Глава I . Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста



Введение

 

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.

Данная работа посвящена рассмотрению одной из проблем в развитии речи ребенка - формированию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи.

Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.

На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Объектом исследования является нормальный и нарушенный процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности грамматического строя речи и содержание логопедической работы по его формированию у детей с общим речевым недоразвитием.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические недостатки морфологической и синтаксической системы языка, требующие направленной логопедической работы по их коррекции.

Целью данной работы является изучение особенностей грамматического строя речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием.

Были поставлены следующие задачи:

.   Провести анализ научной литературы по проблеме речевого развития детей с общим недоразвитием речи;

.   Изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;

.   Подобрать комплекс методик по изучению особенностей грамматического строя речи у детей изучаемой категории;

.   Провести сравнительное экспериментальное исследование грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально развивающихся сверстников;

.   Разработать методические рекомендации по коррекции выявленных специфических грамматических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Загторожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н.Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.)

Для обоснования коррекционной работы с детьми важным методологическим принципом являются системность, комплексность, деятельностный подход, программирование, дифференцированный характер обучения и др.

В соответствии со спецификой предмета, объекта, цели, задач, гипотезы исследования использовались следующие методы: организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); психодиагностические (тесты, беседы); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); математической статистики.

Организация исследования: исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида №1152 г. Москвы. В нем приняли участие 2 группы детей: 1 группа - дошкольники 7 года жизни логопедической группы, 2 группа - дошкольники 7 года жизни массовой группы; родители детей логопедической группы; логопед.

Этапы исследования.

Первый этап (март - август 2008г.) - подготовительно-аналитический (разработка гипотезы исследования, изучение лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).

Второй этап (сентябрь - октябрь 2008г.) - поисково-аналитический (разработка методов изучения морфологической и синтаксической системы языка детей с общим недоразвитием речи, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ экспериментальных данных).

Третий этап (ноябрь 2008г. - февраль 2009г.) - экспериментальный (разработка и апробация методики коррекционно-логопедической работы по формированию морфологической и синтаксической системы языка у детей с общим недоразвитием речи, проверка ее эффективности).

Четвертый этап (март - апрель 2009г.) - заключительно-обобщающий (теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление текста дипломной работы).


Выводы

 

Таким образом, при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда абстрактны, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.


 

Выводы

Таким образом, в процессе проведенного исследования были выявлены и проанализированы следующие особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Наибольшие затруднения вызвали задания на словообразование и на грамматическое оформление предложений. Из числа аграмматизмов наиболее распространенные: неправильное употребление родовых, числовых окончаний; неправильное согласование существительных с числительными; неправильное образование прилагательных от существительных; неправильное употребление предлогов в речи.

Все это показывает необходимость проведения направленной коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.


 

Игра «Что в магазине?»

(на дифференциацию существительных единственного и множественного числа, образование формы множественного числа родительного падежа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке») - несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине - яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине - огурцы. И т.д

Другой вариант игры:

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много... (?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

Игра «Что без чего?»

(закрепление формы родительного падежа существительных)

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без … ножки. Машина без колес.

Стул без спинки. Шуба без воротника.

Кастрюля без ручек. Чайник без носика.

Платье без рукава. Расческа без зубчиков.

Кофта без пуговиц. Грузовик без фары.

Ботинки без шнурков.

Игра «Назови ласково»

(закрепление согласования прилагательного и существительного, образования уменьшительных форм прилагательных)

Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка (жёлтенькая).

Ведро синее, а ведёрко (синенькое).

Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).

Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).

Дом низкий, а домик (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

Игра «Сколько предметов?»

(согласование числительных с существительными)

На доске картинки с изображением предметов разного количества (от одного до пяти). У детей карточки с цифрами. Логопед предлагает детям поставить карточку с цифрой под нужным изображением и ответить на вопрос: «Сколько предметов на картинке?».

Игра в лото «Два и пять».

(согласование числительных «два» и «пять» с существительными)

Оборудование: лото (карточки с изображением двух и пяти предметов).

Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.

Игра «Незнайка в лесу»

(правильное употребление в речи предлогов)

Логопед: Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит в дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т.д.

Дети должны исправить ошибки Незнайки.

Игра «Скажи наоборот»

(закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в - из, на - с, к - о)

Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик….               

Девочка налила воду в графин….     

Мама положила яблоки на стол….

Брат поставил лампу на тумбочку….

Машина подъехала к дому….     

Дедушка подошёл к забору….

Игра «Умная стрелка»

(закрепление согласования глагола и существительного в числе)

Оборудование: наглядное пособие (круг, разделённый на части и подвижная стрелка, закреплённая в центре круга; на круге различные сюжетные картинки, изображающие действия).

Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается, причёсывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение, например: (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причёсывается расчёской. И т. д.).

2. Серия заданий, направленных на формирование словообразования.

Имен существительных

Игра «Назови ласково»

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Игра «Кто у кого»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?»

Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д. (ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок).

Логопед: Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? (-онок-)

Имен прилагательных

Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов.

Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). А на пенечке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвост? (Мышиный).

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки - собачий.

Хвост кошки - кошачий.

Хвост коровы - коровий.

Хвост лошади - лошадиный.

Хвост быка - бычий.

Хвост козы - козий.

Хвост барана - бараний.

Хвост овцы - овечий.

Игра «Что приготовим?»

Образование относительных прилагательных от существительных: из малины - малиновое варенье; из грибов - грибной суп; из клюквы - клюквенный морс; из грибов грибной соус и т.д.

Глаголов

Игра «Делать - сделать»

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла - вымыла, умывается - умылся, рисует - нарисовал, убирает - убрала, догоняет - догнала, вешает - повесила, стирает - постирала, ловит - поймала, красит - покрасил, строит - построил.

Игра «Добавь слово»

Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

В клетку … (влетает), из клетки … (вылетает), через дорогу … (переходит), к дому … (подъезжает), в стакан … (наливает), из стакана … (выливает), от дерева … (отходит), на дерево … (влезает).

Игра «Составь предложение»

На доске - три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т.д.

Игра «Расскажу вам о делах…»

(закрепление согласования местоимения и глагола настоящего и прошедшего времени; закрепление навыка построения простого распространенного предложения по модели «субъект-предикат-объект»)

Оборудование: игровое поле (фланелеграф), картинки, изображающие выключенную и включенную лампу, наполняемое и полное ведро, открытое и закрытое окно, надуваемый и надутый шар, складываемый и сложенный шарф, лежащие кубики и построенный из них дом, поливаемый и политый цветок.

Логопед рассказывает детям шуточное стихотворение о делах, которые сделал сегодня ребенок:

 

«Расскажу я вам, друзья,

Что сегодня делал я:

Прыгал, бегал и смеялся,

Пел, кричал и баловался.

Очень долго я шалил:

Стул сломал и суп пролил.

Испугался я, устал

И совсем послушным стал…»

 

Детям предлагается назвать слова - названия действий, которые они запомнили, прослушав стихотворение.

Далее на игровом поле в два столбика размещаются картинки. Логопед, показывая на картинку с изображением лампы, говорит: «Я включаю … лампу», - добавляют дети. Логопед продолжает: «Я включил … лампу», - добавляют дети.

Затем дети по аналогии подбирают к картинкам глаголы настоящего и прошедшего времени и составляют с ними предложения. Например (образец ответа): «Я наливаю воду. Я налил воду. Я закрываю окно. Я закрыл окно. Я надуваю шар. Я надул шар». И т. д.

Потом дошкольникам предлагается вспомнить и рассказать о себе: какие дела они сегодня сделали. Дети рассказывают.

Игра «В саду или в огороде»

(составление сложных предложений со значением противопоставления)

У каждого ребенка - по две предметные картинки (овощ - фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду» и т.д.

Игра «Закончи предложение».

(составление сложных предложений со значением противопоставления)

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой бывает снег, а летом...

Зимой снег падает, а весной...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой лес спит, а весной...

Зимой катаются на коньках, а летом...

Зимой бывает холодно, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой растут сугробы, а летом растут...

Зимой лепят снеговика, а летом...

Зимой насекомые прячутся, а весной...

Игра «Четвертый лишний»

Составление сложных предложений с союзом потому что.

На доске - четыре картинки (три птицы и одно животное или наоборот). Дети должны сказать, кто лишний, и объяснить почему.

Лишний волк, потому что это животное, а остальные - птицы. И т.д.

Игра «Для чего?»

Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть.)

Словарь: нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, зубы, колени и т.д.

 

Выводы

Анализ результатов и данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

.   Выявление несформированности языковых средств позволило определить преимущественное направление коррекционно-логопедической работы в целях максимального овладения навыками языкового оформления словосочетаний и предложений - основных единиц речи.

.   У всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка.

.   В процессе логопедической работы хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.


 

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР и предложены методы изучения и методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений.

Формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. И это проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Актуальность нашего исследования обосновывалась распространенностью нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР и необходимостью его коррекции для успешного перехода к младшему школьному возрасту и обучению в школе.

В результате проведенного нами экспериментального изучения особенностей грамматического строя языка у детей с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности оформления речи:

·   неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных;

·   неправильное употребление падежных, числовых и родовых окончаний существительных, прилагательных;

·   неправильное употребление предлогов в речи;

·   неправильное образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

·   неправильное образование названий детенышей животных;

·   неправильное образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных;

·   неправильное составление предложений по опорным словам;

·   неправильное воспроизведение синтаксических конструкций различной степени сложности.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей, так как трудности заключаются в выделении морфемы, соотнесения ее значения со звуковым образом. Дизонтогенез речи проявляется в длительном сосуществовании предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.

Согласно данным экспериментального исследования, у этой категории дошкольников имеются специфические нарушения грамматики, требующие коррекционной работы логопеда, задача которой - формирование грамматических представлений:

Ø упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

Ø упражнения на словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);

Ø упражнения на употребление предлогов;

Ø упражнения на конструирование предложений (по картинкам и по опорным словам).

В ходе проведенного эксперимента у всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка, хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования, что говорит об эффективности выбранной коррекционной программы и системы упражнений.

Однако следует отметить невысокие показатели в следующих направлениях коррекционной программы: формирование словообразования и умения строить грамматические конструкции. Это говорит о том, что у данной группы детей эти умения формируются в более замедленном темпе и требуется больше времени коррекционной работы по этим направлениям.

При реализации программы коррекционного обучения с учетом уровня речевого развития дошкольников, составленной в соответствии с принципами системности, комплексности, наглядности, будет возникать положительная динамика в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.


 

Литература

 

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., 1999. - 272с.

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. - 296с.

.   Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения //Начальная школа: плюс. Минус. 2000 №12. - с. 20-25.

.   Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 2007. - 216с.

.   Бородач А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1990. - 255с.

.   Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., Просвещение, 1995. - 527с.

.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 471с.

.   Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2002. - 144 с.

.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. - 112с.

.   Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. - 159с.

.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопедов. - Екатеринбург, 2005. - 320с.

.   Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И., - М., 1987. - 195с.

.   Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 207с.

.   Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - М., 2006. - 304с.

.   Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - С-Пб., 1997. - 286с.

.   Лалаева Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. - М., 1998. - 224с.

.   Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999. - 224с.

.   Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - С-Пб., 2001. - 224с.

.   Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. (Формирование лексики и грамматического строя.) - С-Пб., 1999. - 160с.

.   Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1987. - 300с.

.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 144с.

.   Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб., 2001. - 191с.

.   Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971. - 415с.

.   Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997. - 303с.

.   Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1968. - 205с.

.   Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1997. - 344с.

.   Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981. - 150с.

.   Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1979. - 223с.

.   Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980. - 163с.

.   Тихеева Е.И, Развитие речи. - С-Пб., 2005. - 274с.

31. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - С-Пб., 1997. - 112с.

.   Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления. Логопедическая тетрадь. - М., 2008. - 32с.

.   Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - С-Пб., 1997. -112с.

.   Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 2006. - 144с.

.   Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002. - 190с.

.   Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 68-76.

.   Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М., 2007. - 272с.

.   Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М., 2001. - 294с.

.   Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977. - 240с.

.   Филичева Т. В., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. - М., 2003. - 260с.

.   Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000. - 128с.

42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987. - 141 с.

. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44с.

44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2005. - 224с.

.   Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989. - 186с.

.   Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М., 2007. - 176с.

.   Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. - М., 2006. - 72с.

.   Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. - М., 1990. - 165с.

.   Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.

.   Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.

.   Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984. - 159 с.

Введение

 

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.

Данная работа посвящена рассмотрению одной из проблем в развитии речи ребенка - формированию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи.

Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.

На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Объектом исследования является нормальный и нарушенный процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности грамматического строя речи и содержание логопедической работы по его формированию у детей с общим речевым недоразвитием.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические недостатки морфологической и синтаксической системы языка, требующие направленной логопедической работы по их коррекции.

Целью данной работы является изучение особенностей грамматического строя речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием.

Были поставлены следующие задачи:

.   Провести анализ научной литературы по проблеме речевого развития детей с общим недоразвитием речи;

.   Изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;

.   Подобрать комплекс методик по изучению особенностей грамматического строя речи у детей изучаемой категории;

.   Провести сравнительное экспериментальное исследование грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально развивающихся сверстников;

.   Разработать методические рекомендации по коррекции выявленных специфических грамматических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Загторожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н.Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.)

Для обоснования коррекционной работы с детьми важным методологическим принципом являются системность, комплексность, деятельностный подход, программирование, дифференцированный характер обучения и др.

В соответствии со спецификой предмета, объекта, цели, задач, гипотезы исследования использовались следующие методы: организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); психодиагностические (тесты, беседы); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); математической статистики.

Организация исследования: исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида №1152 г. Москвы. В нем приняли участие 2 группы детей: 1 группа - дошкольники 7 года жизни логопедической группы, 2 группа - дошкольники 7 года жизни массовой группы; родители детей логопедической группы; логопед.

Этапы исследования.

Первый этап (март - август 2008г.) - подготовительно-аналитический (разработка гипотезы исследования, изучение лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).

Второй этап (сентябрь - октябрь 2008г.) - поисково-аналитический (разработка методов изучения морфологической и синтаксической системы языка детей с общим недоразвитием речи, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ экспериментальных данных).

Третий этап (ноябрь 2008г. - февраль 2009г.) - экспериментальный (разработка и апробация методики коррекционно-логопедической работы по формированию морфологической и синтаксической системы языка у детей с общим недоразвитием речи, проверка ее эффективности).

Четвертый этап (март - апрель 2009г.) - заключительно-обобщающий (теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление текста дипломной работы).


Глава I. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.163 с.)