Методы экспериментального изучения грамматического строя речи у детей с ОНР и система их оценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы экспериментального изучения грамматического строя речи у детей с ОНР и система их оценки.



В ходе данного эксперимента использовались следующие методики:

- методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Волковой Г.А.

диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.

Диагностический комплекс состоит из серий заданий, каждое из которых решает конкретные диагностические задачи. Оценка результатов осуществляется в баллах.

Основными критериями оценки выступили:

правильность морфолого-синтаксического оформления высказывания;

самостоятельность выполнения заданий детьми;

объем и характер помощи взрослого.

Первая серия заданий направлена на изучение степени владения навыками словоизменения и включала 7 заданий.

1 задание - направлено на выявление умения образования множественного числа существительных в Им.п. и Р.п.

Инструкция: «На этой картинке нарисован дом, а на этой?» (дома). Затем экспериментатор убирает картинку, на которой изображено много предметов. «Чего не стало?» (домов).

Предлагаемый материал:

Стол, стул, окно, звезда, ухо.

Максимальный балл за выполнение задания: 30.

2 задание - выявляет умение согласовывать существительные с числительными два и пять.

Инструкция: « Посмотри на картинку, скажи, сколько предметов изображено».

Предлагаемый материал:

Жук, ведро, шапка, вишня, шар.

Максимальный балл за выполнение задания: 15.

3 задание - целью ставит выявить умение согласовывать прилагательные с существительными разного рода.

Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синий шар (при произнесении слова «синий» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».

Предлагаемый материал:

зеленый лист, зеленая лягушка, зеленое пальто;

черная ласточка, черное колесо, черный пингвин;

желтое солнце, желтый банан, желтая дыня;

красный помидор, красная клубника, красное яблоко;

синяя туча, синее ведро, синий кит.

Максимальный балл за выполнение задания: 15.

4 задание - цель: выявление у детей навыка различения единственного и множественного числа прилагательных.

Инструкция: « Слушай внимательно, сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю и покажи ее».

Предлагаемый материал:

зеленый (шар), зеленые (шары);

черное (колесо), черные (колеса);

красная (кофта), красные (кофты);

синее (ведро), синие (ведра);

желтая (лента), желтые (ленты).

Максимальный балл за выполнение задания: 15.

5 задание - направлено на выявление навыка различения единственного и множественного числа глаголов.

Инструкция: «Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю и покажи ее».

Предлагаемый материал:

лежит на столе (тетрадь), лежат на столе (тетради);

стоит на окне (цветок), стоят на окне (цветы);

девочка бежит, девочки бегут;

мальчики идут, мальчик идет;

мальчики сидят, мальчик сидит.

Максимальный балл за выполнение задания: 15.

6 задание - ставит целью выявления у детей навыка различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.

Инструкция: «Этого мальчика и эту девочку зовут одинаково. Мальчик Валя и девочка Валя. Я буду тебе говорить, а ты будешь угадывать, о ком я говорю - о мальчике или девочке, и показывать на картинке».

Предлагаемый материал:

Валя поливал цветы, Валя поливала цветы;

Валя накрывал на стол, Валя накрывала на стол;

Валя собирала огурцы, Валя собирал огурцы;

Валя пил молоко, Валя пила молоко;

Валя заснула, Валя заснул.

Максимальный балл за выполнение задания: 15.

7 задание - решает диагностическую задачу выявления умения детей употреблять предлоги в речи.

Инструкция: «Посмотри на картинку, скажи, где находится мяч».

Предлагаемый материал:

Мяч на стуле, мяч под стулом, мяч около стула, мяч за стулом, мяч над стулом.

Максимальный балл за выполнение задания: 15.

Оценка:

балла - проба выполнена самостоятельно и верно;

2 балла - ошибка, исправляется самостоятельно;

1 балл - ошибка, исправляетсяпосле уточняющего вопроса;

0 баллов - невыполнение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.005 с.)