Глава I . Теоретические аспекты проблемы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Теоретические аспекты проблемы исследования



Введение

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Именно поэтому столь важно приобщать школьников к наследию мировой культуры.

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит к величайшим произведениям русской литературы. Творчеству Н.В. Гоголя и его поэме в частности посвящены многие исследования, накоплен значительный опыт, разнообразный по трактовкам и нуждающийся в осмыслении и изучении.

Изучение языка и стиля произведений художественной литературы, несомненно, всегда привлекало к себе внимание исследователей - и литературоведов, и лингвистов, и методистов. Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» не стала исключением. После её выхода в свет в мае 1842 года появилось множество откликов на произведение со стороны критиков.

Но всё же, в обширной литературе, посвященной Н. В. Гоголю, сравнительно мало работ о собственно речевой ткани художественной прозы писателя. Речевые средства изобразительности, гоголевское словоупотребление, приемы иронического остранения слова-образа на уровне текста - все эти проблемы еще ждут исследователей. А между тем именно в стилистике Гоголя определены основные направления развития и совершенствования изобразительных средств языка русской классической литературы второй половины XIX века.

Существует немало методических концепций и разработок уроков по творчеству Н. В. Гоголя, предложенных современными методистами и практикующими учителями.

Большой объем литературоведческой и методической литературы по творчеству писателя требует осмысления и систематизации, что свидетельствует об актуальности нашей работы.

Объект исследования - проблема изучения языка «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя на уроках литературы в школе.

Предмет исследования - система работы над языком произведения на уроках литературы.

Цель исследования - определить актуальные проблемы изучения языка «Мертвых душ» на современном этапе и основные направления работы по этой теме на уроках литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать статьи методистов 19 - 20 вв., тем самым рассмотреть историю вопроса.

2. Рассмотреть современные статьи, посвященные языку произведений Н. В. Гоголя, выявить основные проблемы изучения данной темы на современном этапе.

.   Раскрыть сущность концептуальных положений изучения языка «Мертвых душ» на уроках литературы, предлагаемых современными программами и учебниками по литературе.

.   Выявить актуальные идеи и подходы к изучению языка данного писателя и систему специфических приемов работы, предлагаемые современными методистами.

.   Разработать методические рекомендации по изучению языка «Мертвых душ» в школе.

Гипотеза: Изучение особенностей языка поэмы «Мертвые души» Гоголя будет способствовать расширению кругозора школьников, развитию их речи, историческому пониманию эпохи, воспитанию самосознания и саморазвитию личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

этико-философские и психологические положения о связи обучения и воспитания, о нравственном, эстетическом потенциале литературы как предмета преподавания;

работы в области методики преподавания литературы (О.Ю. Богданова, В. В. Голубков, А.Б. Есин, Н.И. Кудряшев, С.А. Леонов, З.Я. Рез, В.Ф. Чертов и др.);

классические труды в области теории и содержания литературного образования (Г.А. Гуковский, М.А. Рыбникова и др.);

исследования, связанные с проблемами преподавания литературы в современной школе и изучения творчества Н.В.Гоголя.

Источниковедческая база исследования:

· Произведения Н.В.Гоголя;

·   литературоведческие статьи и монографии, посвященные жизни и творчеству Н.В.Гоголя (Золотусский И. П., Манн Ю.В., Машинский С. И. и др.);

·   учебники и программы по литературе под редакцией А.Г Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой, М.Б. Ладыгина, В.Г. Маранцмана, В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, а также программы А.А. Агеносова и А.Н. Архангельского; Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева;

·   литература методического характера по исследуемой проблеме.

В работе использовались следующие методы исследования:

· изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики;

·   систематизация и обобщение полученных результатов и выводов; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез.

Этапы исследования:

- первый этап - изучение научной литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических позиций, формулирование гипотезы, цели и задач исследования;

- второй этап - анализ разделов школьных программ и учебников, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя в целом и языка поэмы «Мертвые души» в частности и методических трудов по теме;

- третий этап - обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформление работы.

Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования, их научная новизна и теоретическое значение:

· на основе изучения литературоведческих материалов выявлены основные проблемы изучения особенностей языка поэмы «Мертвые души» на современном этапе;

·   раскрыта сущность концептуальных положений изучения особенностей языка данной поэмы на уроках литературы в школе, предлагаемых современными программами и учебниками по литературе;

·   выявлены актуальные идеи и подходы к изучению данной проблемы в школе, специфическая система приемов работы, предлагаемые современными методистами.

Практическая значимость исследования:

· составлены научно-методические рекомендации по изучению языка «Мертвых душ» Н.В.Гоголя на уроках литературы в 9 классе;

·   фактологический материал, выводы и результаты исследования, библиографический список могут быть использованы современным учителем в практической деятельности.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, ряда взаимосвязанных глав, заключения, приложения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, указываются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, формулируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы исследования: проблема анализа произведений в средней школе, Актуальные проблемы изучения особенностей языка поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя на современном этапе.

Во второй главе раскрыта сущность концептуальных направлений работы по изучению темы в школьных программах и учебниках литературы, выявлены актуальные подходы и система специфических приемов изучения языка поэмы в школе и разработана система уроков в данном направлении.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы.

В приложении предложены конспекты двух уроков литературы в 9 классе по изучению языка поэмы «Мертвые души».

Библиография включает список теоретических работ по методике преподавания литературы, литературоведческих и методических работ по изучению языка «Мертвых душ».


Анализ программ

Творчество Н. В. Гоголя изучается в разделе «Литература XIX века», в подразделе «Русская литература первой половины XIX века».

В настоящее время в школьной практике при изучении курса литературы используются восемь основных программ:

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: Т.Ф. Курдюмова, В.П.Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева. Научный редактор Т.Ф. Курдюмова.

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: А.Г. Кутузов, А.К.Киселев, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов. Под редакцией А.Г. Кутузова. В работе над программой принимал участие Л.В. Колосс.

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Под редакцией В.Я.Коровиной.

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: Ю.В.Лебедев, А.Н.Романова. Под редакцией Ю.В.Лебедева.

. Программа по литературе (5-11 классы) для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Авторы: А.Б. Есин, О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. Под редакцией М.Б. Ладыгина.

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы-составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова. Под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.

. Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, Е.Р.Ядровская, М.А.Бабурина и др. Под редакцией В.Г.Маранцмана.

Проанализировав данные программно-методические материалы по литературе, мы заметили, что их авторы имеют различные подходы при разработке тем по творчеству Николая Васильевича Гоголя. Однако, почти во всех программах изучение поэмы «Мертвые души» дается в 9 классе. В 6 классе произведения Н. В. Гоголя почти не изучаются, исключение составляют программы Беленького, Меркина и Ладыгина.

Проанализируем каждую из этих программ, посмотрим, какие произведения Гоголя и в каких классах рекомендуют изучать авторы этих пособий.

Т.Ф.Курдюмова в 5 классе предлагает для обязательного изучения повесть «Пропавшая грамота» из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уже в 5 классе учитель должен обратить внимание детей на язык повести, познакомить учащихся со словарями, которые создавал Гоголь для своих читателей. В 7 классе Курдюмова предлагает для чтения и изучения комедию «Ревизор». Рассматриваются художественные особенности драматического произведения. В 8 классе в разделе «Историческое прошлое в литературе XIX века» дается повесть «Тарас Бульба», особое внимание обращается на патриотический пафос произведения. Большое место отводится рассмотрению мастерства Гоголя в изображении природы, роли лирических отступлений в повествовании. В 9 классе предполагается изучение поэмы «Мертвые души», повести «Шинель». В 10 классе учащимся предлагается остановиться на «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, прочитать и проанализировать повесть «Невский проспект».

В программе В. Г. Маранцмана для 5 класса два часа отводится на изучение повести «Майская ночь, или Утопленница» или «Ночь перед Рождеством» (на выбор). В 7 классе автор рекомендует изучить повесть «Тарас Бульба», в 8 - комедию «Ревизор», повесть «Шинель». В 9 классе в центре внимания находится поэма «Мертвые души», на её изучение отводится 9 часов. В 10 классе для анализа учащимся предлагается повесть «Портрет». Для внеклассного чтения - «Невский проспект», «Нос».

Г. И. Беленький и Ю. И. Лысый для чтения и бесед в 6 классе предлагают повесть «Майская ночь, или Утопленница», рассматривается ироническое изображение «власти»; яркие, проникнутые радостным чувствам картины народной жизни и украинской природы. Для самостоятельного чтения - «Ночь перед Рождеством». В 7 классе авторы обращаются к повести «Тарас Бульба», уделяется внимание языку произведения (взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя). Для самостоятельного чтения ученикам предлагается«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», сборник «Миргород». В 8 классе учащимся предстоит изучение комедии «Ревизор», здесь авторы предлагают такие темы, связанные с языком: мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок; высказывания героев, ставшие афоризмами.Для самостоятельного чтения: «Женитьба». Девятиклассникам авторы программы предлагают изучение поэмы «Мертвые души», повести «Шинель». Для самостоятельного чтения выносятся повести «Портрет», «Нос», «Коляска». В 10 классе для чтения и изучения дается повесть «Невский проспект».

В программе по литературе Меркина Г. С. в 5 классе предполагается изучение произведения «Ночь перед Рождеством». Внимание уделяется отражению в повести славянских преданий и легенд; рассматриваются образы и события повести. Для изучения в 6 классе дается повесть «Тарас Бульба». Центральное место здесь занимают темы и проблематика повести (любовь к родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. В 7 классе автор программы рекомендует изучить «Петербургские повести», а именно «Шинель», в 8 классе - комедию «Ревизор», в 9 классе учащиеся должны подробно проанализировать поэму «Мертвые души».

В программе по литературе для 9 класса С. А. Зинина, В. А. Чалмаева для беседы и анализа на первый план выдвигается поэма «Мертвые души», десятиклассникам же авторы предлагают повести «Невский проспект», «Нос».

В. Я. Коровина для изучения в 5 классе рекомендует повесть «Заколдованное место» из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», в 7 классе - «Тарас Бульба» (особенности изображения людей и природы в повести), в 8 классе - комедию «Ревизор» и повесть «Шинель». В 9 классе после краткого обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя начинается изучение поэмы «Мертвые души». В 10 классе учащимся предлагается проанализировать сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

А. Г. Кутузов для чтения и изучения в 5 классе предлагает повести «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством». В 7 классе дается повесть «Тарас Бульба», в 8 - «Шинель». В 9 классе центральное место занимает изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Десятиклассникам рекомендуется проанализировать повесть «Портрет».

М. Б. Ладыгин в своей программе для школ и классов с углубленным изучением литературы рекомендует изучить следующие произведения Н. В. Гоголя: в 5 классе «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», в 6 классе «Тарас Бульба», «Страшная месть», в 7 классе «Портрет», в 8 -«Шинель», «Ревизор». В 9 классе учащимся предстоит изучение поэмы «Мертвые души», а в 10 предполагается повторение изученного материала, а также знакомство с «Выбранными местами из переписки с друзьями».

Ю. В. Лебедев предлагает для чтения и изучения в 5 классе повесть «Заколдованное место», в 7 - «Тарас Бульба», «Невский проспект», «Ревизор», в 9 - поэму «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями». В 10 классе в центре внимания находится повесть «Шинель».

Теперь остановимся подробнее на основных этапах изучения поэмы «Мертвые души», сравним предлагаемые темы в программах разных авторов.

 

Название программы Класс Содержание раздела по изучению поэмы «Мертвые души»
программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой 9 класс Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.) Своеобразие гоголевского реализма.
программа под редакцией В.Г.Маранцмана 9 класс Замысел «Мертвых душ» и затворничество Гоголя в Риме. Читательские впечатления учеников и размышления над вопросом: «Почему Гоголя назвал «Мертвые души» поэмой?» Губернский город в оценке Чичикова и автора. Стилистический анализ текста как способ приближения к художественному методу Гоголя. Композиционный анализ глав о Манилове и Коробочке и выразительное чтение диалогов о продаже мертвых душ. Размышления над вопросом: «Почему Ноздрев и Собакевич - «мертвые души»?» Просмотр кинофрагментов и сопоставление с текстом поэмы. Психологические и социальные корни превращения Плюшкина в «прореху на человечестве». Сопоставление образа, созданного Гоголем, и «Скупого рыцаря» Пушкина. Смысл последовательности «помещичьих» глав. Словесное рисование сатирических героев. Понятие о комическом и трагическом конфликте поэмы. Сопоставление помещиков с «живыми» душами крестьян. Связь сюжета городских глав с «Повестью о капитане Копейкине». Понятие о типизации (общие черты жизни столицы и провинции). Инсценирование эпизодов поэмы. Диспут о причинах успеха и краха предприятия Чичикова. «Непотопляемость» зла в произведениях Гоголя (финал «Ревизора» и воскресение Чичикова в его биографии). Составление монтажа лирических отступлений и выяснение авторского взгляда на происходящее. Сравнение эстетических позиций Пушкина и Гоголя (7-я глава и реминисценции из Пушкина в тексте поэмы). Попытки просветления жизни. Гоголь в работе над вторым томом «Мертвых душ» и «Выбранными местами из переписки с друзьями». Дискуссия: «Стал ли Гоголь христианским пророком?»
программа под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого 9 класс Своеобразия жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
программа Г. С. Меркина 9 класс  «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Гоголя, художественное своеобразие произведения.
программа С. А. Зинина 9 класс Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
программа под редакцией В.Я.Коровиной 9 класс История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
программа под редакцией А.Г.Кутузова 9 класс История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы». Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Чичикова и Плюшкина. Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы. Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа, ее неоднозначная трактовка.
программа под редакцией М. Б. Ладыгина 9 класс Замысел и жанровое своеобразие этого романа. Мотив путешествия как основа организации сюжета. Образ Чичикова. Чичиков как предприниматель. Чичиков и помещики. Сатирический пафос и положительный авторский идеал в произведении. Образ России - центральный образ поэмы. Своеобразие композиции поэмы. Внесюжетные элементы. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль в произведении. Мир вещей в произведении Н. В. Гоголя. Многообразие тематики и пафоса авторских лирических отступлений. Значение второстепенных и эпизодических персонажей в гоголевском художественном мире. Многозначность образа «мертвых душ» в поэме. Смысл заглавия. Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Широкое обобщающее значение образов поэмы. Способы и приемы типизации при создании образов помещиков. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора в «Мертвых душах». Гоголевский «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Приемы и способы создания комического эффекта. Особенности гоголевского повествования. Образ повествователя, повествователь и автор. Восприятие романа современниками писателя и его современное звучание. В. Г. Белинский и К. С. Аксаков о «Мертвых душах». Литературная полемика вокруг поэмы.
  10 класс Повторение. Особенности жанра произведения. «Поэма как малый род эпопеи», т.е. повествование о нации, народе, родине, а не об отдельных героях. Н. В. Гоголь о своем произведении. Система персонажей в «Мертвых душах». Смысл заглавия. Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Широкое обобщающее значение образов поэмы. Способы и приемы типизации при создании образов помещиков. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Образы крестьян в поэме, неоднозначная трактовка народа. «Мертвые души» как произведение реализма. Замысел поэмы и судьба третьего тома.
программа под редакцией Ю. В. Лебедева 9 класс Творческая история поэмы. Реакция Гоголя на слова Пушкина «Боже, как грустна наша Россия!» и усиление лиро-эпического, поэмного начала в процессе работы над первым томом. Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку», уступающий место более объёмной и сложной задаче: наряду со всем дурным дать надежду на будущее национальное возрождение. Тема дороги в поэме и её символический смысл. Манилов и Чичиков. Коробочка и Чичиков. Ноздрев и Чичиков. Собакевич и Чичиков. Плюшкин и Чичиков. Гоголевский приём «овеществления» человека. «Русский перехлёст», показывающий, что в «расхристанных» душах Маниловых, Коробочек, Ноздревых, Собакевичей есть ресурсы для грядущего прозрения и выхода на «прямые пути». Галерея помещиков, освещающая с разных сторон «уклоны» и «крайности», свойственные характеру Чичикова. Подготовка читателя к пониманию нарождающегося буржуа как конечного предела, к которому устремилась русская жизнь по «кривому» пути. Жизненные скитания и характер Павла Ивановича Чичикова. Судьба героя - цепь стремительных восхождений и столь же стремительных катастроф. Особый уклад русской жизни, мстящий всякому, кто чрезмерно увлечется приобретательством, забыв христианский долг «служить Богу, а не мамоне». Выход из нормы «добропорядочности» и прозаичности рядового буржуазного стяжательства во всех «предприятиях» Чичикова. Крах авантюры Чичикова с «мёртвыми душами» в финале поэмы как событие национального масштаба. Тройка-мечта, «вдохновенная Богом» Россия, вышедшая на праведные, прямые пути, в конце первого тома «Мёртвых душ». Работа Гоголя над вторым томом. Неподъёмная задача, поставленная перед собою Гоголем, - повернуть на новые пути исторический ход русской жизни. Элемент авторской гордыни в этом замысле. Уничтожение второго тома «Мёртвых душ». Болезнь и смерть Гоголя. Взгляд Белинского и Чернышевского на Гоголя как родоначальника «гоголевского периода» в нашей литературе, писателя-сатирика, сокрушившего в «Мёртвых душах» социальные основы существовавшего в России общественного строя. Односторонность такого взгляда на содержание «Мёртвых душ». Спор с Белинским К. С. Аксакова об эпическом начале в гоголевской поэме.

Анализ учебников

В учебнике для 9 класса С.А.Зинина, В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева теоретический материал по «Мертвым душам» изложен ярким, выразительным языком. Читать легко, интересно, напоминает художественную литературу. В учебнике хороший методический аппарат. Имеются вопросы и задания, направленные на изучение языка поэмы. Приведем несколько примеров.

· Как в гоголевской поэме взаимодействуют картины быта и лирические размышления о человеке, Руси, назначении писателя, поисках истины и т.д.? Какую роль при этом играют различные средства выразительности художественной речи, используемые автором? [7]

·   В чем смысл гоголевского развернутого сравнения, которое возникает в сцене ссоры «из-за шашек» и в котором Ноздрев уподоблен отчаянному поручику под неприступной крепостью?[7]

·   К каким известным вам приемам сатирического изображения прибегает Гоголь, рисуя картины жизни губернского города, образы помещиков, крестьян, «делового человека» Чичикова? [7]

В учебном пособии для общеобразовательных учреждений Г.С.Меркина и Б.Г.Меркина для 9 класса при изучении «Мертвых душ» выделяются следующие разделы: «Творческая история поэмы», «Мертвые души» как итоговое произведение Н.В.Гоголя», «Обыденное и необычное в поэме», «Образный мир поэмы», «Мысль о народе», «Образ автора», «Образ птицы-тройки». Изучению языка поэмы уделяется недостаточное количество внимания. Проанализировав методический аппарат, мы выявили всего несколько заданий, направленных на изучение особенностей языка. Например: найдите в тексте поэмы примеры создания характеров через деталь: эпизоды быта, стилистически выделенные слова и реплики, особенности внешности героя и т.п.

В учебнике Ю. В. Лебедева для 10 класса «Мертвым душам» Гоголя посвящено около пятидесяти страниц. Рассматривается творческая история поэмы, большое внимание автор уделяет теме дороги и ее символическому смыслу, интересны сравнительные характеристики персонажей (Манилов и Чичиков, Коробочка и Чичиков, Ноздрев и Чичиков, Плюшкин и Чичиков и т.п.). Собственно языку поэмы уделяется мало внимания.

В учебнике для 9 класса под редакцией В. Я. Коровиной поэма «Мертвые души» изучается в разделе «Шедевры русской литературы XIX века». Авторы большое внимание уделяют замыслу и истории создания произведения, характеристике образов Чичикова, помещиков, чиновников. Языку поэмы же отводится незначительное место. Из тринадцати вопросов и заданий после теоретического материала мы нашли всего два, связанных с особенностями языка поэмы:

· Какова роль гротеска в «Мертвых душах» [10]

·   Как помогает ирония, сарказм, сатира в создании характеров поэмы? [10]

Интересным нам показался учебник для 9 класса Г.И.Беленького. В нем мы обнаружили большое количество выдержек из личных писем Гоголя, фрагментов научных работ и статей выдающихся исследователей жизни и творчества писателя, воспоминаний современников. Теоретический материал изложен кратко, но четко. Очень хороший методический аппарат. Вопросы разнотипные, интересные. Мы выявили задания, связанные с изучением особенностей языка:

· Рассмотрите композицию главы II (пейзаж, усадьба, портрет героя и т.д.)

На материале главы покажите значение художественных деталей в описании, обстановки дома, в портрете, в обрисовке поведения героя для понимания его характера и отношения писателя к изображаемому. [11]

Учебник для общеобразовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте по 12-летнему образованию. 10 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова. Проанализировав методический аппарат этого учебного пособия, мы выявили несколько вопросов и заданий, направленных на изучение особенностей языка поэмы. В основном это стандартные вопросы, с которыми мы встречались и в предыдущих учебниках. Например, авторы просят учеников подготовить рассказ о помещиках, в нем описать внешность, черты характера, основные занятия и интересы помещика, его отношение к семье, хозяйству; описать деревню, положение крестьян и т.п. Далее учащиеся должны ответить на вопрос: какие художественные средства использует писатель для создания образа героев? Большое внимание в этом учебнике уделяется лирическим отступлениям, в которых с наибольшей полнотой раскрывается образ автора.

В учебнике для 10 класса под редакцией А.Н.Архангельского мы нашли развернутый анализ поэмы «Мертвые души». Ученикам предлагается вместе с авторами поразмышлять об основной идее произведения, обсудить сюжет и композицию романа, выявить особенности характера каждого из персонажей. Помимо вопросов, вынесенных в конец параграфа, мы обнаружили вопросы и задания, помещенные прямо в раздел с теоретическим материалом. Среди них мы выявили и те, которые направлены на изучение языка произведения. Например:

· Как вы знаете, одним из средств создания образа литературного героя является его речевая характеристика - те индивидуальные особенности речи, излюбленные словечки, обороты, с помощью которых автор передает индивидуальные черты характера персонажа. Проанализируйте речевую характеристику Ноздрева, сравните ее с речью Манилова, с одной стороны, и Собакевича - с другой.

В учебнике для 10 класса под редакцией Г.А.Обернихиной около семидесяти страниц посвящено личности и творчеству Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что поэма «Мертвые души» уже была изучена в предыдущем классе, авторы учебника посчитали нужным ввести материал для повторения по этому произведению. В своем анализе они останавливаются только на некоторых особенностях формы и содержания поэмы (мотив дороги, смысл заглавия поэмы и др.) Языку поэмы в учебнике не уделяется должного внимания.

Проанализировав методический аппарат учебника-хрестоматии для 9 класса Т. Ф. Курдюмовой, мы выявили большое количество вопросов, направленных на изучение и анализ особенностей языка «Мертвых душ». Приведем примеры самых интересных заданий:

· Поэма Гоголя написана очень ярким, насыщенным различными художественными приемами языком. Найдите в одной из глав (по вашему выбору) эпитеты и попытайтесь их охарактеризовать. Они могут быть близки к фольклорным, могут быть метафоричны, могут быть гиперболичны. [13]

·   Вспомните примеры гипербол, которые запомнились при чтении. Смогли бы вы отличить гиперболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях других писателей? Что бы вам в этом могло помочь?[13]

·   Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения? [13]

·   Попробуйте создать словарик наиболее типичных слов и выражений Ноздрева или Манилова, Собакевича или Коробочки. Что, кроме слов, характерных для каждого из них, можно было бы в него поместить? [13]

Таким образом, можно сделать вывод, что большее количество внимания изучению языка поэмы уделяется в учебнике по литературе для 9 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Хочется отметить, что в большинстве учебников в разделе «Рекомендуемая литература» авторы приводят перечень книг, из которых можно больше узнать об особенностях языка поэмы. В этом списке мы находим работы Золотусского И.П., Лотмана Ю.М., Манна Ю.В., Машинского С., Мачульского К.В. Однако, на наш взгляд, простого перечня не достаточно, ведь многие ученики на него не обратят внимание. Целесообразнее было бы поместить в учебник выдержки из работ этих авторов, дабы заинтересовать учащихся.

Анализ программ и учебников дает полное представление о том, как построено изучение поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя в школе.

Рассмотрев основные предметные линии, мы выяснили, что различные авторы предлагают схожие темы по изучению поэмы «Мертвые души». Например, творческая история произведения, смысл заглавия, особенности жанра, мотив путешествия как основа организации сюжета, система образов и другие темы. Хочется отметить, что должное внимание особенностям языка произведения уделяется не во всех проанализированных программах и учебниках. Авторы рекомендуют на уроках литературы рассмотреть следующие пункты, связанные с особенностями языка поэмы:

· Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.)

·   Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

·   Особенности гоголевского повествования.

 

Заключение

 

Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые дополнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы; разговор о героях произведения ведется как о живых знакомых людях; составляются формальные характеристики героев, а разговор о художественных особенностях, своеобразии языка произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному материалу.

Анализировать произведение - это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное - выяснить, как все это определяется идеей писателя, тем, что Белинский называл «пафосом произведения». Чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - истинно русское национальное произведение, ставшее олицетворением своей эпохи и пережившее её, так как потенциал поэмы и возможность её интерпретации обеспечили ей надлежащее место в мировой литературе. Вклад, который поэма вносит в изучение русской действительности, истории и жизни российского народа первой половины девятнадцатого века, трудно переоценить. Язык поэмы своеобразен, количество изобразительных средств в произведении - неисчислимо.

Изучение произведения творчества Н.В.Гоголя в школе привлекает внимание школьников к творчеству писателя. Часто на уроках выделяют фольклорную основу, выявить особенности авторского слова. Организация внеклассной работы помогает более глубоко изучить творчество Н.В.Гоголя, развить навыки анализа, привлечь интерес школьников к творчеству писателя, изучить произведение с разных позиций.

Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие - об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.

Так, ещё В.Г.Белинский справедливо отмечал: «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого прочтения даже для людей мыслящих. «Мертвые души» требуют изучения».

По праву считается, что изучение поэмы - занятие не из лёгких. Причин тому несколько, и одна из них - загадочность и неординарность гоголевской натуры. Вторая причина - сложность замысла и оригинальность его воплощения. Третья - методические затруднения.

Мы определили основные моменты, на которых обязательно нужно оста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.061 с.)