Краткая история радиовещания в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история радиовещания в России



 

Прежде чем приступить к характеристике радио как средства массовой информации, стоит сначала рассказать, как зародилось радио. Когда радио появилось, не предполагалось, что оно станет общественным инструментом информатизации общества. Планировалось (по крайней мере, в России), что радио будет служить в военных целях и для простого гражданина не будет доступно. По этой причине Попов и не стал официальным отцом радио, а его опередил Гульельмо Маркони (1874-1937). В июне 1896 г. Маркони сделал заявку на патент для своего изобретения и тем самым лишил возможности Попова войти в историю как единственного изобретателя радио. Справедливости ради, стоит отметить, что изобретение Попова появилось раньше Маркони.

Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года на Урале (поселок Турьинский рудник) в семье священника. После окончания в 1877 году общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии он не стал продолжать духовное образование, а поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете его увлекала электротехника. Он работал монтером в товариществе “Электротехник”, и впервые его труды в 1882 году были посвящены динамоэлектрическим машинам. По роду своей служебной деятельности А. С. Попов был тесно связан с военно-морским флотом, и именно во флоте произошло рождение великого открытия. Исторические условия для открытия созрели, к нему разными путями в разных странах почти одновременно шли несколько людей: Попов, Резерфорд, Маркони и другие. Первым добился успеха А. С. Попов в 1889 году А. С. Попов прочитал в собрании минных офицеров цикл лекций “Новейшие исследования о соотношении между световыми и электрическими явлениями”. Эти лекции сопровождались демонстрациями опытов Герца. Очевидно, что А. С. Попов уже говорил в своих лекциях о возможности практического использования волн Герца, и руководящие лица русского военно-морского флота заинтересовались этим. Морское министерство согласилось на повторение лекций Попова в Петербурге и выделило необходимые средства на перевозку приборов. Попов сразу оценил практическое значение открытий Герца и начал развивать его идеи, думая о том, как их можно использовать. 7 мая 1895 года А. С. Попов на заседании физического отделения Русского физико-химического общества демонстрировал сконструированный им радиоприемник. Этот день в нашей стране ежегодно отмечается как день рождения радио.

О том же когда началось первое массовое радиовещание в России, мнения расходятся [33]. Одни считают, что это произошло 12 октября 1924 года (в этот момент начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А.С. Попова), другие утверждают, что этой датой нужно считать май 1921 года, когда на двух площадях Казани были установлены рупоры для массового обращения к аудитории. Я бы не хотел оспаривать то или иное мнение. Эти разногласия лишь показывают насколько непонятно было в то время будущее радиовещания.

Между тем политическая ситуация в стране резко менялась, и с приходам Сталина на место главы государства, радио начинает видеть свои цели. Сталин очень быстро понял, что радио мощное оружие, которое может влиять на настроения народа. Радио стало хорошим приспособлением, которое подкрепляло патриотические чувства. Поэтому за радио был поставлен жесткий контроль. В структуре Наркомата было образованно специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный Комитет по Радиовещанию (ВКР). И в 1933 году был образован самостоятельный орган управления - Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК).

Все программы, выходившие в эфир, строго проверялись. Аудиоматериалы транслировались только предварительно записавшись (кроме музыки). Подумать о том, чтобы сделать прямой эфир никто не мог. Несмотря на жесткую цензуру, преувеличение достижений и умалчивание неудач, радио, тем не менее, нельзя назвать только политической машиной. Радио несло просветительскую функцию. Давались в эфир оперные представления, всевозможные радиоконцерты с участием знаменитых в то время певцов. Шли программы для детей, научно-популярные программы. То есть единственное радио, которое, к тому же было под контролем правительства было способно нести какой-то позитив в массы. О роли радио во время отечественной войны вообще говорить не приходится. Радио сыграло огромную роль в победе СССР. Создавались радиостанции для партизан, функцией которых в первую очередь было поднятие боевого духа. Люди, жившие в относительно спокойных местах во время войны, получали каждый день сообщения о той или иной победе над немцами. Радио способно регулировать настроение людей.

Становление коммерческого радио в России происходило в конце 80-х, начале 90-х - это года перерождения российского радиовещания. Можно сказать полное изменение структуры эфира, целей эфира [33]. И самое главное и неслыханное ранее это то, что радио может служить средством получения огромных прибылей.

Политика перестройки дала новые силы для людей, которые верят в свои возможности, которые хорошо анализируют прошлое и строят планы на будущее и наконец, которые способны принимать нестандартные, оригинальные решения в неизвестной и новой обстановке. Именно такие люди стали творить в радиоиндустрии, начиная с 85-х. Уже существовавшие долгое время радиостанции начали расширять свою территорию охвата и менять концепцию заполнения эфирного времени. К концу 80-х существовало по сути только 2 радиостанции вещавшие на всю страну «Радио России» и «Маяк». Как вдруг в августе 1990 года в эфире появляется радиостанция «Эхо Москвы» обладающая отличными информативными качествами. Сетка эфира этой радиостанции заполняли (и заполняют) профессиональные, лаконичные информационные заметки, интервью в прямом эфире с видными политическими деятелями того времени и музыкальные вставки. Почти сразу за «Эхо Москвы», а именно 30 апреля 1991 года начинает вещание в УКВ-FM диапазоне первая в стране независимая коммерческая российско-французкая радиостанция «Европа Плюс». Открывал вещание из помещения Лентелерадиокомитета мэр Ленинграда Анатолий Собчак, первый почетный президент радиостанции. А на учредительных документах "Европы Плюс" стоит подпись Владимира Путина, возглавлявшего в то время комитет по внешним связям городской мэрии и во многом помогавшего становлению радио. "Европа Плюс" сразу же стала неотъемлемой частичкой города. Ее первая студия располагалась в святая святых - в Эрмитаже. Основное содержание передач составляли музыкальные программы, каждые два часа давались выпуски новостей по материалам телеграфных агентств. Музыкальное вещание в пять раз превосходило речевое. А вместо привычного всем диктора, появилось новое понятие Диск-Жокей (Ди-Джей). На этом изменения на средних, коротких и длинных волнах не закончились. В1991году государственное «Радио России» стало соучредителем проекта «Радио России Ностальжи» - совместной российско-французкой радиостанции, эфир которой заполняла музыка 50-х, 60-х годов.

Радиостанции стали появляться с невиданной скоростью. Если недавно, в радиоиндустрии царила монополия, как вот уже зарождается жесткая конкуренция между множеством радиостанций. После «Европы Плюс» открываются радиостанции «Максимум», «Хит-ФМ», «Радио-Рокс», «Русское Радио» и др. После того как в 1991 году было разрешено частное радиовещание, в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны количество радиостанций увеличилось, в Москве, например, к 1994 году существовало уже 33 радиостанции. К 1998 году Российская Федерация выдала около1500 лицензий на коммерческое радиовещание.

Такой бурный рост связан не только с разрешением коммерческого вещания, но и со спросом. Люди смогли утолить информационную жажду. Зарубежная музыка, мировые новости и т. д. все это с начала 90-х появилось и укрепилось как, само собой разумеющееся на всех радиостанциях.

Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые коммерческие, религиозные и другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Рассмотрим некоторые из них.

Музыкальная радиостанция «Русское Радио» начала вещание в августе 1995 года. Эта станция вскоре вырвалась в лидеры коммерческого вещания, оставив позади «Европу Плюс» и радио «Максимум». Феномен «Русского Радио» заключается в том, что это первая национальная станция, реализовавшая принцип: музыкальные произведения только на русском языке. Отличное качество звучания, хорошее производство радиорекламы, популярные опытные ведущие - все это обеспечило ей успех. Программная политика «Русского Радио» оказало влияние и на другие коммерческие станции, которые так же пошли по пути частичной или полной переориентации на российскую музыку. Социологические исследования показывают, что период безоглядного увлечения западной музыкой быстро прошел.

«Европа Плюс» прибегает к услугам информационных агентств, а так же пользуется собственными источниками [11]. В новостных блоках станции - сообщения о важнейших событиях в стране и в мире, европейские новости, спорт, новости бизнеса и конечно европейская музыка.

«Свободное радио для свободных людей» - таков девиз работников станции «Эхо Москвы». Верность этому девизу, профессионализм в его реализации обеспечили быстрый и прочный успех этой радиостанции. С первых дней существования «Эха Москвы» были определены основополагающие критерии информационных материалов: четкое разделение факта и комментария, оперативность, достоверность, выделение основного события дня. В эфире этой радиостанции можно услышать интервью с крупнейшими политическими деятелями разных стран.

Также заслуживает внимания новый специализированный проект «Маяк-24», который начал вещание 26 апреля 2000 года. Эта станция явилась результатом расширения сетки вещания радио «Маяк» (основана 1 августа 1964 года). Это радио для социально-активных людей 30-40 лет, которых интересуют последние новости - политические, экономические, эксклюзивная оперативная информация из разных регионов страны и зарубежья.

Зелевич Е. [12] отмечает, что российские СМИ в настоящее время хорошо развились, поделили между собой территорию и продолжают свое развитие и расширение. Широкий выбор теле- и радио-станций предоставляет человеку свободу выбора, возможность получать информацию, участвовать в теле и радио-конкурсах и просто наслаждаться музыкой. Сегодняшнее радио - это показатель демократизации Российского общества и относительной свободы слова. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам, определилась аудитория различных станций, возросла оперативность информационного радиовещания благодаря использованию новейших технологий, развивается вещание практически всех станций в глобальной сети Internet в режиме реального времени (Real Audio - прослушивание радиостанции посредствам сети Internet в реальном времени).

Таким образом, до конца 20-го века в России складывалась государственная система радиовещания, которая сменилась в начале 90-х на коммерческое радиовещание. Тем самым изменились многие функции радиовещания, структура управления и тематика эфира. Коммерческое радиовещание должно быть окупаемо, для этого сотрудникам радиокомпании необходимо учитывать спрос на рынке, иметь конкурентную эфирную продукцию и т.д.

 

Функции радиовещания

 

Радиовещание выполняет множество функций. Выделяют [33,6,27] две основные функции радиовещания - информационная и рекламная.

Самая главная и старая функция осталась на почетном первом месте - это информационная функция. Постоянное получение информации стало для человека необходимым условием его полноценного участия в современной жизни.

Рекламная функция появилась недавно и сразу стала неотъемлемой в политике радиовещания. Реклама нужна для радио как, в первую очередь, для получения дохода (а для коммерческих радиостанций - это едва ли не единственный источник), так и для ориентирования слушателя в быстро меняющейся жизни. Реклама дает возможность слушателю разбираться в огромном мире товаров и услуг. Средства, полученные от рекламы, дают радиостанции возможность для функционирования, как всего эфира, так и отдельных рубрик. Так и некоторые рубрики или передачи являются рекламой, причем иногда скрытой.

Рекламная функция играет огромную роль в жизни радиовещания, проводятся постоянные исследования с целью определения рейтинга станций. По результатам одного такого исследования, проведенного в 2004 году в Британии, выяснилось, что доходы от коммерческой радиорекламы значительно выросли. Новые технологии увеличили роль радиовещания. Коммерческая сила радиостанций Британии возросла. Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей, что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.

Существует мнение [33], что рекламная функция появилась в отечественном радиовещании только в последнее десятилетие XX века. Однако это не так. Реклама зазвучала в эфире еще с середины 20-х годов (тогда существовало, напомним, акционерное общество «Радиопередача»). Наработан интересный опыт, который заслуживает специального изучения. В начале 30-х годов реклама из радиопрограмм исчезла: не вписалась в идеологическую концепцию КПСС. В дальнейшем (особенно в региональном вещании) появлялись разного рода объявления, но традиция радиорекламы прервалась. Поэтому реклама, особенно в нынешнем ее объеме и виде, и представляется явлением принципиально новым.

Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.

Радиореклама, начавшись практически с нуля, к середине 90-х годов буквально захлестнула эфир. Происходит экспансия рекламы как элемента дикого рынка. Сразу обнаружилось множество дисфункциональных моментов: отсутствие четких законодательных норм относительно финансовых вопросов, содержания, качества и количества эфирной рекламы, а также правил и норм размещения ее в программах. Появилась проблема скрытой рекламы.

Необходимо понимать на какую целевую аудиторию рассчитана та или иная радиостанция, в соответствии с этим рекламодатель должен выбрать наиболее подходящую, учитывая тот факт, что люди, на которых рассчитана его реклама, обладают определенными предпочтениями в музыке или информации, транслируемой на радиостанции.

Следующей важнейшей функцией является культурно-просветительская функция эфира. Радио с момента своего рождения транслирует произведения разных видов искусств. Как, например, упоминалось выше в советском радио были широко распространены радиопьесы, радиооперы, читались романы знаменитых писателей. Сейчас данные программы остались в малом объеме только на государственных радиостанциях. Самая распространенная форма культуры на коммерческих радиостанциях это музыка. Причем она то, как раз оставляет желать лучшего на большинстве каналов. Конечно, есть специфические радиостанции, например, «Радио Эрмитаж», «Радио Классика», «Радио Рокс», где транслируют классическую музыку, джаз, блюз или как в случае с «Радио Рокс» рок-музыку (норвежско-русская радиостанция) причем слово «РОК» здесь в самом лучшем смысле этого слова. Но таких станций мало, а те которые есть, имеют, как правило, очень ограниченную аудиторию.

Не только музыка выполняет Культурно-Просветительскую функцию, но и всевозможные развлекательные, познавательные программы, новости искусств, высоких технологий и т. д. И в этих программах существуют зачастую проблемы морали и цензуры в наше время. Не к месту употребляется сленг, да и сама тематика некоторых программ в моральном смысле далеко не идеальна.

Также некоторые авторы выделяют интегративную, пропагандистскую, развлекательную, досуговую, креативную функции. Интегративная - формирование и поддержание социальной общности, пропагандистская - отражение стремления одних слоев общества воздействовать на сознание других, преследуя свои интересы. Она накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, образовательной и другими. В ней выделяются развлекательная, досуговая или креативная - обеспечивает полноценное участие самого индивида в процессе массовой коммуникации и реализует его право на самовыражение с помощью Радиовещания. К развлекательной функции относятся трансляции конкурсов, концертов, игр и т.д.Необходимо заметить, что в числе сегодняшних радиостанций вещающих по России большое количество каналов имеют далеко не отечественные корни, например, «Европа плюс» (французко-русский проект), радио «Максимум» (русско-американская станция) и т. д. Это дает основания утверждать, что имеет место смешивание западной культуры с нашей. При неумелой подаче культуры других стран некомпетентными ведущими через эфир понижается культура страны и каждого человека в отдельности.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики.

Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике.

Агитационно-пропагандистская и организаторская функция. Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы разные, цели схожие: добиться определенного поведения, действия. Эта функция появляется, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политического, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализуются при обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организациями и структурами

Каждая из функций предполагает собственный блок информационных ресурсов. То есть, когда радиостанция выполняет, например, рекламную функцию, ей необходима информация из правовых источников, в частности «закон о рекламе» и т.д. В случае если радиостанция несет культурно-просветительскую функцию, работникам станции необходима информация, связанная с тем или иным сектором культуры, искусства и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.016 с.)