ТОП 10:

Беседа с учениками о нравственности



Подведение итогов урока:

Вывод - в рассказе «Старуха Изергиль» Горький поднимает проблему нравственного выбора - люди продолжают жить двояко (как Лара и как Данко).

Домашнее задание: написать, чем схожи образы Лары и Данко и в чем их различия, в учебнике на стр. 86 письменно ответить на вопрос №3.

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

.   Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с.

 


Тема урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш» (1895 г.),

«Мальва» (1897 г.)

 

Цели урока:

1) Рассмотреть образ босяка в рассказах М.Горького

2) Проанализировать рассказ «Челкаш»

)   Проанализировать рассказ «Мальва»

)   Сделать выводы по босяцкому циклу М.Горького

Главная проблема урока: В рассказах М.Горького босяки - герои или жертвы?

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Проверка домашнего задания (7 минут)

. Постановка проблемного вопроса (3 минуты)

. Работа с образами героев рассказа «Челкаш» (20 минут)

. Работа с образами рассказа «Мальва» (10 минут)

. Ответ на проблемный вопрос (3 минуты)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (1 минута)

 

Ход урока

 

Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Максима Горького и рассмотрели его рассказ «Старуха Изергиль». Начнем наш сегодняшний урок с проверки домашнего задания по этому рассказу. Дома вы должны были ответить на вопрос №3 в учебнике на странице 86. Вам нужно было найти в рассказе романтические гиперболы. Давайте вспомним сначала что такое гипербола? (опрос учеников)

Ответ: Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющая цель - усиление выразительности.

У.: обратимся к рассказу. Какие гиперболы вы нашли?

О.: 1) В лесу стало так темно, словно в нем собрались сразу все ночи (легенда о Данко)

) В его глазах было столько тоски, что можно было отравить ею всех людей мира (легенда о Ларе)

) В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары (легенда о Ларре)

Вывод: в данных гиперболах мы видим контрастное сочетание реального и фантастического, наличие контрастного сопоставления.

У.: На прошлом уроке мы с вами говорили о героях легенд в рассказах Горького, которые способны на подвиги. Сегодня мы поговорим о других героях рассказов Горького, героях из народа - о босяках. Итак, запишите в тетради тему сегодняшнего урока: Максим Горький. Босяцкий цикл: «Челкаш», «Мальва» (тема урока написана на доске). Скажите, а кто такой босяк?

О.: Босяк - это человек из народа, опустившийся. Нищий человек из деклассированных слоев общества

У.: Сегодня перед нами стоит проблемный вопрос (вопрос записан на доске): в рассказах Горького босяки - герои или жертвы? Давайте выскажем свои предположения (учащиеся называют свои мнения). К концу урока мы посмотрим, кто из вас был ближе всего к истине.

Материал для записи в тетради:

Босяк - этот тип героя появляется в русской литературе в начале XX века. Герой босяк - это человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображен в ранних рассказах Горького. Обращение к теме босячества имело социальную основу: после отмены в России крепостного права (реформа 1861 года) скопилось до 5 млн. людей, не имевших возможности найти применение своим силам.

Лекционный материал:

Людей вроде бы освобождают от рабства, но не дают им земли. У таких людей нет ничего - ни дома, ни клочка земли. Это были преимущественно разорившиеся крестьяне. И в этом казалось бы опущенном человеке Горький увидел широту внутреннего духовного мира, его чувства, переживания, мироощущение. Горький видел в этих босяках то, чего не всегда найдешь у богатых людей. Поэтому писатель избирает героями своих ранних рассказов босяков, он хочет показать, что они хоть и бедны внешне, внутренне они духовно богаты. Возьмем, к примеру, рассказ «Челкаш». С чего начинается повествование?

О.: Автор рисует пейзаж, описывает природу

У.: Какая это природа: обычная или необычная? Почему?

О.: Необычная, т.к. в пейзаже сочетаются черты романтизма и реализма (см. в тексте): «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные жизненным хламом»

Материал для записи в тетради:

Сочетание черт романтизма и реализма в рассказе

У.: Давайте представим, что море - это сама жизнь (символ жизни). Что можно сказать о жизни уже в самом начале рассказа по описанию волн?

О.: Тревожность, мятежность, тяжесть, стремительность жизни

У.: Какие звуки мы наблюдаем в начале рассказа?

О.: Звон якорных цепей, грохот вагонов, дребезжание телег, свистки пароходов

У.: По описанию звуков что мы можем сказать о труде людей здесь? Каков он - легкий и радостный или тяжелый, рабский?

О.: все звуки создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга

У.: Почему в начале рассказа Горький сравнивает людей с их достижениями?

О.: Людей задавило то, что ими же создано. Люди слабы, смешны, жалки, ничтожны по сравнению с грудами товаров, вагонами

Вывод (материал для записи в тетради): Все то, что создано людьми, их самих же поработило и обезличило

У.: Кто же перед нами - хозяева жизни или ее рабы?

О.: перед нами рабы, задавленные тяжестью жизни

У.: Кто является героями рассказа?

О.: Героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила

Образ Челкаша.

У.: Кто такой Челкаш?

О.: Босяк, грузчик

У.: Каков портрет Челкаша в тексте?

О.: «Гришка Челкаш - старый травленный волк, заядлый пьяница и ловкий смелый вор…»

У.: Каким вы видите этого человека: какие чувства он у вас вызывает - восхищение или отторжение? Почему?

О.: Отторжение, т.к. он показан с негативной стороны - он пьяница, вор, в грязной рубахе…

У.: Какое слово постоянно повторяется в портрете Челкаша?

О.: слово «Хищный»

У.: Если Челкаш - хищник, что он ценит превыше всего?

О.: Он ценит свободу

У.: Назовите основные черты характера Челкаша

О.(материал для записи в тетради): хищничество, свободолюбие, хитрость

У.: Второй герой рассказа - Гаврила

Образ Гаврилы.

У.: Кто такой Гаврила?

О.: Гаврила - обычный молодой парень. Босяк

У.: Каков портрет Гаврилы в тексте?

О.: Он сидит на мостовой. «Парень был высокоплеч, коренаст, с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно»

У.: Какие чувства у вас вызывает этот человек: положительные или негативные?

О.: Положительные (голубые глаза, доверчивый взгляд)

У.: Каковы черты характера Гаврилы?

О.(материал для записи в тетради): доверчивость, добродушие, обаяние

У.: Давайте теперь сравним портрет Гаврилы и портрет Челкаша, найдем сходства и различия

О.: Оба - босяки, крестьяне. Различия: антиподы по характеру: Челкаш - буйный, Гаврила - спокойный. Можно сказать, что Челкаш - хищник, а Гаврила - жертва

У.: К чему стремится каждый из героев?

О.: Гаврила хочет иметь дом и семью. Челкаш стремится к свободе

Материал для записи в тетради:

Герои - люди, живущие по-разному и для разного, следовательно между ними должно произойти столкновение, конфликт двух мировоззрений.

У.: Происходит ли конфликт между героями? Из-за чего?

О.: Конфликт происходит из-за денег. Гаврила хотел иметь деньги, чтобы быть свободным. А Челкаш хотел быть свободным от всего: от денег, обязанностей. Ради денег Гаврила готов на всё, даже совершить убийство, следовательно хищником является именно Гаврила. Всплывают скрытые черты характера Гаврилы - жадность, хищничество. В финале рассказа Челкаш становится морально и нравственно высоким героем, т.е. он из хищника превращается в человека - происходит эволюция образа Челкаша. Поэтому и рассказ назван его именем. А Гаврила наоборот, из добродушного человека превращается в хищника.

У.: Хотя со времени написания рассказа прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наши дни. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей - всё это привело к тому, что люди считают деньги самым главным в жизни и для них не важно, каким способом эти деньги добыты…







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.089 с.)