Обработка и анализ результатов эмпирического исследования онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка и анализ результатов эмпирического исследования онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников



 

Обработка количественных данных, полученных в результате применения методики О.А. Ореховой строилась следующим образом. Всем цветам первого задания слева направо приписываются баллы от 6 - в первом выборе до 1 балла - в последнем. Так у нас получается цветовой градусник - бальные оценки цветовых выборов, каждый из которых получает балл в зависимости от степени предпочтения. Цвет, выбранный ребенком первым - получает 6 баллов, вторым - 5 баллов и т.д.

Далее, сопоставляя баллы цветовых выборов первого задания, приписываем соответствующие баллы эмоциональным отношениям, обозначенным соответствующим цветом во втором задании, и эмоциональным отношениям к различным видам деятельности - в третьем задании. Таким образом, получаем бальные оценки эмоциональных отношений. Естественно, что цветовой выбор от 5 до 6 баллов означает ярко выраженное предпочтение эмоциональной категории или вида деятельности, а цветовой выбор от 1 до 2 баллов - ярко выраженное их отвержение. Так получается числовое выражение предпочтения ребенком каждого полюса эмоциональных блоков или определенного вида деятельности.

Далее для нас важно определить степень дифференциации эмоций дошкольниками. Т.е. выраженное предпочтение эмоциональных категорий позитивного и отвержением эмоциональных категорий негативного содержания. Критерием дифференциации эмоций является предпочтение ребенком позитивных и отвержение негативных эмоций, выраженное цветом в раскрашивании домиков и соотнесенное с цветовым градусником. В каждой выборке фиксировались случаи недифференциации эмоций с указанием их количества у каждого конкретного ребенка.

Следующим шагом было определением амбивалентности. Часто дети могут обозначать одним цветом позитивные и негативные эмоциональные категории. Если ребенок обозначает несколько понятий одним цветом, то вероятно в этих понятиях для него существует что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.

Критерием амбивалентности эмоций является обозначение ребенком одним цветом позитивных и негативных эмоций, выраженное в баллах, полученных при шкалировании. Амбивалентность может быть выражена при обозначении двух, трех и более эмоциональных категорий. И, в таком случае, по мнению О.А. Ореховой можно говорить о степени проявления амбивалентности или недифференцированности эмоциональной сферы ребенка. Случаи амбивалентности с указанием степени (по количеству амбивалентностей) «объединенных» категорий также фиксировалась нами в каждой из выборок [20].

Еще одним шагом данного исследования было определение инверсий в эмоциональных блоках. Инверсия наблюдается при сравнении бальных оценок эмоциональных категорий, если бальная оценка эмоциональной категории негативного содержания превышает оценку эмоциональной категории позитивного содержания. В этом случае при раскрашивании ребенок обозначает эмоциональную категорию негативного содержания цветом, находящимся выше в цветовом градуснике, чем цвет, которым ребенок обозначил эмоциональную категорию позитивного содержания. Т.е. критерием инверсии эмоций является предпочтение ребенком негативных и отвержение позитивных эмоций, выраженное в баллах.

Как и при амбивалентности, инверсии могут происходить при цветовом обозначении от двух до пяти пар эмоциональных категорий. В таком случае инверсии также, по мнению О.А. Ореховой, могут быть обозначены определенной степенью (по количеству инверсий) [20]. Что также фиксировалось в исследовании.

В своем исследовании мы не ставили цели провести глубинное обследование детей дошкольного возраста, например, выявить нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций, что обнаруживается при наличии инверсии. В данном случае нам было важно выявить особенности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников. Поэтому нами не создавались подробные описания ответных листов каждого ребенка. А, напротив, полученные нами сырые баллы заносились в таблицу по каждому ребенку, а затем по каждой выборке (дети 4-5 и 5-6 лет) вносились в сводную таблицу по заданиям: цветовой градусник, личностные блоки и социальные объекты, см. приложение №3, 4.

В дальнейшем анализе полученных данных особое внимание было уделено на дифференцированность и недифференцированность эмоциональной сферы детей, степень недифференцированности и характер связей. При сопоставлении данных полученных в двух выборках мы использовали среднее значение по выборкам и процентное отношение.

Описав суть обработки полученных в методике «Домики» О.А. Ореховой данных перейдем к их непосредственному анализу.

Во-первых, отметим особенности поведения детей во время проведения методики. Практически для всех них сама процедура раскрашивания была интересной и вызывала положительные эмоции. В процессе раскрашивания некоторые дети рисовали детали домиков (крыши, двери, окна), растения и т.д., причем подобные рисунки выполняли не только девочки, но и мальчики.

Примерно половина участников обследования при предъявлении им нового задания достаточно быстро выбирали нужный карандаш и молча, начинали закрашивать. Были и такие, которым крайне сложно было выбрать один цвет для раскрашивания и они просили разрешения использовать два цвета (в таких случаях при переводе результатов в баллы выбирался балл того цвета, которого в рисунке было больше). Примерно половина участников исследования, при предъявлении очередного жильца домика (виды деятельностей), повторяли задания экспериментатора, интонационно выражая свое отношение к заданной категории, а затем уже начинали раскрашивать.

После окончания раскрашивания дети выражали гордость за свою работу. Им хотелось обсудить свою работу, показать ее воспитателю и т.д.

Первое задание, предъявляемое детям - раскрашенные дорожки (цветовой градусник). Цветовые выборы детей позволяют понять их цветовое мироощущение. Показательно, что у большей части детей на первых местах находятся основные цвета, последние места занимают - коричневый и черный. Таких детей оказалось 16 (80%) в выборке детей 5-6 лет и 15 (75%) в выборке детей 4-5 лет. В соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера, это свидетельствует о том, что потребности, которые они символизируют наиболее актуальны. И является вариантом нормального развития детей и взрослых.

Однако среди наших дошкольников были и такие, кто поставил черный и коричневый цвета на одни из первых мест. И таким образом, у этих детей оказалась одна из последних двух дорожек раскрашена в основные цвета. Количество таких детей в выборке 5-6 лет 4 человека (20%), а в выборке 4-5 лет 5 человек (25%).

Наличие черного и коричневого цветов в начале цветового ряда может свидетельствовать о стрессе, негативизме детей, реакции протеста. Наиболее сильная биологическая потребность у таких детей является решающей в их поведении и может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека. Если же основный цвет у ребенка находится в конце ряда - это может являться признаком вытесненных, подавленных потребностей, либо человек не может найти способы удовлетворения этих потребностей. В любом случае - такая информация может являться признаком дисбаланса эмоциональной сферы ребенка и должна насторожить психолога ДОУ.

О.А. Орехова отмечает, что наличие дополнительных цветов на первых местах цветовых дорожек следует рассматривать как инверсии. А «дети с инверсиями цветового градусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций» [20, с. 93].

В нашем случае в выборке детей 5-6 лет у двух мальчиков (Игорь М. и Леша Ш.) черный цвет в цветовом градуснике оказался на втором месте, что может свидетельствовать о негативизме и протесте детей. На последних места у этих детей оказались основные цвета - желтый (Игорь М.) и красный (Леша Ш.). Эти, согласно М. Люшеру, свидетельствует о недоверии, отчаянии, разочаровании у первого мальчика и перевозбуждении и утомлении - у второго. Кроме того, умеренные протестные реакции (черный цвет на четвертом месте) можно предположить еще у двух мальчиков этой выборке (Данил В. и Вова М.).

Дальнейшее обследование и беседа со специалистами ДОУ подтвердили наличие неврологических диагнозов у детей, у которых черный цвет в цветовом градуснике оказался на втором месте (Игорь М. и Леша Ш.).

В выборке 4-5 лет в 5 детей в цветовом градуснике отметили черный или коричневый цвета в середине ряда (3-4 позиция). Анализируя их выбор, предполагаем наличие умеренной формы протеста. Однако, возможно, что такой выбор означает только недостаточную дифференцированность эмоциональной сферы детей.

Следующим пунктом анализа стала сфера социальных эмоций. Мы обращали внимание на собственно дифференциацию эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы, его способность вычленять субъективно-объективные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать, в конечном счете, добро от зла.

Во-первых, для нас было важно то, что ни у кого из детей данное задание не вызвало принципиальных затруднений, вызванных непониманием некоторой абстрактности категорий (радость, горе, скука, восхищение и д.).

Далее нам было важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. О.А. Орехова подчеркивает значимость обозначения ребенком позитивных социальных объектов основными цветами, а негативных - коричневым или черным. Случаи обозначения одним и тем же цветом позитивных и негативных объектов указывают на возможные проблемы ребенка в общении и деятельности.

В выборке детей 5-6 лет оказалось, что обозначение позитивных объектов основными цветами, а негативных - дополнительными характерна для 12 (60%) человек. Наряду с черным и коричневым - цветами заданными в методике, дети часто для обозначения негативных объектов (например: обида, скука и др.) используют синий цвет.

В выборке детей 4-5 лет обозначение позитивных объектов основными цветами, а негативных - дополнительными нехарактерно вообще. Для обозначения негативных объектов дети в этой выборке часто используют - черный, коричневый и синий, а порой и зеленый и красный. Т.е. негативным объектам наряду с приписываемыми культурно цветом детьми 4-5 лет присваивается свой «личный» цвет. В контексте методики «Домики» это может свидетельствовать о недостаточной дифференцированности эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста. Наиболее часто встречаются недифференцированные социальные эмоции: «справедливость - обида» и «восхищение - скука».

Далее нами отслеживались позитивные и негативные полюса отдельных социальных эмоций. При этом, важно выделить детей, у которых позитивные полюса эмоций находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные и соответственно - группу детей - у которых картина - иная. Подчеркнем, что при нормальном варианте личностного развития позитивные полюса эмоций - выше по рейтингу, чем негативные (О.А. Орехова). Это положение нам представляется более важным показателем дифференцированности эмоциональной сферы ребенка, чем описанное ранее.

Таким образом, количество детей выборке 5-6 лет, у которых позитивные полюса эмоций находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные - 14 (70%) человек. В выборке детей 4-5 лет таких оказалось 11 (55%) человек. Полагаем, что этих детей можно считать обладающими дифференцированной эмоциональной сферой. А 30% детей 5-6 лет и 45% детей 4-5 лет в нашем исследовании обладают не достаточно дифференцированной эмоциональной сферой.

Кроме дифференциации эмоций для нас было важно заметить частоту амбивалентности и инверсий эмоций детей среднего и старшего дошкольного возраста. В выборке детей 5-6 лет амбивалентность оказалась характерна для 7 детей (35%). От 1 степени (4 ребенка) до 4 степени (1 ребенок). В выборке детей 4-5 лет таких оказалось 10 (50%) человек. От 1 степени (6 детей) до 3 степени (1 ребенок). Т.е. по результатам нашего исследования количество детей с амбивалентным проявлением эмоций от среднего дошкольного возраста к старшему несколько уменьшается. Напомним, что наличие амбивалентности также является свидетельством недостаточной дифференцированности эмоциональной сферы.

Относительно количества инверсий в эмоциональной сфере детей у нас получились следующие данные. В группе детей 5-6 лет оказалось 8 (40%) человек с инверсиями эмоций. Степень инверии у них была представлена от 1 (5 человек) до 5 (1 человек). В группе детей 4-5 лет таких детей оказалось 6 (30%) человек. Степень инверии у них была представлена таким образом: 1 степень (2 человека), 2 степень (2 человека), 3 степень (2 человека). В данном случае количество инверсий не уменьшается по мере взросления детей. Вероятно, такая картина связана с тем, что инверии из показателя недеференцированности эмоциональной сферы обусловленной социальной незрелостью ребенка становятся показателем нарушений личностного развития на уровне базовых эмоций.

Следующим шагом в нашем анализе стала сфера деятельностых отношений. При анализе сферы деятельностных отношений выявляется осознанность различных форм поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает образовательное учреждение, какие ценности и актуальные переживания достижения этих ценностей определяют наличие у него осознанных проблем и возможность их решения.

Для определения значимости какой-либо деятельности в для детей в каждой из выборок нами использовалось ее среднее значение. Представим сферу деятельностных отношений в ее средних значениях по двум выборкам в таблицах №1-2.

Сфера деятельностных отношений (средние значения) у детей 5-6 лет

Среднее значение дет- ский сад рисо- вание танцы театр пение счет чтение игра наблюдение за природой предпочитаемая деятельность
  4,7 4,9 4,4 5,1 4,35 4,2 4,55 4,8 5 5,05

 


 

Диапазон средних значений мог варьироваться от 6 до 1. Наиболее предпочитаемая деятельность детей имеет наибольший балл, наименее предпочитаемая - наименьший.

Отметим, что дети 5-6 лет выражают достаточно позитивное отношение к детскому саду в целом (средний балл - 4,7) и к различным видам деятельности, которыми они занимаются в нем (диапазон значений от 4,2 до 5,05). Наиболее предпочтительными в эмоциональном плане видами деятельности для детей в этой выборке оказались: театр (5,1 балл), деятельность, выбранная ими самостоятельно (5,05 баллов) и рисование (4,9 баллов). Наименьшие предпочтения у детей получили счет (4,2 балла) и пение (4,35 баллов).

Среди деятельностей, выбранных детьми 5-6 лет самостоятельно (предпочитаемая деятельность) назывались следующие:

·         Рисование - 5 человек,

·         Игра - 4 человека,

·         Занятия физкультурой (в том числе - бегать) - 3 человека,

·         Общение (разговариваем) - 2 человека,

·         Пение - 2 человека,

·         Конструирование - 1 человек,

·         Чтение - 1 человек,

·         Лепка - 1 человек,

·         Прогулка - 1 человек.

Таким образом, при достаточно широком перечне (9 видов деятельностей) наибольшее предпочтение получили рисование 5 (25%) человек и игра 4 человека (20%).

Следуя за автором методики «Домики», детям 4-5 лет нами был предложен иной список «жителей» домиков. Это не позволило нам заметить возможную разницу в предпочтениях детей. Тем не менее, дети этой выборке также выражают позитивное отношение к различным видам деятельности, которыми они занимаются в детском саду (диапазон значений от 4,6 до 5,5), см. таблицу №2. При этом наиболее предпочтительными в эмоциональном плане видами деятельности для них оказались: деятельность, выбранная ими самостоятельно (5,5 баллов), рисование (5,4 балла) и игра (5,4 балла). Наименьшие предпочтения у детей получили конструирование (4,6 баллов) и пение (4,6 баллов).

 

Сфера деятельностных отношений (средние значения) у детей 4-5 лет

Среднее значение полезные дела чтение конструирование пение рисование игра предпочитаемая деятельность
  4,95 4,9 4,6 4,8 5,4 5,4 5,5

 

Среди деятельностей, выбранных детьми 4-5 лет самостоятельно (предпочитаемая деятельность) назывались следующие:

·         Игра - 6 человек,

·         Танцы - 5 человек,

·         Рисование - 4 человек,

·         Конструирование - 3 человека,

·         Пение - 1 человек,

·         Чтение - 1 человек.

Т.е. выделяя 7 видов предпочитаемых деятельностей дети 4-5 лет чаще называют: игру 6 (30%) человек и танцы (25%) человек.

Выбор предпочитаемых видов деятельностей таких как: игра, рисование, конструирование соответствует варианту нормального развития. Поскольку показывает ориентацию детей на ведущий и сопутствующий ему вид деятельности в данном возрасте.

Подводя итоги данного параграфа отметим, что проведение методики «Цветовая диагностика эмоций» О.А. Ореховой в выборках детей 4-5 и 5-6 лет позволило заметить общее и особенное в эмоциональной сфере детей. Так, у большей части детей (75-80%) преобладает позитивное мировосприятие, что в цветовом выражении эмоций проявляется в предпочтении основных цветов (красного, желтого, зеленого и синего) и отвержении черного и коричневого.

Эмоциональная сфера дошкольников оказалась дифференцирована не полностью. Наиболее часто встречаются недифференцированные социальные эмоции: «справедливость - обида» и «восхищение - скука», что возможно связано с недостаточной осознанностью противоположностей и невысокой актуальностью этих противоположностей для эмоциональной жизни детей данного возраста. В выборке детей 5-6 лет эмоциональная сфера дифференцирована у 14 (70%) человек. а у выборке детей 4-5 лет - у 11 (55%) человек.

Кроме того, для эмоциональной сферы дошкольников характера амбивалентность. В выборке детей 5-6 лет амбивалентность, как свидетельство недостаточной дифференцированности эмоциональной сферы оказалась у 7 детей (35%) в выборке детей 4-5 лет она отразилась для 10 (50%) человек.

В обеих выборках дошкольников в эмоциональной сфере присутствуют инверсии. В группе детей 5-6 лет с инверсиями оказалось 8 (40%) человек, в группе детей 4-5 лет - 6 (30%) человек. Количество инверсий не уменьшалось по мере взросления детей. А само их наличие обусловлено как недостатком дифференциации эмоциональной сферы, вследствие социальной незрелости детей, так и нарушениями личностного развития на уровне базовых эмоций.

Все дошкольники выражают достаточно позитивное отношение к различным видам деятельности, которыми они занимаются в детском саду. При этом для старших дошкольников наиболее предпочтительными в эмоциональном плане оказались: театр, деятельность, выбранная ими самостоятельно (особенно - рисование и игра) и рисование. Для детей среднего дошкольного возраста наиболее предпочитаемыми оказались: деятельность, выбранная ими самостоятельно (особенно - игра и танцы), рисование и игра. Выбор предпочитаемых видов деятельностей таких как: игра, рисование и др. соответствует варианту нормального развития. Поскольку показывает ориентацию детей на ведущий и сопутствующий ему вид деятельности в данном возрасте. Целенаправленного развития требуют эмоции, связанные с такими видами деятельности как счет и пение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.038 с.)