Организация эмпирического исследования онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация эмпирического исследования онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников



Для того чтобы выявить особенности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников и проверить выдвинутую гипотезу о том, что по мере взросления ребенка происходит усложнение его эмоциональной сферы, что находит свое проявление в: увеличении дифференциации, уменьшении проявления амбивалентности и инверсий эмоций, нам потребовалось провести эмпирическое исследование. Такое исследование было проведено на базе МБ ДОУ «Детский сад №23» г. Барнаула.

Выборку исследования составили воспитанники средней и старшей группы в количестве 40 человек, из которых 20 детей в возрасте 4-5 лет и 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Цель данного исследования: выявитьстепень сформированности эмоций у детей дошкольного возраста.

Основная диагностическая методика, использованная в курсовой работе это: Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Орехова).

Данный тест разработан на основе модели структуры личности О.А. Ореховой и предназначен для детей с 4 до 11 лет. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент. «Применение цвето-ассоциативного эксперимента», - как замечает О.А. Орехова, «является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте» [20, с. 59]. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта. Эмоции представлены в виде «жильцов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Тест позволяет провести диагностику:

. степени дифференцированности-обобщенности эмоциональной сферы - степени дифференцированности-обобщенности эмоциональной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии позитивных и негативных эмоций);

. шкалы актуальных ценностей;

. предпочтений определенных видов деятельностей;

.вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случаях необходимости в определенных эмоциональных блоках.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

.   Лист ответов (см. Приложение №2).

.   Шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие грифелю. Поскольку так достигается выравнивание условий процедуры исследования.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.

Во втором задании ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в котором «живет» ряд нравственных социальных категорий. Т.е. ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис. Здесь цвет служит меркой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории, см. приложение №1. Социальную категорию «музей», предложенную О.А. Ореховой, мы заменили на категорию «театр», поскольку в воспитателями и педагогами ДОУ ставятся спектакли с детьми, а также в детский сад приезжают различные театры со своими постановками. И, таким образом, категория «театр», вероятно, является для детей этого возраста более эмоционально окрашена, а также представляет интерес для изучения отношения к ней.

В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. При раскрашивании последнего домика в этом задании ребенок самостоятельно выбирает социальный объект предпочтения и выбирает для него занятия [20].

О.А. Орехова замечает, что после раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты личностного развития, а порой - боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период общения со сверстниками и воспитателями [20].

Исследование эмоциональной сферы дошкольников проводилось нами следующим образом:

индивидуально (у детей до 5 лет) и в малых группах по 4-5 человек (у детей 5-6 лет);

при введении интриги секретности, для того чтобы дети были заинтересованы в соблюдении режима молчания при выполнении задания (и, тем самым исключении «заражения» в ответах и предпочтениях детей). Для этого дети из группы переходили в кабинет педагога-психолога;

проведении диагностики при помощи опытного помощника (педагога-психолога ДОУ). Инструкцию по раскрашиванию к методике «Домики» см. в приложении;

при диагностике детей 4-5 лет использовался адаптированный вариант методики с сокращенным количеством категорий.

Достоинствами методики являются то, что с ее помощью можно провести диагностику личности ребенка, изучив не только степень развития его эмоциональной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии позитивных и негативных эмоций), актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельностей. Методику можно использовать в психологическом консультировании и коррекции ребенка как для прогноза затруднений в развитии эмоциональной сферы, так и для диагностики достигнутых результатов психологической работы и др.

«Прохождение» ребенком методики О.А. Ореховой благодаря взаимодействию с цветом, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, оказывает на его психотерапевтический эффект. Произвольность использования цвета дает ребенку возможность обозначить для себя негативные полюсы эмоций или любой негативный социальный объект нелюбимым цветом и абстрагироваться от них, создавая для себя индивидуальный блок психологической защиты.

Итак, для того чтобы выявить особенности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников было проведено эмпирическое исследование. Его участниками стали воспитанники МБ ДОУ «Детский сад №23» г. Барнаула в возрасте 4-5 и 5-6 лет в количестве 40 человек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.007 с.)