Современное состояние и анализ практики налогового регулирования малого предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние и анализ практики налогового регулирования малого предпринимательства



Сегодня уже никто не оспаривает приоритета развития малого предпринимательства в экономических реформах. Даже скептики убедились, что это и эффективный инструмент, создания новых рабочих мест, и стабильный источник пополнения бюджетных средств, и конкурентоспособный производитель. Благодаря мобильности и динамичности, чуткому, реагированию на запросы рынка малый бизнес, как и предсказывал Н.А. Назарбаев, стал набирающим силу и мощь сектором реальной экономики [48].

Нельзя не отметить, потребовалось почти 10 лет для создания экономической законодательной базой - от введения частной собственности на землю и средства производства до законодательного утверждения «Книги учета посещений субъектов малого предпринимательства», особенно плодотворными и эффективными в этом отношении стали последние 2 года.

В числе первоочередных задач, решение которых позволит обеспечить динамичное развитие сектора малого предпринимательства в Казахстане, основное место занимает формирование устойчивой и благоприятной нормативно-законодательной базы, регламентирующей налогообложение субъектов малого предпринимательства.

О том, что недостатки действующей системы налогообложения является одним из основных препятствий для развития малого бизнеса, знают государственные органы, предприниматели, неправительственные организаций и т.д. В течение 2010 г. представители указанных организаций занимались поиском оптимальных путей выхода из создавшегося положения. Проблемы заключаются в том, чтобы устанавливаемые процентные ставки и порядок уплаты налоговых платежей устраивали не только фискальные органы, но и рядовых налогоплательщиков.

Проблемы действующей налоговой системы общеизвестны и достаточно широко изучены.

Для выявления проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в первую очередь в области налогообложения, Центром малого и среднего бизнеса Института экономических исследований было проведено проблемно - ориентированное мониторинговое обследование. Полученные результаты были использованы для последующего углубленного изучения проблем, сдерживающих развитие данного сектора экономики, и выработки рекомендаций по принятию эффективных мер для их устранения. В результате проведения обследования был выявлен и проранжирован целый ряд разнообразных недостатков налоговой системы, препятствующих деятельности малых предприятий, удельный вес которых представлен в таблице 1.

Наиболее острой проблемой, препятствующей деятельности малых предприятий, являются частые изменения налогового законодательства: более 37% всех ответов пришлось именно на этот пункт, к тому же лидирующей по всем обследованным регионам. Внесение постоянных корректировок в действующее законодательство меняет процедуры, ставки, порядок расчета и срок уплаты отдельных показателей, вводит новые формы отчетности. Каждое изменение влечет за собой принятие различных инструкций и положений.

Для того чтобы разобраться в столь динамично меняющемся налоговом законодательстве и, соответственно, не допускать его нарушений «по незнанию» малыми предприятиями, необходимо держать в штате профессионального бухгалтера, что не всегда возможно, так как зарплата квалифицированного бухгалтера «не мала».

Исследования показали, что многие предприниматели (особенно начинающие) не имеют возможности постоянно оплачивать работу профессионального бухгалтера. Директор, как правило, сам ведет текущую бухгалтерскую работу, а для сдачи квартальной и годовой отчетности привлекает профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Третье место среди проблем, возникающих у предпринимателей при работе с представителями налоговой службы, занимает вымогательство со стороны, инспекторов: каждое четвертое предприятие из отметивших вмешательство в их деятельность налоговыми органами вынуждено «поддерживать хорошие отношения» с инспекторами и проверяющими, начиная от преподнесения разнообразных подарков (сотовый телефон, ремонт автомобилей, бесплатные обеды в ресторанах) до выплачивания в качестве взяток и вознаграждений за услуги денежных сумм.

По мнению предпринимателей, невысокие должностные оклады работников налоговых органов вынуждают их искать дополнительные источники средств существования, принимать подарки и взятки от предпринимателей, а в ряде случаев и заниматься вымогательством. Устранение факторов необоснованного вмешательства работников налоговой инспекции в деятельность предприятий невозможно без ликвидации подобных причин, толкающих чиновников на злоупотребления.

На пятом месте среди недостатков налоговой системы, препятствующих деятельности малых предприятий, респонденты отмечали недоступность внутренних инструкций. Предприниматели не имеют возможности ознакомиться с внутриведомственными организационно-распорядительной документацией налоговых органов, что приводит к нарушению предпринимателями их положений, и, в конечном счете, может привести к наложению на предприятия штрафных санкций.

Респонденты отмечают случаи, когда налоговые органы разрабатывали инструкции, обязывающие предприятия уплачивать дополнительные сборы, и начинали их незаконное применение без регистрации в органах юстиции. Некоторые предприниматели уплачивали определенные суммы, не разбираясь в законности действий налоговых органов. По истечении определенного периода времени незаконно применяемые инструкции отменялись, однако денежные средства предприятий, перечисленные в соответствии с этими инструкциями, назад возвращены не были.

Среди других недостатков действующей налоговой системы предприниматели назвали переход от кассового метода к методу начисления, при котором налоги подлежат уплате не по мере перечисления денег за реализованную продукцию, а по факту поставки товара, работ или услуг, что приводит к «замораживанию» оборотных средств и вынуждает предпринимателей «прятать договора». Сложившаяся сегодня ситуация, по существу, приводит к авансированию бюджета за счет средств предприятий.

Кроме того, значительно усложняет работу малых предприятий несовместимость налогового и бухгалтерского учета, вынуждающая предпринимателей тратить в два раза больше средств и времени на оформление финансовых документов и операций.

Второе место среди недостатков налоговой системы занимают завышенные ставки налогов и сборов. По мнению предпринимателей, проводимая сегодня в Казахстане налоговая политика имеет не поощрительный, а сугубо фискальный характер. Основным ее направлением можно назвать максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли - основной мотивации их деятельности. По утверждениям руководителей предприятий, сделанных в процессе интервьюирования, если бы их предприятия платили бы все причитающиеся налоги и сборы по установленным ставкам, они давно бы разорились.

По результатам мониторингового обследования в среднем каждое малое предприятие (при условии уплаты всех причитающихся налогов и сборов) перечисляет в бюджет свыше 50% своего дохода. Для сравнения, в западных странах считается оптимальным изъятие из прибыли 33-35%. В сложившейся ситуации предприниматель может выбрать один из следующих путей:

) остановить производство, свернуть свою деятельность;

) сделать попытку получить льготы или уменьшить налоговые отчисления официальными путями, что является затруднительным

) уклониться от уплаты налогов, начать использовать наличные

расчеты, перейти в теневую экономику.

Третьей важной проблемой в области налогообложения предприниматели считают большое количество уплачиваемых налогов.

По результатам обследования каждое малое предприятие уплачивает 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует отдельная методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности. С учетом того, что в налоговое законодательство постоянно вносятся изменения и дополнения, данный фактор значительно осложняет работу малых предприятий [48].

На четвертом месте находятся трудности при взаимодействии с налоговыми органами. Часто при взаимодействии с этой структурой у предприятий возникают спорные ситуаций, в которых, по мнению респондентов, оспорить действия инспекторов практически не возможно. Респонденты отмечали ситуации, когда в нарушение действующего законодательства на предприятия налагались пеня и штрафы. В дальнейшем при выявлении подобных нарушений налоговые органы и их служащие не несли ответственности. Предпринимателям как правило, не удавалось защищать свои права ни в судебном, ни в административном порядке.

Основным препятствием при работе с налоговыми органами являются превышение полномочий чиновниками (28%)

На втором месте находится некомпетентность чиновников (27%). Предприниматели отмечали случаи, когда сотрудники налоговой инспекции не в состоянии подтвердить свои действия ссылкой на законодательные акты, а иногда их действия прямо противоречат законодательству.

Малое предпринимательство - одна из самых динамичных форм хозяйственной деятельности, где постоянно идут процессы реорганизации, создания новых и отмирания неэффективных производств. На сегодняшний день в области заложены основы его становления и развития, это результат реализации государственных и региональных программ. В сравнении с предыдущими годами идет непрерывный рост основных показателей развития предпринимательства. Количественное увеличение за 2010 г. по сравнению с предыдущим составило пять тысяч единиц, объем производственной продукции вырос вдвое. Налогов в казну поступило на 30% больше.

Согласно данным (февраль 2010 г.) анкетирования предпринимателей города Шымкента и его пригородах, селах Южно-Казахстанской области, все опрошенные оценивают отношение руководства местных исполнительных органов к малому бизнесу как позитивное, 50% респондентов считают, что в области соблюдается законодательство, 34% перспективы развития своего бизнеса оценили как хорошие, 35% как удовлетворительные [49].

Анализ данных за 2010 год показал, что общее количество зарегистрированных в области субъектов малого бизнеса составило свыше 56 тыс. единиц. В малом и среднем бизнесе занято более 279 тысяч человек, или 33,4% экономически активного населения области. На республиканском уровне этот показатель равен 29%. С начала 2009 года субъектами малого предпринимательства произведено работ и услуг на сумму свыше 26 млрд. тенге. В бюджет уплачено 2255,6 млн. тенге, что составляет 12% от общего объема налоговых поступлений области. В 2010 году создано дополнительно 611 новых производств и 5748 рабочих мест. Практически во всех районах ЮКО предпочтение отдается развитию предпринимательства в сфере производства, сельскохозяйственной продукции, торговли. Доля малых предприятий занятых переработкой продукции сельского хозяйства и строительством остается по-прежнему незначительной.

Одним из самых важных аспектов политики поддержки малого предпринимательства был и остается вопрос сказания финансовой помощи. У нас этот вопрос реализуется в двух направлениях: кредитование субъектов малого бизнеса банками второго уровня и выделение средств из областного (местных) бюджета. В целом за 2008 год банками второго уровня выдано кредитов на сумму 1376,31 млн. тенге. Структура выдачи кредитов по сравнению с 2008 годом изменилась в сторону увеличения доли кредитования предпринимателей, занимающихся реальным производством. Доминирующее положение по выданным кредитам составляет сектор переработки сельскохозяйственной продукции - 38%. В области продолжается процесс проведения аукционов по продаже и передаче земельных участков субъектам малого предпринимательства. Всего продано 382 участка, безвозмездно передано 1025, выдано 25978 актов на землевладение. По состоянию на 1 января 2009 года для открытия объектов малого, бизнеса в жилых домах выдано 445 разрешений на перепланировку квартир.

Кроме того, предпринимателям оказывается временная финансовая помощь. Основными приоритетными направлениями при этом стали отрасли сельского хозяйства, промышленное производство. Например, на развитие сельского хозяйства за период 2008-2010 гг. было направлено 68050 тыс. тенге или 29% от всей суммы выделенной финансовой помощи. На развитие промышленного производства, в том числе на переработку продукции сельского хозяйства 150200 тыс. тенге, на 64% всех средств. В итоге обеспечено рабочими местами свыше 1200 человек. Казна получила в виде налогов и отчислений 525 миллионов тенге.

Но имеются серьезные проблемы с возвратом выданных ссуд. За прошедший 2009 г. в бюджет должны были возвратить 201,7 млн. тенге. Но возвращено всего 101,97 млн. тенге, что составляет лишь 50% от запланированного. Проблема возврата ссуд напрямую связана с недостаточно серьезным отношением руководства районов к этой проблеме. Отсутствует система учета выделения средств и их возврата, документация в ряде случаев оформляется с нарушением требований закона, не определены приоритетные для района отрасли экономики.

Комитетом по поддержке и развитию предпринимательства, среднего и малого бизнеса ЮКО областной администрации разработана региональная программа поддержки и развития предпринимательства.

В региональной программе предусмотрено 400 тысяч тенге на обучение и переподготовку кадров малого предпринимательства. Комитет участвует в создании тренинг - центра, бизнес - инкубатора по проекту Казахстанско-Немецкого сотрудничества СодБи (Содействие малому бизнесу). Также в области действуют другие организации, финансирующие различного рода проекты малого предпринимательства. Общественный Фонд по поддержке фермеров малых и средних предпринимателей (МСБ) в Южном Казахстане создан в 2005 году в рамках проекта ТАСИС. Целью этого фонда является поддержка и укрепление фермерских хозяйств и МСБ в Южном Казахстане через финансирование (кредитование) при приобретении средств производства. Недавно был открыт в г. Шымкенте Общественный Фонд «Казахстанский Фонд Кредитования Общин», который занимается кредитованием мелких предпринимателей и выдает ссуды на краткосрочной основе. Помимо финансовой поддержки этот фонд оказывает также и консультационные услуги своим клиентам, которые заключаются в проведении обучающих семинаров и тренингов с целью улучшения ведения бизнеса.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса процесс непростой, особенно в условиях нестабильной экономики Казахстана. Как показывает зарубежный опыт малый, и средний бизнес пользуется масштабной и систематической поддержкой государства. Набор мер поддержки малого и среднего бизнеса в различных государствах примерно одинаков, но на практику их исполнения накладываются национально-культурные особенности. В условиях Казахстана мы считаем целесообразным включение следующих мер в комплекс государственной поддержки предпринимательства: прямое финансовое субсидирование кредитов; предоставление льгот по местному налогообложению; передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау. Технических лицензий из подведомственного региону госсектора; обеспечения на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на льготных условиях; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное обеспечение дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов.

Переход к рыночной экономике в Республике Казахстан требует радикальных преобразований, направленных на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Решение этой задачи невозможно без развития малого и среднего бизнеса.

Именно предприятия малого и среднего бизнеса проявляют особую гибкость и способность адаптироваться к быстроизменяющимся условиям рынка, играют важную роль в преодолении регионального монополизма развитии рыночной конкуренции, способны быстро решать разнообразные проблемы наполнения потребительского рынка способны осуществить многопрофильное производство и при этом готовы к экономическому риску в процессе освоения новых производств. Предприятия малого и среднего бизнеса имеют возможность быстро создать новые производственные мощности без использования централизованных капитальных вложений. Они в сжатые сроки окупают капитальные вложения, потому что при небольшой фондовооруженности и капиталоемкости способны выпускать сложную продукцию.

Малое предпринимательство позволяет расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

В экономической политике направленной на создание благоприятной атмосферы для предпринимательской деятельности, ведущими по праву считаться законодательные меры в области налогообложения.

В действующем налоговом законодательстве Республики Казахстан не предусматривается каких-то отдельных льгот или исключений для субъектов малого предпринимательства, кроме некоторого различия в порядке и сроках уплат. До 1994 года законодательством для субъектов малого и среднего бизнеса предусматривались налоговые каникулы до 3 лет и применение пониженных налоговых ставок в последующие два года. Многие из них прорабов первые три года на полную мощность, в последующем лишь поддерживали оборот предприятия в составе действующих убыточных предприятий. Руководители же их вновь создавали малые предприятия с тем, чтобы еще раз воспользоваться льготами налогообложения.

Помимо этого, освобождение от налогообложения отрицательно повлияло на поступление средств в казну от штрафных санкций за искажение и отсутствие учета в период освобождения от налогообложения.

Из всего этого следует, что освобождение от налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса не стимулирует развитие этих форм, а наоборот, тормозит и способствует консервации предприятий малого и среднего бизнеса без дальнейшего расширения и развития

С принятием Налогового Кодекса резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий.

Произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической, коммерческой деятельности. Основная причина - отсутствие системы мер по стимулированию их развития.

Это проявляется в отношении льготного налогообложения и в уравнивании предприятий малого и среднего бизнеса с другими хозяйствующими субъектами по налогообложению. Ужесточение налогового процесса сделало невыгодным заниматься любой производственной деятельностью.

Путем ужесточения налогообложения вряд ли можно выйти на новый качественный уровень. Это лишь может вызвать отрицательную реакцию налогоплательщиков. По нашему убеждению, вместо отмены налоговых льгот необходимо было просто заложить в налоговое законодательство механизм защиты бюджета, то есть оградить, государственный бюджет от возможных потерь в случае прекращения деятельности этих предприятий раньше завершения льготного периода представлено в таблице 1.

Рассмотрим механизм налогообложения предпринимательства в ЮКО.

Таблица 1. Поступление налогов с предпринимательства за 2010 год тыс. тенге

Наименование отраслей Количество предприятий уд. вес в общих поступлениях

Сумма

Недоимки
      начислено поступлении  
1 Сельское хозяйство 1,8% 306017 473231 308877
2 Промышленность и строительство 69,2% 16735010 17840607 1309002
3 торговля 30,6% 1125562 - 931959 954722
4 Транспорт и связь 5,6% 1434343 1409283 135473
5 финансовая деятельность 0,7% 217290 175158 53630
6 прочие 19,1% 5031498 5007012 1271457
7 В целом по отрасля 100% 24949710 25837250 4033161

 

В таблице 2 представлено поступление налогов с предпринимательства за 2010 год.

 


 

Таблица 2. Поступление налогов с предпринимательства за 2010 год тыс. тенге

Наименование отраслей Уд. вес в общих поступлениях

Сумма

Недоимка
      начислено поступлений  
1 Сельское хозяйство 1,6% 414963 368970 306092
2 Промышленность и строительство 48,1% 11746644 10630610 1835773
3 торговля 9,2% 2176032 2077283 354670
4 Транспорт и связь 9,1% 1984470 2018598 102976
5 Финансовая 0,6% 142822 150080 36250
6 Деятельность - - - -
7 Прочие 21,4% 7835647 6825980 1276826
8 Отрасли в целом 100% 23300578 22071521 3902587

 

Из анализа налоговых поступлений за два последних года можно сделать следующие выводы: налоговые поступления от субъектов торговли, транспорта и связи имеют тенденцию к повышению, прирост налоговых поступлений от сферы торговли составил 1145324 тыс. тенге, от отрасли транспорта и связи - 109315 тыс. тенге.

В то же время наблюдается снижение налоговых поступлений от таких необходимо важных для региона ЮКО секторов экономики как сельское хозяйство, промышленность и строительство. По этим же отраслям большая сумма недоимки, удельный вес налоговых поступлений снизился за два года до 21,1%. Это говорит о том, что принимаемые на сегодняшний день меры государственного регулирования данных секторов неэффективны и нерезультативны. Необходимо совершенствовать и развивать действенный механизм регулирования предпринимательской деятельности, в частности, посредством налоговой системы.

 


Таблица 3. Поступление налогов с предприятий малого предпринимательства за 2010 год, тыс, тенге

Наименование отраслей Кол-во предприятий сгд Всего поступлений ПН с юридических лиц ПН с физических лиц НДС Социальный налог Прочие
Сельское хозяйство 2910 1592100 197066,0 15558,0 25086,0 46282 80715 29425
Промышленность и строительство 1473 3923761 117236 14708 13918 31873 43489 13248
Торговля 353 2700299 256649 36774 31709 9024 61748 37694
Транспорт и связь 270 363588 78414 8011 11592 19396 27325 10724
Прочие 3729 2068826 336466 67660 26470 1395 93848 77093
Итого 8975 1048574 1507,4 142711 108475 57970 307125 16818

 


Если рассмотреть распределение субъектов малого и среднего бизнеса по признаку отраслевой направленности, то видим, что в 2010 году в сельском хозяйстве занято 25,9% субъектов, заняты торговлей 35,8%, в промышленности и строительстве 3,4%. Всего поступило в бюджет в виде налоговых платежей 1507,4 млн. тенге.

А доля производственной в малом и среднем бизнесе продукции от общего объема по области составляет 26,4%.

Если рассматривать удельный вес поступивших налоговых платежей с субъектов малого и среднего бизнеса в общей сумме налоговых поступлений в ЮКО, то ситуация такова:

 

Таблица 4. Удельный вес поступивших налоговых платежей с субъектов малого и среднего бизнеса по ЮКО за 2005-2010 гг.

Удельный вес в общих поступлениях 2005 2006 2008 2009 2010
Всего 12039,8 12574,2 13054,4 18722,6 27271,7
удельный вес в % 100% 100% 100% 100% 100%
С МБС     1763,9 2259,0 150,4
удельный вес в % - - 13,5% 12,1% 5,5%

 

Из таблицы 4 видно, что в области при значительном количестве функционирующий предприятий малого и среднего бизнеса удельный вес налоговых поступлений низок. По сравнению с 2009 годом поступление налогов уменьшилось на 752 тыс. тенге. Из этого следует, что проблемы в налогообложении малого и среднего бизнеса стоят еще остро и требуют немедленного решения.

Как показывает практика, повысить собираемость налогов при нынешних их ставках не удается. Всем понятно, что в настоящее время ставки налогов явно завышены. При их определении в расчете не принимаются возможности предприятий. За основу принимаются ставки, действующие в других странах, но при этом не учитывается социально-экономическое состояние этих стран, уровень жизни населения. Люди рискуют, но продолжают уходить от слишком больших отчислений. Представляется, что выход из создавшегося положения - это снижение номинальных ставок налогообложения в совокупное с увеличением уровня собираемости налогов. Это должно оздоровить ситуацию, сделав ее менее криминальной, менее рискованной для предпринимателей.

Непомерно большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз, ещё более обостряет ситуацию. Для малых предприятий было бы наиболее целесообразно отменить большое количество налогов и ввести единый корпоративный налог и единый социальный налог, требующие более простой отчетности и экономящие время бухгалтера. К тому же у предприятия отпала бы необходимость содержать нескольких бухгалтеров, которые большую часть времени работают не на предпринимателя, а на государство, обеспечивая функционирование громоздкой налоговой системы. Заполнение огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время, являются не только очень трудоемкой, но и отнимающей большое количество времени работой. Обычному бухгалтеру, тем более не имеющему компьютерных программ, разобраться во всем этом сложно. Отсюда - и неумышленные ошибки в ведении учета и отчетности.

Плохая проработка законов, противоречивость законодательной базы влечет за собой возможность их неоднозначного толкования. Как следствие, предприниматели совершают ошибки при исчислении налогов без умысла что-то скрыть. И суть проблемы не только в том, что бухгалтер не может разобраться в законодательстве, а в том, что, во-первых, формулировки законов неоднозначны, и, во-вторых, различные нормативные акты нередко противоречат друг другу. К тому же постоянные изменения в законодательной базе, в том числе вводимые задним числом оказываются для малого бизнеса зачастую просто фатальными - предприниматели не успевают следить за ними. Это создает ситуацию неопределенности, стресса, вызванного необходимостью самому следить за всеми принимаемыми изменениями и поправками.

Все изменения в налоговом законодательстве должны вноситься один раз в год до начала работы над составлением прогноза. При этом прогноз должен быть рассчитан только методом прямого подсчета и ни в коем счете не должен подгоняться по расчету расходов.

Метод начисления налогов обязывает предпринимателей авансировать бюджет независимо от организации своей продукции и тем, самым, сажает их в долговую яму. Ведь не всегда произведенная продукция сразу находит своих покупателей и причем за безналичный или наличный расчет.

Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается, вопреки «заботам» государства, и если ситуация не изменится.

В ближайшем будущем малое предпринимательство вряд ли сможет успешно работать и вносить, весомы вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решение таких проблем, как занятость, ускорение научно-технического прогресса, становление так необходимого нашей республике «среднего» слоя.

Забота о малом и среднем бизнес окупится сторицей, поможет многим найти себя в столь сложной сегодняшней обстановке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.039 с.)