ТОП 10:

Материал для записи в тетради



Специфика драмы

Драма предназначена для постановки на сцене, следовательно, в ней отсутствует авторская речь, а само действие сопровождается авторскими ремарками относительно места действия, интерьера и т.д.

У.: Чтобы пьеса имела успех, Горькому нужно было подобрать ей необходимое название. Как мы уже говорили ранее, прежде, чем автор остановился на окончательном варианте названия пьесы, он перебирал разные названия для нее, такие как: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни». А как вы думаете, почему Горький остановил свой выбор на нынешнем названии драмы? Для этого давайте остановимся подробно на каждом названии (названия написаны на доске):

«Дно»

«Ночлежка» «Дно жизни»

«Без солнца» «На дне»

У.: «Ночлежка» - какие ассоциации у вас вызывает это заглавие? Если бы вы, еще не зная о чем будет спектакль, купили бы на него билет и прочитали такое название - как вы думаете, о чем может быть такой спектакль? (учащиеся высказывают свои мысли)

О.: «Ночлежка» - слишком конкретное название, поэтому писатель отказывается от него

У.: Следующий вариант - «Без солнца». О чем может быть этот спектакль? (учащиеся высказывают свою точку зрения)

О.: Это название слишком абстрактное. Горький его убирает

У.: Название «Дно». О чем может быть этот спектакль? (учащиеся высказываются)

О.: Такое название констатирует факт - дно. Здесь речь идет об описании, а Горькому важно показать жизнь людей, поэтому он отвергает это название

У.: Название «Дно жизни» - о чем может быть этот спектакль? (учащиеся высказываются)

О.: Название предполагает описание жизни. Здесь нет интриги, мы изначально знаем, о чем будет эта пьеса. Это название слишком конкретное, поэтому его Горький также убирает

У.: «На дне» - о чем здесь пойдет речь? (ученики высказываются)

О.: Это название более емкое: дно души, дно океана, дно жизни, т.е. речь идет уже о человеке, о процессе опускания на дно. Поэтому Горький выбирает именно это название для своей пьесы

У.: А теперь откройте афишу пьесы. Посмотрите, как именованы персонажи. Какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения автор посчитал нужным сообщить читателям до начала действия? (читаем и анализируем афишу)

Вывод

Горький, представляя действующих лиц, у одних называет имена, отчества и фамилии (например Михаил Иванович Костылев), у других - только имена и фамилии (Василиса Карповна), у третьих - лишь фамилии (Медведев). Однако большинство героев имеют прозвища (Барон, Актер, Сатин). Такая система наименования во многом объясняется тем, что Горький изображает особый мир людей без «пачпортов» и силой различных обстоятельств оказавшихся на дне жизни

У.: Посмотрите внимательно на имена героев, фамилии, прозвища. Есть ли среди них говорящие имена?

О.: Есть - Медведев, Васька Пепел, Бубнов, Барон…

Лекционный материал

Наименованию героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них какие-то черты. Исходная цель номинации героев - выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

Работа с афишей

У.: А сейчас представьте, что вы находитесь в зрительном зале. Открывается занавес. Расскажите, что вы увидели на сцене в начале первого действия? Какая картина предстает перед вами?

О.: Ночлежка. Описание интерьера. Герои - каждый при своем действии (зачитываем описание ночлежки в первом действии)

У.: Что мы можем сказать о людях, собравшихся в этой ночлежке? Что это за люди - хозяева жизни или ее рабы?

О.: Ночлежка - собирательный образ, символ бесприютности и бездомности. Здесь собрались самые разные люди по характеру и по интересам. У каждого здесь - свое дело. Все эти люди - рабы жизни, отбросы общества

У.: Что сказано в пьесе о времени действия? Когда развиваются события?

О.: Весна - время пробуждения природы, утро, рассвет - начало нового дня. А в ночлежке люди просыпаются в темноте, на дне жизни. Здесь мы видим контраст света и тьмы

У.: Итак, утро, весна, ночлежка. Следующее, что мы видим в пьесе? Что изображено?

О.: Разговор героев

У.: Сколько героев участвует в этом разговоре? (перечислить)

О.: 8 человек - Барон, Квашня, Бубнов, Клещ, Настя, Анна, Сатин, Актер

У.: Как называется разговор, в котором участвует больше двух человек?

О.: Полилог

У.: О чем идет речь в самом начале данного полилога?

О.: Квашня говорит о том, что не хочет идти замуж (цитируем слова Квашни)

У.: Из слов Квашни понятно к чему она стремится. К чему стремится героиня?

О.: К свободе

Вывод

Квашня считает себя хозяйкой жизни, независимой. Оказавшись в ночлежке, она почувствовала себя не на дне, а на вершине. С вершины своего положения она начинает тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» Единственное, к чему стремится Квашня - это деньги. Она зависима от денег.

У.: Дома вы составляли таблицу о героях пьесы. Сейчас, опираясь на таблицу, давайте разберем образ каждого персонажа пьесы. Начнем с Бубнова. Какие ассоциации у вас вызывает это прозвище - Бубнов?

О.: В данном случае произошел перенос на основе карточной масти. Игра в карты - любимое занятие ночлежников. Сам Бубнов говорит о себе: «Ленив я, страсть как работать не люблю!» Но тем не менее он говорит о том, что нужно работать. Он тянется к работе.

У.: Кем был Бубнов до того, как оказался в ночлежке?

О.: Красил меха в своем заведении

У.: Почему Бубнов оказался в ночлежке?

О.: Он оставил свою мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником. Из-за этого он не доверяет людям теперь, никому не верит

У.: Следующий герой - Сатин. Сатин - прозвище героя. А какое у него было имя?

О.: Константин

У.: Какие черты характера мы видим у Сатина?

О.: Твердость, решительность, стремление к правде

У.: Известно, что многие мысли Горького о жизни в драме высказывает именно Сатин. А как Сатин оказался в ночлежке? Кем он был раньше?

О.: Он был телеграфистом и попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру

У.: Следующий герой - Актер. Есть ли имя у этого героя?

О.: У этого героя есть только прозвище. Он потерял имя в прошлом: «Нет у меня здесь имени…понимаешь ли ты, как обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

У.: Кем в прошлом был этот герой? Как он оказался в ночлежке?

О.: Он был актером (назван по профессии). Его погубило пристрастие к алкоголю

У.: Каковы черты характера актера?

О.: Он культурный, самый образованный среди всех ночлежников, добр, отзывчив

У.: Лука. Давайте поговорим об имени героя

Лекционный материал

Согласно учению богомолов, Бог, чтобы спасти мир от сатаны, послал на землю Христа. В пьесе Горького Христа представляет лука, имя которого восходит к имени апостола Луки. Лука проповедовал любовь к людям. Однако существует и иное толкование имени этого героя. Лука - Лукавый - значит хитрый, скрытный, двуличный. Лука - это бес, нечистый дух. То есть, мы видим, что образ Луки двойственен

У.: Как Лука оказывается в ночлежке и кем этот человек был раньше?

О.: Он странник. Он странствует по миру

У.: Знаем ли мы, читатели, наверняка кто этот человек?

О.: Нет, не знаем. Этот герой нам непонятен, неизвестен, т.к. у него нет даже паспорта

У.: Какие черты характера мы можем выделить у Луки?

О.: Добрый, приветливый, любит людей, жалостливый

У.: В пьесе есть и другие герои, их образы вы рассмотрите самостоятельно. А сейчас мы возвращаемся к нашему проблемному вопросу: почему же герои в пьесе названы именно так, а не иначе? (ученики отвечают)

Итог урока

О.: В образах ночлежников Горький рисует особый тип людей, выброшенных на дно жизни, но сохранивших начала человечности. Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, автор обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников не только называют, но и раскрывают в них что-то важное, существенное. Они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу и самим себе.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос в учебнике №5м на странице 86. Доделать таблицу характеристики героев пьесы.

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «На дне. Мать. В.И. Ленин»: М.: «Московский рабочий», 1981. - 412 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.007 с.)