Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В. А. Осеевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В. А. Осеевой



 

Тула - 2012


С од ержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников нравственных ценностей при изучении творчества В.А. Осеевой

Формирование нравственных ценностей как основа нравственной воспитанности младших школьников

Отражение нравственных ценностей в произведениях В. А. Осеевой

Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников нравственных ценностей в процессе изучения творчества В.А. Осеевой во внеклассной работе

Выявление начального уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся экспериментального класса

Включение приемов формирования нравственных ценностей во внеклассную работу по знакомству с творчеством В.А. Осеевой

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» [50; 51].

Идеологической основой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». О формировании умений выбирать (самоопределяться), нести ответственность за результаты своего выбора указывается во всех основных документах, разработанных в рамках ФГОС [53].

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.

Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. По мнению В.А. Сухомлинского «Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого)» [45].

Художественная литература играет большую роль в формировании нравственных ценностей у младших школьников. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу. Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое ценности истинные и что - ложные. Ее задача - научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу [7].

Эффективность формирования нравственных ценностей у младших школьников будет заключаться в том, что воспитательные приемы будут способствовать раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно доброты, справедливости, уважения к другим людям. Всё это возможно реализовать во внеклассной работе с использованием произведений В.А. Осеевой.

Знакомство с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе при грамотно организованном педагогическом процессе будет способствовать, как личностному, так и жизненному самоопределению школьника, основанному на нравственных ценностях. Каждое произведение писательницы проникнуто нравственным содержанием, стремлением научить детей различать добро и зло, правильно оценивать свои и чужие поступки. Каждый из её рассказов заставляет задуматься. Произведения В.А. Осеевой представляют собой образцы человеческих отношений, учат честности, уважительному и внимательному отношению ко всем, кто нас окружает. По мнению Н.Н. Мулярчик и Г.И. Тарасовой, рассказы В.А. Осеевой хороши тем, что писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками на близких детям примерах. Рассказы Осеевой учат детей анализировать свои и чужие поступки и делать правильные нравственные выводы [52].

Однако практика школьного обучения показывает, что формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения. Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация младших школьников на нравственные ценности [18].

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе, исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах В.А. Сухомлинского, А.С.Макаренко, Б.Т. Лихачёва, И.Ф. Харламова, М.Н. Аплетаева, Н.И.Болдырева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Многие педагоги прошлого и современности заинтересованы в решении проблем формирования ценностей у современного поколения младших школьников. В отечественной науке данной проблемой занимались такие педагоги-исследователи, как Л.И. Божович, С.И. Маслов, Г.П. Иванова, И.С. Артюхова, Т.Ю. Сычева, А.В. Воронцов и др.

В педагогике существует большое количество воспитательных приемов. Но эти приемы не конкретизированы с учетом работы с художественными произведениями конкретного автора. Это свидетельствует о том, что современная школа не располагает в достаточной мере рекомендациями для эффективного использования нравственного воспитательного потенциала в формировании нравственности современного учащегося.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы.

Объект: нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе.

Предмет: приемы формирования нравственных ценностей, используемые при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой во внеклассной работе.

Цель работы: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем приемы формирования у младших школьников нравственных ценностей при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой во внеклассной работе.

Гипотеза:

Формирование у младших школьников нравственных ценностей при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой во внеклассной работе будет эффективным при использовании приемов:

способствующих формированию нравственных убеждений на основе выявления идейного содержания;

способствующих формированию нравственных чувств посредством сопоставления чувств персонажей и собственных чувств читателей;

направленных на применение усвоенных ценностей в поведении.

Задачи:

1) описать психолого-педагогический механизм формирования у младших школьников нравственных ценностей;

) охарактеризовать возможности включения во внеклассную работу произведений В. Осеевой с точки зрения формирования у младших школьников нравственных ценностей;

) выявить уровень сформированности нравственных ценностей у учащихся экспериментального класса;

) обосновать выбор приемов, способствующих эффективному формированию нравственных ценностей при знакомстве младших школьников с творчеством В. А. Осеевой, и включить эти приемы во внеклассную работу;

Методы:

теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование;

эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, создание ситуаций выбора;

методы обработки данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

методы презентаций данных: таблицы, диаграмма.

База опытно-экспериментальной работы:учащиеся 2 «В» класса МОУ СОШ №54 г. Тулы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.01 с.)