Беседа с учащимися нравственного характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с учащимися нравственного характера.



У.: Итак, мы рассмотрели уже два рассказа Горького - «Старуха Изергиль» и «Челкаш». Оба эти рассказа рисуют героев, стремящихся к свободе. Также мы выявили и героев, стремящихся к личному счастью (созданию дома и земли - Гаврила). Мы видим, что из рассказа в рассказ для Горького принципиально важно показать нам свободного человека. Давайте проверим, так ли это? Для этого обратимся к рассказу «Мальва». С чего начинается этот рассказ?

О.: Рассказ начинается с описания пейзажа, моря, солнца, т.е. перед нами снова романтическая картина в сочетании с реализмом (пример из текста)

У.: Кто является героями рассказа?

О.: Героями рассказа являются Мальва, Василий Легостев, его сын Яков, и Сережка - босяк

Образ Мальвы.

У.: Кто такая Мальва и когда она впервые появляется в рассказе?

О.: Мальва - любовница Василия Легостева. В начале рассказа она приплывает на лодке вместе с Яковом к Василию

У.: Какова реакция Василия на приезд любовницы? Рад ли он ее появлению?

О.: Он зол на нее за то, что она приехала с его сыном

У.: Каково отношение самой мальвы к сложившейся ситуации? Задумывается ли она о последствиях?

О.: Она просто ко всему относится, не думая о последствиях

У.: Давайте выделим основные черты характера мальвы?

О .(материал для записи): свободолюбие, независимость, легкомыслие

У.: Наличие такого качества, как свободолюбие приравнивает героиню к хищнику. А если она - хищник, следовательно найдет себе и жертву

У.; Чего хотела Мальва? И знает ли она вообще, чего хочет?

О.: Она хотела свободных отношений, бросается из одной крайности - в другую, она сама не знает, чего хочет. С одной стороны, она хочет иметь семью, но как только у нее появляется такая возможность, она бежит, все бросает и ищет чего-то нового. Для нее важнее собственная свобода

У.: К каким последствиям может привести такая свобода?

О.: Такая свобода может привести к разрушению личности, что и происходит с героиней. Она не состоялась как настоящая женщина: у неё нет семьи. Она скитается от одного к другому в поисках лучшей жизни

Материал для записи в тетради:

Происходит полное разрушение личности Мальвы

Подведение итогов урока

У.: В рассказе есть еще герои. Ваше домашнее задание - определить, к какому типу героев (носители свободы/искатели личного счастья) относятся Сережка, Яков и Василий Легостев и доказать свое мнение

У.: Вернемся к нашему проблемному вопросу - в ранних рассказах М. Горького босяки - герои или жертвы?

О.: В рассказах Горького босяки могут быть и героями, и жертвами. Все зависит от типа героя. В рассказах Горького мы выделили 2 типа героев: носители свободы и искатели личного счастья.

Выставление оценок за урок.

 

Список использованной литературы

 

1. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Литература. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово - РС», 2009. - 456 с.

2. В.П. Журавлев, Л.А. Смирнова «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.. Ч. 1. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

3. Максим Горький «Рассказы». - М.: Художественная литература, 1983. - 446 с. (Классики и современники. Сов. лит.)

 


Тема урока: Максим Горький. «На дне» (1802 г.) - вечный диалог

Спор о нравственном восхождении человека

горький старуха челкаш куприн поединок

Цели урока:

1) Вспомнить определение понятия «Драма»

2) Охарактеризовать каждого героя драмы

)   Ответить на проблемный вопрос урока

Главная проблема урока: Почему герои в пьесе Горького «На дне» названы так, а не иначе? В чем специфика имен героев?

Основные образовательные объекты: учебник, рабочая тетрадь, текст произведения

План урока:

. Организационный момент (1 минута)

. Постановка и обсуждение проблемного вопроса (5 минут)

. Работа с образами героев драмы (30 минут)

. Ответ на проблемный вопрос (8 минут)

. Подведение итогов урока, домашнее задание (1 минута)

 

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с драмой М.Горького «На дне». Это очень интересное произведение. Интересно оно тем, что вызывает множество спорных вопросов и в литературной критике, и при постановке на сцене. Это произведение является одним из самых популярных в наши дни, поэтому существует много интерпретаций этой пьесы. Горький поднимает в своей пьесе ряд философских вопросов, например, что есть правда? Нужна ли она людям? Что лучше - правда или ложь? В пьесе рассказывается о том, как совершенно разные люди оказались на самом дне жизни. Итак, запишите тему нашего урока «Максим Горький. «На дне» (1902 г.) - вечный диалог-спор о нравственном восхождении человека» (тема урока написана на доске).

У.: Скажите, о каких людях рассказывается в драме?

О.: О босяках. В драме изображен деклассированный слой общества, самый низ социальной ступени, нищие люди

У.: А как вы думаете, почему именно такой тип людей Горький изображает в пьесе? Какое историческое событие способствовало этому?

О.: Реформа 1861 года - отмена крепостного права

Лекционный материал:

На рубеже 19-20 веков происходит некий исторический перелом. После реформы 1861 года, когда произошла отмена крепостного права, появляется много обездоленных людей, крестьян. Происходит экономический и промышленный кризис. Затем голодный 1900 год, когда люди перебирались из города в город в поисках заработка и хлеба. Таким образом, появляется большое число обездоленных людей, нищих, у которых ничего не было. Именно таких людей Горький и делает героями своего произведения, чтобы показать всю реальность жизни, показать жизнь людей, которые оказались на самом дне жизни. Также на рубеже 19-20 веков становится популярной философия ницшеанства.

Материал для записи:

Философия Фридриха Ницше оказывает значительное влияние на русскую литературу, в частности на творчество Горького. Именно идеи ницшеанства часто звучат в драме «На дне».

У.: Скажите, на чем основана философия Ницше, ведь мы уже говорили о ней раньше. Каковы основные принципы ницшеанства?

О.: Ницшеанство гласит, что высшей ценностью является человек, что человек - есть свободное существо

У.: именно эти идеи звучат в драме «На дне». А сегодня на уроке мы должны с вами ответить на такой вопрос: почему герои в пьесе Горького «На дне» названы именно так, а не иначе? То есть, почему у одних героев есть имя, фамилия и отчество, а у других - только фамилия, у третьих - вообще отсутствуют имя и фамилия и они наделены лишь прозвищами. Давайте подумаем, почему? (ученики высказывают свои предположения)

У.: Итак, мы с вами изучаем драму «На дне» и прежде, чем перейти непосредственно к самому произведению, нам нужно вспомнить - что такое драма как род литературы?

О.: Драма - это род литературы (наряду с эпосом и драмой), принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.006 с.)