Византийская теория императорской власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская теория императорской власти



 

Византия представляла собой, в противоположность тогдашним западным странам, централизованную монархию. Формально власть василевса стояла выше закона, хотя и была в некоторой мере ограничена сложившимися традициями. Но, как при этом верно замечает А.П. Каждан, императорская власть была очень слаба. Как пишет по этому же поводу Г.Г. Литаврин, власть императора была самая неограниченная в тогдашней Европе и при этом самая непрочная. Императоров периодически свергали, автоматического наследования власти не было, удержаться на императорском троне было подчас не очень просто. За 1122 года византийской истории на троне сменилось 90 василевсов, средний срок их правления был около 13 лет, а около половины василевсов были свергнуты или уничтожены физически. Однако, для подданных император был божественной фигурой и обладал своего рода репрезентативной функцией, представляя собой всю империю.

Считалось, что император получает власть напрямую из рук Бога. Этот мотив имелся в византийском искусстве, где Мария и Иисус короновали императора. Во время приемов император восседал на двухместном троне, в будни на правой стороне трона и в воскресенье - на левой, оставляя место для Христа, которого символизировал положенный на сиденье крест. С XII в. вводится обряд помазания в форме креста на голове императора, которое, как считалось, стирало грехи и освящало императора. Процедура возведения в императоры с 451 г. становится церковной, однако, еще до начала VII в. церковный обряд имел второстепенное значение по сравнению с процедурой гражданской инвеституры. С VI в., при императоре Юстиниане, появляется развернутая христианская символика императорской власти. Постепенно церковные обряды при коронации вытесняют древний обряд поднятия будущего императора на щите. Вот что пишет по поводу сакрализации императорской власти А.П. Каждан: «Василевс - сакральная фигура, его жилище - священный дворец, его одежда, как и дворец, - священна. Золото и особенно пурпур служили символами величия императора; он сидел на пурпурных подушках, подписывался пурпурными чернилами, и только он один мог надевать пурпурные сапожки. Появление государя перед толпой превращалось в обряд: заранее предусматривалось, где должны встать встречающие его горожане и какими именно славословиями они должны его приветствовать. Культ императора составлял один из существенных элементов государственной религии». Среди мирян только императору разрешалось входить в алтарь и участвовать в литургии вместе со священником. Обязанностью императора было своего рода подражание Богу. При этом церемонии напоминали о том, что обожествлению имеются свои пределы: после какой-либо победы император мог идти пешком, а икону Богоматери при этом везли на колеснице, запряженной белыми лошадьми, чтобы показать таким образом, что она и есть истинная победительница.

Евсебий Цезарейский, живший в 265 - 339 гг., создал теорию, согласно которой римская империя представляет собой отражение небесного царства, тогда как император является регентом Бога на земле. Эта теория, созданная еще во времена единого Рима, была применена в Византии.

Кроме того, строго говоря, «императора Византии» не было. Понятие «Византия» как обозначение страны стало широко употребляться лишь после ее гибели. Сами же византийцы считали себя римлянами и продолжением Римской империи. Необходимо подчеркнуть: они не греки, а именно «римляне». Харрис приводит в пример документ, в котором говорится о папском легате, который не был понят, когда назвал византийского императора «императором греков». В 800 г. византийцы не признали римский статус империи Карла Великого. Статус римского императора выше, чем других правителей. Согласно представлениям византийцев, они были своего рода «избранным народом». Если народ еще не христианский - то дело империи просветить его и владычествовать над ним. Если народ уже принял христианство, то он находится в ойкумене, которой управляет опять же империя. Харрис приводит пример, как император изображен с нимбом, тогда как остальные правители изображены без нимба. Во время торжественных церемоний император, благодаря своему механическому трону всегда сидит выше, чем его гости. Согласно описаниям очевидцев, осуществлялось это следующим образом: «Пока посол сгибался в поклоне, трон императора с помощью скрытых механизмов поднимался под потолок приемного зала, статуи львов по сторонам от трона рычали, привставая и взмахивая хвостами, искусственные птицы на золотых деревьях щебетали. Затем следовали деловые беседы - в разных помещениях дворца, в торжественной и интимной обстановке, в кругу царской семьи и за трапезой, в ходе которой пирующих развлекали музыкой, пением и зрелищами».

Столица империи, в которой пребывал император, была воистину «императорским» городом. Константинополь значительно превосходил по численности населения Лондон и Париж того времени. Для сравнения: население Константинополя было приблизительно 375 000 человек, что было эквивалентно почти двенадцати тогдашним Лондонам. Это объясняет, почему современники, включая и крестоносцев, восхищались Константинополем, огромным городом аналогов которому они не знали.

Как пишет тот же доктор Харрис, у византийцев был своего рода «superiority complex» (комплекс превосходства) по отношению ко всем иностранцам, которых они считали «варварами», что могло поспособствовать завоеванию Константинополя в 1204 г..

Таким образом, мы видим, что с одной стороны, власть императора в Византии считалась сакральной. Но с другой стороны, крестоносцы также считали себя исполнителями божественной воли. Каждая из сторон видела противоположную сторону нижестоящей. Харрис справедливо заметил здесь, что две идеологии - крестового похода и императорской власти - вошли в противоречие. Идея крестового похода подразумевала священность войны и не могла согласовываться с сакрализацией императорской власти.

Кроме того, стоит заметить, что на Западе существовала своя теория трансляции Рима, которая добавляла разногласий в и без того непростые отношения Византии и западных стран. Дело в том, что в средние века события, которые в наши дни принято считать падением западной римской империи, таковыми не считались. В глазах средневекового человека Римская империя как символ не прекратила своего существования.

На наследие Рима претендовали как в Константинополе, так и на Западе. Некоторое время после свержения последнего императора Ромула Августула, когда Одоакр отослал императорские инсигнии византийскому императору Зенону, империя официально продолжала существовать только на Востоке. Однако возрождение имперской идеи на Западе оказалось делом времени, и это было успешно сделано сначала Карлом Великим, а затем и германскими императорами.

Как пишет Жак Ле Гофф, Карл Великий не признавал «римского» статуса Византии, и считал, что Запад и Восток обладают равным статусом: в «Libri Carolini» он именует себя «королем Галлии, Германии, Италии и сопредельных провинций», а василевса - «королем, имеющим резиденцию в Константинополе». Карлу удалось заполучить императорский титул из рук папы Льва III, который в 800 г. венчал Карла императорской короной в храме св. Петра в Риме. Принятие Карлом императорского титула вызвало полемику Запада и Византии по поводу «римского» статуса. Идея формулировалась как «renovatio Romanorum imperii», сам Карл был провозглашен «Romanum gubernans imperium». С Византией, в итоге, все же удалось достигнуть договоренностей, когда в 812 г. Карл согласился убрать указание на «римскость» из своего сана, а затем согласился признать паритет Восточной и Западной империй.

Императорский титул не исчез на Западе по факту распада империи Карла Великого. Вначале этим титулом владели каролингские преемники Карла, а затем титул стал прерогативой римских магнатов.

В конце концов, идея трансляции Римской империи на Западе была перенята германскими императорами. Для подтверждения своего «римского статуса» германскими императорами неоднократно предпринимались попытки установить свой контроль над Италией. Ряд историков негативно оценивает эти стремления, указывая на то, что борьба за Италию отвлекала значительные силы, которые могли быть пущены на внутреннюю консолидацию империи. Византия, разумеется, продолжала стоять на позициях непризнания римского статуса латинян. Отчасти, правда, отношения были улажены в результате династического брака Оттона II и племянницы тогдашнего византийского императора Цимисхия.

Имеются факты, позволяющие утверждать, что уже основатель саксонской династии (919 - 1024), Генрих Птицелов (919 - 936), имел притязания на Италию. Генрих завоевывает Аахен, столицу Карла Великого и, как пишет Видукинд, планировал идти в Италию, но ему помешала болезнь.

Следующий император, Оттон I, в 936 г. избрал для своей коронации именно Аахен. Претензии на наследство империи Карла Великого просматриваются здесь и в обряде коронации: «Прими сей меч и сокруши им всех противников Христа, варваров и негодных христиан, ибо волей Божьей передана тебе власть над всей империей франков для сохранения прочнейшего мира среди всех христиан».

В 951 г. Оттон организует поход в Италию и женится на молодой королеве - вдове Лангобардского королевства Адельгейд. Обосновавшись в Павии, он демонстративно проявляет себя как защитник церкви. Используя вначале, как некогда Карл Великий, титул «короля франков и лангобардов», Оттон затем начинает именовать себя «королем франков и итальянцев», rex Francorum et Italicorum.

Параллельно император пытается наладить отношения с папой Агапитом II (946 - 955), а затем его преемником Иоанном XII (955 - 964). Но папство предпочитает независимую политику. Ситуация меняется в 959 г., когда Оттон был призван в Рим с целью военной поддержки. В результате Оттон приходит на помощь под лозунгами защиты церкви и папства. 2 февраля 962 г. состоялась коронация императора в соборе Св. Петра в Риме. Вместе с ним была коронована королева Адельгейд. Официальным титулом императора стал imperator augustus. Оттон II затем будет именовать себя «Romanorum imperator augustus». Было положено начало государственному формированию, которое с середины XII в. начнет именоваться «Sanctum imperium Romanum».

Знаменательным в отношении идеи трансляции Рима является правление Оттона III (994 - 1002). После коронационного похода в Италию в 996 г. император стал именоваться титулом «Romanorum imperator augustus». На официальные документы вместо восковой печати стал подвешиваться медальон с надписью «Renovatio imperii Romanorum». Таким образом указывалось на преемственность по отношению к империи Карла Великого, что было в некоторой мере характерно уже для Оттона I. Новым являлось также то, что Оттон сделал Рим местом своего постоянного пребывания. На Авентинском холме был построен большой дворец, при дворе введен византийский церемониал, а также римские и византийские наименования придворных должностей.

Таким образом, теория императорской власти в Византии входила в противоречие как с идеей крестового похода, так и с идеей трансляции Рима на Западе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.006 с.)