Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал для записи в тетради↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Нельзя отнимать у человека право на мечту - это равносильно смерти. В идеале счастливый человек - это тот, кто умеет принимать жизнь такой, какая она есть, но при этом может мечтать, идти к своей мечте, как к цели. У.: Скажите, есть ли в пьесе герой, с чьей судьбой можно соотнести данную притчу? О.: С судьбой актера У.: А кто же виноват в смерти актера? Лука или кто-то другой? О.: Актер погибает не тогда, когда уходит актер, а тогда, когда ему говорят, что все, во что он верил - ложь. Сатин и другие неверующие смеются над мечтой актера. Они не верят в него, и поэтому актер теряет веру в самого себя, так как нет никого, кто поддержал бы его веру У.: Если актер умирает от утраты веры, которую ему внушил Лука, как же мы определим - кто такой Лука - врачеватель душ или лжец? Для этого нам нужно ответить на вопрос: как отнеслись жители ночлежки к появлению Луки? О.: Лука вселял надежды в сердца ночлежников. Это единственный человек, который всегда, во всякую минуту был обращен к миру и к людям. Это тот человек, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает на вопросы людей У.: Так является ли лука лжецом? О.: Лука не лжет. Он только убеждает жителей ночлежки верить в то, к чему стремится каждый. Этот человек не лжец У.: Если назвать Барона, Бубнова и Сатина неверующими, а актера, Настю и луку - верующими, то какие аргументы в защиту тех и других можно подобрать? О.: Больше аргументов можно подобрать в пользу верующих, потому что перед нами все те же босяки, что были и в ранних рассказах Горького. А романтик без мечты - что бескрылая птица. Без мечты и веры нет смысла жить Итог урока У.: Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что правда у каждого человека своя (как и у обитателей ночлежки). Отделить правду и мечту бывает трудно, так как они тесно взаимосвязаны. Именно поэтому столько споров и вопросов возникает вокруг пьесы «На дне». Вопрос о том, что лучше - правда или ложь остается открытым по сей день. Каждый человек сам делает выбор - что для него лучше - правда или ложь. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшем, но хочется надеяться, что каждый из вас сделает правильный выбор. Домашнее задание Ответить письменно на вопросы в учебнике на стр. 86 №7, 8.
Список использованной литературы
1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с. 2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с. 3. Максим Горький «На дне. Мать. В.И. Ленин»: М.: «Московский рабочий», 1981. - 412 с.
Тема урока: Александр Куприн «Поединок». Нравственные и Социальные проблемы повести
Цели урока: 1) Проанализировать повесть «Поединок» с опорой на текст произведения 2) Проанализировать образы героев повести ) Определить тип конфликта ) Формировать чувство патриотизма учащихся ) Развивать эмоциональное восприятие художественного текста Главная проблема урока: Что погубило Ромашова? Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения План урока: . Организационный момент (1 минута) . Постановка и обсуждение проблемного вопроса (3 минуты) . Рассмотреть историю создания произведения (7 минут) . Работа с образами офицеров и главного героя повести (20 минут) . Подведение итогов урока, домашнее задание (4 минуты)
Ход урока Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна. Начнем со знакомства с его знаменитой повестью «Поединок». Это очень интересное и в то же время сложное произведение Куприна (краткий рассказ учителя о жизни Александра Куприна). Сегодня на уроке перед нами лежит непростой вопрос, а звучит он так: Что погубило главного героя повести - Ромашова? Почему он погибает? (учащиеся высказывают свои предположения по вопросу). Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно проанализировать саму повесть. Для того, чтобы приступить к анализу, нам нужно знать, как эта повесть создавалась, когда она была написана и какие задачи ставил перед собой автор произведения. Давайте послушаем историю создания этой повести (слушаем доклад ученика) У.: Обратим внимание на то, как сюжет повести соотносится с жизнью самого Куприна. Лекционный материал Судьба и жизненные обстоятельства поручика Ромашова и самого Куприна во многом схожи. У героя и автора - одно место рождения (город Наровчат Пензенской губернии), сходные условия воспитания - сначала пансион, затем кадетский корпус и военное училище. Ромашов тайно пишет повесть «Последний роковой дебют», а юный Куприн был автором рассказа «Последний дебют». Ромашов мечтает поступить в Академию Генерального штаба, а Куприн сдавал экзамены в эту академию летом 1893 года. На основании этого можно сказать, что поручик Ромашов отчасти является автобиографическим героем. У.: А почему Куприн назвал свою повесть именно «Поединок»? Почему повесть не названа по-другому, например, «Дуэль»? Давайте посмотрим, в чем же состоит смысл заглавия повести? (слушаем доклад ученика) Вывод Смысл заглавия повести состоит в том, чтобы показать поединок Ромашова не только с Николаевым (дуэль героев), но и с самой жизнью и ее обстоятельствами. Название «Поединок» философски шире и сложнее, чем узкое и простое название «Дуэль» У.: А теперь вспомните, в каких произведениях русской литературы 19 века изображены поединки (дуэли)? О.: Гринев и Швабрин «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, Сильвио и граф «Выстрел» А.С.Пушкина, Печорин и Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин и Ленский «Евгений Онегин» Пушкина, Базаров и Павел Кирсанов «Отцы и дети» Тургенева, Пьер Безухов Долохов «Война и мир» Л.Толстого Вывод Дуэлей в русской литературе 19 века было изображено очень много У.: Скажите, чем отличается изображение поединка у Куприна от изображения дуэлей других писателей? Каково описание самой дуэли? О.: Другие авторы описывают дуэль подробно, описывают все ее детали, а Куприн ограничился лишь одним сухим рапортом о дуэли в конце повести. Здесь нет сочувствия герою Лекционный материал Известно, что Куприн изначально не хотел заканчивать повесть эпизодом дуэли. Такой финал возник в результате спешки - нажима Горького, стремившегося уже в ходе революции 1905 года нанести этой повестью удар по армии. Сам же Куприн собирался в романе «Нищие» продолжить поединок Ромашова, лишь раненного на дуэли, с жизнью, борьбу за право быть свободным человеком У.: А теперь давайте посмотрим, какие стороны армейской жизни изображает Куприн в повести «Поединок»? (слушаем доклад ученика) Вывод Куприн показывает, что отрицательные черты офицеров обусловлены самой средой, обстоятельствами армейской жизни, которая убивает их духовно и разрушает их личности. Возможности и способности людей остаются нереализованными, жизненные цели - неосуществленными. Однако не редко Куприн пытается увидеть в офицерах что-то светлое, человеческое, запрятанное глубоко под привычной для всех оболочкой У.: Итак, мы рассмотрели образы офицеров в повести, а теперь давайте рассмотрим образ поручика Ромашова и посмотрим, отличается ли он от всех остальных офицеров в повести? (слушаем доклад ученика - образ Ромашова) Вывод Ромашов отличается от всех офицеров в повести. Его образ дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Поначалу этот герой пребывает в мире книжных представлений, романтического героизма и честолюбивых стремлений (находим и читаем отрывок из 2 главы «Блестящий офицер… «до слов «Но тот час же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе…») У.: какие события, произошедшие в жизни Ромашова, заставляют его измениться? О.: Любовь к Шурочке, помощь сослуживцам Лекционный материал Постепенно Ромашов прозревает и открывает для себя реальный мир, т.е. из мира мечты переходит в мир реальный, и открытие этого мира становится решающим в его судьбе. Ромашов выходит на своеобразный поединок с этим миром. Он протестует против пошлости и грязи отношений, против жестоких армейских порядков. А дуэль с Николаевым становится лишь частным выражением его непримиримого конфликта с действительностью. И в этом поединке Ромашов оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы победить У.: Исходя из образов офицеров и Ромашова, скажите, какова тема повести? О.: Кризис России, всех сфер ее жизни - нравственных, социальных. Любовная тема. Итог урока У.: Подведем итог нашего урока и ответим на проблемный вопрос: почему же погиб Ромашов? Что погубило героя? О.: Ромашова погубила любовь. Любовь к Шурочке. К женщине, которая думает только о себе, о своем муже и в ее сердце нет места для Ромашова. Она говорит о том, что он жалок, слаб. В ней преобладают эгоистические черты. Именно она толкает Ромашова на поединок и говорит, что этот поединок должен непременно состояться. С одной стороны, любовь спасает Ромашова в переломный момент его жизни, когда он хотел покончить с собой. С другой стороны, любовь же и погубила его. Погубила, потому что он один в этом жестоком армейском мире способен любить по-настоящему, но противостоять этой жестокой среде в одиночестве он не в силах, поэтому он погибает. А дуэль с Николаевым поставила последнюю точку в жизни Ромашова. Куприн сам чувствовал, и хотел показать нам, читателям, что жизнь должна быть другой, и потому показал этот поединок бесчеловечности с добрыми началами в человеке, которые воплощены в образе Ромашова. Домашнее задание 1) Описать философию жизни Назанского (идеи) 2) Устно ответить на вопрос: Ромашов и Шурочка Николаева - каковы взаимоотношения этих героев? ) Прочитать поесть А.Куприна «Олеся»
Список использованной литературы 1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с. 2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с. 3. А. Куприн «Поединок»: сер. Классика. - М.: Азбука, 2008. - 288 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.01 с.) |