Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста



 

В течение дошкольного детства в эмоциональной сфере человека происходят значительные изменения. В данном параграфе отразим динамику этих изменений, условия, приводящие к ним, и прежде всего, представим общую характеристику эмоциональной сферы дошкольника.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками [16; 18].

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Эмоциональное предвосхищение возникает при ориентации ребенка на оценку его действий взрослым. При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения [16; 18; 26].

Роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку [16; 26].

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. В дошкольном возрасте формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Для того чтобы полнее представить развитие эмоциональной сферы дошкольника остановимся на его возрастной динамике [16; 26].

Итак, в эмоциональном плане для детей трех лет характерны резкие перепады настроения. Их эмоциональное состояние, как и в период раннего детства, продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Плохое настроение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в детский сад. Облегчает привыкание наличие у ребёнка навыков самообслуживания и самостоятельности.

Эмоциональное состояние четырехлетних детей значительно более стабильно, чем в предыдущем возрасте. Они не так быстро и резко утомляются, становятся психически более выносливыми (что связано, в том числе, и с возрастающей физической выносливостью). Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений с другими людьми: любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции.

Уже к четырём годам жизни, ребёнок может обладать чувством юмора. Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим. Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детёнышей), сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которое является для них образцом.

У детей пятого года жизни наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно поэтому начинаются многочисленные жалобы-заявления детей взрослому о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.

На шестом году жизни резко нарастает сложность эмоциональной жизни ребенка. Обретая возможность контролировать свое поведение, он все более способен регулировать проявление своих чувств. У него появляются устойчивые чувства и отношения. Вместе с тем, теперь он может сознательно и намерено скрывать свои чувства от других.

Ребенок начинает более тонко воспринимать нюансы душевного состояния других людей и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главным источником радости и печали ребенка. Пятилетний ребенок может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет видеть и понять их.

Ребенок может чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал». У некоторых детей к числу источников положительных эмоций добавляется радость познания и преодоления трудностей при решении задач.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к красоте окружающего мира. Они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа: желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создать условия, в которых дети будут получать такие яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.

К концу дошкольного возраста эмоциональная жизнь ребенка становится все более сложной. Чувства ребенка приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Его эмоциональные процессы более управляемые. Обретая возможность контролировать свое поведение, он все более способен регулировать проявление своих чувств. Вместе с тем ребенок может сознательно и намерено скрывать свои чувства от других [27].

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Охарактеризуем их далее.

. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками [16].

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом общение ребенка со сверстниками имеет существенные отличия от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки [].

Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4 летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) где дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). При значительную роль в погружении ребенка в мир чувств и осознании того, что они чувствуют играют занятия с психологом ДОУ. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют [16].

. Воображение служит психологическим механизмом в развитии эмоциональной сферы.

Так, в частности, анализ аффективного поведения дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею. Они также не умеют управлять своим воображением, которое часто становятся источником их собственных страхов, эмоции детей непроизвольны [14].

Изменение структуры воображения и уровня его развития приводить к тому, что у детей практически исчезли аффективные реакции, их эмоции стали произвольными. Они научаются управлять ситуацией, переосмыслять ее.

4. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями [14; 16; 26].

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

5. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы [16].

Таким образом, в течение дошкольного детства в эмоциональной сфере человека происходят значительные изменения. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

По мере взросления ребенка - дошкольника его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. Ребенок становится субъектом сложных чувств, он: радуется и сердится, ревнует и грустит и т.д. У него формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Он осваивает принятые в культуре способы выражения чувств при помощи с помощью интонации, мимики, пантомимики.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает более тонко воспринимать нюансы душевного состояния других людей и отношения к нему и друг к другу. К концу дошкольного возраста эмоциональная жизнь ребенка становится все более сложной. Чувства становятся более устойчивыми. Эмоциональные процессы более управляемые, произвольные.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий: от характера общения ребенка со сверстниками; от специально организованной деятельности, в которой дети учатся испытывать определенные чувства и осознавать их; от развития их воображения; от содержания игровой и трудовой деятельности.

Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Содержание и результаты эмпирического исследования эмоциональной сферы дошкольников представлены нами в следующей главе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.011 с.)