Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование дизайн - концепции зон созерцательного отдыха, детских игровых площадок В парке «четыре стихии»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стихия(греч.)- вещественное начало, основа, природное основанье; простое, не разлагаемое вещество, цельное, несоставное; начальное, коренное вещество. Стихиями зовут основные вещественные неживые силы природы, по древним четыре: земля, вода, воздух и огонь. Мы уже давно знаем, что четыре стихии не являются первоэлементами. Но научное знание не заменило и не отменило тех глубинных смыслов, поэтических и символических значений, которыми наделила эти природные субстанции человеческая культура. Мифопоэтическое содержание каждого из первоэлементов тесно сплетено с его физическими свойствами и с функциональной ролью в человеческой жизни. Как уже обосновывалось ранее в работе, актуальным для города сегодня является создание современного парка отдыха, олицетворяющего собой гармоничное сочетание человека и природы. Именно поэтому в качестве философской концепции такого парка выбрана идея «Четырех стихий». Парк задумывался как вечное противоборство живого, природного и техногенного, что является отражением всего многообразия нашего мира. Он буквально символизирует, что человек - часть природы и поэтому не может быть счастлив, полностью изгнав ее из своей жизни, заменив разумными механизмами. Осознанию этой сути поможет путешествие по парку из одной зоны в другую. Парк включает в себя «Стихию Воздуха», «Стихию воды», «Стихию Земли» и «Стихию Огня». Эти зоны разделены между собой под прямым углом центральными аллеями, рассекающими парк на неравные части. Стихия Земли-это плоть мира. Она играет роль материальной основы, организующей деятельность других стихий и воплощающей ее в конкретные проявления. Поэтому зона, олицетворяющая «Стихию Земли», находится в самом сердце спирали. Ее небольшой размер является точкой развития, не умаляя ее значимости. В нижнем ярусе зоны расположено древо жизни, один из наиболее философски значимых объектов. Его охватили металлические лианы, на которых высечены слова Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Геопластика воронки предусматривает возможность спускаться по ступеням в глубь спирали и проходить вокруг дерева снова и снова. «Стихия Земли» в парке представлена многочисленными зелеными газонами, насаждениями, преимущественно хвойными вечнозелеными деревьями и кустарниками. Цветовая гамма варьируется от насыщенного темно-зеленого, травяного до нежного оттенка зеленого яблока. Декоративно-цветущие и декоративно-лиственные растения также подобраны с учетом данной цветовой палитры. Свежезеленые тона благотворно влияют на нервную систему, радуют глаз, располагают к отдыху.
Большая часть территории зоны характеризуется естественным пейзажем, включает в себя аллеи, тропинки, дорожки, лужайки, беседки, клумбы, скамьи При условии проведения необходимых мер по защите растительности предусматривается отдых на газонах, под деревьями, на полянах. В качестве мест отдыха также предлагается вегетарианское кафе и детская игровая площадка. Ее нестандартное решение с использованием геопластики передает иллюзию холмистого рельефа, не разрушая природной естественности. Пейзаж площадки сплошь изрыт буграми и бугорками, которые и выполняли роль тренажеров, горок и тому подобных элементов. В таких условиях будет удобно детям бегать, карабкаться, прятаться - активно отдыхать. «Паутинка» яркоокрашенных дорожек чем-то напоминает волшебную тропинку. Цветовая гамма (сочетание свежего зеленого и сочного оранжевого) подобрана с тем расчетом, что именно эти тона оказывают наиболее благотворное влияние на неокрепшую психику ребенка. Резиновые покрытия, предложенные для изготовления детской площадки, удобны в уходе. Они легко чистятся практически от любых видов загрязнений и сохраняют привлекательный вид на протяжении длительного периода времени. Они отличаются высокой степенью шумопоглощения, прочностью, стойкостью к механическим повреждениям, колебаниям температур, атмосферным осадкам. Резиновые покрытия долговечны, нетоксичны, травмо- и ударобезопасны, а также обладают противоскользящими свойствами. Абсолютно безопасны для людей и животных, а также для окружающей среды. Малые архитектурные формы (фонари, лавки, урны) выдержаны в общем стиле, развивающем концепцию «Стихи Земли». Предполагаемое декоративное мощение прогулочных дорожек - гранитные плиты природной формы по периметру заросшие травой.
Стихия воды - это душа мира. Она тесно связана с плотью, поэтому зоны расположены рядом и имеют большую общую границу. «Стихия Воды» в парке представлена многочисленными водными объектами. Нахождение у воды всегда успокаивает человека, дает ему отдых, умиротворение. Философским центром зоны «Стихии воды» является небольшое озеро, над водной гладью которого расположен необычный капающий фонтан, напоминающий пластику бабочки. Мудрецы говорят: «То, что мы ищем в жизни, часто находится в одной капле». Словно подтверждая это высказывание, по территории зоны разбросаны беседки-капли, полусфера которых может быть изготовлена из металла и стекла. Малые архитектурные формы (фонари, лавки, урны) выдержаны в общем стиле, развивающем концепцию «Стихи Воды». Большая часть территории зоны характеризуется естественным пейзажем, включает в себя аллеи, тропинки, дорожки, лужайки, беседки, клумбы, скамьи. Зону общественного питания представляет кафе, расположенное на поверхности озера, меню которого основано на богатствах морской флоры и фауны. Детская зона представлена площадкой фонтанов, реагирующих на движение, дающих возможность играть с водой. В таких условиях можно совместить игру с гидромассажем и закаливанием. «Зона Воды» озеленена с учетом общей философской концепции: подобраны деревья с плакучей формой кроны, повторяющей движение струящейся воды, деревья и кустарники с серебристо-голубой, зеленовато-синей хвоей. Цветовая гамма декоративно-цветущих растений представлена фиолетово-синими, лиловыми, лавандовыми, лазурно-голубыми, голубовато-жемчужными оттенками. Предполагаемое декоративное мощение прогулочных дорожек - морская галька. Стихия воздуха - это нервная и кровеносная система мира, дающая ему жизнь, чувства, эмоции. Человек не должен забывать об этом и быть целеустремленным, активным, позитивным, верящим в то, что из любой жизненной ситуации должен быть выход. Логическим центром зоны является лабиринт, расположенный в самом сердце «Стихии Воздуха», прохождение живой изгороди которого - одно из увлекательнейших занятий для людей любого возраста. «Зона Воздуха» задумана как сад ароматов. С учетом ее функциональности подобраны деревья и кустарники с особыми ароматическими свойствами, обладающие запахами. Многообразие декоративно-цветущих растений подчинено этой же задаче. Их цветовая гамма представлена белыми оттенками. В декоративно-лиственных растениях тоже присутствует белый цвет. Все это обусловило большое количество разнообразных клумб на территории данной зоны, а также цветущие арки и туннели. Основой стилистического решения архитектурных объектов является бионическая форма. Модуль, формирующий объекты, разработан на основе строения цветочного лепестка. Интерпретированный в зависимости от функционального содержания объектов «лепесток» задает общий стиль. Бионические формы, взятые за основу и объединенные в общую композицию, создают уютную и уединенную зону отдыха, позволяя увести посетителей от угнетающей гомогенной городской среды. Летние открытые беседки- кафе расположены в садах ароматов и напоминают распустившиеся цветы. Решение взять за основу именно «лепесток», не имеющий острых углов, обтекаемый по своей форме, было обусловлено расчетом на постоянное посещение детьми. Малые архитектурные формы (фонтан, скамьи, фонари, урны, цветочницы) выдержаны в общем стиле, развивающем концепцию «Стихии Воздуха».
Общая концепция обоснована урбанизированностью среды в современном мире. Составляющие объекты обладают высокой эргономичностью. Все объекты предполагается выполнить из особо прочного металлокаркаса и высокопрочного пластика, позволяющего достичь желаемого изгиба основных модулей. Представленный одноструйный фонтан, образованный собранными по типу цветка модулями, является непосредственным центром одной из зон тихого отдыха «Стихии воздуха». Скамья сформирована соединенными по линии модулями. Каждая состоит из шести модулей, две пары которых (по боковинам) имеют спинки. Два центральных модуля образуют единую уникальную поверхность, которая может быть использована в зависимости от желаний посетителей: как традиционное сидение или же как поверхность, на которую можно поставить необходимые предметы (сумки, игрушки). Представленные автономные светодиодные уличные фонари напоминают лепестки, питаются от аккумуляторов, заряжаемых в дневное время солнечными батареями. Такие фонари обладают большей экономичностью, что особенно важно для объектов средового пространства общего пользования. Разработанная к данной зоне урна для выгрузки мусора имеется поворотный механизм, образованный блокирующим фиксатором поворота урны вокруг горизонтальной оси. Предусмотрены два вида цветочниц, образованные модулем-«лепестком», расположенным под определенным градусом наклона к земле и в форме цветка, внешне практически повторяющие строение фонтана. Цветочницы предполагают посадку однолетних петуний. Представленные объекты имеют декоративную светодиодную подсветку, рассчитанную на использование в темное время суток, что позволяет оживить композицию и увидеть её в новом ракурсе. Подсветка элементов благоустройства и малых архитектурных форм осуществляется за счет встроенных в модули светодиодных линеек и предполагает использование в различных цветовых режимах, в зависимости от желаемого результата. Для управления цветом, а также динамическими эффектами света, используются контроллеры или пульты на базе протокола DMX 512. Декоративная подсветка позволяет сохранить воздушность и объемности объектов в темное время суток. Детская игровая площадка оборудована различными подвесными комплексами: лестницами, сетками, качелями, что способствует укреплению вестибулярного аппарата и общему физическому развитию.
Предполагаемое декоративное мощение прогулочных дорожек - белый гравий. Стихия огня - это двигатель мира. Жизнь - борьба, борьба истинного и ложного. Именно эту смысловую нагрузку передает центральная композиция зоны - Шахматное поле. Сильная, сделанная из железа фигура проигрывает нежной, природной, внешне слабой и беззащитной, выполненной в технике топиарного искусства фигуре. Живое всегда побеждает неживое, как истинное ложное. Также на территории зоны предусмотрены два поля с ростовыми шахматами, что является приятным развивающим отдыхом. Для любителей активного отдыха - трасса для картинга и зона аттракционов, включающая в себя детскую площадку. Зону общественного питания представляет кафе, в котором предполагается разместить два зала, предлагающих колоритную восточную кухню с обилием горячих мясных блюд. «Зона Огня» озеленена с учетом цветовой гаммы природного аналога пламени: подобраны деревья и кустарники с листьями, цветами, плодами желтых, оранжевых, красных оттенков. Цветовая палитра декоративно-цветущих растений выдержана в той же гамме. Малые архитектурные формы (фонари, скамьи, урны) выдержаны в общем стиле, развивающем концепцию «Стихии Огня». Предполагаемое декоративное мощение прогулочных дорожек - мелкий гравий красного цвета. Жизнь во всем ее многообразии взлетов и падений закодирована в соединяющихся различных зонах парка, а также в архитектурных формах и ландшафте, где возвышенности, низменности и равнины сосуществуют рядом, переходя из одного состояния в другое, символизируя различные этапы жизни, а также олицетворяя ее многообразие и вечно побеждающее начало. Парадоксы - именно они заставляют нас задуматься о нечто большем, чем наша повседневная, будничная жизнь. Размышления об истинном смысле жизни - основная идея, заложенная в обустройство парка, и которую каждый для себя сможет открыть, путешествуя здесь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках областной программы «Зеленая столица» был разработан проект архитектурно-художественного решения парка «Четыре стихии». Он способствует превращению Белгорода в центр европейского озеленения. Однако парк призван стать не только зоной отдыха, но и эстетически духовно-развивающим центром. Именно поэтому в основу проекта положена философская концепция парка «Четыре стихии», олицетворяющего собой гармоничное единение человека и природы. Перед выполнением работы были изучены философские тенденции в садово-парковом искусстве различных культур в контексте исторического развития, специальная литература и другие научные источники по данной теме, проведен многоаспектный анализ существующей ситуации. Решение поставленных задач потребовало синтеза различных методов и приемов (указано выше). При разработке проекта предполагалось учитывать его круглогодичное использование. С этой целью сооружения, которые эксплуатируются и зимой, тяготеют к основным центральным аллеям парка, функции некоторых открытых площадок переносятся в холодный сезон в закрытые помещения, меняется направление работы пунктов проката инвентаря, прогулочные маршруты.
В предложенном проекте широко используются приемы геопластики, современные высоко экологичные материалы, что является наиболее актуальным в садово-парковом искусстве. Художественно-композиционный аспект данного дипломного проекта полностью строится на основе гармоничного сочетания архитектурных форм и природного компонента. Именно поэтому в проекте предусмотрены зоны следующих природных стихий: огня, земли, воздуха, воды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время / А.В. Ахутин. - М.: Наука, 1988.- 208 с. Богова, И.О. Ландшафтное искусство / И.О. Богова, Л.М. Фурсова. - М.: Агропромиздат, 1988.-223 с. Веденин, Ю.А. Очерки по географии искусства / Ю.А. Веденин. - СПб.: Буланин, 1997.-224 с. Вергунов, А.П. Архитектурная композиция садов и парков / А.П. Вергунов.- М.: Стройиздат, 1980. - 254 с. Вергунов, А.П. Ландшафтное проектированиие: учеб. пособие / А.П. Вергунов, М.Ф. Денисов, С.С. Ожегов. - М.: Высш. шк., 1991.-240 с. Вергунов, А.П. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. - М.: Наука, 1988.-416 с. Владимиров, В.В., Микулина Е.М. Город и ландшафт / В.В. Владимиров, Е.М. Микулина. - М.: Мысль, 1986.-264 с. Голованов, А.И. Ландшафтоведение: учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломированных спец. 656400 «Природообустройство» / А.И. Голованов, Е.С. Кожанов, Ю.И. Сухарёв; рец. Н.Н. Дубенок; под ред. А.И. Голованова. - М.: КолосС, 2005.- 216 с. Горохов, В. А. Парки мира / В.А. Горохов, Л.Б. Лунц. - М.: Стройиздат, 1985. - 328 с. Гостев, В.Ф. Проектирование садов и парков / В.Ф. Гостев. - СПб: Лань, 2012. - 344 с. Гусев, Н.Н. Старинные парки / Н.Н. Гусев, А.Г. Ермолаев, С.Н. Миронов.- М.: Экология, 1993.- 255 с. Дормидонтова, В.В. История садово-парковых стилей / В.В. Дормидонтова.- М.:Архитектура-С, 2004.- 208 с. Евсеева, Т. Парки и сады / Т. Евсеева. - М.: Аванта+, 2009. - 183 с. Жирнов, А.Д. Искусство паркостроения / А.Д. Жирнов. - Львов: Высшая школа, 1977. - 208 с. Залесская,Л.С. Ландшафтнаяархитектура/Л.С.Залесская, Л.С.Микулина-М.: Стройиздат,1979. - 240 с. Князева Т.П. Газоны / Т.П. Князева. - М.: Фитон+, 2000. -112 с. Кохно, Б.И. Садово-парковое искуство / Б.И. Кохно. - Л., 1980. - 340 с. Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк / С.С. Ожегов. - М.: Стройиздат, 1993. - 240 с. Клукерт, Э. Садово-парковое искусство Европы / Э. Клукерт. - М.: Арт-Родник, 2008. - 496с. Кочережко, О.И. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка: советы дизайнера / О.И. Кочережко, Н.В. Кочережко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 263 с. Лаппо, Г.М. География городов / Г.М. Лаппо. - М.: Гуматитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с. Лепкович, И.П. Ландшафтное искусство. Паркрстроение, городское озеление, биодизайн, эстетика сельской местности, усадебных дорог; национальные парки, заповедники, резерваторы / И.П. Лепкович. - СПб.: Издательство Дидя, 2004.- 400 с. Лефевр, А. Парки и сады / А. Лефевр. - М.: Фитон+, 2010. -168 с. Лихачёв, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей/ Д.С. Лихачёв. - СПб.: Согласие; Типография «Новости», 1998. - 356 с. Мак-Кой, П. Практическая энциклопедия «Ландшафтный дизайн». Планирование, проектирование и дизайн приусадебного участка / П. Мак-Кой, Т., Ивелей. - М.: Росмэн, 2001. - 512 с. Меллума, А.Ж. Особо охраняемые природные объекты на стаоросвоенных территориях / А.Ж. Меллума. - Рига: Зинатне, 1988. - 128 с. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры / Н.А. Нехуженко. - СПб.: Нева, 2004. - 190 с. Николаев, В.А. Гармонические каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2002 № 2. С. 3-10. Николаев, В.А. Феномен пейзажа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2002 № 6. С. 12-19. Николаев, В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1999. № 6. С.10-15. Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт / З.А. Николаевская. - М.: Стройиздат, 1989. - 406 с. Павленко, Л.Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. Серия «Строительство и дизайн» / Л.Г. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-192 с. Палентреер, С.Н. Садово-парковое искусство / С.Н. Палентреерер. - М.: МГУЛ, 2008. - 307с. Пендюрин, Е.А. Ландшафтное проектирование: учеб. Пособие / Е.А. Пендюрин, З.Ю. Чёрная, Ю.А. Легеза. - Белгород: Изд-во БГИКИ, 2009. -185 с. Приходько, П.И. Ландшафтная композиция малого сада / П.И. Приходько. -К.: Будiвельник, 1976. -84 с. Рандхава, М.С. Сады через века / М.С. Рандхава. - М.: Знание, 1981. - 320с. Романова, Э.П. Современные ландшафты Европы / Э.П. Романова. - М.: Издательство МГУ, 1997. -256 с. Рубцов, Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре / Л.И. Рубцов. - Киев: Наукова думка, 1977. - 256 с. Рубцов, Л.И. Проектирование садов и парков / Л.И. Рубцов. - М.: Стройиздат, 1979. - 238 с. Саймондс, Дж. Ландшафт и архитектура / Дж. Саймондс. - М.: Стройиздат, 1965. - 190 с. Тюхтина, В.С. Система. Симметрия. Гармония /В. С. Тюхтина, Ю. А.Урманцева.- М.: Мысль, 1988. - 318 с. Сычёва, А.В. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды / А.В. Сычёва, Н.Т. Титова. - Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 127 с. Тимофеев, Д.А. Рельеф - эстетический элемент ландшафта // Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология) / Д.А. Тимофеев, Э.И. Лихачёва. - 2002. - С. 294-304. Устелимова, С.В. Ландшафтный дизайн / С.В. Устелимова. - М.: Вече, 2004. - 176 с. Филин, В.А. Видеоэкология / В.А. Филин. - М.: Тасс-Реклама, 1997. - 320 с. Фролова, М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестн. Моск. ун-та / М.Ю. Фролова. - 1994. - № 2. - С. 27-33. Чаховский, А.А. Красивоцветущие кустарники для садов и парков: Справ. Пособие/ А. А. Чайковский, Э. А. Бурова, Е. И. Орленок, Л. П. Гусарова. - Минск: Ураджай, 1988. - 144 с. Шафрановский, И.И. Симметрия в природе / И.И. Шафрановский. - Л.: Недра, 1968. - 184 с. Шуази, О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази. - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2012. - 704 с. Эдвардс, Дж. Практическое садоводство / Дж. Едвардс. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Сімейного Дозвілля», 2006. - 192 с. Юскевич, Н.Н. Озеленение городов России/ Н.Н. Юскевич, Л.Б. Лунц. -М.: Россельхозиздат, 1986. -158 с. Юрченко, А.В. Ландшафтный дизайн / А.В. Юрченко. - М.: Эксмо, 2005. - 256 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1.
Таблица 2.
|