предоставления государству необходимых для выполнения регулирующей функции средств, а также благодаря специальному налоговому механизму, обеспечивающему направление развития производства в нужное обществу русло.

Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета выступают реальным инструментом государственного регулирования. Большое влияние на развитие экономики оказывает структура налогов, а также задачи, которые решает государство в конкретный исторический период при проведении налоговой политики. Немаловажное значение имеет выбор субъекта, или плательщика налога. Согласно казахстанскому налоговому законодательству плательщиками являются все юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Экономически не обоснованное определение плательщиков может привести как к нерациональному использованию доходов, так и к подрыву заинтересованности предприятий и организации в расширении своей деятельности.

Активное влияние на интересы предпринимателей оказывает действующий механизм исчисления и уплаты налоговых платежей, основанных на использовании функциональных элементов налога. Достаточно важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае с плательщиками налогов, дифференцируется по отдельным хозяйствующим субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации.

Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налогами для которых они отличаются, может служить классификационным признаком при разделении налогов по видам.

Согласно законодательству Республики Казахстан объектами обложения являются доходы юридических и физических лиц, движимое и недвижимое имущество, земля, добавленная стоимость, некоторые виды товаров и услуг, виды деятельности, импорт товаров, доходы недропользователей и т.д. На территории Республики Казахстан всего функционируют 9 видов налогов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

Одним из важных инструментов налогового механизма являются налоговые ставки. Налоговые ставки, устанавливаемые государством, увеличивают непосредственно издержки производства, а также косвенные расходы - через рост заработной платы. Это уменьшает возможность накопления, а следовательно, и инвестирования, что тормозит рост производства и снижает предложение. Государство, для содействия росту производства товаров не должно устанавливать чрезмерно высокую налоговую ставку (запретная зона), что ослабит или целиком подорвет мотивацию к расширению производства, снизит заинтересованность предприятия в конечных результатах производства продукции. Установление низкой ставки налога не дает максимального дохода государству

Таким образом, налоговая ставка при всех этих условиях должна учитывать особенности состояния экономики в конкретный период. Практика доказывает, что лучшими условиями для введения оптимальный ставки налога является стабильность экономической ситуации и низкий уровень (3-5%) инфляции или полное ее отсутствие.

В соответствии с мировым опытом в рыночных условиях хозяйствования налоговая ставка на уровне 30-40% является тем пределом, за которым теряется заинтересованность в наращивании производства. В Казахстане за короткое время существования налоговой системы неоднократно менялись ставки налогов на прибыль. Если в 1992 г. применялись ставки налога на прибыль дифференцированные в зависимости от источника получения доходов и видов деятельности от 10 до 70%, то в 1994 году это были две основные ставки - 30% и 45% (последняя ставка распространялась на банки и страховые компании). С 1 января 2010 года в Казахстане действует подоходный налог с юридических лиц. Ставка налога установлена в размере 20%. Предусмотрены пониженные ставки: 15%-для предприятий, созданных и функционирующих в специальных экономических зонах, и 10% - для предприятий сельского хозяйства.

В сравнении со ставками, применяемые в развитых промышленных государствах мира, в части налогообложения доходов предприятий казахстанское законодательство выглядит достаточно мягким. Однако не следует забывать, что параллельно предприятия уплачивают ряд других налогов, в республике также достаточно высок уровень косвенного налогообложения. Предпринимателям небезразлично, когда и как платить налоги, ибо если сроки и порядок уплаты не сообразуются с реальным состоянием хозяйства, то плательщик расплачивается собственными оборотными средствами. Отсюда последующие остановки производства, неплатежи и др.

Сложившаяся экономическая ситуация в республике является отражением фискальной политики. Для решения всех проблем между бюджетом и хозяйствующими субъектами необходимо оптимизация налогового регулирования деятельности предпринимателей:

В хозяйственной практике существует немало способов стимулирования экономического развития путем регулирования налоговых ставок, например, инвестиционные налоговые льготы. Когда фирма направляет инвестиции в новые технологии или оборудование, государство исключает из общего дохода сумму, равную определенному проценту от вложенного капитала. Этот процент дифференцирован по отраслям, достигая наибольшего размера в передовых. Чем больше инвестиции и прогрессивнее их структура, тем меньше налог, отчисляемый в бюджет.

Допустим, доход составил 100 тыс. долларов. При ставке налога 20% отчисления в бюджет составляют 20 000 долларов (0,2 х 100 тыс.). Пусть предприятие инвестирует в новое оборудование 50 тыс. долларов, которые попадают под льготное налогообложение, ставка которого равна 20%. Это означает, что доход, на основе, которой исчисляется налог, будет уменьшена на 10 тыс. долларов (0,2 х 50 тыс.) и составит 90 тыс. долларов. Теперь налоговые выплаты уменьшатся до 27 тыс. долларов. Следовательно, не меняя налоговую ставку на доход и ограничиваясь изменениями льгот, государство способно осуществлять эффективное стимулирование производства. Аналогично можно поступить с местными налогами стимулируя бизнес к решению проблем области, города и т.д.

Для пояснения системы налоговых кредитов, воспользуемся условным примером. Представим отрасль, состоящую из нескольких предприятий, каждое из которых имеет различные затраты на освоение новых технологий. Государство, намереваясь ускорить освоение новых технологий, устанавливает правило: фирмы, у которых этот показатель выше среднеотраслевого, имеют право на получение специального кредита для уплаты налога. Кредит представляется на выгодных условиях под низкий процент и на продолжительный срок и обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением дохода и иными способами.

Очевидно, что предприятия, получив сильный экономический стимул, будут стремиться превзойти среднеотраслевой показатель затрат на новые технологии. Заметим, что затраты государство вряд ли окажутся слишком большими, поскольку преодолеть указанный рубеж смогут все.

Пример иного порядка - представление налоговых льгот малому бизнесу и предприятиям, вступающим на путь рыночной конкуренции. Это дальновидная политика способствует поддержанию высоко конкурентного режима, создает ситуацию, когда каждый новичок получает шанс выжить и занять достойное место на рынке, если сумеет умело распорядиться частью дохода, сэкономленной на налогообложении.

Политика ускоренной амортизации. Государство, увеличивая нормы амортизации основного капитала, дает предпринимателям возможность быстрее его обновлять. Наибольшие (ускоренные) нормы амортизации характерны для передовых отраслей. Политика ускоренной амортизации ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на современные средства труда, увеличивает емкость рынка, особенно продукции машиностроения. Такая политика способствует техническому прогрессу, становится и методом антициклического регулирования рыночного хозяйства.

По нашему мнению, нейтральность налоговой системы к инвестициям - это неадекватная реакция на сложную экономическую и инвестиционную ситуацию в стране, негативные последствия которой несложно предсказать. Такое положение обязывает ужесточить контроль над целевым использованием возрастающей массы инвестиционных источников, вследствие применения механизма ускоренной амортизации. На первых порах можно было бы предложить при не целевом использовании амортизационных отчислений рассматривать этот факт как налоговое правонарушение в виде занижения объекта обложения.

К одной из форм налогового кредита можно отнести и частичное сокращение или вычет из налогового оклада. Вычеты из окладной суммы налога применяются, например, при взимании акцизов в случае использования плательщиком в качестве сырья подакцизных товаров, по которым был уже уплачен этот налог.

В то же время следует не согласиться с отнесением к категории налоговых кредитов такой льготы, как возврат ранее уплаченных налогов, и тем более - с проведением аналогии этой льготы с налоговой амнистией, как это делают некоторые экономисты. К примеру, имеющий место в свое время в РК возврат предприятиям-экспортерам уплаченного поставщикам НДС при вывозе товаров с территории РК никак нельзя назвать налоговой амнистией. Происходило лишь возмещение из бюджета ранее уплаченного ими налога с целью стимулирования экспорта товаров, обороты по которым были освобождены от уплаты НДС. Такой порядок, если и можно было отнести к налоговому кредиту, то кредиту не плательщику, а государству.

Нельзя смешивать понятия налоговый кредит с экономической категорией кредита вообще, как форме движения ссудного капитал на основе принципов срочности, возвратности и платности. Такое название в отношении одной из групп налоговых льгот весьма условно и отражает не сущностные, а лишь отдельные внешние черты категории кредита. Даже инвестиционный налоговый кредит, наиболее близкий к последнему, можно считать таковым только с определенными оговорками. Налоговые кредиты могут быть срочные и бессрочные, платные и бесплатные, возвратные и безвозвратные. Последние предполагают, что в случае нарушения пользователем условий предоставления этой льготы, кредит в полном объеме принимается к взысканию (возврату).

В широком, системном понимании, налоговые кредиты - это группа условных (требующих дополнительных оснований), предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения. Популярность налоговых кредитов во всем мире связана с их преимуществами по сравнению с другими льготами.

Во-первых, налоговые кредиты предполагают прямое сокращение налоговых обязательств плательщика перед бюджетом путем уменьшения окладной суммы налога и (или) отсрочки (рассрочки) платежа. При правильном применении данных льгот это должно быть выгодно и пользователю, и государству. Причина тому - их преимущественно целевая направленность на послабление налогового бремени (исключение двойного налогообложения) и развитие производственной и социально-экономической базы пользователей и территории, что должно способствовать росту производства, доходов и прибыли, а значит, и увеличению массы налоговых поступлений в будущем.

Во-вторых, налоговые кредиты в большей степени учитывают имущественное положение налогоплательщика, чем другие виды льгот, при условии, что они будут предоставляться действительно нуждающимся в помощи субъектам налоговых отношений.

Отсрочка или рассрочка платежа по одному или нескольким налогам предоставляются с единовременной или поэтапной уплатой задолженности налогоплательщиком.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий.

Понятие, порядок и условия представления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 НК РК, где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации, при наличии основании, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным им местным налогам. Решение о предоставлении инвестиционного кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РК, принимается региональным финансовым органом.

Анализируя действующий механизм инвестиционного налогового кредитования, можно выделить два спорных момента.

Во-первых, вряд ли способствует повышению эффективности применения этой льготы в размере 30 и 50% - эти ограничения сумм кредита. Налоговые кредиты - это групповые, приближенные к индивидуальным налоговым льготам, основанные на договорных отношениях. Поэтому любое стандартное количественное ограничение или шаблон сложно подогнать под индивидуальные особенности каждого пользователя в отдельности. Они ограничивают сферу применения инвестиционного налогового кредита, заставляют предприятия искать незаконные пути решения проблемы нехватки инвестиционных источников. Представляется, что с целью активизации инвестиционных процессов следует снять такие ограничения предоставить право решать вопросы о размерах кредита в договорном порядке, по взаимной договоренности заинтересованных сторон.

Во-вторых, вызывает сомнение целесообразность установления законами субъектов РК (актами местных органов власти) иных, по сравнению с Кодексом, оснований для предоставления инвестиционного кредита по региональным (местным) налогам. Это противоречит необходимости соблюдения единообразия в принципиальных подходах к построению налоговых режимов едином налоговом пространстве РК. Учитывая опять же индивидуальный характер таких налоговых льгот, региональные и местные органы власти могут по-разному трактовать понятие «иные основания», отклоняясь от инвестиционной направленности налоговых кредитов. Таким образом, если все прочие налоговые условия по ним (сроки, процент и т.д.) региональные (местные) органы власти могут устанавливать самостоятельно, то в отношении оснований для предоставления инвестиционного кредита они должны быть едиными по всей территории РК и четко определенными в Налоговом кодексе.

Остановимся на проблемах общей направленности современной налоговой политики в отношении налогового льготирования.

В настоящее время проводится ярко выраженная политика сокращения налоговых льгот и налоговых скидок, что порой граничит с крайностями. Одно дело - упорядочение системы льготирования, придание ей большего регулирующего смысла и предотвращение массовых случаев нарушений при использовании льгот, и другое дело - необоснованный отказ от большинства налоговых скидок и освобождений, носящих инвестиционный и социально значимый характер.

Одним из основных доводов в пользу необходимости сокращения названных типов налогового льготирования является справедливое утверждение о том, что они служат законной лазейкой для сокрытия пользователями своих доходов и других объектов налогообложения. Действительно, часть налоговых освобождений не оправдала себя с позиций эффективности, особенно это касается налоговых изъятий, освобождения отдельных категорий налогоплательщиков и налоговых каникул.

В этой связи следует обратить внимание на такое нововведение, как установление возможности получения налогоплательщиками права на освобождение на срок 12 месяцев от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, если общая сумма налоговой базы, рассчитанная за три предшествующих месяца, не превышает 10 000 МРП. Это позволит создать условия для отказа от многочисленных малоэффективных налоговых льгот для целого ряда мелких категорий налогоплательщиков НДС и специфических видов производств, а также для реального стимулирования развития малого бизнеса. Однако надлежащее выполнение названных задач в той форме, которая установлена в Кодексе, вряд ли возможно по ряду причин:

сложен и трудоемок для плательщиков и налоговых органов контроль над правильностью применения такой льготы;

добровольность освобождения от обязанности налогоплательщиков НДС кроет в себе опасность сокрытия действительных (легальных) оборотов по реализации товаров от налоговых органов и использования «теневых» способов расширения деятельности за границы освобождения от НДС.

Устранить названные недостатки позволит переход на другую, более эффективную форму освобождений по типу всеобщего и единого для всех налогоплательщиков НДС первоочередного (до момента применения всех других налоговых льгот) вычета из налоговой базы необлагаемого минимума выручки от реализации. Размер необлагаемой реализации (передачи) можно установить на уровне 1,5 млн. в месяц. Начисление и уплата НДС будут производиться только с сумм превышения валовой выручки за отчетный месяц над облагаемым минимумом.

В условиях нелегкого финансового положения большинства предприятий и дороговизны долгосрочного банковского кредита имеет смысл восстановить налоговые льготы по инвестиционной лизинговой деятельности. С этой целью можно было бы:

ü во-первых, освободить от обложения налогом на прибыль на первые два года прибыль, полученную от эксплуатации предмета лизинга, и от НДС платежи организаций по лизинговым сделкам;

ü во-вторых, установит ставку НДС в размере 0% для лизингодателей при передаче предмета лизинга лизингополучателю с правом зачета в установленном порядке сумм уплаченного лизингодателем НДС продавцу предмета лизинга.

В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы, прежде всего, на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать в настоящий момент или в ближайшем будущем экономический и фискальный эффект.

Учитывая перечисленные факторы и в целях дальнейшей поддержки малого предпринимательства, мы предлагаем сделать следующий шаг в поддержке малого предпринимательства: освободить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по КПН, налога на добавленную стоимость и другим налогам и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы в целом за год.

Для того, чтобы этот процесс был менее болезненным, особенно для регионального и местного бюджета (имеется ввиду выпадающие доходы - этих бюджетов внутри года), переход на новую систему уплаты налогов малыми предприятиями можно провести в два этапа: на первом - распространить ее на малые предприятия с численностью до 15 человек (по аналогии с упрошенной системой налогообложения), на втором - на все остальные.

С большой долей уверенности можно утверждать, что снижение налоговых поступлений от малых предприятий, в течение первого года перехода на новую систему будет перекрыто по завершению года. Освобожденные средства, которые в течение года, должны были быть уплачены в виде налогов, будут инвестированы в развитие собственного производства малого предприятия, в увеличение оборотных средств, на покупку оборудования и т.п. и на этой основе возрастет выручка, а следовательно, налогооблагаемая база по прибыли и налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и др. налогам.

Решение вопроса о переходе на западные стандарты, имея в виду разрешить предприятиям относить на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные:

·   с извлечением дохода, и в первую очередь выплаты, связанные с возвратом основной суммы займа (кредита);

o представительские и командировочные расходы;

o расходы, связанные с обучением и повышением квалификации (переподготовкой) сотрудников, реально помогут становлению малого предпринимательства, увеличению выпуска продукции, работ и услуг, расширению налогооблагаемой базы и увеличению на этой основе налоговых поступлений во все уровни бюджетов [50].

Результативность методов налогового регулирования в известной степени зависит от уровня общественного сознания и профессионализма работников органов власти и управления. Осознание ими необходимости ревизии государственных расходов, придания им исключительно общественно полезного характера будет способствовать стабилизации бюджетно-налоговых отношений. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.067 с.)