Тема урока: Максим Горький «Старуха Изергиль» (1895 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: Максим Горький «Старуха Изергиль» (1895 г.)



Тема урока: Максим Горький «Старуха Изергиль» (1895 г.)

 

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с романтизмом М. Горького

2) Охарактеризовать образ героев рассказа

)   Рассмотреть композицию рассказа

)   Сделать выводы

Главная проблема урока: Сколько глав в рассказе и почему они расположены именно в такой последовательности: Легенда о Ларе, жизнь старухи Изергиль, легенда о Данко

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Постановка проблемного вопроса (3 минуты)

. Романтизм Горького (8 минут)

. Работа с образами героев рассказа (24 минуты)

. Ответ на проблемный вопрос (7 минут)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 минуты)

Ход урока

 

Учитель: Здравствуйте. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль», написанным в 1895 году. Запишите тему урока (ученики записывают тему урока с доски в рабочие тетради). Сегодня нам нужно ответить на проблемный вопрос урока (вопрос написан на доске): сколько глав в рассказе «Старуха Изергиль» и почему они расположены именно в такой последовательности: Легенда о Ларе, жизнь старухи Изергиль, легенда о Данко. Почему же автор именно так расположил части рассказа, а не иначе? Давайте выскажем свои предположения по этому вопросу (ученики высказывают свои мнения). А правильность ваших предположений мы проверим в ходе нашего урока.

Учитель: С чего начинается рассказ? Какая картина предстает перед нами в самом начале рассказа - обыкновенная или необычная? (доказать свое мнение примерами из текста произведения)

Ответ: Повествование начинается с изображения виноградника. Горький погружает читателя в некую таинственную среду (см. в тексте): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевал волос женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными…»

Учитель: Мы видим таинственную романтическую картину. Итак, мы с вами подошли к романтизму. Запишите в тетрадях подзаголовок: Романтизм Горького. Вспомните, мы с вами говорили о противопоставлении двух миров: мира вечности и мира земного, т.е. мира идеального и мира реального. Так вот романтизм предлагал своё понимание героя и действительности и подчеркивал разрыв между этими мирами: один мир - лучший, т.е. истинное духовное царство в душе героя, другой мир ему противоположный - мир действительности вокруг героя. Такая ситуация освещает тему добра и зла, свободы и несвободы (учащиеся перерисовывают схему с доски):

 

Гармония                                                  Хаос

 

Герой                                              мир действительности

Духовное царство

(мир лучший)

 

Материал для записи в тетради:

Герой романтизма - всегда гений, пророк, исключительная личность. Он предпочитает вечное - данному, текущему, неосуществимое - доступному. Он включен в среду жестоких соплеменников, стремится к свободе, которая является для него высшим благом.

Учитель: Скажите, а в рассказе герои - романтические личности или обыкновенные люди?

Ответ: Герои в рассказе - романтические личности, т.к. все они стремятся к свободе.

Учитель: Теперь рассмотрим всех героев рассказа. Начнем с образа самой старухи Изергиль. Запишите подзаголовок в тетрадях: Образ старухи Изергиль. Итак, Изергиль является главной героиней рассказа. Когда и при каких обстоятельствах в рассказе появляется образ Изергиль? (найти в тексте)

Ответ: Образ Изергиль появляется в 1 главе рассказа

Учитель: Давайте найдем в рассказе образ старухи и зачитаем

Ответ: «Время согнуло ее пополам…», «Её скрипучий голос звучал так, будто это роптали все забытые века…»

У.: Какие два слова, близкие по смыслу, повторяются в портрете Изергиль?

О.: Слова «Время» и «Века»

У.: Упоминание этих двух слов и сам портрет старухи намекают на то, что эта женщина стара и мудра и расскажет такую же старую и вечную мудрость.

А что говорится в рассказе о жизни старухи и откуда мы узнаем о фактах из ее жизни?

О.: Изергиль сама рассказывает о своей жизни во 2 главе произведения

У.: Что же является главным в жизни этой старухи?

О.: Любовь, страсть - единственная сфера жизни, где эта женщина себя реализует

У.: Почему же Изергиль не могла жить как все женщины: выйти замуж, родить детей…?

О.: У нее было много мужчин, но в ее рассказе часто звучит слово «Скучно». Значит в том, как она понимает жизнь и любовь не может быть места привычке и однообразию

У.: А чем Изергиль гордится и что она ценит превыше всего в жизни?

О.: Выше всего она ценит свободу и с гордостью заявляет. Что никогда не была рабой (см. эпизод про венгра)

У.: Каковы же судьбы тех мужчин, с которыми Изергиль была знакома? Как она с ними поступала?

О.: Старуха относилась к мужчинам жестоко, бесчеловечно, бессердечно и думала всегда только о своей выгоде

У.: Смогла ли Изергиль полюбить по-настоящему? кого?

О.: Она любила венгра несмотря на свою гордость. Он над ней смеялся, но она смогла переступить через себя и помогает ему бежать из плена

Вывод. Материал для записи в тетради:

Старуха Изергиль изменилась, прошла путь от эгоистической любви к себе до совершения подвига и самопожертвования. Следовательно, происходит эволюция образа Изергиль.

У.: Итак, Изергиль рассказывает две легенды: о Ларе и о Данко. Рассмотрим первую легенду и образ Лары (глава 1). Кто такой Лара и какими чертами характера он наделен?

О.: Лара - сын орла и земной женщины. Черты его: гордость, себялюбие, эгоцентризм. Он наделен говорящим именем (Лара - значит «отверженный»)

У.: А почему Лара оказался отвергнут людьми?

О.: Он убил девушку, которая ему отказала в любви

У.: А как бы поступил Лара в данной ситуации будь он человеком?

О.: Спросил бы ее согласия, согласия ее семьи

У.: А как Лара поступает? Как человек или как хищник?

О.: Как хищник

У.: А почему же люди тогда его не убили?

О.: Если бы они его убили, то сами поступили бы как хищники, а не как люди. Поэтому они избирают для него справедливое наказание, ему дают возможность стать человеком, осознать свое поведение, т.к. он считал себя выше остальных людей, избранным. Он эгоистичен.

У.: Переходим ко второй легенде - легенде о Данко. Скажите, кто такой Данко и какими чертами он наделен?

О.: Данко - обычный человек, живущий среди других таких же людей. Черты его: гуманизм, сила духа, храбрость, уверенность в себе, самопожертвование

У.: Вот Данко совершает подвиг. А зачем? Какой смысл был ему совершать подвиг ради людей, которые его не оценили?

О.: Он хотел, помочь людям. В этом состояла его задача и он ее выполнил. Он добился, чего хотел - помог людям выйти из леса, но ценой собственной жизни. Ну а то, что люди не оценили этого поступка - это уже другой вопрос - вопрос нравственности

У.: Можно ли сказать, что о подвиге Данко все забыли и никто его не помнит?

О.: О его подвиге не забыли. Об этом подвиге помнят те люди, которые рассказали эту историю Изергиль, значит не зря был совершен этот подвиг (искры, которые видят старуха и автор)

Вывод: Подвиг Данко не бессмысленен, его помнят. Он совершил подвиг ради людей. Но эти люди, к сожалению, так и не смогли оценить этот великий поступок Данко.

У.: А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: почему же именно в такой последовательности расположены главы рассказа?

О.: Композиционно рассказ состоит из трех глав. Каждая из этих глав имеет общую цель - наиболее полно создать образ главного героя рассказа - образ старухи Изергиль, показать путь ее эволюции от эгоизма - к самопожертвованию, путь, который Изергиль прошла от Лары до Данко, Она проходит этот путь, переступает через свою гордость и совершает подвиг, спасая из плена любимого человека. Поэтому все три части рассказа имеют одну цель - стремление автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Автор дает две концепции жизни: 1) Только брать - как Лара

) Только отдавать, жертвовать собой - как Данко. Следовательно, существуют люди такие, как Данко и такие, как Лара. Поэтому Горький хочет чтобы вы, читатели, задумались над тем, кем являетесь вы и как поступаете - как Лара эгоистически. Или же как Данко - помогаете людям.

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

.   Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с.

 


Ход урока

 

Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Максима Горького и рассмотрели его рассказ «Старуха Изергиль». Начнем наш сегодняшний урок с проверки домашнего задания по этому рассказу. Дома вы должны были ответить на вопрос №3 в учебнике на странице 86. Вам нужно было найти в рассказе романтические гиперболы. Давайте вспомним сначала что такое гипербола? (опрос учеников)

Ответ: Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющая цель - усиление выразительности.

У.: обратимся к рассказу. Какие гиперболы вы нашли?

О.: 1) В лесу стало так темно, словно в нем собрались сразу все ночи (легенда о Данко)

) В его глазах было столько тоски, что можно было отравить ею всех людей мира (легенда о Ларе)

) В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары (легенда о Ларре)

Вывод: в данных гиперболах мы видим контрастное сочетание реального и фантастического, наличие контрастного сопоставления.

У.: На прошлом уроке мы с вами говорили о героях легенд в рассказах Горького, которые способны на подвиги. Сегодня мы поговорим о других героях рассказов Горького, героях из народа - о босяках. Итак, запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш», «Мальва» (тема урока написана на доске). Скажите, а кто такой босяк?

О.: Босяк - это человек из народа, опустившийся. Нищий человек из деклассированных слоев общества

У.: Сегодня перед нами стоит проблемный вопрос (вопрос записан на доске): в рассказах Горького босяки - герои или жертвы? Давайте выскажем свои предположения (учащиеся называют свои мнения). К концу урока мы посмотрим, кто из вас был ближе всего к истине.

Материал для записи в тетради:

Босяк - этот тип героя появляется в русской литературе в начале XX века. Герой босяк - это человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображен в ранних рассказах Горького. Обращение к теме босячества имело социальную основу: после отмены в России крепостного права (реформа 1861 года) скопилось до 5 млн. людей, не имевших возможности найти применение своим силам.

Лекционный материал:

Людей вроде бы освобождают от рабства, но не дают им земли. У таких людей нет ничего - ни дома, ни клочка земли. Это были преимущественно разорившиеся крестьяне. И в этом казалось бы опущенном человеке Горький увидел широту внутреннего духовного мира, его чувства, переживания, мироощущение. Горький видел в этих босяках то, чего не всегда найдешь у богатых людей. Поэтому писатель избирает героями своих ранних рассказов босяков, он хочет показать, что они хоть и бедны внешне, внутренне они духовно богаты. Возьмем, к примеру, рассказ «Челкаш». С чего начинается повествование?

О.: Автор рисует пейзаж, описывает природу

У.: Какая это природа: обычная или необычная? Почему?

О.: Необычная, т.к. в пейзаже сочетаются черты романтизма и реализма (см. в тексте): «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные жизненным хламом»

Материал для записи в тетради:

Сочетание черт романтизма и реализма в рассказе

У.: Давайте представим, что море - это сама жизнь (символ жизни). Что можно сказать о жизни уже в самом начале рассказа по описанию волн?

О.: Тревожность, мятежность, тяжесть, стремительность жизни

У.: Какие звуки мы наблюдаем в начале рассказа?

О.: Звон якорных цепей, грохот вагонов, дребезжание телег, свистки пароходов

У.: По описанию звуков что мы можем сказать о труде людей здесь? Каков он - легкий и радостный или тяжелый, рабский?

О.: все звуки создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга

У.: Почему в начале рассказа Горький сравнивает людей с их достижениями?

О.: Людей задавило то, что ими же создано. Люди слабы, смешны, жалки, ничтожны по сравнению с грудами товаров, вагонами

Вывод (материал для записи в тетради): Все то, что создано людьми, их самих же поработило и обезличило

У.: Кто же перед нами - хозяева жизни или ее рабы?

О.: перед нами рабы, задавленные тяжестью жизни

У.: Кто является героями рассказа?

О.: Героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила

Образ Челкаша.

У.: Кто такой Челкаш?

О.: Босяк, грузчик

У.: Каков портрет Челкаша в тексте?

О.: «Гришка Челкаш - старый травленный волк, заядлый пьяница и ловкий смелый вор…»

У.: Каким вы видите этого человека: какие чувства он у вас вызывает - восхищение или отторжение? Почему?

О.: Отторжение, т.к. он показан с негативной стороны - он пьяница, вор, в грязной рубахе…

У.: Какое слово постоянно повторяется в портрете Челкаша?

О.: слово «Хищный»

У.: Если Челкаш - хищник, что он ценит превыше всего?

О.: Он ценит свободу

У.: Назовите основные черты характера Челкаша

О. (материал для записи в тетради): хищничество, свободолюбие, хитрость

У.: Второй герой рассказа - Гаврила

Образ Гаврилы.

У.: Кто такой Гаврила?

О.: Гаврила - обычный молодой парень. Босяк

У.: Каков портрет Гаврилы в тексте?

О.: Он сидит на мостовой. «Парень был высокоплеч, коренаст, с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно»

У.: Какие чувства у вас вызывает этот человек: положительные или негативные?

О.: Положительные (голубые глаза, доверчивый взгляд)

У.: Каковы черты характера Гаврилы?

О.(материал для записи в тетради): доверчивость, добродушие, обаяние

У.: Давайте теперь сравним портрет Гаврилы и портрет Челкаша, найдем сходства и различия

О.: Оба - босяки, крестьяне. Различия: антиподы по характеру: Челкаш - буйный, Гаврила - спокойный. Можно сказать, что Челкаш - хищник, а Гаврила - жертва

У.: К чему стремится каждый из героев?

О.: Гаврила хочет иметь дом и семью. Челкаш стремится к свободе

Материал для записи в тетради:

Герои - люди, живущие по-разному и для разного, следовательно между ними должно произойти столкновение, конфликт двух мировоззрений.

У.: Происходит ли конфликт между героями? Из-за чего?

О.: Конфликт происходит из-за денег. Гаврила хотел иметь деньги, чтобы быть свободным. А Челкаш хотел быть свободным от всего: от денег, обязанностей. Ради денег Гаврила готов на всё, даже совершить убийство, следовательно хищником является именно Гаврила. Всплывают скрытые черты характера Гаврилы - жадность, хищничество. В финале рассказа Челкаш становится морально и нравственно высоким героем, т.е. он из хищника превращается в человека - происходит эволюция образа Челкаша. Поэтому и рассказ назван его именем. А Гаврила наоборот, из добродушного человека превращается в хищника.

У.: Хотя со времени написания рассказа прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наши дни. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - всё это привело к тому, что люди считают деньги самым главным в жизни и для них не важно, каким способом эти деньги добыты…

Подведение итогов урока

У.: В рассказе есть еще герои. Ваше домашнее задание - определить, к какому типу героев (носители свободы/искатели личного счастья) относятся Сережка, Яков и Василий Легостев и доказать свое мнение

У.: Вернемся к нашему проблемному вопросу - в ранних рассказах М. Горького босяки - герои или жертвы?

О.: В рассказах Горького босяки могут быть и героями, и жертвами. Все зависит от типа героя. В рассказах Горького мы выделили 2 типа героев: носители свободы и искатели личного счастья.

Выставление оценок за урок.

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с. (Классики и современники. Сов. лит.)

 


Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с драмой М.Горького «На дне». Это очень интересное произведение. Интересно оно тем, что вызывает множество спорных вопросов и в литературной критике, и при постановке на сцене. Это произведение является одним из самых популярных в наши дни, поэтому существует много интерпретаций этой пьесы. Горький поднимает в своей пьесе ряд философских вопросов, например, что есть правда? Нужна ли она людям? Что лучше - правда или ложь? В пьесе рассказывается о том, как совершенно разные люди оказались на самом дне жизни. Итак, запишите тему нашего урока «Максим Горький. «На дне» (1902 г.) - вечный диалог-спор о нравственном восхождении человека» (тема урока написана на доске).

У.: Скажите, о каких людях рассказывается в драме?

О.: О босяках. В драме изображен деклассированный слой общества, самый низ социальной ступени, нищие люди

У.: А как вы думаете, почему именно такой тип людей Горький изображает в пьесе? Какое историческое событие способствовало этому?

О.: Реформа 1861 года - отмена крепостного права

Лекционный материал:

На рубеже 19-20 веков происходит некий исторический перелом. После реформы 1861 года, когда произошла отмена крепостного права, появляется много обездоленных людей, крестьян. Происходит экономический и промышленный кризис. Затем голодный 1900 год, когда люди перебирались из города в город в поисках заработка и хлеба. Таким образом, появляется большое число обездоленных людей, нищих, у которых ничего не было. Именно таких людей Горький и делает героями своего произведения, чтобы показать всю реальность жизни, показать жизнь людей, которые оказались на самом дне жизни. Также на рубеже 19-20 веков становится популярной философия ницшеанства.

Материал для записи:

Философия Фридриха Ницше оказывает значительное влияние на русскую литературу, в частности на творчество Горького. Именно идеи ницшеанства часто звучат в драме «На дне».

У.: Скажите, на чем основана философия Ницше, ведь мы уже говорили о ней раньше. Каковы основные принципы ницшеанства?

О.: Ницшеанство гласит, что высшей ценностью является человек, что человек - есть свободное существо

У.: именно эти идеи звучат в драме «На дне». А сегодня на уроке мы должны с вами ответить на такой вопрос: почему герои в пьесе Горького «На дне» названы именно так, а не иначе? То есть, почему у одних героев есть имя, фамилия и отчество, а у других - только фамилия, у третьих - вообще отсутствуют имя и фамилия и они наделены лишь прозвищами. Давайте подумаем, почему? (ученики высказывают свои предположения)

У.: Итак, мы с вами изучаем драму «На дне» и прежде, чем перейти непосредственно к самому произведению, нам нужно вспомнить - что такое драма как род литературы?

О.: Драма - это род литературы (наряду с эпосом и драмой), принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе

Вывод

Горький, представляя действующих лиц, у одних называет имена, отчества и фамилии (например Михаил Иванович Костылев), у других - только имена и фамилии (Василиса Карповна), у третьих - лишь фамилии (Медведев). Однако большинство героев имеют прозвища (Барон, Актер, Сатин). Такая система наименования во многом объясняется тем, что Горький изображает особый мир людей без «пачпортов» и силой различных обстоятельств оказавшихся на дне жизни

У.: Посмотрите внимательно на имена героев, фамилии, прозвища. Есть ли среди них говорящие имена?

О.: Есть - Медведев, Васька Пепел, Бубнов, Барон…

Лекционный материал

Наименованию героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них какие-то черты. Исходная цель номинации героев - выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

Работа с афишей

У.: А сейчас представьте, что вы находитесь в зрительном зале. Открывается занавес. Расскажите, что вы увидели на сцене в начале первого действия? Какая картина предстает перед вами?

О.: Ночлежка. Описание интерьера. Герои - каждый при своем действии (зачитываем описание ночлежки в первом действии)

У.: Что мы можем сказать о людях, собравшихся в этой ночлежке? Что это за люди - хозяева жизни или ее рабы?

О.: Ночлежка - собирательный образ, символ бесприютности и бездомности. Здесь собрались самые разные люди по характеру и по интересам. У каждого здесь - свое дело. Все эти люди - рабы жизни, отбросы общества

У.: Что сказано в пьесе о времени действия? Когда развиваются события?

О.: Весна - время пробуждения природы, утро, рассвет - начало нового дня. А в ночлежке люди просыпаются в темноте, на дне жизни. Здесь мы видим контраст света и тьмы

У.: Итак, утро, весна, ночлежка. Следующее, что мы видим в пьесе? Что изображено?

О.: Разговор героев

У.: Сколько героев участвует в этом разговоре? (перечислить)

О.: 8 человек - Барон, Квашня, Бубнов, Клещ, Настя, Анна, Сатин, Актер

У.: Как называется разговор, в котором участвует больше двух человек?

О.: Полилог

У.: О чем идет речь в самом начале данного полилога?

О.: Квашня говорит о том, что не хочет идти замуж (цитируем слова Квашни)

У.: Из слов Квашни понятно к чему она стремится. К чему стремится героиня?

О.: К свободе

Вывод

Квашня считает себя хозяйкой жизни, независимой. Оказавшись в ночлежке, она почувствовала себя не на дне, а на вершине. С вершины своего положения она начинает тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» Единственное, к чему стремится Квашня - это деньги. Она зависима от денег.

У.: Дома вы составляли таблицу о героях пьесы. Сейчас, опираясь на таблицу, давайте разберем образ каждого персонажа пьесы. Начнем с Бубнова. Какие ассоциации у вас вызывает это прозвище - Бубнов?

О.: В данном случае произошел перенос на основе карточной масти. Игра в карты - любимое занятие ночлежников. Сам Бубнов говорит о себе: «Ленив я, страсть как работать не люблю!» Но тем не менее он говорит о том, что нужно работать. Он тянется к работе.

У.: Кем был Бубнов до того, как оказался в ночлежке?

О.: Красил меха в своем заведении

У.: Почему Бубнов оказался в ночлежке?

О.: Он оставил свою мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником. Из-за этого он не доверяет людям теперь, никому не верит

У.: Следующий герой - Сатин. Сатин - прозвище героя. А какое у него было имя?

О.: Константин

У.: Какие черты характера мы видим у Сатина?

О.: Твердость, решительность, стремление к правде

У.: Известно, что многие мысли Горького о жизни в драме высказывает именно Сатин. А как Сатин оказался в ночлежке? Кем он был раньше?

О.: Он был телеграфистом и попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру

У.: Следующий герой - Актер. Есть ли имя у этого героя?

О.: У этого героя есть только прозвище. Он потерял имя в прошлом: «Нет у меня здесь имени…понимаешь ли ты, как обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

У.: Кем в прошлом был этот герой? Как он оказался в ночлежке?

О.: Он был актером (назван по профессии). Его погубило пристрастие к алкоголю

У.: Каковы черты характера актера?

О.: Он культурный, самый образованный среди всех ночлежников, добр, отзывчив

У.: Лука. Давайте поговорим об имени героя

Лекционный материал

Согласно учению богомолов, Бог, чтобы спасти мир от сатаны, послал на землю Христа. В пьесе Горького Христа представляет лука, имя которого восходит к имени апостола Луки. Лука проповедовал любовь к людям. Однако существует и иное толкование имени этого героя. Лука - Лукавый - значит хитрый, скрытный, двуличный. Лука - это бес, нечистый дух. То есть, мы видим, что образ Луки двойственен

У.: Как Лука оказывается в ночлежке и кем этот человек был раньше?

О.: Он странник. Он странствует по миру

У.: Знаем ли мы, читатели, наверняка кто этот человек?

О.: Нет, не знаем. Этот герой нам непонятен, неизвестен, т.к. у него нет даже паспорта

У.: Какие черты характера мы можем выделить у Луки?

О.: Добрый, приветливый, любит людей, жалостливый

У.: В пьесе есть и другие герои, их образы вы рассмотрите самостоятельно. А сейчас мы возвращаемся к нашему проблемному вопросу: почему же герои в пьесе названы именно так, а не иначе? (ученики отвечают)

Итог урока

О.: В образах ночлежников Горький рисует особый тип людей, выброшенных на дно жизни, но сохранивших начала человечности. Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, автор обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников не только называют, но и раскрывают в них что-то важное, существенное. Они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу и самим себе.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос в учебнике №5м на странице 86. Доделать таблицу характеристики героев пьесы.

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «На дне. Мать. В.И. Ленин»: М.: «Московский рабочий», 1981. - 412 с.

 


Ход урока

 

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о пьесе Горького «На дне», и наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который является главным в данной пьесе. А звучит вопрос следующим образом: Что лучше - правда или ложь? Этот вопрос вызывает споры, потому что существует много различных точек зрения относительно этого вопроса. Запишите в тетради тему нашего урока (тема урока написана на доске): Максим Горький «На дне». Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы.

Существует много жизненных ситуаций, когда перед человеком лежит непростой выбор: сказать правду или солгать? Безусловно, есть много людей, которые предпочтут сказать правду, но есть и такие, кто выберет ложь, особенно если речь идет о жизни человека. Приведите примеры из жизни, в каких случаях лучше солгать, чем сказать горькую правду? (учащиеся высказывают свои мнения)

У.: Итак, мы с вами говорим о драме. Давайте вспомним, что такое драма как род литературы?

Ответ: Драма - род литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий театру и литературе и изображающий жизнь человека в его конфликтных отношениях с самим собой или с обществом. Также драма предназначена для постановки на сцене и в ней отсутствует авторская речь

У.: Итак, мы сказали о том, что драма предполагает наличие конфликта. А какие виды конфликтов существуют в литературе?

О.: Внешний и внутренний конфликты

У.: В пьесе «На дне» какие типы конфликтов мы выделим?

О.: (материал для записи в тетради)

) социальный (жизнь низших слоев общества) конфликт

) любовный (психологический, семейно-бытовой) конфликт

) идеологический (философский) конфликт

У.: Какой из перечисленных конфликтов является ведущим в драме? Почему?

О.: Главным в драме является философский конфликт, потому что проблематика пьесы заключена в главном вопросе - Что лучше - правда или ложь? Пьеса написана для того, чтобы показать споры вокруг главного вопроса о правде и лжи

У.: Кто из героев драмы являются участниками философского конфликта - споре о правде?

О.: Бубнов, Сатин, Лука

У.: У каждого из этих героев была своя правда, свой взгляд на человека. Давайте рассмотрим каждого из этих героев в соответствии с его правдой жизни, может быть среди них есть единомышленники?

Доклады учеников

1. Правда Сатина - идея ницшеанства. Человек есть высшая ценность

. Правда Бубнова - полное неверие в человека, скептицизм

. Правда Луки - гуманизм, христианская правда

У.: Итак, мы выслушали три правды, три разных взгляда на человека. Давайте сделаем вывод - в чем сущность правды Сатины, правды Бубнова и правды Луки?

Вывод

Всякая правда одинаково нужна. Однако, правда Бубнова не нужна никому, потому что он ни во что не верит. Если все люди умрут - то для чего вообще тогда жить? Нет смысла жить. Это - неправда.

У.: Странник Лука рассказывает притчу о праведной земле. Скажите, о чем эта притча? (ученики кратко рассказывают сюжет притчи)

У.: Какова мораль данной притчи?

Итог урока

У.: Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что правда у каждого человека своя (как и у обитателей ночлежки). Отделить правду и мечту бывает трудно, так как они тесно взаимосвязаны. Именно поэтому столько споров и вопросов возникает вокруг пьесы «На дне». Вопрос о том, что лучше - правда или ложь остается открытым по сей день. Каждый человек сам делает выбор - что для него лучше - правда или ложь. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшем, но хочется надеяться, что каждый из вас сделает правильный выбор.

Домашнее задание

Ответить письменно на вопросы в учебнике на стр. 86 №7, 8.

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «На дне. Мать. В.И. Ленин»: М.: «Московский рабочий», 1981. - 412 с.

 


Социальные проблемы повести

 

Цели урока:

1) Проанализировать повесть «Поединок» с опорой на текст произведения

2) Проанализировать образы героев повести

)   Определить тип конфликта

)   Формировать чувство патриотизма учащихся

)   Развивать эмоциональное восприятие художественного текста

Главная проблема урока: Что погубило Ромашова?

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Постановка и обсуждение проблемного вопроса (3 минуты)

. Рассмотреть историю создания произведения (7 минут)

. Работа с образами офицеров и главного героя повести (20 минут)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (4 минуты)

 

Ход урока

Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна. Начнем со знакомства с его знаменитой повестью «Поединок». Это очень интересное и в то же время сложное произведение Куприна (краткий рассказ учителя о жизни Александра Куприна). Сегодня на уроке перед нами лежит непростой вопрос, а звучит он так: Что погубило главного героя повести - Ромашова? Почему он погибает? (учащиеся высказывают свои предположения по вопросу). Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно проанализировать саму повесть. Для того, чтобы приступить к анализу, нам нужно знать, как эта повесть создавалась, когда она была написана и какие задачи ставил перед собой автор произведения. Давайте послушаем историю создания этой повести (слушаем доклад ученика)

У.: Обратим внимание на то, как сюжет повести соотносится с жизнью самого Куприна.

Лекционный материал

Судьба и жизненные обстоятельства поручика Ромашова и самого Куприна во многом схожи. У героя и автора - одно место рождения (город Наровчат Пензенской губернии), сходные условия воспитания - сначала пансион, затем кадетский корпус и военное училище. Ромашов тайно пишет повесть «Последний роковой дебют», а юный Куприн был автором рассказа «Последний дебют». Ромашов мечтает поступить в Академию Генерального штаба, а Куприн сдавал экзамены в эту академию летом 1893 года. На основании этого можно сказать, что поручик Ромашов отчасти является автобиографическим героем.

У.: А почему Куприн назвал свою повесть именно «Поединок»? Почему повесть не названа по-другому, например, «Дуэль»? Давайте посмотрим, в чем же состоит смысл заглавия повести? (слушаем доклад ученика)

Вывод

Смысл заглавия повести состоит в том, чтобы показать поединок Ромашова не только с Николаевым (дуэль героев), но и с самой жизнью и ее обстоятельствами. Название «Поединок» философски шире и сложнее, чем узкое и простое название «Дуэль»

У.: А теперь вспомните, в каких произведениях русской литературы 19 века изображены поединки (дуэли)?

О.: Гринев и Швабрин «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, Сильвио и граф «Выстрел» А.С.Пушкина, Печорин и Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин и Ленский «Евгений Онегин» Пушкина, Базаров и Павел Кирсанов «Отцы и дети» Тургенева, Пьер Безухов Долохов «Война и мир» Л.Толстого

Вывод

Дуэлей в русской литературе 19 века было изображено очень много

У.: Скажите, чем отличается изображение поединка у Куприна от изображения дуэлей других писателей? Каково описание самой дуэли?

О.: Другие авторы описывают дуэль подробно, описывают все ее детали, а Куприн ограничился лишь одним сухим рапортом о дуэли в конце повести. Здесь нет сочувствия герою

Лекционный материал

Известно, что Куприн изначально не хотел заканчивать повесть эпизодом дуэли. Такой финал возник в результате спешки - нажима Горького, стремившегося уже в ходе революции 1905 года нанести этой повестью удар по армии. Сам же Куприн собирался в романе «Нищие» продолжить поединок Ромашова, лишь раненного на дуэли, с жизнью, борьбу за право быть свободным человеком

У.: А теперь давайте посмотрим, какие стороны армейской жизни изображает Куприн в повести «Поединок»? (слушаем доклад ученика)

Вывод

Куприн показывает, что отрицательные черты офицеров обусловлены самой средой, обстоятельствами армейской жизни, которая убивает их духовно и разрушает их личности. Возможности и способности людей остаются нереализованными, жизненные цели - неосуществленными. Однако не редко Куприн пытается увидеть в офицерах что-то светлое, человеческое, запрятанное глубоко под привычной для всех оболочкой

У.: Итак, мы рассмотрели образы офицеров в повести, а теперь давайте рассмотрим образ поручика Ромашова и посмотрим, отличается ли он от всех остальных офицеров в повести? (слушаем доклад ученика - образ Ромашова)

Вывод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.192 с.)