ТОП 10:

Материал для записи в тетради



Нельзя отнимать у человека право на мечту - это равносильно смерти. В идеале счастливый человек - это тот, кто умеет принимать жизнь такой, какая она есть, но при этом может мечтать, идти к своей мечте, как к цели.

У.: Скажите, есть ли в пьесе герой, с чьей судьбой можно соотнести данную притчу?

О.: С судьбой актера

У.: А кто же виноват в смерти актера? Лука или кто-то другой?

О.: Актер погибает не тогда, когда уходит актер, а тогда, когда ему говорят, что все, во что он верил - ложь. Сатин и другие неверующие смеются над мечтой актера. Они не верят в него, и поэтому актер теряет веру в самого себя, так как нет никого, кто поддержал бы его веру

У.: Если актер умирает от утраты веры, которую ему внушил Лука, как же мы определим - кто такой Лука - врачеватель душ или лжец? Для этого нам нужно ответить на вопрос: как отнеслись жители ночлежки к появлению Луки?

О.: Лука вселял надежды в сердца ночлежников. Это единственный человек, который всегда, во всякую минуту был обращен к миру и к людям. Это тот человек, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает на вопросы людей

У.: Так является ли лука лжецом?

О.: Лука не лжет. Он только убеждает жителей ночлежки верить в то, к чему стремится каждый. Этот человек не лжец

У.: Если назвать Барона, Бубнова и Сатина неверующими, а актера, Настю и луку - верующими, то какие аргументы в защиту тех и других можно подобрать?

О.: Больше аргументов можно подобрать в пользу верующих, потому что перед нами все те же босяки, что были и в ранних рассказах Горького. А романтик без мечты - что бескрылая птица. Без мечты и веры нет смысла жить

Итог урока

У.: Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что правда у каждого человека своя (как и у обитателей ночлежки). Отделить правду и мечту бывает трудно, так как они тесно взаимосвязаны. Именно поэтому столько споров и вопросов возникает вокруг пьесы «На дне». Вопрос о том, что лучше - правда или ложь остается открытым по сей день. Каждый человек сам делает выбор - что для него лучше - правда или ложь. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшем, но хочется надеяться, что каждый из вас сделает правильный выбор.

Домашнее задание

Ответить письменно на вопросы в учебнике на стр. 86 №7, 8.

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «На дне. Мать. В.И. Ленин»: М.: «Московский рабочий», 1981. - 412 с.

 


Тема урока: Александр Куприн «Поединок». Нравственные и

Социальные проблемы повести

 

Цели урока:

1) Проанализировать повесть «Поединок» с опорой на текст произведения

2) Проанализировать образы героев повести

)   Определить тип конфликта

)   Формировать чувство патриотизма учащихся

)   Развивать эмоциональное восприятие художественного текста

Главная проблема урока: Что погубило Ромашова?

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Постановка и обсуждение проблемного вопроса (3 минуты)

. Рассмотреть историю создания произведения (7 минут)

. Работа с образами офицеров и главного героя повести (20 минут)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (4 минуты)

 

Ход урока

Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна. Начнем со знакомства с его знаменитой повестью «Поединок». Это очень интересное и в то же время сложное произведение Куприна (краткий рассказ учителя о жизни Александра Куприна). Сегодня на уроке перед нами лежит непростой вопрос, а звучит он так: Что погубило главного героя повести - Ромашова? Почему он погибает? (учащиеся высказывают свои предположения по вопросу). Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно проанализировать саму повесть. Для того, чтобы приступить к анализу, нам нужно знать, как эта повесть создавалась, когда она была написана и какие задачи ставил перед собой автор произведения. Давайте послушаем историю создания этой повести (слушаем доклад ученика)

У.: Обратим внимание на то, как сюжет повести соотносится с жизнью самого Куприна.

Лекционный материал

Судьба и жизненные обстоятельства поручика Ромашова и самого Куприна во многом схожи. У героя и автора - одно место рождения (город Наровчат Пензенской губернии), сходные условия воспитания - сначала пансион, затем кадетский корпус и военное училище. Ромашов тайно пишет повесть «Последний роковой дебют», а юный Куприн был автором рассказа «Последний дебют». Ромашов мечтает поступить в Академию Генерального штаба, а Куприн сдавал экзамены в эту академию летом 1893 года. На основании этого можно сказать, что поручик Ромашов отчасти является автобиографическим героем.

У.: А почему Куприн назвал свою повесть именно «Поединок»? Почему повесть не названа по-другому, например, «Дуэль»? Давайте посмотрим, в чем же состоит смысл заглавия повести? (слушаем доклад ученика)

Вывод

Смысл заглавия повести состоит в том, чтобы показать поединок Ромашова не только с Николаевым (дуэль героев), но и с самой жизнью и ее обстоятельствами. Название «Поединок» философски шире и сложнее, чем узкое и простое название «Дуэль»

У.: А теперь вспомните, в каких произведениях русской литературы 19 века изображены поединки (дуэли)?

О.: Гринев и Швабрин «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, Сильвио и граф «Выстрел» А.С.Пушкина, Печорин и Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин и Ленский «Евгений Онегин» Пушкина, Базаров и Павел Кирсанов «Отцы и дети» Тургенева, Пьер Безухов Долохов «Война и мир» Л.Толстого

Вывод

Дуэлей в русской литературе 19 века было изображено очень много

У.: Скажите, чем отличается изображение поединка у Куприна от изображения дуэлей других писателей? Каково описание самой дуэли?

О.: Другие авторы описывают дуэль подробно, описывают все ее детали, а Куприн ограничился лишь одним сухим рапортом о дуэли в конце повести. Здесь нет сочувствия герою

Лекционный материал

Известно, что Куприн изначально не хотел заканчивать повесть эпизодом дуэли. Такой финал возник в результате спешки - нажима Горького, стремившегося уже в ходе революции 1905 года нанести этой повестью удар по армии. Сам же Куприн собирался в романе «Нищие» продолжить поединок Ромашова, лишь раненного на дуэли, с жизнью, борьбу за право быть свободным человеком

У.: А теперь давайте посмотрим, какие стороны армейской жизни изображает Куприн в повести «Поединок»? (слушаем доклад ученика)

Вывод

Куприн показывает, что отрицательные черты офицеров обусловлены самой средой, обстоятельствами армейской жизни, которая убивает их духовно и разрушает их личности. Возможности и способности людей остаются нереализованными, жизненные цели - неосуществленными. Однако не редко Куприн пытается увидеть в офицерах что-то светлое, человеческое, запрятанное глубоко под привычной для всех оболочкой

У.: Итак, мы рассмотрели образы офицеров в повести, а теперь давайте рассмотрим образ поручика Ромашова и посмотрим, отличается ли он от всех остальных офицеров в повести? (слушаем доклад ученика - образ Ромашова)

Вывод

Ромашов отличается от всех офицеров в повести. Его образ дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Поначалу этот герой пребывает в мире книжных представлений, романтического героизма и честолюбивых стремлений (находим и читаем отрывок из 2 главы «Блестящий офицер… «до слов «Но тот час же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе…»)

У.: какие события, произошедшие в жизни Ромашова, заставляют его измениться?

О.: Любовь к Шурочке, помощь сослуживцам

Лекционный материал

Постепенно Ромашов прозревает и открывает для себя реальный мир, т.е. из мира мечты переходит в мир реальный, и открытие этого мира становится решающим в его судьбе. Ромашов выходит на своеобразный поединок с этим миром. Он протестует против пошлости и грязи отношений, против жестоких армейских порядков. А дуэль с Николаевым становится лишь частным выражением его непримиримого конфликта с действительностью. И в этом поединке Ромашов оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы победить

У.: Исходя из образов офицеров и Ромашова, скажите, какова тема повести?

О.: Кризис России, всех сфер ее жизни - нравственных, социальных. Любовная тема.

Итог урока

У.: Подведем итог нашего урока и ответим на проблемный вопрос: почему же погиб Ромашов? Что погубило героя?

О.: Ромашова погубила любовь. Любовь к Шурочке. К женщине, которая думает только о себе, о своем муже и в ее сердце нет места для Ромашова. Она говорит о том, что он жалок, слаб. В ней преобладают эгоистические черты. Именно она толкает Ромашова на поединок и говорит, что этот поединок должен непременно состояться. С одной стороны, любовь спасает Ромашова в переломный момент его жизни, когда он хотел покончить с собой. С другой стороны, любовь же и погубила его. Погубила, потому что он один в этом жестоком армейском мире способен любить по-настоящему, но противостоять этой жестокой среде в одиночестве он не в силах, поэтому он погибает. А дуэль с Николаевым поставила последнюю точку в жизни Ромашова. Куприн сам чувствовал, и хотел показать нам, читателям, что жизнь должна быть другой, и потому показал этот поединок бесчеловечности с добрыми началами в человеке, которые воплощены в образе Ромашова.

Домашнее задание

1) Описать философию жизни Назанского (идеи)

2) Устно ответить на вопрос: Ромашов и Шурочка Николаева - каковы взаимоотношения этих героев?

)   Прочитать поесть А.Куприна «Олеся»

 

Список использованной литературы

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. А. Куприн «Поединок»: сер. Классика. - М.: Азбука, 2008. - 288 с.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.006 с.)