Тема: Информационная поддержка коммерческого радиовещания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Информационная поддержка коммерческого радиовещания



Дипломная работа

Тема: Информационная поддержка коммерческого радиовещания

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Современное состояние, перспективы развития радиовещания

§.1 Краткая история радиовещания в России

§.2 Функции радиовещания

§.3 Проблемы и перспективы радиовещания

§.4 Организация деятельности информационно-музыкальных станций

§.5 Форматы коммерческих информационно-музыкальных станций

§.6 Рейтинги радиостанций

§.7 Стратегическое управление на радиовещании

Глава 2

§.2.1 Краткий анализ радиостанции «Рокс»

§.2.2.1 Периодические издания

§.2.2.2 Справочники

§.2.2.3 Интернет ресурсы

§.2.3 Рекомендации радиостанции «Рокс»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Объем ежедневной аудитории радиостанций Москвы среди слушателей старше 12 лет

Приложение 2. Объем еженедельной аудитории радиостанций Москвы среди слушателей старше 12 лет

Приложение 3. Аудитории радиостанций в Санкт-Петербурге в октябре 2008

Приложение 4. Список вопросов, заданных в ходе интервью

Приложение 5. Периодические издания

Приложение 6. Справочники

Приложение 7. Интернет ресурсыВведение

 

Актуальность темы исследования: коммерческое радиовещание представляет собой весьма актуальный предмет исследования. Радиовещание является эффективным инструментом информирования общества, и деятельность каждой радиокомпании может быть направлена на разные социальные группы. Радио может изменять идеологию общества, дополнять информационные потоки, получаемые социумом, нести рекламную, просветительскую и развлекательную нагрузку.

Во многих странах и регионах радиовещание до сих пор является одним из важнейших средств массовой информации. Российский медиа рынок включает в себя широкий спектр форматов радиостанций. Каждая радиокомпания имеет собственную аудиторию, и соответствующую ей рекламную продукцию.

Объектом исследования дипломной работы является коммерческие радиостанции России.

Предмет: информационные ресурсы, направленные на информирование отечественного коммерческого радиовещания.

Цель: изучить коммерческое радиовещание России, проанализировать сложившееся на сегодня положение дел на рынке радиостанций, выявить недостаток информационных источников радиостанции.

Для достижения указанной цели предполагается разумным последовательное решение следующих задач:

•   изучить и проанализировать основные этапы становления и развития коммерческого радиовещания;

•   определить изменения российского общества и их влияние на развитие СМИ в 90-х годах XX века;

•   рассмотреть особенности коммерческого радиовещания в современном российском обществе;

•   Анализ рейтингов радиостанций России

•   Анализ радиостанции «Рокс»

•   Изучить организацию деятельности коммерческого радиовещания

•   Затронуть проблемы радиовещания на данном этапе развития

•   Изучить необходимые информационные источники для радиостанции

Все это говорит об актуальности темы и требует специальных исследований. Тем не менее эта проблема не нашла должного отражения в современной российской научной литературе. Малоисследованными остаются такие ее аспекты:

•   коммерческое радиовещание как социальный институт российского общества;

•   влияние этого института на общество;

•   социальные функции коммерческого радиовещания.

•   информационная поддержка российских радиостанций

Признаки выбора радиостанции «Рокс» для анализа: Данное предприятие является типичным для рынка радиостанций, существует более 15 лет на рынке и имеет средний объем прибыли среди радиостанций России.

 


Глава 1. Современное состояние, перспективы развития радиовещания

Функции радиовещания

 

Радиовещание выполняет множество функций. Выделяют [33,6,27] две основные функции радиовещания - информационная и рекламная.

Самая главная и старая функция осталась на почетном первом месте - это информационная функция. Постоянное получение информации стало для человека необходимым условием его полноценного участия в современной жизни.

Рекламная функция появилась недавно и сразу стала неотъемлемой в политике радиовещания. Реклама нужна для радио как, в первую очередь, для получения дохода (а для коммерческих радиостанций - это едва ли не единственный источник), так и для ориентирования слушателя в быстро меняющейся жизни. Реклама дает возможность слушателю разбираться в огромном мире товаров и услуг. Средства, полученные от рекламы, дают радиостанции возможность для функционирования, как всего эфира, так и отдельных рубрик. Так и некоторые рубрики или передачи являются рекламой, причем иногда скрытой.

Рекламная функция играет огромную роль в жизни радиовещания, проводятся постоянные исследования с целью определения рейтинга станций. По результатам одного такого исследования, проведенного в 2004 году в Британии, выяснилось, что доходы от коммерческой радиорекламы значительно выросли. Новые технологии увеличили роль радиовещания. Коммерческая сила радиостанций Британии возросла. Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей, что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.

Существует мнение [33], что рекламная функция появилась в отечественном радиовещании только в последнее десятилетие XX века. Однако это не так. Реклама зазвучала в эфире еще с середины 20-х годов (тогда существовало, напомним, акционерное общество «Радиопередача»). Наработан интересный опыт, который заслуживает специального изучения. В начале 30-х годов реклама из радиопрограмм исчезла: не вписалась в идеологическую концепцию КПСС. В дальнейшем (особенно в региональном вещании) появлялись разного рода объявления, но традиция радиорекламы прервалась. Поэтому реклама, особенно в нынешнем ее объеме и виде, и представляется явлением принципиально новым.

Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.

Радиореклама, начавшись практически с нуля, к середине 90-х годов буквально захлестнула эфир. Происходит экспансия рекламы как элемента дикого рынка. Сразу обнаружилось множество дисфункциональных моментов: отсутствие четких законодательных норм относительно финансовых вопросов, содержания, качества и количества эфирной рекламы, а также правил и норм размещения ее в программах. Появилась проблема скрытой рекламы.

Необходимо понимать на какую целевую аудиторию рассчитана та или иная радиостанция, в соответствии с этим рекламодатель должен выбрать наиболее подходящую, учитывая тот факт, что люди, на которых рассчитана его реклама, обладают определенными предпочтениями в музыке или информации, транслируемой на радиостанции.

Следующей важнейшей функцией является культурно-просветительская функция эфира. Радио с момента своего рождения транслирует произведения разных видов искусств. Как, например, упоминалось выше в советском радио были широко распространены радиопьесы, радиооперы, читались романы знаменитых писателей. Сейчас данные программы остались в малом объеме только на государственных радиостанциях. Самая распространенная форма культуры на коммерческих радиостанциях это музыка. Причем она то, как раз оставляет желать лучшего на большинстве каналов. Конечно, есть специфические радиостанции, например, «Радио Эрмитаж», «Радио Классика», «Радио Рокс», где транслируют классическую музыку, джаз, блюз или как в случае с «Радио Рокс» рок-музыку (норвежско-русская радиостанция) причем слово «РОК» здесь в самом лучшем смысле этого слова. Но таких станций мало, а те которые есть, имеют, как правило, очень ограниченную аудиторию.

Не только музыка выполняет Культурно-Просветительскую функцию, но и всевозможные развлекательные, познавательные программы, новости искусств, высоких технологий и т. д. И в этих программах существуют зачастую проблемы морали и цензуры в наше время. Не к месту употребляется сленг, да и сама тематика некоторых программ в моральном смысле далеко не идеальна.

Также некоторые авторы выделяют интегративную, пропагандистскую, развлекательную, досуговую, креативную функции. Интегративная - формирование и поддержание социальной общности, пропагандистская - отражение стремления одних слоев общества воздействовать на сознание других, преследуя свои интересы. Она накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, образовательной и другими. В ней выделяются развлекательная, досуговая или креативная - обеспечивает полноценное участие самого индивида в процессе массовой коммуникации и реализует его право на самовыражение с помощью Радиовещания. К развлекательной функции относятся трансляции конкурсов, концертов, игр и т.д.Необходимо заметить, что в числе сегодняшних радиостанций вещающих по России большое количество каналов имеют далеко не отечественные корни, например, «Европа плюс» (французко-русский проект), радио «Максимум» (русско-американская станция) и т. д. Это дает основания утверждать, что имеет место смешивание западной культуры с нашей. При неумелой подаче культуры других стран некомпетентными ведущими через эфир понижается культура страны и каждого человека в отдельности.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики.

Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике.

Агитационно-пропагандистская и организаторская функция. Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы разные, цели схожие: добиться определенного поведения, действия. Эта функция появляется, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политического, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализуются при обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организациями и структурами

Каждая из функций предполагает собственный блок информационных ресурсов. То есть, когда радиостанция выполняет, например, рекламную функцию, ей необходима информация из правовых источников, в частности «закон о рекламе» и т.д. В случае если радиостанция несет культурно-просветительскую функцию, работникам станции необходима информация, связанная с тем или иным сектором культуры, искусства и т.д.

 

Проблемы радиовещания

Ведущие специалисты в области радиовещания выделяют несколько групп проблем в современном радиовещании [33, 23, 34]:

.   проблема неквалифицированности специалистов.

Жаргон и неправильное произношение в эфире как намеренно, так и по незнанию. Проблема стала актуальной со сменой дикторов на Ди-джеев. Это нововведение было принято неоднозначно. Кто-то открыто оплакивал гибель дикторства в условиях современной конкуренции, кто-то, напротив, считал это определенным прорывом. "Мы избавились от дикторов, но, к сожалению, с ними ушла и дикторская культура. В одном из своих интервью Владимир Осинский, преподаватель кафедры радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета говорит: «Конечно, журналист вместо диктора - это определенные плюсы. Но все забыли, что в основе журналистской деятельности - слово, и получили нынешнюю тарабарщину, которая превалирует на всех каналах: центральных, местных, не говоря о FM-станциях". Другой точки зрения придерживаются сами радийщики. Так, Егор Мельников, программный директор "Радио ХИТ", считает, что "язык должен соответствовать современности и формату станции". Свою солидарность с коллегой по цеху выражает Валерий Жук, начальник программного отдела "НАШЕго" радио в Петербурге: «О судьбе русского языка дискуссии идут с того момента, когда русская аристократия лучше говорила по-французски, чем на родном, - рассуждает он. - Тот же Александр Сергеевич имел в лицее прозвище Француз. А чем дело кончилось? "Солнце русской поэзии". Профессиональный диктор со стажем у нас Раиса Ивановна, ведущая хит-парада "Чартова дюжина", но она там говорит на сленге, многим нравится. Всему есть свое место и своя мера. Музыкальный ведущий сухо, без эмоций говорящий о песнях, будет как минимум нелеп».

По мнению же Зои Устиновой, проработавшей много лет на Ленинградском радио в редакции "Панорамы", по-настоящему нелепо могут выглядеть пропущенные в передачах ошибки.

«Мне нравится, что в журналистику вступают активные молодые люди. Единственное, чего бы я им пожелала, так это учиться русскому языку. У нас все было по-другому. Надо было пройти сто комиссий, прежде чем тебя допустят к микрофону. Сейчас же очень много корреспондентов в радиожурналистике, которые имеют некий говорок, который надо менять» - делится своими наблюдениями Зоя Константиновна.

Возможно, отсутствие этих ста комиссий, а также снижение уровня образования и явились причиной появления в современном вещании "тарабарщины с говорком".

Сегодня профессия Ди-джея считается модной. Следуя законам моды, тысячи абитуриентов идут на факультет журналистики с надеждой стать современными ведущими. Тут существует проблема: тем знаниям, которые так необходимы DJ, как раз там и не обучают. К сожалению, нет такой дисциплины, которая раскрыла бы секреты умения правильно говорить, верно использовать русский язык. Существует нехватка квалифицированного преподавательского состава. Преподаватели зачастую далеки от темы - их знакомство с премудростями журналистской деятельности ограничиваются лишь рамками теории. Подтверждает отсутствие профессиональности в подготовке кадров и ряд рейтингов. Факультет журналистики СПбГУ в некоторых из них не упоминается вовсе. К примеру, "Коммерсантъ-Деньги" в одном из своих материалов приводит список учебных заведений, которые считаются наиболее подходящими в подготовке творческих работников. Как ни странно, но СПбГУ в этом перечне места не нашлось. Зато там упоминаются ГИТИС, ВГИК, Государственный институт телевидения и радиовещания имени Литовчина, Санкт-Петербургский институт киноинженеров, а также Школа Владимира Познера и Фонд независимого радиовещания.

Несмотря на востребованность данного обучения, специализация "FM-вещание" в ближайшее время не появится в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. Среди программных директоров будут продолжаться разговоры про дилетантизм выпускников и про то, что диплом факультета журналистики не является поводом для отказа приславшему резюме. Идею же создания такой специализации потенциальные работодатели воспринимают скептически. Остается только вопрос, как добраться до самого "процесса", ведь в качестве сотрудников все желают видеть (и это естественно) людей, имеющих хороший опыт работы. Выпускникам вузов, в дипломах которых в графе "специальность" стоит "журналист", наравне с филологами и артистами предстоит штурмовать радиостанции. И особых привилегий им ждать не стоит. В результате претенденты на вакантное место уверены, что требования к ним завышены, а работодатели, в свою очередь, недовольны квалификацией соискателей. Это понимают обе стороны. Итак существует острая потребность в профессиональном образовании Ди-джеев и создание для них определенных требований и рамок, по которым они могли были ориентироваться при поступлении на место диск-жокея.

Технический директор "Эхо Москвы" Сергей Комаров [16] говорит об отсутствии даже элементарного знания Microsoft Office у начинающих журналистов. Незнания прикладных программ Windows, далеко не самые большие проблемы - неумение пользоваться студийной техникой зачастую приводит к ее поломке и соответственно к потере времени и денег, а для информационного радио потеря времени может сильно сказаться на рейтинге радиостанции.

.   проблема нехватки частотных ресурсов для аналоговых вещательных систем в России.

До сих пор действуют ограничения со стороны силовых ведомств на применение значительного числа каналов диапазонов метровых и дециметровых волн, предусмотренных отечественным ГОСТ для телевизионного вещания. Более того, некоторые разрешенные ТВ каналы выделяют для работы других служб. Необходима ревизия приоритетов в распределении частотных полос, которая также требуется в связи с развитием других радиосистем: прежде всего, систем подвижной связи третьего поколения. На сегодня основные проблемы в частотном планировании наземной сети телевизионного вещания возникают из-за стремления увеличить число эфирных передатчиков в одном населенном пункте, главным образом, в крупных городах. При этом многие вещатели по-прежнему настоятельно требуют выделения каналов в диапазоне метровых волн. Поскольку все допустимые каналы уже давно распределены, приходится рассматривать возможность применения сочетаний частотных каналов, использование которых в международной практике не рекомендовано. Речь идет о смежных и зеркальных каналах. Эффективному использованию частотного ресурса при эфирном вещании в большой степени способствует разумное планирование. Стремление к сосредоточению в одном городе чрезмерного числа передатчиков приводит к тому, что не удается выделить частотные каналы для организации вещания на окружающей территории. В последнее время участилась практика, когда на частотах каналов, рассчитанных для мощных станций, вещают передатчики значительно меньшей мощности. Это приводит к не эффективному использованию частотного спектра и мешает оптимальному планированию сети.

.   Проблема информативности

В данное время, несмотря на научный прогресс в области техники, говорят [33] о том, что информационная проблема во многом остается нерешенной. Радиостанций это тоже касается. На коммерческих радиостанциях недостает высококвалифицированных журналистов и людей для поиска и обработки новостей. Как правило, коммерческие радиокомпании пользуются Интернет-ресурсами, которые уже обрабатывают полученную информацию. А это предполагает некое возможное влияние на информацию, деформирование и искажение. Данная проблема не касается таких информационных «монстров» радиорынка как «Эхо Москвы», «Радио России», «Маяк».

.   Проблема вытеснения радиовещания другими средствами массовой информации

Особо остро этот вопрос стоял в конце 20-го века с появлением коммерческих теле- и радиостанций, которые сразу же пустили в свой эфир музыку. Казалось на радио уже ничего нет такого, чтобы нельзя было найти на телеэкране. Однако как выясняется количество радиослушателей напротив увеличивается, а ненаоборот. Это связано с техническим прогрессом: автомагнитолы с радио, радиоприемники в плеере и т. д. большинство слушают радио на работе и в машине. Радио является, как бы неназойливым собеседником. Радиослушателю не надо, как в случае с телевизором, концентрировать все свои чувства для восприятия информации. Он может избирательно выбирать информацию радиоэфира, временами блокируя поступление ненужной или неинтересной информации в сознание. Поэтому здесь речь идет не о конкуренции, а как о совершенно разных вещах. Генеральный директор радиохолдинга Европейская медиа группа (ЕМГ) Александр Полисицкий утверждает, что радиовещание сейчас не имеет конкурентов, несмотря на появление интернета и телевидения. Оно занимает свою собственную отдельную нишу. Как говорит Александр Полисицкий радио твердо и стабильно, и ситуация в ближайшем будущем не изменится.


Таким образом, все эти проблемы можно разделить на две группы:

)   Проблемы, требующие большого промежутка времени - долгосрочные.

)   Проблемы, которые можно решить в ближайшее время - краткосрочные.

К долгосрочным можно отнести проблему неквалифицированности кадров. Потребуется много времени, что бы создать мощный образовательный комплекс, который бы отвечал современным требованиям обучения специалистов в области радиовещания. На современном этапе, как говорят многие специалисты в области радиовещания, проблема вытеснения радиовещания другими средствами массовой информации вообще не является проблемой, так как радио занимает отдельную нишу в СМИ и количество слушателей не уменьшается.

К краткосрочным можно отнести проблему нехватки частотных ресурсов для аналоговых вещательных систем в России, так как в ближайшее десятилетие будет осуществлен полный переход на цифровое радиовещание, который освободит место на FM-частотах и проблему информативности, которая связанна в большей степени с отсутствием квалифицированных специалистов и специализированных информационных источников для радиовещания.

Перспективы радиовещания

1. Переход на цифровое радиовещание

Работы по созданию цифровой системы радиовещания начались в России в начале 1980 года во ВНИИРПА им. А.С. Попова, которые завершились созданием отечественной системы ЦРВ, опытных образцов передающего и приемного оборудования и организацией экспериментального вещания в г. Новгороде в 1993 году [35, 36]. Однако, поскольку в 1995 году была стандартизована в качестве общеевропейской система ЦЗРВ Эврика-147/DAB (Digital Audio Broadcasting), которая существенно отличается от отечественной, то, начиная с 1993 года, все работы были сосредоточены на внедрении в России этой системы [36, 3]. К сожалению, далее зафиксированы в основном не факты, а намерения. Для экспериментального вещания в Санкт-Петербурге Министерство Связи приняло решение о выделении полосы частот в диапазоне 92 - 100 Мгц. Опытные работы были успешно проведены, однако, для внедрения указанной системы ЦЗРВ в масштабах Российской Федерации этих усилий недостаточно. Первый DAB-приемник потребительского типа был представлен на выставке в 1995 году в Берлине. Миниатюризация приемников продолжается, в настоящее время их серийным выпуском занимаются фирмы Grundig, Philips и др. В европейских странах эксплуатируется уже несколько десятков тысяч приемников.

Система DAB предназначена для доставки высококачественных звуковых программ и данных, передаваемых наземными и спутниковыми передатчиками в метровом и дециметровом диапазонах частот и принимаемых автомобильными, переносными и стационарными приемниками цифровых сигналов, а также распределяемых с помощью кабельных сетей.

Для диапазонов средних и коротких волн разработан стандарт DRM. Разработчики решили обратиться к этим диапазонам, поскольку они дают беспрецедентные возможности для дальнего вещания при существенно меньших затратах на его организацию, а техническое качество вещания уже не отвечает современным требованиям.

Основные преимущества следующие DRM: 1)Улучшение приема и качества звучания, 2) возможность использования во всех диапазонах, 3) возможна совместная передача данных и аудиосигнала, 4) Есть выбор режимов для оптимизации пропускной, способности и качества, надежности и устойчивости приема.

В отличие от стандарта DAB, использующего MPEG II, в DRM применяется более современный вариант компрессии MPEG-4. Помимо аудиосигналов, в цифровом потоке могут передаваться данные. Это позволяет передавать на дисплеи радиоприемников такие текстовые данные как название песни, которая сейчас в эфире, название радиостанции, имена ведущих и многое другое.

Из источников ИТАР-ТАСС [14]: министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев назвал теле- и радиоканалы, которые войдут в состав обязательного цифрового пакета. Принято решение, что в него войдут "Первый канал", канал "Россия", "Вести плюс", "Культура", "Спорт", детский канал, комбинированный из продуктов "Первого канала" и ВГТРК "Теленяня" и "Бибигон", а также НТВ и "Пятый канал /Петербург/". Три обязательных радиоканала - "Радио Россия", "Маяк" и "Вести ФМ". Решение приняла правительственная комиссия по развитию телерадиовещания РФ под председательством главы Минкомсвязи Игоря Щеголева.

"Трансляция обязательных общероссийских каналов в цифровом формате на всей территории России, как и аналоговых в настоящее время, будет обеспечиваться государством бесплатно для населения на базе единого государственного оператора", - заявил он на заседании комиссии. Министр подчеркнул, что "государство не имеет права лишить население цифровых услуг", но в то же время "нельзя заставить граждан бежать за приставками".

Модернизация сетей наземного эфирного вещания путем перехода на цифровые технологии является мировой тенденцией, которой следует и Российская Федерация [14, 3]. В России уже в нескольких регионах в тестовом режиме ведется цифровое вещание. Как ожидается, уже с 2015 года Россия должна полностью отказаться от аналогового телевещания, распространенного сейчас в подавляющем числе регионов, и перейти на цифровое вещание. Этот переход позволит освободить и использовать широкий диапазон частот, а также решить проблему неравного доступа к информации телезрителей. Следует напомнить, что на сегодняшний день около 1 проц. населения России (примерно 1,4 млн человек) вообще не имеют возможности приема ни одного телеканала.

Для обеспечения цифрового вещания в стране, на орбиту будет выведено 5 спутников, из которых 4 будут передавать сигналы, а один - станет резервным.

.   Создание спутникового радиовещания.

Так же на ряду с наземным радиовещанием развивается спутниковое. Вопрос о масштабности вещание пока не стоит. Как пишет Фиш [38] Не все слушатели готовы платить за него примерно 10 долларов в месяц к, тому же необходим специальный приемник для прослушивания спутниковых радиостанций. В данный момент остается лишь гадать относительно технической революции на радио, но в том, что она произойдет не остается никаких сомнений. Все здесь зависит от потребителя и его желаний. Про отмирание радио как вида говорить пока не приходится, наоборот, в данный момент оно на вершине развития и успеха. Тот, кто утверждает, что радио давно уже заменил телевизор, сильно заблуждаются, так это совсем разные вещи взаимодополняющие друг-друга.

 

Рейтинги радиостанций

 

В 90 годы в России большое распространение получили рейтинговые исследования. Социологические службы стали проводить рейтинговые опросы сначала московской, а затем и российской аудитории. Рекламодатели платят за них большие деньги, так как напрямую заинтересованы в распространении своей рекламы на известной волне, которая пользуется популярностью. Рекламодателям необходимо знать, сколько людей услышали конкретную рекламу в момент ее появления в эфире. Величина рейтинга зависит в определенной степени от содержания, формы, тематики передач, от людей ведущих передачи, программной ситуацией между различными каналами, сезона, дня недели, времени и т.д [30].

Добиться полностью адекватного рейтинга невозможно ввиду многих причин. Существует еще один вид проверки популярности канала. Для того чтобы избежать расхождений в научных подходах и добиться максимальной сопоставимости данных, социологи договорились об определенных стандартах в выборе показателей. Одним из таких показателей называют словом шер (доля). Он характеризует величину аудитории каждого канала в определенный момент времени, исчисляемого от общего количества людей, включивших в этот момент свои радиоприемники. В этом принципиальное отличие данного показателя от рейтинга. По сути дела величина ШЕР помогает программным службам сформулировать принципы построения сетки вещания на канале. Важно, чтобы каждая передача имела наиболее выгодные условия для конкуренции в эфире. Нужно иметь в виду, что в течение суток и в будние, аудитория имеет свою динамику развития и претерпевает значительные изменения. К этому следует добавить, что в воскресные дни у каналов обычно общие размеры аудитории становятся несколько меньше, но увеличивается объем прослушивания передач [27].

Еще один вид получения информации о популярности той или иной радиостанции - аудиометрия. Специальные счетчики подключаются к приемникам с согласия их хозяев и регистрируют прослушивание передач. Семьи, в которых устанавливаются такие счетчики, выбираются по ряду социально-демографических признаков. Информация о прослушивании может поступать в исследовательский центр автоматически. Однако такой технический способ изучения радиоаудитории достаточно дорогостоящий и применяется в основном для изучения аудитории коммерческого вещания при разработке принципиально новых для данной станции рабочих проектов.

Рейтинг некоторых радиостанций России, полученные по результатам непрерывного исследования Комкон-Медиа [17] "Мониторинг аудитории радиостанций" [приложение 1]. Исходя из этого рейтинга, хорошо видны радиостанции наиболее популярные, причем лидирующие по популярности абсолютно разные по тематике эфира. Например «Европа Плюс» и «Радио России» - ведут совершенно разную вещательную политику и направлены на разные потребности населения.

Многие рейтинги показывают годовые тенденции изменения радиослушателей, например рейтинг, проведенный компанией «Радиомониторинг» в Январе 2007 [приложение 2].

Рейтинги проводятся, как по всей стране, так и по городам вещания, например аудитория радиостанций в Санкт-Петербурге в октябре 2008 [приложение 3]. Проводила рейтинг компания исследовательских компаний «КОМКОН». Размер генеральной совокупности: 4.158 млн.чел. (Размер выборки: 3958). Данные рассчитаны за период с 06:00 до 24:00.

Таблицы [приложения 1, 2, 3] содержат сведения о городском населении в возрасте 12 лет и старше. Приведенные рейтинговые исследования способны показать «середину», «низ» и «верх» коммерческой радиопиромиды. Этого достаточно для рекламодателя, чтобы сделать наиболее выгодный выбор радиостанции, которая будет рекламировать его товары и услуги.

С точки зрения затрат на исследование, выборку следует иметь наименьшую. Однако для увеличения достоверности, желательно, чтобы она представляла собой всю генеральную совокупность, то есть все исследуемое поле. Соответственно, и максимальную цену. В противном случае результаты будут являться лишь некоторой совокупностью данных, которые представляют интерес только для сравнения параметров внутри самого исследования. То есть можно сравнить интерес к одной радиостанции относительно другой у произвольной части слушателей, однако нельзя сделать вывод о составе слушателей (например, возрастном, социальном) и другие. Не смотря на это почти во всех сегодняшних исследованиях такие выводы приводятся.

Бесспорный же вывод можно сделать (при точном повторении методики исследования) только о рейтинге конкретной радиостанции относительно ее результата в предыдущей волне измерения.

При определении рейтинга, встает необходимость использования типической выборки. То есть такой, когда генеральная совокупность разбивается на типические группы и внутри каждой из них проводится случайный отбор.

Егор Серов отмечает [30], что необходимо точно представлять, что статистические исследования - это не абсолютные показатели. Основываясь на нем, нельзя точно утверждать, что аудитория такого-то радио делится по половому признаку строго пополам. Многие другие абсолютные выводы так же следует принимать с осторожностью, особенно строя на них политику изменения эфира. А тем более говоря о его продаже. Ведь в конечном итоге рейтинг прямо коррелирует со стоимостью рекламы, размещаемой на конкретной радиостанции.

На российском рынке мониторинговые исследования стали появляться 90-х годов начали осваивать зарубежные и российские социологические структуры: французская «Mediametrie», «Russian Research» (Gallup), «Comcon 2» (КОМКОН-Медиа), фонд «Общественное мнение» и «Gallup Media Russia». Затем появились «V-Ratio» и «Новый институт социально-психологических исследований». Свои продукты предложили «Comcon» и «Gallup Media Russia». По регионам стали проводиться не только количественные исследования, но и анализ качественной структуры аудитории радиостанции. И на сегодняшний день в России продолжается расширение горизонтов маркетинговых исследований. Важность мониторинга выражается в следующих возможностях, которые он предоставляет: сегментировать рынок слушателей, выявить целевую аудиторию, оценить слушательское поведение целевой аудитории, узнать стиль жизни, доходы и предпочтений слушателей. Для привлечения рекламодателя необходимо помнить, что важнейшими качествами исследовательских структур является их компетентность и надежность.

Любое исследование становится полезным, когда оно проводится систематически как утверждает Егор Серов программный директор радио "Культура" [30], тогда можно делать оценку внутри одного и того же алгоритма, использовавшегося при проведении исследования.

Исходя из рейтинговых исследований можно разбить «пирамиду» радиовещания на 3 группы:

)   Верх - самые популярные и выгодные с коммерческой точки зрения радиостанции, конкурировать с которыми чрезвычайно сложно. Как правило, они вещают по всей стране и имеют огромный штат сотрудников. Многие из этих станций имеют длинную историю в радиовещании и большие связи.

)   Середина - здесь находятся, как правило, радиостанции с более узким форматом вещания, эфир которых ориентирован на аудиторию с конкретными, определенными предпочтениями.

)   Низ - в эту группу входят обычно молодые радиостнции или радиостанции с утсарейвшей концепцией вещания.

 

Глава 2

Справочники

Радиостанция может использовать в своей работе справочники разных типов: - адресно-фирменные, нормативно-правовые, директорские, персональные справочники, а так же толковые, языковые словари для поиска знаменитых лиц, профильных фирм, возможных спонсоров, новых достижений в какой- либо области и т.д.

Фонд справочников один из наиболее активно используемых источников информации, пробел в комплектовании которых восполняется через интернет ресурсы. Особенно дефицитны справочник по современным молодежным музыкальным группам. Столь необъятное поле справочных изданий недоступно для каждой радиостанции, в этой связи отобраны 4 основных справочных издания, содержащих необходимую информацию для сотрудников радиокомпаний [приложение 6]: справочник «Тарифы и условия размещения рекламы», «Карта СМИ», «Интернет библиотека СМИ», «MediaJobs».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.055 с.)