Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста



Понятие «центральная функция сознания» наряду с «социальной ситуацией развития», «ведущей деятельностью», «возрастными новообразованиями» является важной характеристикой возрастного развития человека. Своим появлением в психологической науке оно обязано деятельности Л.С. Выготского. В дальнейшем его идеи были развиты в отечественной науке.

Л.С. Выготский разрабатывая идею о смысловом и структурном строении сознания, он указывает, что в каждом возрастном периоде в центре развития стоит какая-либо одна функция. Функция, которая стоит в центре сознания и называется его центральной функцией. По мере того как функция становится произвольной, она уходит на периферию, уступая место другой. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Таким образом, процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений [4].

Последовательное проникновение и врастание возрастного психологического новообразования в центральную функцию определяют изменения в ведущей деятельности. Возникающая к концу возрастного периода произвольная центральная функция ведет к появлению новых форм общения, которые определяют специфику нового возрастного периода (Е.Е. Кравцова).

ВконцепцииЛ.С. Выготскогов дошкольном возрасте складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Например, мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его [4; 14; 16].

В настоящее время в отечественной психологии полагают, что память является центральной психической функцией младшего школьного возраста - возраста следующего за дошкольным. А в качестве центральной функции сознания дошкольника следует рассматривать эмоции (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.В. Носкова и др.).

Сегодня меняется представление психологов относительно эмоций ребенка - дошкольника. Так, Е.Е. Кравцова, опираясь на исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) приходит к заключению, что развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения. И считает необходимым включить воображение в структуру эмоционального процесса [14].

Вместе с тем, воображение по Е.Е. Кравцовой является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере. Развитие и становление произвольности эмоций в дошкольном возрасте имеют ту же логику, что и развитие воображения. При этом развитие воображения как бы опережает развитие эмоций. Это дает основание считать, что воображение служит психологическим механизмом в развитии центральной психической функции дошкольного периода [14].

Нам представляются важными идеи Е.Е. Кравцовой относительно логики возрастного развития и месте центральной функции сознания в нем. Согласно автору логика возрастного развития представляет собой следующее: Ведущая деятельность является той формой, в которой новообразование делает центральную функцию произвольной. Другими словами, возрастное психологическое новообразование, характеризующее специфику развития, делает произвольной центральную функцию этого периода, причем этот процесс связан с особой деятельностью, которая в психологии получила название ведущей.

Согласно Е.Е. Кравцовой магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере. Психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения. Основной деятельностью, которая обеспечивает условия для этого, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов [14].

Таким образом, охарактеризовав логику возрастного развития ребенка дошкольного возраста и место в ней центральной функции сознания - эмоций далее остановимся собственно на содержании эмоциональной сферы дошкольника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.004 с.)