ТОП 10:

Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Древнего мира



 

Садово-парковое искусство - один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души.

Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. Первые исторические упоминания о сказочных садах, безусловно, восходят еще к доисторическому прошлому, а именно к райскому саду «Эдем». Люди всегда верили в существование рая на Земле, блаженного уголка, где царит гармония и нет ни горестей, ни печали. Может быть, нам так и не суждено узнать, где был тот райский сад, но это нисколько не умаляет его притягательности.

О сотворении Адама и Евы, последующем грехопадении и изгнании из созданного для них Богом рая повествуется в начале Книги Бытия, первой книги Священного Писания иудеев и христиан. Эта история райского сада - Эдема, описанная в Библии, веками пленяла воображение художников и поэтов, пытавшихся хотя бы на холсте и бумаге воссоздать образ утраченного блаженства.

С древних времен сады и растения посвящались богам. Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада.

На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с лучшим, божественным, но, являясь произведениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения человека к миру, природе и степень ее освоения. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады «наслаждений» (Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко).

Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили, иногда приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению. «Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом» эпохи». Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что «истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...». Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени «садовый быт». В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и «потребление» столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения.

Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов. Взаимосвязь садоводства и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих видов искусства. Одна из традиционных связей выражалась в стремлении живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории садово-паркового искусства в значительной степени опирается на этот материал. Так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся изображениям. Многие замечательные художники, скульпторы, архитекторы принимали участие и в создании садов и парков. Рафаэль, работая по заказу кардинала Джулиано Медичи, при разбивке парка виллы Мадама в Риме впервые применил прием «анфиладности», создав ансамбль зеленых кабинетов посредством разделения пространств стеной из стриженой зелени. Живописец Вильям Кент стал родоначальником пейзажного стиля в паркостроении Европы. В этих парках взаимосвязь между живописью и ландшафтным искусством обозначилась наиболее ярко: пейзажные парки «черпали» свои сюжеты из живописных полотен Буше, Пуссена, Фрагонара, иногда создаваемых для парков. Великолепным садоводом был Клод Оскар Моне. Он создал знаменитые импрессионистические сады в Живерни [12, с. 6].

О связи с театральным искусством свидетельствуют употребляемые в садоводстве термины, такие как: сцена, кулисы, зеленый театр, сюжет, сценарий. Сады содержали пространства, устроенные специально для театральных спектаклей. Философия формировала мировоззрение, насыщала парки философско-символическим смыслом; литература, как и живопись, обостряла восприятие, подсказывая поэтические образы. Список поэтов, оказавших решительное влияние на садово-парковое искусство, может быть открыт Петраркой, который не только представил в своих произведениях программу садоводства, но и был садовником-практиком. Он писал другу: «Я создал два сада, которые мне нравятся чрезвычайно. Я не думаю, чтобы им были равные в мире». Продолжают список Джозеф Аддисон, Гете - создатель Герцогского сада в Веймаре, Н.В. Гоголь, устроивший свой сад в Васильевке. А Ван Гог на полотне «Сад поэтов» выразил свое представление об идеальном месте, «где человек освобождается от забот, и свет дня будит его воображение» [12, с. 6].

Давней была и связь садоводства с музыкой. В средневековых садах обязательным было музицирование, ценились инструментальная музыка и человеческое пение. В эпоху барокко и классицизма сочинялась специальная «садовая музыка», строились павильоны для садовых концертов. Сады были любимой темой музыкальной живописи и живописной музыки импрессионистов К. Дебюсси, В.Э. Борисова-Мусатова и др. Шелли писал: «В трепете весенних листьев, в синем воздухе мы находим... тайные созвучия своему сердцу. В безъязыком ветре есть красноречие, в шуме ручья и окаймляющих его тростников есть мелодия... Человек - это инструмент, подверженный действию различных внешних и внутренних сил, подобно тому, как переменчивый ветер играет на эоловой арфе, извлекая из нее непрестанно меняющуюся мелодию».

Уильям Лоусон в 1618 году в своей книге «Новый фруктовый сад» упоминал еще об одном «украшении» садов: «... это стаи соловьев, которые, оперируя несколькими нотами и тональностями, сильными, восхитительными голосами, исходящими из слабых телец, будут делить с вами компанию и ночью, и днем». Если именно таким образом представить себе длительную и интереснейшую эволюцию отношения человека к природе, то сады и Парки превращаются в ее вехи. И даже перышки и цветы на женских шляпках обретают историческую осмысленность и обнаруживают древние корни. История садово-паркового искусства насчитывает более восьми тысячелетий. Стили садов, сформировавшиеся за столь длительное время, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи. Сады большей частью создавались для знати и служили «визитной карточкой» правящей элиты. Именно поэтому в садах с такой силой и выразительностью проявились национальные и религиозные особенности.

Ассиро-вавилония. Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Города Двуречья имели округлую в плане, позднее прямоугольную форму и были окружены кольцом крепостных стен, иногда двойным или тройным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застройка плотнее. В архитектурных комплексах развитие композиции происходило не по продольной оси, применялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане. Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей [18, с. 14].

Такой архитектурный принцип лег в основу «висячих садов» Семирамиды, созданных во дворе Южного дворца (605-562гг.дон.э.). Неожиданное соединение стихии земли и стихии воздуха дало уникальное прекрасное архитектурное решение. На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические варианты садов Семирамиды. Согласно этим данным, сады представляли собой ряд возвышающихся террас отсюда, вероятно, и множественное число «садов», принятое в древних описаниях. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям, число террас было больше) Нижняя размером 45х40м имела высоту 8м, вторая 40х30х13м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской стены. Слой земли на первых двух террасах составлял 2м, на следующих 1м. На нижних террасах росли деревья, на верхних кустарники и цветы [12, с. 22].

Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и долину Евфрата.

Древний Египет. В IV тысячелетии до н.э. Древний Египет был основан как самостоятельное государство, во главе которого стоял фараон, считавшийся наместником бога на земле. Сады и дворцы, построенные по приказу фараона, были призваны прославлять его величие и божественную сущность.

Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами [18, с. 25].

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство, для которого было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних помещений с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении [17, с. 30].

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Особое свойство садов - наполнять воздушную стихию удивительными запахами, ароматами стало самым ценным, основополагающим в садово-парковом искусстве.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами: регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии; формирование замкнутых композиций; наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада; использование ритма как композиционного приема; применение аллейных и рядовых посадок; использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Древняя Греция. Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря. Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый.

Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского. Вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Еще прежде некоторые греки с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык. Человек в Древней Греции считался «мерой всех вещей». Что было положено впоследствии в основу демократии. Парковое искусство становится более доступным для различных слоев населения.

В античной Греции была разработана система пропорций принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами [17, с. 40].

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерно осознание того, что каждый человек должен развивать себя гармонично: физически и духовно. Калокагатия(отдр.-греч. <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2594%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%258F%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BA%22+%5Co+%22%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>«прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2594%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%258F_%25D0%2593%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%22+%5Co+%22%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F> культуре- гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2598%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25B0%25D0%25BB%22+%5Co+%22%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB> воспитания <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2592%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%22+%5Co+%22%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> человека <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A7%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BA%22+%5Co+%22%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>. Этот идеал, введенный Сократом, повлиял на развитие в садово-парковом искусстве определенных функциональных зон. Священные рощи герооны. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. В них стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др. Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений. В 146г.дон.э. Греция стала римской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития. Древний Рим. Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

Развитие монархического правления в Древнем Риме <http://docviewer.yandex.ru/r.xml?sk=yfcc8b543b99457192f409d43243d6bb2&url=http%3A%2F%2Frevolution.allbest.ru%2Fhistory%2F00009902_0.html%22+%5Ct+%22_blank> дало толчок к зарождению новых форм садово-паркового искусства более величественных и глобальных.

Наибольшего расцвета имперские тенденции в садово-парковом искусстве достигли в период с I в.дон.э. до Iв.н.э. К этому времени сформировались следующие типы садов. Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь. Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Элементы сада размещались случайно. На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции сад-ксист и сад-ипподром.

Сад-ксист(плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома. Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. Это были первые эксперименты топиарного искусства, так актуального сегодня в садово-парковой культуре [18, с. 50].

Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты: совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей); создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы); отсутствие композиционного единства в садах [18, с. 54].

После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.01 с.)