Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста
Понятие «центральная функция сознания» наряду с «социальной ситуацией развития», «ведущей деятельностью», «возрастными новообразованиями» является важной характеристикой возрастного развития человека. Своим появлением в психологической науке оно обязано деятельности Л.С. Выготского. В дальнейшем его идеи были развиты в отечественной науке. Л.С. Выготский разрабатывая идею о смысловом и структурном строении сознания, он указывает, что в каждом возрастном периоде в центре развития стоит какая-либо одна функция. Функция, которая стоит в центре сознания и называется его центральной функцией. По мере того как функция становится произвольной, она уходит на периферию, уступая место другой. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Таким образом, процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений [4]. Последовательное проникновение и врастание возрастного психологического новообразования в центральную функцию определяют изменения в ведущей деятельности. Возникающая к концу возрастного периода произвольная центральная функция ведет к появлению новых форм общения, которые определяют специфику нового возрастного периода (Е.Е. Кравцова). ВконцепцииЛ.С. Выготскогов дошкольном возрасте складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Например, мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его [4; 14; 16]. В настоящее время в отечественной психологии полагают, что память является центральной психической функцией младшего школьного возраста - возраста следующего за дошкольным. А в качестве центральной функции сознания дошкольника следует рассматривать эмоции (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.В. Носкова и др.). Сегодня меняется представление психологов относительно эмоций ребенка - дошкольника. Так, Е.Е. Кравцова, опираясь на исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) приходит к заключению, что развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения. И считает необходимым включить воображение в структуру эмоционального процесса [14].
Вместе с тем, воображение по Е.Е. Кравцовой является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере. Развитие и становление произвольности эмоций в дошкольном возрасте имеют ту же логику, что и развитие воображения. При этом развитие воображения как бы опережает развитие эмоций. Это дает основание считать, что воображение служит психологическим механизмом в развитии центральной психической функции дошкольного периода [14]. Нам представляются важными идеи Е.Е. Кравцовой относительно логики возрастного развития и месте центральной функции сознания в нем. Согласно автору логика возрастного развития представляет собой следующее: Ведущая деятельность является той формой, в которой новообразование делает центральную функцию произвольной. Другими словами, возрастное психологическое новообразование, характеризующее специфику развития, делает произвольной центральную функцию этого периода, причем этот процесс связан с особой деятельностью, которая в психологии получила название ведущей. Согласно Е.Е. Кравцовой магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере. Психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения. Основной деятельностью, которая обеспечивает условия для этого, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов [14]. Таким образом, охарактеризовав логику возрастного развития ребенка дошкольного возраста и место в ней центральной функции сознания - эмоций далее остановимся собственно на содержании эмоциональной сферы дошкольника.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.004 с.) |