Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов контрольного эксперимента

Поиск

После проведения формирующего эксперимента, который длился 3 месяца, было проведено контрольное изучение, в задачу которого входило проанализировать динамику коррекционной работы и подтвердить эффективность разработанной программы коррекции. В контрольном эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы с общим недоразвитием речи.

В целом по группе можно отметить положительную динамику по всем направлениям коррекции, однако, с некоторым разбросом в показателях.

Высокий процент выполнения был зафиксирован по всем трем направлениям коррекционной программы: формирование словоизменения, словообразования и умений строить грамматические конструкции.

Неизменно высокий уровень успешности отмечен по следующим заданиям: умение согласовывать прилагательные с существительными единственного и множественного числа, различение единственного и множественного числа глаголов. Различение мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, понимание значения префиксальных изменений глагольных форм, умение конструировать предложения по предлагаемой картинке.

Выполнение таких заданий, как: умение согласовывать существительные с числительными, умение согласовывать прилагательное с существительными м.р., ж.р. и ср.р., умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, умение воспроизводить синтаксические конструкции различной степени сложности - показало количественно высокий показатель по сравнению с результатом констатирующего эксперимента. Невысокие показатели в направлениях коррекционной программы были отмечены по следующим заданиям: употребление предлогов в речи, умение образовывать названия детенышей животных, умение образовывать прилагательные от существительных, умение конструировать предложения по опорным словам, умение осуществлять проверку грамматической адекватности предложений.

 

Рис.6. Графическое изображение результатов по окончании эксперимента (в %).

Такой разброс показателей объясняется как индивидуальными особенностями структуры нарушений у детей, так и недостаточностью времени проведения коррекционной работы. В целом у всех испытуемых наблюдалось повышение уровня общей успешности выполнения заданий.

Результаты констатирующего и формирующего эксперимента подробно представлены в следующей гистограмме (см. рис.6.):

Параметры исследования:

Раздел первый. Изучение формирования словоизменения.

1. Образование мн.ч. существительных в Им.п. и Р.п.

.   Согласование существительных с числительными.

.   Согласование прилагательных с существительными в роде.

.   Согласование прилагательных с существительными ед.ч и мн.ч.

.   Различение единственного и множественного числа глаголов.

.   Различение м.р и ж.р. глаголов прошедшего времени.

.   Употребление предлогов в речи.

Раздел второй. Изучение формирования словообразования.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

9. Образование существительных, обозначающих названия детенышей животных.

10. Образование относительных прилагательных.

11. Образование качественных прилагательных.

12. Образование притяжательных прилагательных.

13. Префиксальные изменения глагольных форм.

Раздел третий. Изучение возможности грамматического структурирования.

14. Составление предложений по картинке.

.   Составление предложений по опорным словам.

.   Умение осуществлять проверку грамматической адекватности предложений.

.   Уровень воспроизведения синтаксических конструкций различной степени сложности.


 

Таблица № 22 Уровни успешности дошкольников экспериментальной группы после контрольного эксперимента по результатам трех серий методики.

Дети Общий балл за 1серию % Уро-вень успеш-ности Общий балл за 2серию % Уро-вень успеш-ности Общий балл за 3серию % Уро-вень успеш-ности
Олег А. 111 92,5 IV 83 69,2 III 49 81,7 IV
Иван Г. 100 83,3 IV 84 70 III 51 85 IV
Алина К. 103 85,8 IV 101 84,2 IV 51 85 IV
Анастасия Л. 101 84,2 IV 75 62,5 II 49 81,7 IV
Виктория М. 111 92,5 IV 83 69,2 III 50 83,3 IV
Полина О. 101 84,2 IV 90 75 III 55 91,7 IV
Николай П. 114 95 IV 91 75,8 III 53 88,3 IV
Анастасия С. 114 95 IV 86 71,7 III 46 76,7 III
Павел Т. 105 87,5 IV 78 65 III 43 71,7 III
Роман Ш. 105 87,5 IV 79 65,8 III 48 80 IV
Средний балл по группе 106,5 88,7 IV 82,5 68,7 III 49,5 82,5 IV

 

Таблица №23 Уровни успешности дошкольников экспериментальной группы после контрольного эксперимента по результатам всей методики.

Дети Общий балл за методику % Уровень успешности
Олег А. 243 81 IV
Иван Г. 235 78,3 III
Алина К. 255 85 IV
Анастасия Л. 225 75 III
Виктория М. 244 81,3 IV
Полина О. 246 82 IV
Николай П. 258 86 IV
Анастасия С. 246 82 IV
Павел Т. 226 75,3 III
Роман Ш. 232 77,3 III
Средний балл по группе 241 80,3 IV

 

Выводы

Анализ результатов и данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

.   Выявление несформированности языковых средств позволило определить преимущественное направление коррекционно-логопедической работы в целях максимального овладения навыками языкового оформления словосочетаний и предложений - основных единиц речи.

.   У всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка.

.   В процессе логопедической работы хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.


 

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР и предложены методы изучения и методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений.

Формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. И это проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Актуальность нашего исследования обосновывалась распространенностью нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР и необходимостью его коррекции для успешного перехода к младшему школьному возрасту и обучению в школе.

В результате проведенного нами экспериментального изучения особенностей грамматического строя языка у детей с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности оформления речи:

·   неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных;

·   неправильное употребление падежных, числовых и родовых окончаний существительных, прилагательных;

·   неправильное употребление предлогов в речи;

·   неправильное образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

·   неправильное образование названий детенышей животных;

·   неправильное образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных;

·   неправильное составление предложений по опорным словам;

·   неправильное воспроизведение синтаксических конструкций различной степени сложности.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей, так как трудности заключаются в выделении морфемы, соотнесения ее значения со звуковым образом. Дизонтогенез речи проявляется в длительном сосуществовании предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.

Согласно данным экспериментального исследования, у этой категории дошкольников имеются специфические нарушения грамматики, требующие коррекционной работы логопеда, задача которой - формирование грамматических представлений:

Ø упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

Ø упражнения на словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);

Ø упражнения на употребление предлогов;

Ø упражнения на конструирование предложений (по картинкам и по опорным словам).

В ходе проведенного эксперимента у всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка, хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования, что говорит об эффективности выбранной коррекционной программы и системы упражнений.

Однако следует отметить невысокие показатели в следующих направлениях коррекционной программы: формирование словообразования и умения строить грамматические конструкции. Это говорит о том, что у данной группы детей эти умения формируются в более замедленном темпе и требуется больше времени коррекционной работы по этим направлениям.

При реализации программы коррекционного обучения с учетом уровня речевого развития дошкольников, составленной в соответствии с принципами системности, комплексности, наглядности, будет возникать положительная динамика в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.


 

Литература

 

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., 1999. - 272с.

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. - 296с.

.   Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения //Начальная школа: плюс. Минус. 2000 №12. - с. 20-25.

.   Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 2007. - 216с.

.   Бородач А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1990. - 255с.

.   Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., Просвещение, 1995. - 527с.

.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 471с.

.   Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2002. - 144 с.

.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. - 112с.

.   Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. - 159с.

.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопедов. - Екатеринбург, 2005. - 320с.

.   Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И., - М., 1987. - 195с.

.   Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 207с.

.   Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - М., 2006. - 304с.

.   Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - С-Пб., 1997. - 286с.

.   Лалаева Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. - М., 1998. - 224с.

.   Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999. - 224с.

.   Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - С-Пб., 2001. - 224с.

.   Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. (Формирование лексики и грамматического строя.) - С-Пб., 1999. - 160с.

.   Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1987. - 300с.

.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 144с.

.   Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб., 2001. - 191с.

.   Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971. - 415с.

.   Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997. - 303с.

.   Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1968. - 205с.

.   Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1997. - 344с.

.   Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981. - 150с.

.   Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1979. - 223с.

.   Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980. - 163с.

.   Тихеева Е.И, Развитие речи. - С-Пб., 2005. - 274с.

31. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - С-Пб., 1997. - 112с.

.   Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления. Логопедическая тетрадь. - М., 2008. - 32с.

.   Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - С-Пб., 1997. -112с.

.   Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 2006. - 144с.

.   Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002. - 190с.

.   Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 68-76.

.   Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М., 2007. - 272с.

.   Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М., 2001. - 294с.

.   Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977. - 240с.

.   Филичева Т. В., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. - М., 2003. - 260с.

.   Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000. - 128с.

42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987. - 141 с.

. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44с.

44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2005. - 224с.

.   Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989. - 186с.

.   Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М., 2007. - 176с.

.   Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. - М., 2006. - 72с.

.   Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. - М., 1990. - 165с.

.   Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.

.   Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.

.   Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984. - 159 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.007 с.)