Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе



 

Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает внеклассная работа. Она дополняет и расширяет возможности уроков в воспитании учащихся.

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию, и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие потребности. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными [46].

Внеклассная или, по мнению П.И. Пидкасистого, также внеурочная работа − это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время. Внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки [33].

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе, в отличие от обязательной учебной работы.

. Внеурочный характер занятий, который выражается:

в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения;

в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. Во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям [32].

Примеры видов внеклассной воспитательной работы по З.Н. Васильевой:

традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

нестандартные: танцевальный ринг, поэтический кросс.

Внеклассная работа часто имеет воспитательную направленность. Внеклассная воспитательная работа− это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Формы внеклассной работы могут быть различны [35].

В «Толковом словаре» С.И. Даля понятие «форма» определяется как «наружный вид», «внешнее очертание», определенный установленный порядок [14]. В педагогике форма - это специальная конструкция процесса обучения и воспитания, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения и воспитания, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся [49].

К формам внеклассной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы, факультативные занятия, экскурсии и др.

Вопросами определения формы внеклассной воспитательной работы и классификацией форм занимались такие педагоги как В.С. Безрукова, Е.В. Титова, И.Т. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, И.М. Чередов.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими условиям школьной жизни. Оно постоянно меняется. Часто основы содержания и методики внеклассной работы черпаются из популярных игр телевизионных передач. (КВН, «Брейн-ринг», «Что? Когда?», «Поле чудес», «Отгадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.).

Рассмотрим основные формы организации внеклассной воспитательной работы.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

) по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;

) по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные, по направлениям воспитательной работы;

) по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт [49; 56].

Широко распространенной формой внеклассной воспитательной работы является классный час. Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью формирования классного коллектива и развитию его членов [19].

Центральным компонентом классного часа является беседа классного руководителя с учащимися на заранее запланированную тему. Кроме этого, на классных часах обсуждаются текущие дела, предусматриваются какие-либо виды развлечений с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности. Основная функция классного часа − обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения [43].

Существуют и другие классификации форм внеклассной воспитательной работы. Наиболее распространено следующее деление форм работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа − это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Такая деятельность требует от учителя знаний индивидуальных особенностей учащихся. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др.

К объединяющим формам организации работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Формы коллективной работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Одной из форм организации с детьми является и классный час, который, как было отмечено выше, проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной воспитательной работы должна быть наполнена содержанием с воспитательным потенциалом.

Напомним, что школе принадлежит приоритетная роль в формировании нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Формирование ценностей, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным [35; 49].

Как было отмечено выше (см. п. 1.2.), одним из важнейших средств формирования нравственных ценностей у младших школьников является художественная литература, и мы считаем, что целесообразно во внеклассную работу включить приемы работы с художественным произведением, направленные на формирование нравственных ценностей.

Первая группа приемов - это приемы, способствующие формированию нравственных убеждений на основе выявления идейного содержания. Начинать работу над формированием нравственных ценностей необходимо с формирования у младших школьников знаний о нравственных ценностях и на этой основе - убеждений. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Приемами формирования нравственных убеждений могут быть оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя при работе с произведениями «Синие листья», «Волшебное слова», объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя («Навестила», «До первого дождя», «На катке»), оправдание оступившегося героя («Добрая хозяюшка», «Обидчики»).

Рассмотрим первый прием: оценка (анализ, обсуждение) нравственного выбора литературного героя.

Прием направлен на выработку у младших школьников стремлений анализировать поступок героя произведения, размышлять над нравственной стороной его выбора, определиться в своем варианте выбора. Младшим школьникам работа по осмыслению чужого и собственного выбора, его нравственно-этическому оцениванию будет посильна и интересна [22]. Как правило, младшие школьники интуитивно понимают, что выбор главного героя с точки зрения нравственности верный или неверный, но для объяснения им либо не хватает вербальных средств (соответствующей лексики), либо они склонны следовать авторитету, подражать примеру, не задумываясь, либо могут быть не развиты рефлексивные умения. Так, например, в рассказе Осеевой «Синие листья» можно предложить детям проанализировать поступок Кати и Лены, почему Лена не взяла зеленый карандаш у Кати, несмотря на то, что та ей давала, и можно ли назвать девочек настоящими подругами после этого случая.

Ученику предлагается оценить (проанализировать, обсудить с учителем) выбор литературного героя. Учителем могут быть предложены следующие вопросы: «Согласен ли ты с выбором героя? Почему?», «Какой выбор сделал бы ты? Почему?». Причем вопросы раздаются индивидуально каждому ученику на карточках. Он может быть хорошо вписан во внеклассную работу, например, литературный брейн-ринг по произведениям Осеевой, где учащимся будет предлагаться ответить на вопросы по рассказам. Брейн-ринг - является одной из форм внеклассной работы.

Для подготовки младших школьников к личностному и жизненному самоопределению во внеклассной воспитательной работе нужно регулярно практиковать нравственное оценивание поступков литературных героев, так как именно оценка, и в особенности рефлексивная оценка поступка героя (с примеркой на себя), формирует систему нравственных ценностей, под влиянием которых ученик в дальнейшем выбирает индивидуальный жизненный путь. Механизм данного явления можно отразить в следующем алгоритме:

- Нравственно-этическое оценивание поступка литературного героя (его рефлексивная оценка).

- Формирование системы нравственных ценностей младшего школьника

- Определение себя, своего «Я» в системе ценностных ориентации, собственных отношений с миром нравственных ценностей

Выработка и осознание собственной ценностной позиции

- Выбор будущего, образа жизни, собственного жизненного пути [19; 44].

Объяснение причины неправильных, с точки зрения ученика, поступков героя.Данный прием предполагает, чтобы учащиеся проанализировали отрицательные, с их точки зрения, поступки героев и попытались найти причину этих поступков, понять, почему литературные герои так поступили и как можно было бы поступить иначе, чтобы избежать неприятных последствий. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание, что причинами неправильных, плохих поступков героев является их душевная чёрствость, неумение себя вести, невнимательное отношение к окружающим. Прием направлен на стимулирование у детей желания поступать по-другому. Достойные качества и недостатки героев − это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость − или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость. Оценивая поступок героя, у учащегося формируются некоторые нравственные убеждения.

Оправдание оступившегося героя.Не все герои произведений Осеевой совершают отрицательные поступки из-за таких качеств, как эгоизм, подлость и т.д. У многих героев наступает «сердечное прозрение», автор показывает, как герои избавляются от душевной черствости.

Прием направлен на то, чтобы у школьников выработалось понимание, какой оступившийся герой достоин оправдания, а какой нет. Оправдать можно того, кто раскаялся, понял, что он вёл себя плохо по отношению к окружающим. Ученики должны оправдывать героя, если можно найти оправдание. Так, например, в рассказе «Бабка» герой - мальчик Боря слишком поздно осознал, что был груб по отношению к бабке, лишь, когда она умерла, только тогда мальчик излечился от душевной чёрствости. В данном случае Борю нельзя оправдать, так как он не уважал бабушку при жизни.

Данный прием хорош тем, что помогает детям рассмотреть хорошие качества в людях, проследить как герои произведений из равнодушных и грубых могут стать внимательными и чуткими, понять, что каждый имеет право на ошибку. Так, например, в рассказе «Обидчики» ученики могут проследить, как грубияны, обижавшие мальчика Толю, после того, как Толя помог им, изменили свое отношение к нему и стали с ним дружить. Прием может способствовать формированию у детей сочувствия, способность к эмпатии.

Во внеклассной работе прием может быть использован, как в игре- соревновании, например, кто лучше и правильнее сможет оправдать оступившегося героя.

Формирование нравственных убеждений как компонента знаний на основе выявления идейного содержания имеет довольно сложный состав. В качестве его компонентов Е.Н. Степанова выделяет: 1) знание нравственного положения (нормы, правил поведения, принципов и т. д.); 2) знание обоснования (аргументации) необходимости следования этому положению; 3) знание существующего в обществе позитивного отношения к этому положению. Нравственные знания как компонент соответствующих видов убеждения являются итогом усвоения индивидом нравственного опыта человечества, существующего в виде соответствующих знаний.

Эти требования сводятся к следующему: 1) обратить внимание учащихся на ситуацию, которая носит характер нравственного конфликта; 2) помочь учащимся в выявлении противостоящих в конфликте сторон; 3) способствовать определению истинных мотивов поведения героев, формулированию тех нравственных положений, которые лежат в основе этих мотивов; 4) помочь выявить авторское обоснование того, почему определенный литературный герой следует тому или иному нравственному положению, и, если это обоснование носит характер неглубокой аргументации, помочь «углубить» ее; содействовать в определении учащимися нравственной позиции автора в изображаемом им конфликте и в правильной оценке ее с точки зрения соответствия прогрессивным тенденциям в развитии нравственности; 6) помочь учащимся обобщать извлекаемые ими из литературных эпизодов частные нравственные положения [43; 44].

При использовании приемов учащийся окажется способным не просто воспроизводить нравственные знания, как это обычно бывает, если они просто усвоены, но и видеть в них основу для выбора того или иного варианта своего поведения.

Следующая группа приемов направлена на формирование нравственных чувств посредством сопоставления чувств персонажей и собственных чувств читателей.

Нравственные чувства - это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, собственному поведению. Современные психологи и педагоги придают большое значение нравственным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Чувства побуждают младшего школьника к активной деятельности, придают убеждениям силу страсти и устойчивости [38].

В данной группе мы выделяем следующие приемы: прием сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения, подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя), составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние, возникающее при чтении произведения, написание письма герою.

Рассмотрим первый прием в этой группе: прием сравнения собственных чувств с чувствами героя произведения. Данный прием способствует адекватному оцениванию своих чувств и чувств героя. Если в жизни ребенка были такие же ситуации, он сравнивает, какие чувства испытывал персонаж и какие чувства испытывал сам ребенок в похожих условиях.

Чтобы лучше понять чувства героя и сравнить их со своими собственными ощущениями, ученику предстоит понять причины поступка героя, осмыслить, что его подтолкнуло поступить так, а не иначе, какие чувства он при этом испытывал, как бы сам ученик поступил в данной ситуации. Прием может способствовать формированию у детей эмпатии, сочувствия, сострадания, отзывчивости, а также способности поставить себя на место литературного героя. Впоследствии это научит ребенка ставить себя и сторону других людей.

Данный прием может быть удачно включен во внеклассную работу, особенно в классный час, например, ученики могут по очереди выходить к доске и рассказывать о своих чувствах или индивидуально излагать их на листе, после чего может следовать коллективное обсуждение написанного. Ученики могут по желанию прочитать о своих чувствах и эмоциях.

Второй прием - подбор слов для характеристики персонажей (составления словарика чувств и настроения героя).

Целью данного приема является обогащение словарного запаса детей словами, описывающими нравственные чувства героев произведений, и как результат - появление этих чувств у учащихся.

Известно, что обогащение словаря словами, называющими чувства, способствует появлению этих чувств [40].

Можно попросить детей вести словарики, при этом показать школьникам уже готовый словарь, как он должен быть оформлен. В него учащиеся после прочтения рассказов Осеевой будут записывать чувства и настроения героев произведения. Можно просить детей заполнять словарь как индивидуально (а потом собирать на проверку), так и коллективно, с обсуждением вариантов записи всем классом. Также эффективным для формирования нравственных чувств может быть включение в словарик не только положительных чувств, но также и отрицательных, можно разделить лист на две колонки, в одной из которых будут записываться положительные, нравственные чувства, которые испытывал герой, а в другой отрицательные.

Следующий прием: составление текста, раскрывающего эмоциональное состояние при чтении произведения. Данный прием хорошо сочетается с предыдущим приемом. При составлении текста можно попросить учеников пользоваться словариком чувств и настроений героя. Такая работа будет способствовать появлению этих чувств у младших школьников, т.к. учащиеся учатся оперировать этими словами в речи.

Следовательно, целью этого приема является формирование нравственных чувств у учащихся посредством использования в речи слов, обозначающих эти чувства. Также прием направлен на то, чтобы, составляя текст, школьники еще раз испытали то эмоциональное состояние, которое испытывали при прочтении рассказа, и более полно и чётко учились излагать свои чувства. Этот прием лучше использовать без предварительного обсуждения. Целесообразней давать это задание детям индивидуально, чтобы каждый ребенок смог описать именно свое эмоциональное состояние, а не пытался воспользоваться идеями одноклассников.

Прием «написание письма герою» также может стать эффективным приемом формирования у младших школьников нравственных чувств.

Можно попросить учеников написать письмо со словами поддержки или сочувствия герою, попавшему в беду или столкнувшемуся с проблемами, попросит дать совет герою, попавшему в трудную ситуацию, или же, наоборот, написать письмо отрицательному персонажу, попытаться объяснить, что он поступает нехорошо и дать совет, как надо поступать или вести себя в той или иной ситуации.

Написание письма поможет детям лучше разобраться в своих чувствах и понять отношение к герою произведения. В процессе написания письма дети будут лучше пытаться понять эмоциональное состояние героев, ставить себя на их место, учиться анализировать поступки и различные жизненные ситуации, искать другие возможные варианты выхода из затруднительных положений, возможно вспоминать случаи, которые происходили в их жизни близкие к тем, в которых очутился герой рассказа. Всё это способствует формированию доброты, отзывчивости, сочувствия.

Также для эффективности результаты работы по формированию нравственных ценностей важны приемы, направленные на применение усвоенных ценностей в поведении. Путь от формирования у школьников знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен. Мало обладать знаниями и убеждениями о нравственных ценностях и иметь нравственные чувства. Необходимо, чтобы нравственные ценности отражались в поступках ребенка, чтобы он вел себя в соответствии с нравственным поведением. Для этого необходимо создавать (обыгрывать) ситуации близкие к жизненным, чтобы у школьника родились нравственно-чувственные переживания, затем последовал волевой стимул и, наконец, поступок (см. 1.1.). На это и направлена следующая группа приемов.

Прием инсценирования (обыгрывания) похожих ситуаций. Целью приема является проявление усвоенных нравственных ценностей в поведении младших школьников через инсценирование (обыгрывание) ситуаций похожих на ситуации в тексте.

Этот прием очень хорошо впишется в рамки внеклассной воспитательной работы. Его можно использовать практически в любой форме внеклассной работы, на классном часе, на литературном ринге, утреннике, празднике «Доброты» и т.д. Также можно проиграть разные модели поведения. Несколько учеников обыгрывают, затем ситуации обсуждаются и выносятся рекомендации.

Очень хорошо для инсценирования подойдут такие короткие рассказы Осеевой, как «Просто старушка», «Девочка с куклой», «Пуговица» и др. Инсценируя (обыгрывая) различные ситуации, ученики лучше усваивают нормы нравственного поведения, т.к. сами вживаются в роль, стараются лучше почувствовать героя произведения.

Еще один прием, который может быть эффективным - прием «совершай добрые дела».После прочтения произведения с детьми обсуждается необходимость совершения хороших, добрых дел. В качестве примеров рассматриваются дела, которые совершали герои рассказов. Нужно, чтобы дети совершали добрые дела бескорыстно и усвоили, что «Мало не делать зло, надо делать добро», «Если не я это сделаю, то кто?». Можно после прочтения произведения обсудить с детьми, что они могли бы сделать и как сделать в той или иной ситуации. Учитель может контролировать, какие добрые дела дети совершают и совершают ли, через беседу с родителями, через наблюдение.

Целью данного приема является приучение детей к нравственным поступкам. Важно, чтобы у детей был стимул совершать добрые дела, чтобы дети научились поступать нравственно сами, по собственной инициативе, а не по просьбе учителя или родителей.

Мы рассмотрели приемы, способствующие формированию нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой. Мы считаем, что данные приемы будут эффективными, т.к. они опираются на механизм формирования нравственных ценностей и предполагают комплексное использование приемов для формирования нравственных убеждений на основе выявления идейного содержания, чувств посредством сопоставления чувств персонажей и собственных чувств читателей и применение усвоенных ценностей в поведении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.027 с.)