Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В. А. Осеевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В. А. Осеевой



По результатам констатирующего этапа был разработан и проведен формирующий эксперимент, основная задача которого заключалась в формировании у младших школьников нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе. В ходе воспитательной работы предполагалась реализация приемов, выделенных в теоретической части исследования.

Формирующий эксперимент проводился в течение января - марта 2011 года.

Важно отметить, что учащиеся экспериментального класса изучают литературу по программе «Литературное чтение» (комплект «Школа России») Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Задача курса - углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учащимися значения читательской деятельности как средства успешности обучения. Учебник по литературе содержит три произведения В.А. Осеевой: «Волшебное слово», «Хорошее» и «Почему», в работе, и мы учитывали в работе, что с творчеством В.А. Осеевой на примере этих произведений дети уже знакомы.

Для эффективного формирования нравственных ценностей были выбраны следующие формы работы: классный час в виде этической беседы «Уважай старших» («Порадовать близких - как это просто»), утренник (праздник) «Доброе слово и кошке приятно. Добрые дела живут века» («Доброе слово - что ясный день») и литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости».

Эти формы внеклассных мероприятий были выбраны не случайно.

Первое внеклассное мероприятие - тематический классный час в виде этической беседы «Порадовать близких - как это просто»(см. Приложение 8).

Целью данного мероприятия являлось формирование внимательного, уважительного отношения к старшим; формирование умения чувствовать настроение другого; анализировать свое поведение, свои поступки; быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту.

Мы начали работу по формированию нравственных ценностей у младших школьников с классного часа, потому что через беседу, которая является его центральным компонентом, возможно эффективное формирование у детей нравственных убеждений. Такая работа проводится на основе выявления идейного содержания рассказов. Формирование нравственных чувств осуществляется посредством сопоставления чувств персонажей и собственных чувств учащихся.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классного часа решались следующие педагогические задачи:

- обогащение сознания учащихся знаниями о правилах поведения, нравственности, этикете;

усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения);

проявление творческих способностей учащегося;

формирование классного коллектива как благоприятное среды развития и жизнедеятельности школьников.

В классный час были включены четыре произведения В.А. Осеевой. Первые произведения В.А. Осеевой, с которыми дети знакомились на классном часе, − это небольшие рассказы «Печенье» и «Пуговица». Оба рассказа о том, как дети неуважительно и невнимательно ведут себя по отношению к старшим. Учитель говорил детям: «Сегодня к нам в гости пришел Домовенок. Он живет в домах и ходит из квартиры в квартиру. Домовенок знает много историй, потому что наблюдал за многими людьми. Одни поступки людей ему нравятся, а другие нет. Домовенок записал некоторые события из жизни людей. Сегодня он вам принес истории со знаком вопроса. Прочитаем их и постараемся ответить на все вопросы Домовенка». Идея заключается в том, что Домовенок ходил по домам, смотрел, как ведут себя дети и некоторые поступки ему не понравились и он предлагал детям прочитать про них.

В первом рассказе «Печенье» для формирования нравственных убеждений мы использовали прием «объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя» и для формирования нравственных чувств - прием составления текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения.

После прочтения произведения мы использовали первый названный выше прием, потому что он помогал детям понять, что мальчики поступили так из-за душевной черствости, жадности и невнимательного отношения к своим родным. Если бы мальчики поделили печенье, то всей семье бы было хорошо. Прием реализовывался через вопросы, заданные учителем: «Все ли герои вам понравились? Почему? Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? Ребята, давайте с вами попытаемся разобраться, почему же мальчики так поступили? Кто ещё считает, что Вова и Миша поступили неправильно?». Дети по очереди высказывали свое мнение.

Также к данному рассказу мы использовали прием «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения». Этот прием мы использовали перед обсуждением прочитанного рассказа, чтобы дети написали свой текст, опираясь на свои первые впечатления и чувства. Задание было сформулировано следующим образом: «А теперь составьте небольшой текст, в котором опишите, какие чувства вы испытывали, когда читали произведение». На написание текста детям давалось десять минут. Многие дети написали в своих текстах, что поступок мальчиков вызвал негодование, отрицательные эмоции, жалость к маме и бабушке. После обсуждения произведения «Печенье» дети сверили свои первые чувства от прочтения рассказа с теми, какие появились после обсуждения вместе с учителем. Ученикам был задан вопрос: «Изменилось ли ваше отношение к мальчикам Вове и Мише?». Детям предлагалось сравнить свои первые впечатления, когда они писали текст и вторые, кода велось обсуждение.

При работе с рассказом «Пуговица» для формирования нравственных чувств мы использовали приемы «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения» и прием «сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения».

Детям давалось задание: «А теперь так же, как и по предыдущему рассказу, составьте небольшой текст. Опишите, что вы чувствовали, когда читали этот небольшой рассказ». Половина детей написали, что поведение Тани вызвало негодование, т.к. надо помогать по дому родным и приводить в порядок свою одежду самим. Другая половина написала, что также, как и Таня недовольны, что бабушка заставила ее пришивать пуговицу.

Целесообразность использования второго приема объясняется тем, что ситуация описанная в рассказе, наверняка, близка многим детям, т.к. не все школьники сами приводят в порядок свою одежду, а просят об этом мам и бабушек.

Следующее произведение В.А. Осеевой, с которым дети знакомятся на классном часе, называлось «Просто старушка». Благодаря этому произведению школьники усваивают, что внимательными и уважительными к старшим надо быть всегда и везде.

Этого мы добивались при помощи приема «оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя». Цель использования приема - формирование нравственных убеждений. Для формирования нравственных чувств использовался прием «подбор слов для характеристики персонажа, составление словарика». Для закрепления усвоенных ценностей в поведении был использован прием «совершай хорошие дела». Первый прием мы реализовали при помощи ряда вопросов, задаваемых после прочтения произведения, через которые у детей формировалось стремление анализировать поступок героя произведения, размышлять над нравственной стороной его выбора, определиться в своем варианте выбора. Вопросы были следующие: «Каким вы представляете себе мальчика из рассказа? Правильно ли он поступил? Почему он помог старушке? Можно ли назвать мальчика внимательным? Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку? О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А. Осеевой? Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?».

Для формирования нравственных чувств мы выбрали также прием «подбор слов для характеристики персонажа, составление словарика». Словарики чувств и настроений героя мы показывали за несколько дней до классного часа и объясняли, как их оформлять. Объяснение было следующим: «Ребята, мы с вами начнем составлять словарик чувств и настроения героя, в котором будем описывать какой герой по характеру, какие чувства он испытывал, как изменился в худшую или лучшую сторону. Посмотрите на образец». Словарь оформлялся в отдельной тетради.

 

Таблица 4 Образец словарика чувств и настроения героя

Имя героя/рассказ Характеристика героя (характер) Чувства, испытываемые героем Как герой изменился?
Боря/ «Бабка» Эгоистичный, грубый и т.д. Неуважение к бабушке, пренебрежение и т.д. Ему стало жаль бабку, стыдно за то, как он с ней обращался и т.д.

Для закрепления ценностных убеждений в поведении использовался прием «совершай хорошие дела». Привлекались родители детей со средним и низким уровнем сформированности нравственных ценностей. Проводилась индивидуальная беседа с родителями из которой выяснялось, как у детей нравственные ценности проявляются в поведении, как ученики ведут себя со старшими, какие добрые поступки совершают.

Последнее произведение, включенное в классный час - рассказ «Бабка».

Т.к. данное произведение писательницы объемное и его чтение заняло бы много времени, детям было дано задание прочитать рассказ заранее, к уроку внеклассного чтения.

При данной работе с рассказом, по нашему мнению, целесообразней использовать приемы «оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя» для формирования нравственных убеждений и «подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя)». Для формирования нравственных чувств также использовался прием «сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения» и «написание письма литературному герою».

Первый прием реализовывался через ряд вопросов, которые были заданы после прочтения текста. Детям были заданы следующие вопросы: «Как бабушка относилась ко всем в доме? Что она делала для Бори? А таким ли лишним человеком была бабка в семье? Обидно ли было бабушке, что к ней так относятся в семье? Всегда ли Борька был грубым с бабкой? А почему Боря так себя вел? Каким он был мальчиком на самом деле? Как вы об этом догадались? Что вы взяли для себя из этого произведения? Как же к ней относился Боря? Чему научил товарищ Борьку?». Школьники осмысливали чужой и собственный выбор. При обсуждении особое внимание было уделено тому, что Боря не всегда плохо относился к бабушке, были минуты, когда она была для него «своим человеком» и когда он злился на родителей за то что они плохо относились к бабушке, особенно отец. Также был сделан акцент, на то, что на Борьку повлиял товарищ, у которого в семье к старшим относились уважительно.

По формированию чувств мы использовали прием «составление словарика чувств и настроения героя». Причём особое внимание детей обратили на то, как меняется герой по ходу рассказа, каким он был, когда бабка была жива, и каким он стал после ее смерти. Важно было донести до детей, что только после смерти бабушки Боря «излечился» от душевной жестокости и черствости, но тогда уже было поздно. Прием был направлен на то, чтобы показать детям, что старших надо уважать и помогать им и заботиться, когда они еще живы, иначе будет поздно жалеть и плакать.

Также было дано задание записать в словарик характеристику бабушки, какой она была и какие чувства испытывала. После этого детей попросили сравнить свои чувства и чувства литературного героя, как дети обращаются со своими пожилыми родственниками. Усилить прием помогло задание написать письмо Боре. Школьникам было сказано написать в письме мнение о самом мальчике, объяснить ему, что он делал неправильно, и как надо было вести себя, а также дать советы, как вести себя на будущее по отношению к родителям и товарищам.

Данный вид работы отличается от работы на уроке большей информативностью, возможностью охватить большее число произведений В.А. Осеевой, чем предписано программой, а также более свободной, дружественной атмосферой и большим числом творческих заданий. Также в классный час, помимо работы с произведениями В.А. Осеевой, были включены стихотворения, викторина, работа с пословицами. Все стихотворения, включенные в классный час, были о доброте, внимательном, уважительном отношении к людям. Стихотворения давались вначале, что помогло создать благоприятную для работы атмосферу в классе и ввести детей в тему классного часа. Викторина следовала за рассказом «Просто старушка» и также помогла усилить воспитательный эффект от приемов, т.к. содержала вопросы о том, как надо вести себя со старшими, что способствовало закреплению проявления нравственных ценностей в поведении. Работа с пословицами следовала после работы с произведением «Бабка» и помогла усилить эффект формирования нравственных ценностей. Детям надо было найти пословицы, соответствующие рассказу и объяснить, как они их понимают. Такая работа, наравне с названными ранее приемами, способствует формированию нравственных убеждений.

Второе мероприятие - утренник «Доброе слово - что ясный день» (см. Приложение 9). Данная форма хороша тем, что отражает реальные факты и события, но обычно раскрывается через необычное, просто - через преодолимое, необходимое - через интересное. Помимо стимуляции творческих способностей учащихся, такая внеурочная работа способствует повышению интереса у учащихся и лучшему формированию нравственных ценностей. Целью данного мероприятия является развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; сплочение детского коллектива; воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу, умения находить общий язык с окружающими; показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

В мероприятие было включено три произведения В.А. Осеевой «Ни за то и ни за это», «Плохо» и «На катке». Все рассказы маленькие и хорошо вписываются в сценарий утренника. Все произведения писательницы маленького объема, поэтому знакомство с ними происходило непосредственно на утреннике.

Первый рассказ «Ни за то и ни за это» показывает детям, как важно делать добрые дела ни за что-то, а просто так, от чистого сердца. Здесь нами был использован прием, направленный на закрепление усвоенных ценностей в поведении: «инсценирование рассказа». Рассказ маленький и хорошо подходит для инсценирования. Сначала детям было дано задание после прочтения инсценировать данный рассказ. После этого учащимся было предложено обыграть похожие ситуации, придумать свою маленькую сценку, в которой бы школьники помогали друг другу просто так. Дети с удовольствием придумывали и обыгрывали свои собственные ситуации. Это помогло детям лучше усвоить, что добрые дела надо совершать бескорыстно.

Из следующего рассказа «Плохо», узнали, что плохо быть равнодушными, стоять и ничего не делать, когда другой попадает в беду.

Нами были использованы приемы «оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя», «объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя» и «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения».

Первые два приема направлены на формирование нравственных убеждений. Прием «оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя» реализовывался через вопросы, задаваемые во время прочтения текста и после его прочтения. Текст дети читали не сами, а слушали. На середине рассказы учитель прерывал чтение и задавал вопросы: «Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ». Учащиеся приводили различные варианты окончания этого рассказа. «Что мы можем сказать об этих мальчиках? Встречались ли вы с подобными ситуациями?». Далее чтение продолжалось и после окончания рассказа детям были заданы вопросы: «Почему женщина была возмущена? Почему удивились мальчики?».

Также требовалось объяснить, почему учащиеся считают поступок неправильным. Учащиеся анализировали этот отрицательный поступок героев и пытались найти его причину, понять, почему литературные герои так поступили, и как можно было бы поступить иначе, чтобы избежать неприятных последствий. Все дети отвечали, что надо было помочь котенку, а не смотреть равнодушно со стороны.

Для формирования нравственных чувств детям предлагалось составить небольшой текст, раскрывающий их эмоциональное состояние во время чтения произведения. Было дано задание: «Составьте текст, описывающий ваши чувства. Что вы чувствовали, когда слушали этот рассказ? Согласны ли вы с женщиной?». Дети описывали, вызвал ли у них поступок мальчиков отрицательные эмоции, и если да, то почему. На составление текста отводилось десять-пятнадцать минут. Большинство детей написали в своих сочинениях, что им не понравился поступок мальчиков, вызвал у них чувство негодования.

Последнее произведение В.А. Осеевой - «На катке». Мы использовали приемы «объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя» - для формирования нравственных убеждений, «подбор слов для характеристики персонажей» («составления словарика чувств и настроения героя») и «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения» - для формирования нравственных чувств.

Данное произведение вызвало сложности у детей из-за противоречивого поведения мальчика и неумения дать объяснения, почему он не помог девочке. Мы посчитали целесообразным написать слова, характеризующие этого мальчика, в словарик, и обсудить, какие чувства он испытывал, обратив внимание на то, как вел себя Витя по отношению к девочке сначала и как потом, когда подумал, что школьники смеются над ним. Словарики у детей был заведен еще с первого мероприятия. За день до утренника мы просили детей принести словарики.

Сразу после прочтения, перед тем, как начать обсуждение рассказа, мы использовали прием «написание текста», чтобы дети поделились своими эмоциям, впечатлениями, какие у них вызвал поступок героя. Задание было следующим: «Опишите в тексте свои эмоции и чувства, которые вызвал у вас поступок мальчика. Почему мальчик бросил девочку? Подумайте, а как бы поступили в данной ситуации?» Приятно отметить, что поступок героя вызвал у детей чувство негодования, многие дети написали, что не бросили бы девочку, а помогли бы ей.

Также в утренник были включены такие виды работы, как обсуждение ситуаций нравственного характера, игры, например, «Азбука добрых слов», «Комплимент», чтение стихотворений. Всё это помогало усилить приемы.

Третье мероприятие - литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости» (см. Приложение 10). Данное мероприятие является заключительным в нашей серии мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностей, и предполагает большую долю самостоятельности учеников. Целью литературного ринга является раскрытие на материалах литературных произведений значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развитие у детей чувства взаимопонимания, поддержки, воспитание любви к художественной литературе.

Литературный ринг включал работу с тремя произведения В.А. Осеевой «Хорошее», «До первого дождя» и «Навестила». Объем данных произведений позволял детям ознакомиться с текстами во время мероприятия.

Для рассказа «Хорошее» были выбраны приемы «оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя», «написание письма литературному герою». Первый прием реализовывался через индивидуальные вопросы, которые ученикам раздали на карточках: «Что хорошего сделал Юрик?», «Можно ли назвать Юру внимательным?», «Как бы ты поступил на его месте? Почему?». Отвечая на вопросы, дети приходили в к выводу, что думать о хорошем и совершать хорошие дела - это не одно и то же.

Второй прием, который был использован нами - «написание письма литературному герою». Дети с удовольствием выполняли это задание, давали советы Юре, как надо было поступить, чтобы всем было хорошо.

Второй рассказ В.А. Осеевой, с которым дети знакомились во время ринга, назывался «До первого дождя». В нем мы использовали прием «оправдание оступившегося героя». Детям после прочтения было дано задание подумать, можно ли оправдать Машу и почему. Большинство детей ответили, что девочке можно найти оправдание, т.к. Маша в конце покраснела, значит ей стало стыдно. Ещё одни прием, который мы использовали в данном мероприятии - «подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя)». Детям было дано следующее задание: «А теперь откройте свои словарики чувств и настроения героя и запишите, какая была Маша по характеру, какие чувства могла испытывать Таня, когда ее подруга не поделилась с ней плащом». Детям давалось на это пять-десять минут, после чего желающие зачитывали свои характеристики вслух.

Также в литературный ринг был включен рассказ «Навестила». Здесь нами были использованы приемы «объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя», «сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения» и «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения».

Первый прием реализовывался после прочтения произведения через вопросы заданные детям («Можно ли назвать Мусю внимательной? Отзывчивой?»). Особое внимание детей обращалось на то, что Муся была невнимательной по отношению к своей подруге и поэтому не помогла ей, не заметила, как ей плохо.

Второй прием реализовывался так: учащихся вызывали к доске и спрашивали: «Были ли у вас такие ситуации? Как бы вы поступили, оказавшись на месте Муси или Вали? Как вы думаете, какие чувства испытывала Валя?» Прием способствовал формированию у детей эмпатии, сочувствия, сострадания, отзывчивости. Дети делились своими чувствами, переживаниями, сравнивали свои чувства и чувства девочек.

Третий прием по работе с этим рассказом - «составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения». Детям было дано десять-пятнадцать минут на выполнение этого задания. Затем некоторые тексты по желанию зачитывались вслух и велось коллективное обсуждение. Многие дети написали, что Муся невнимательная по отношению к своей подружке, они осуждали Мусю и жалели Валю, сочувствовали ей.

В мероприятие, помимо работ с произведениями В.А. Осеевой, были включены различные подвижные игры, способствующие лучшему усвоению нравственных ценностей. Например, использовалась игра «Кто это». Детям необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: «Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами. С помощью этой игры дети вспоминали положительные качества своих товарищей. Также работа по формированию нравственных ценностей на данном мероприятии была усилена еще и тем, что две команды сами задавали друг другу вопросы по тексту нравственного содержания, о доброте, дружбе и отзывчивости.

Все приемы в запланированных нами мероприятиях были удачно реализованы. Для детей такая работа была интересна, познавательна и носила воспитывающий характер, они активно включались в работу и с охотой делились своими чувствами и переживаниями.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, результаты которого описаны в п. 2.3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.036 с.)