ТОП 10:

Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Средневековья и Нового времени



садовый парковый композиционный созерцательный

Сады средневековья. Конец IV в. - блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IVв.) и эпохой Возрождения в Италии (XIVв.), называется средними веками или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства [18, с. 167].

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IXвв.), романский (X-XIIвв.), готический (конец XII-XIVвв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т.е. на территориях, относительно защищенных от разрушения [31, с. 235].

Эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью не могла не оказать влияние на развитие садово-паркового искусства. Сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В них выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере сад можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь - лабиринты - сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен. Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность [18, с. 169]. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип садов. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем [31, с. 239].

Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады прато, не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Сад-лабиринт прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен) [12, с. 174].

Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады. В 1525г. в г.Пизе был устроен первый ботанический сад.

Эпоха Возрождения. Возрождение это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эта эпоха в истории проявила себя, прежде всего, в идее свободного человека, продолжив тем самым античную традицию. Здесь сформировался антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм - это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества. Сад возрождается как источник эстетического насаждения.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонично слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке: сады располагались на террасированных склонах; террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада; связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов, которые становятся важным планировочным элементом; водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи [31, с. 249].

В итальянских садах появляется новый прием боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано [18, с. 185].

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль барокко.

Стиль репрезентировал сильную королевскую и императорскую власть. Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений. Эта потребность находит свое отражение в функциональных особенностях парков: вместо паломничеств <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259F%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25BE%22+%5Co+%22%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>-променад <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B4%22+%5Co+%22%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4>(прогулки в парке); вместо рыцарских турниров <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A0%25D1%258B%25D1%2586%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2580%22+%5Co+%22%D0%A0%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%80>- «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F_%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%22+%5Co+%22%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0>; вместо мистерий <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8%22+%5Co+%22%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8>-театр <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A2%25D0%25B5%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2580%22+%5Co+%22%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80> и бал-маскарад <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2591%25D0%25B0%25D0%25BB-%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B4%22+%5Co+%22%D0%91%D0%B0%D0%BB-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4>[18, с. 190].

В интерьерах помещений место икон <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2598%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B0%22+%5Co+%22%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0> заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Аскетизм религиозности уступает жизнелюбию человека. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Поэтому барокко - это век Разума и Просвещения.

Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603гг. Авторы Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы [31, с. 253].

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка «Торжествующий Рим» на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи. В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции [12, с. 167].

Садово-парковое искусство Франции XVII века. Ренессанс во Франции охватывает период со второй половины XV века до начала XVIII. Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве.

Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями берсо или перголами, а также невысокими стенами - палисадами. Планировка садов была простая в виде квадратов, имеющих внутреннее членение [31, с. 268]. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVIIв. в роскошные кружевные партеры бродери. Их создателем является королевский садовник Ж.Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал песок, толченый кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы. [18, с. 199].

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэде Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVIIв.

Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями [12, с. 175].

Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держанвиль. И.Блондель в четвертом томе «Курса архитектуры» отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако этот прием не получил широкого распространения и был забыт [18, с. 232].

Середину XVII века принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием всей умственной жизни страны был двор Людовика XIV. Искусство стало предметом особой заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVIIв. Андре Ленотр (1613-1700гг.). Вершиной его творчества считается Версаль. Будучи плодом тщеславия Людовика XIV, Версаль стал символом абсолютной власти, каждая деталь которого свидетельствует о могуществе правителя, торжестве монархии.

За роскошными фасадами видна личность, мыслившая с имперским размахом. Впоследствии многие дворцы Европы были построены по примеру Версаля. Среди них - замки Сан-Суси в Потсдаме, Шенбрунн в Вене, Большой Дворец в Гатчине. Превратившись в музей истории великой Франции, Версаль стал архитектурным свидетельством того, что масштабы личности сдерживаются только ее устремлениями.

Версаль - загородная резиденция короля Людовика XIV (1662-1700гг.) - наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов - все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой. Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. Он представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. В зеленых залах «лежали» газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны [12, с. 178].

Характерная черта регулярного стиля безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн ит.д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере ансамбль Герренгаузен; в Австрии Шенбрунн и Бельведер (арх.ФишерфонЭрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д.Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх.Кнобельсдорф).

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов. Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер. Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов. Ярко выражена основная ось композиции - стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии. Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада. Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции. Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами. В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная [31, с. 305].

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.

Садово-парковое искусство Англии XVIII века. В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие - буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж.Ж.Руссо. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы» [12, с. 184].

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе в начале XVIII века.

Хрестоматийный пример такого стиля - знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель - Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии - другой известный мастер - Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов. Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов - подражание природному ландшафту. Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей. Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа. Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно. Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности. Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам. Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения) [12, с. 199].

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.008 с.)