Идея паломничества и эсхатологические идеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея паломничества и эсхатологические идеи



 

Практически все идеи крестового похода сформировались в рамках идеи священной войны еще до похода. Правда, были и новые элементы. Из нового, в частности, была идея военного похода как паломничества. Поход рассматривался как паломничество в Святую землю с сопутствующим ее отвоеванием. На страницах хроники крестоносцы очень часто именуются «паломниками».

Это было в духе того времени: паломничество в Святую землю в те годы было популярным в Европе. Кроме того, это было способом покаяния. Иерусалим считался в то время отражением «небесного града», в последующем столетии его стали рисовать на картах как центр мира. Паломничество в Иерусалим сравнивали с библейским исходом. Вот что пишет по этому поводу в IX в. французский монах Пасхазий Радберт: «Этот земной Иерусалим, о котором ты говоришь, Господь избрал на время, чтобы он стал образом небесного Иерусалима, до тех пор, пока из семени Давида возник царь, который будет править им вечно». Однако во время первого крестового похода акцент был сделан именно на святом гробе, и он изображался как главная цель крестоносцев. С другой стороны, Эрдманн отметил, что среди мотивов похода немало говорится о помощи восточным христианам, и Иерусалим в данном случае является лишь частностью.

Важную роль в росте интенсивности паломничеств в XI в., как считает О.А. Добиаш-Рожденственская, сыграло «умиротворение» Европы, вызванное постепенным прекращением норманнских набегов. Также стоит сказать, что ко времени крестовых походов процедура совершения паломничества была значительно упрощена. Раньше паломничество в Иерусалим было возможным лишь по морю, однако с 1010 г., в связи с обращением в христианство венгров, становится возможным сухопутный маршрут. Поль Альфандери и Альфонс Дюпрон упоминают о тысячелетнем юбилее событий, связанных с Иисусом Христом как о факторе паломничеств. Можно говорить также и о влиянии клюнийского движения. Урбан II сформулировал принцип крестового похода, который был актуален: «И тот, кто возымеет в душе намерение двинуться в это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господнего на челе или на груди».

Паломничества в Иерусалим стали распространенной практикой со времен Константина. Стивен Рунсиман утверждает, что эти паломничества неофициально начались даже до Константина, в первые века христианства. Некоторые паломничества той эпохи упоминаются в источниках. Однако совершить паломничество в то время было сложно: Иерусалим был разрушен императором Титом, тогда как император Адриан построил в нем храм Венеры Капитолины, назвав Элия Капитолина сам город. Константин легализовал христианство, и паломничества совершались уже открыто, реже или чаще, в зависимости от эпохи, но не прекращались. Начиная с XI в. паломничество в Иерусалим рассматривается как главный религиозный поступок в жизни. Кроме того, многие молили Бога, чтобы он даровал им смерть в Святой земле, многие паломничества не предполагали возвращения в родные края. Даже после притеснений христиан в Иерусалиме при халифе Хакиме в 1009 г., когда святой гроб был разрушен, паломничества не прекратились, но, напротив, их число постепенно выросло.

Приведем цитату из начала хроники «Деяния франков»: «Бесстрашные франки немедленно стали шить крест на правом плече, говоря, что единодушно последуют по следам Христа, рукой которого они были спасены от тартара. И вот уже галлы выступили из своих владений». Этот отрывок, относящийся к самому началу крестоносного движения, когда люди, воодушевленные выступлением папы на соборе в Клермоне и речами красноречивых проповедников, только собирались в поход, приведен здесь не случайно. В этом отрывке мы видим тот факт, что франки стали шить кресты на своей одежде. Согласно исследованиям, это была традиция тогдашних паломников - нашивать крест на одежду. Приведем еще одну цитату из хроники, повествующую о войске и несущую в себе сходные мотивы: «Несут они оружие, для войны подходящее, и на правом плече или между плечами несут на себе крест Христа». Таким образом, у крестоносцев имеется и необходимая атрибутика паломников.

Паломнический характер - это один из новых элементов, который крестовый поход добавил к опыту предыдущих священных войн. Сама идея экспедиции в Иерусалим с целью его освобождения от сарацинов тоже реализовывалась впервые. Правда, мы уже упоминали о Григории VII, который в свое время пожелал организовать экспедицию на Восток в ответ на послание от византийского императора. Правда, речь шла о Константинополе, хотя имеются некоторые указания на возможные стремления папы дойти до Иерусалима. Имеются источники, на основании которых можно предположить, что поход уже планировалось организовать вследствие притеснений христиан халифом Хакимом. Урбан II предложил новую для тех времен идею похода-паломничества, но проект похода в Иерусалим уже, возможно, не был новым, и сами паломничества в Иерусалим были в те времена популярны.

Другая привнесенная крестовыми походами составляющая священной войны - это эсхатологические идеи. Хроника начинается со слов: «И вот уже приблизился тот час, на который господь Иисус ежедневно указует верующим в него, а именно говоря в Евангелии: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя и возьми крест свой, и следуй за мной»». В то время была распространенной идея о том, что последний император пойдет в Иерусалим и положит свою корону и скипетр на Голгофу, а затем придет Антихрист, который будет править. В связи с этим возникло мнение, что необходимо готовиться оказать сопротивление Антихристу к моменту его прихода. Именно об этом говорит и Гвиберт Ножанский в своей хронике: «Очевидно, что Антихрист не будет воевать ни с иудеями, ни с язычниками. Согласно этимологии своего имени, он пойдет на христиан. И если Антихрист не найдет христиан в этих местах, поскольку сегодня там их осталось очень мало, никто не сможет сопротивляться ему». Возможно, именно эти идеи стали причиной массовых расправ над евреями в долине Рейна весной 1096 г. Если крестоносцы идут бороться с врагами христианства в виде мусульман, почему бы для лучшей подготовки к приходу Антихриста не расправиться еще и с врагами христианства в лице иудеев? Апокалипсический характер имеют также разнообразные знамения, отмеченные хронистами накануне крестового похода. Например, Эккехард пишет: «Облака цвета крови появились на Западе и на Востоке и казалось, что они бросятся друг на друга к центру неба». Кроме того, хронисты упоминают о миграциях птиц, бабочек, рыб и лягушек, а также о падающих с неба звездах. Возможно, часть этих «знамений» имела место в действительности: в китайских и японских источниках имеются данные о комете в 1097 г. В таком случае, метеорологические явления были интерпретированы хронистами как эсхатологические.

Ги Лобришон пишет о трех основных произведениях, эсхатологические идеи которых могли спровоцировать эсхатологические идеи в крестовых походах. Во-первых, это «Описание последних времен» псевдо-Мефодия, переведенное на латынь в VIII в. Единый правитель восточных и западных христиан пойдет отвоевывать Иерусалим и изгонять арабов, но по пришествию Антихриста этот король сдаст свое оружие и испустит дух. Затем Антихрист будет убит Богом, который придет, чтобы судить людей. Во-вторых, этот труд аббата Адсо Дервенсиса (Adson de Montier-en-Der) «О рождении эпохи Антихриста», написанный в середине X в., в котором можно найти сходные идеи. В-третьих, пророчества анонимного итальянского автора. Как и в других пророчествах, король должен был объединить восточных и западных христиан. Христиане должны были пойти завоевывать города мусульман, а иудеи должны были принять христианство. Затем должны было наступить пришествие Гога и Магога, затем короля римлян, затем Антихриста, который в свою очередь будет свергнут архангелом Михаилом. Итак, мы видим, что пророчества, предвещающие пришествие Антихриста были, и необходимо было к этому пришествию готовиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.004 с.)