Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа с учениками о нравственностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Подведение итогов урока: Вывод - в рассказе «Старуха Изергиль» Горький поднимает проблему нравственного выбора - люди продолжают жить двояко (как Лара и как Данко). Домашнее задание: написать, чем схожи образы Лары и Данко и в чем их различия, в учебнике на стр. 86 письменно ответить на вопрос №3. Список использованной литературы
1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с. 2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с. . Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с.
Тема урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш» (1895 г.), «Мальва» (1897 г.)
Цели урока: 1) Рассмотреть образ босяка в рассказах М.Горького 2) Проанализировать рассказ «Челкаш» ) Проанализировать рассказ «Мальва» ) Сделать выводы по босяцкому циклу М.Горького Главная проблема урока: В рассказах М.Горького босяки - герои или жертвы? Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения План урока: . Организационный момент (1 минута) . Проверка домашнего задания (7 минут) . Постановка проблемного вопроса (3 минуты) . Работа с образами героев рассказа «Челкаш» (20 минут) . Работа с образами рассказа «Мальва» (10 минут) . Ответ на проблемный вопрос (3 минуты) . Подведение итогов урока, домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Максима Горького и рассмотрели его рассказ «Старуха Изергиль». Начнем наш сегодняшний урок с проверки домашнего задания по этому рассказу. Дома вы должны были ответить на вопрос №3 в учебнике на странице 86. Вам нужно было найти в рассказе романтические гиперболы. Давайте вспомним сначала что такое гипербола? (опрос учеников) Ответ: Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющая цель - усиление выразительности. У.: обратимся к рассказу. Какие гиперболы вы нашли? О.: 1) В лесу стало так темно, словно в нем собрались сразу все ночи (легенда о Данко) ) В его глазах было столько тоски, что можно было отравить ею всех людей мира (легенда о Ларе) ) В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары (легенда о Ларре) Вывод: в данных гиперболах мы видим контрастное сочетание реального и фантастического, наличие контрастного сопоставления. У.: На прошлом уроке мы с вами говорили о героях легенд в рассказах Горького, которые способны на подвиги. Сегодня мы поговорим о других героях рассказов Горького, героях из народа - о босяках. Итак, запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш», «Мальва» (тема урока написана на доске). Скажите, а кто такой босяк? О.: Босяк - это человек из народа, опустившийся. Нищий человек из деклассированных слоев общества У.: Сегодня перед нами стоит проблемный вопрос (вопрос записан на доске): в рассказах Горького босяки - герои или жертвы? Давайте выскажем свои предположения (учащиеся называют свои мнения). К концу урока мы посмотрим, кто из вас был ближе всего к истине. Материал для записи в тетради: Босяк - этот тип героя появляется в русской литературе в начале XX века. Герой босяк - это человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображен в ранних рассказах Горького. Обращение к теме босячества имело социальную основу: после отмены в России крепостного права (реформа 1861 года) скопилось до 5 млн. людей, не имевших возможности найти применение своим силам. Лекционный материал: Людей вроде бы освобождают от рабства, но не дают им земли. У таких людей нет ничего - ни дома, ни клочка земли. Это были преимущественно разорившиеся крестьяне. И в этом казалось бы опущенном человеке Горький увидел широту внутреннего духовного мира, его чувства, переживания, мироощущение. Горький видел в этих босяках то, чего не всегда найдешь у богатых людей. Поэтому писатель избирает героями своих ранних рассказов босяков, он хочет показать, что они хоть и бедны внешне, внутренне они духовно богаты. Возьмем, к примеру, рассказ «Челкаш». С чего начинается повествование? О.: Автор рисует пейзаж, описывает природу У.: Какая это природа: обычная или необычная? Почему? О.: Необычная, т.к. в пейзаже сочетаются черты романтизма и реализма (см. в тексте): «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные жизненным хламом» Материал для записи в тетради: Сочетание черт романтизма и реализма в рассказе У.: Давайте представим, что море - это сама жизнь (символ жизни). Что можно сказать о жизни уже в самом начале рассказа по описанию волн? О.: Тревожность, мятежность, тяжесть, стремительность жизни У.: Какие звуки мы наблюдаем в начале рассказа? О.: Звон якорных цепей, грохот вагонов, дребезжание телег, свистки пароходов У.: По описанию звуков что мы можем сказать о труде людей здесь? Каков он - легкий и радостный или тяжелый, рабский? О.: все звуки создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга У.: Почему в начале рассказа Горький сравнивает людей с их достижениями? О.: Людей задавило то, что ими же создано. Люди слабы, смешны, жалки, ничтожны по сравнению с грудами товаров, вагонами Вывод (материал для записи в тетради): Все то, что создано людьми, их самих же поработило и обезличило У.: Кто же перед нами - хозяева жизни или ее рабы? О.: перед нами рабы, задавленные тяжестью жизни У.: Кто является героями рассказа? О.: Героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила Образ Челкаша. У.: Кто такой Челкаш? О.: Босяк, грузчик У.: Каков портрет Челкаша в тексте? О.: «Гришка Челкаш - старый травленный волк, заядлый пьяница и ловкий смелый вор…» У.: Каким вы видите этого человека: какие чувства он у вас вызывает - восхищение или отторжение? Почему? О.: Отторжение, т.к. он показан с негативной стороны - он пьяница, вор, в грязной рубахе… У.: Какое слово постоянно повторяется в портрете Челкаша? О.: слово «Хищный» У.: Если Челкаш - хищник, что он ценит превыше всего? О.: Он ценит свободу У.: Назовите основные черты характера Челкаша О. (материал для записи в тетради): хищничество, свободолюбие, хитрость У.: Второй герой рассказа - Гаврила Образ Гаврилы. У.: Кто такой Гаврила? О.: Гаврила - обычный молодой парень. Босяк У.: Каков портрет Гаврилы в тексте? О.: Он сидит на мостовой. «Парень был высокоплеч, коренаст, с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно» У.: Какие чувства у вас вызывает этот человек: положительные или негативные? О.: Положительные (голубые глаза, доверчивый взгляд) У.: Каковы черты характера Гаврилы? О.(материал для записи в тетради): доверчивость, добродушие, обаяние У.: Давайте теперь сравним портрет Гаврилы и портрет Челкаша, найдем сходства и различия О.: Оба - босяки, крестьяне. Различия: антиподы по характеру: Челкаш - буйный, Гаврила - спокойный. Можно сказать, что Челкаш - хищник, а Гаврила - жертва У.: К чему стремится каждый из героев? О.: Гаврила хочет иметь дом и семью. Челкаш стремится к свободе Материал для записи в тетради: Герои - люди, живущие по-разному и для разного, следовательно между ними должно произойти столкновение, конфликт двух мировоззрений. У.: Происходит ли конфликт между героями? Из-за чего? О.: Конфликт происходит из-за денег. Гаврила хотел иметь деньги, чтобы быть свободным. А Челкаш хотел быть свободным от всего: от денег, обязанностей. Ради денег Гаврила готов на всё, даже совершить убийство, следовательно хищником является именно Гаврила. Всплывают скрытые черты характера Гаврилы - жадность, хищничество. В финале рассказа Челкаш становится морально и нравственно высоким героем, т.е. он из хищника превращается в человека - происходит эволюция образа Челкаша. Поэтому и рассказ назван его именем. А Гаврила наоборот, из добродушного человека превращается в хищника. У.: Хотя со времени написания рассказа прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наши дни. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - всё это привело к тому, что люди считают деньги самым главным в жизни и для них не важно, каким способом эти деньги добыты…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.011 с.) |