Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста



Курсовая работа

Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста


Введение

эмоция дошкольный сознание

Эмоции являются центральной функцией сознания дошкольников. Все остальные психические процессы у них развиваются под влиянием эмоциональной сферы. Знание того, как развиваются эмоции на протяжении дошкольного возраста, позволит специалистам в сфере дошкольного образования и родителям выбрать адекватную стратегию воспитания и обучения ребенка.

С другой стороны в условиях современного мира существует ещё один фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере - это многочисленные нарушения эмоционально-волевой сферы, и как следствие - поведения детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств. Наиболее частые из них: нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, эмоциональные перегрузки, двигательное беспокойство, формирование негативных сторон личности: агрессивности, пассивности, эгоизма, излишнего рационализма, интеллектуализма, повышенной эмоциональности, тревожности, внутренней социальной незрелости. Поэтому исследования, направленные на изучение эмоциональной сферы дошкольников являются актуальными.

Невнимание в течение многих лет отечественной педагогики к определённым сторонам эмоциональной жизни ребёнка можно объяснить как объективными трудностями практического изучения эмоциональных проявлений у детей, так и специфическими для нашей страны причинами социального характера, основные из которых - существовавший многие годы тоталитарный уклад в обществе, а также авторитарная идеологизация человеческой жизни. Всё это подвергло эмоционально - чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей значительному прессингу и сознательному игнорированию.

Многие психологи (П.К. Анохин, Л.И. Божович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.К. Эльконин и др.) так или иначе, в своих трудах указывают на значимость эмоций в развитии ребенка. Так, в частности, Л.И. Божович отмечает, что именно за переживанием лежит мир потребностей ребенка - его стремлений, желаний, намерений в их соотношении с возможностями их удовлетворения. Специфика детских эмоций, их роль как регулятора поведения и деятельности ребенка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выступают при анализе онтогенеза и его отдельных этапов [2].

В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, базису его душевной жизни значительно возрастает, что сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества и науках о человеке. В последнее время эмоции становятся предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.).

Точная и глубокая диагностика онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников позволит не только создать условия для полноценного развития ребенка, но и провести своевременную коррекцию, составить прогноз развития детей, с нарушениями эмоциональной сферы.

В настоящее время отмечается дефицит прикладных исследований, направленных на выявление особенностей онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников при переходе от среднего дошкольного возраста к старшему, а также исследований в сфере психологического сопровождения детей дошкольного возраста с целью гармонизации их отношений с окружающим миром и с самим собой.

Цель исследования: Выявить особенности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников.

Объект исследования: Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: Онтогенез эмоциональной сферы дошкольников.

З адачи исследования:

.   Изучить проблему эмоций как центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста.

.   Охарактеризовать эмоциональную сферу человека и особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

.   Провести эмпирическое исследование онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников.

.   Обобщить представленные в психологической литературе приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Гипотеза исследования: по мере взросления ребенка происходит усложнение его эмоциональной сферы, что находит свое проявление в: увеличении дифференциации, уменьшении проявления амбивалентности и инверсий эмоций.

База исследования: МБ ДОУ Детский сад №23 г. Барнаула - воспитанники средней и старшей группы в количестве 40 человек.

Методы исследования:

Теоретические: проблемно-ориентированный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы: Цветовая диагностика эмоций О.А. Ореховой;

Математическо-статистические: методы обработки экспериментальных данных (сравнение среднего значения и процентное соотношение).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


 

Заключение

 

Знание о том, как развиваются эмоции на протяжении дошкольного возраста, позволит специалистам в сфере дошкольного образования и родителям выбрать адекватную стратегию воспитания и обучения ребенка. Вместе с тем, диагностика онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников позволит не только создать условия для полноценного развития ребенка, но и провести своевременную коррекцию, составить прогноз развития детей, с нарушениями эмоциональной сферы.

Проведение эмпирического исследования особенностей онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников при помощи проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Ореховой) позволили прийти нам к следующим выводам:

1. В эмоциональной сфере дошкольников 4-5 и 5-6 лет есть общее и особенное. Общим является то, что у большей части детей (75-80%) преобладает позитивное мировосприятие, что в цветовом выражении эмоций проявляется в предпочтении основных цветов (красного, желтого, зеленого и синего) и отвержении черного и коричневого.

2. Эмоциональная сфера дошкольников в обеих выборках оказалась дифференцирована не полностью. Наиболее часто встречаются недифференцированные социальные эмоции: «справедливость - обида» и «восхищение - скука». В выборке детей 5-6 лет эмоциональная сфера дифференцирована у 14 (70%) человек, а у выборке детей 4-5 лет - у 11 (55%) человек.

.   Для эмоциональной сферы дошкольников характера амбивалентность. В выборке детей 5-6 лет амбивалентность оказалась у 7 детей (35%) в выборке детей 4-5 лет она отразилась у 10 (50%) человек.

.   В обеих выборках дошкольников в эмоциональной сфере присутствуют инверсии. В группе детей 5-6 лет с инверсиями оказалось 8 (40%) человек, в группе детей 4-5 лет - 6 (30%) человек. Количество инверсий не уменьшалось по мере взросления детей. А само их наличие обусловлено как недостатком дифференциации эмоциональной сферы, вследствие социальной незрелости детей, так и нарушениями личностного развития на уровне базовых эмоций.

.   Все дошкольники выражают позитивное отношение к различным видам деятельности, которыми они занимаются в детском саду. Предпочтения дошкольников тоже схожи. Так, для старших дошкольников наиболее предпочтительными в эмоциональном плане оказались: театр, деятельность, выбранная ими самостоятельно (особенно - рисование и игра) и рисование. Для детей среднего дошкольного возраста наиболее предпочитаемыми оказались: деятельность, выбранная ими самостоятельно (особенно - игра и танцы), рисование и игра. Такой выбор отражает индивидуальные особенности детей, а также нормальному варианту развития дошкольников (ориентацию детей на ведущий и сопутствующий ему вид деятельности в данном возрасте).

.   Целенаправленного развития требуют эмоции, связанные с такими видами деятельности как счет и пение. Содержание практической деятельности психолога в этом направлении будет зависеть от характера диагностируемых проблем и соответственно целей своей практической деятельности, сформулированных психологом в системе дошкольного образования.

Таким образом, проведение эмпирического исследования позволило подтвердить положения гипотезы о том, что по мере взросления ребенка происходит усложнение его эмоциональной сферы, что находит свое проявление в: увеличении дифференциации и уменьшении проявления амбивалентности.

Дальнейшее изучение проблемы эмоций как центральной функции сознания мы видим в сопоставлении результатов исследования эмоций дошкольников, проведенные разными эмпирическими методами.


Список литературы

 

1. Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей - дошкольников. Автореферат дисс. к.пс. наук. - Курск, 2011. - 27 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М Просвещение 1968. - 464 с.

.   Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 1999.

.   Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2006.

5. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

.  Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000.

7. Зеленина Л.А. Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad

8. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айри-пресс, 2006.-160 с. - (Библиотека психолога образования).

.  Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте - М., 2004. - 192 c.

10. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Ильин Е. П. - СПб.: 2001. - 752 с.

.   Капитоненко Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития. Автореферат дисс. к.пс. наук. - М, 2009. - 24 с.

.   Коробова Т.В. Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников // http://ext.spb.ru/index.php

14. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // http://voppsy.ru/issues/1996/966/966064.htm

15. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 456 с.

.   Носкова Н.В. Психология возрастного развития человека. - Барнаул, 2004.

18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - 3-е изд., стер. - М.: Тривола. - 1998. - 352 с.

19. Овчарова Р.В. Практическая психология - М., 1996.

.   Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - Москва-Воронеж, 2000.

.   Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.

.   Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с.

24. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с., стр. 412.

.   Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос. - 2003

.   Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.

.   Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Инсттут практической психологии, 1996. - 512 с.

.   Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - Москва, 2003.

30. Эльконин Б.Д. Психология развития. М. 2001. - 144 с.

Курсовая работа

Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста


Введение

эмоция дошкольный сознание

Эмоции являются центральной функцией сознания дошкольников. Все остальные психические процессы у них развиваются под влиянием эмоциональной сферы. Знание того, как развиваются эмоции на протяжении дошкольного возраста, позволит специалистам в сфере дошкольного образования и родителям выбрать адекватную стратегию воспитания и обучения ребенка.

С другой стороны в условиях современного мира существует ещё один фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере - это многочисленные нарушения эмоционально-волевой сферы, и как следствие - поведения детей, проявляющихся в виде разных симптомов расстройств. Наиболее частые из них: нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, эмоциональные перегрузки, двигательное беспокойство, формирование негативных сторон личности: агрессивности, пассивности, эгоизма, излишнего рационализма, интеллектуализма, повышенной эмоциональности, тревожности, внутренней социальной незрелости. Поэтому исследования, направленные на изучение эмоциональной сферы дошкольников являются актуальными.

Невнимание в течение многих лет отечественной педагогики к определённым сторонам эмоциональной жизни ребёнка можно объяснить как объективными трудностями практического изучения эмоциональных проявлений у детей, так и специфическими для нашей страны причинами социального характера, основные из которых - существовавший многие годы тоталитарный уклад в обществе, а также авторитарная идеологизация человеческой жизни. Всё это подвергло эмоционально - чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей значительному прессингу и сознательному игнорированию.

Многие психологи (П.К. Анохин, Л.И. Божович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.К. Эльконин и др.) так или иначе, в своих трудах указывают на значимость эмоций в развитии ребенка. Так, в частности, Л.И. Божович отмечает, что именно за переживанием лежит мир потребностей ребенка - его стремлений, желаний, намерений в их соотношении с возможностями их удовлетворения. Специфика детских эмоций, их роль как регулятора поведения и деятельности ребенка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выступают при анализе онтогенеза и его отдельных этапов [2].

В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, базису его душевной жизни значительно возрастает, что сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества и науках о человеке. В последнее время эмоции становятся предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.К. Вилюнас В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.).

Точная и глубокая диагностика онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников позволит не только создать условия для полноценного развития ребенка, но и провести своевременную коррекцию, составить прогноз развития детей, с нарушениями эмоциональной сферы.

В настоящее время отмечается дефицит прикладных исследований, направленных на выявление особенностей онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников при переходе от среднего дошкольного возраста к старшему, а также исследований в сфере психологического сопровождения детей дошкольного возраста с целью гармонизации их отношений с окружающим миром и с самим собой.

Цель исследования: Выявить особенности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников.

Объект исследования: Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: Онтогенез эмоциональной сферы дошкольников.

З адачи исследования:

.   Изучить проблему эмоций как центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста.

.   Охарактеризовать эмоциональную сферу человека и особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

.   Провести эмпирическое исследование онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников.

.   Обобщить представленные в психологической литературе приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Гипотеза исследования: по мере взросления ребенка происходит усложнение его эмоциональной сферы, что находит свое проявление в: увеличении дифференциации, уменьшении проявления амбивалентности и инверсий эмоций.

База исследования: МБ ДОУ Детский сад №23 г. Барнаула - воспитанники средней и старшей группы в количестве 40 человек.

Методы исследования:

Теоретические: проблемно-ориентированный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы: Цветовая диагностика эмоций О.А. Ореховой;

Математическо-статистические: методы обработки экспериментальных данных (сравнение среднего значения и процентное соотношение).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.036 с.)