ТОП 10:

Отражение философских тенденций в садово-парковом искусстве Востока



 

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

Мусульманские сады. Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой[24, с. 71].

Сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в стену здания кубической формы. Это здание считалось «божьим домом» и в нем еще до возникновения ислама поклонялись Аллаху. Таким образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие Аллаха и его благословение. Такая форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки.

В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода - источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад. Стихия воды во все времена, во всех религиях символизировала очищение, умиротворение. Присутствие ее подталкивает человека к самоанализу, философии, размышлениям о вечном и бренном…

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским.

Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность[18, с. 80].

Индийский сад. «Мой сад - моя жизнь», - пожалуй, это древнее индийское изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Индийский сад - это философия пустоты и безмолвия. Именно в Индии - огромной стране с многообразными природными ресурсами - отношение к цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. При этом, даже находясь на перекрестке цивилизаций - а долгое время именно здесь Запад в прямом смысле встречался с Востоком, Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур. Вот почему и по сей день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением, нигде не повторенным и неповторимым.

Садово-парковое искусство для индусов - это важнейшая часть духовной жизни, символическое выражение их онтологических представлений и верований. Один из древнейших индийских культов - культ дерева, которое считалось сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе и манускриптах индуизма. Позднее особое почтение к деревьям не только не было утрачено, но и вошло в буддийскую мифологию как важнейшая составляющая - каждый период жизни Будды связывается с определенным деревом. Более того, зарождение буддизма в прямом смысле происходит на фоне древнейшего индийского парка: по преданию, Будда родился в саду Лумбини, представлявшем собой по одной версии саловую, а по другой - ашоковую рощу и предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. Легенда также гласит, что мать Будды, Махамайя, во время родов держалась за ветки дерева. Таким образом, садово-парковое искусство неразрывно связано с основным жизнеобразующим принципом индусов - с буддизмом [24, с. 113]. История индийского сада насчитывает как минимум три тысячелетия. «Индийский сад» - это не термин, обозначающий определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны без определенного их стиля.

При всей неоднородности смыслового наполнения понятия «индийский сад» имеет ряд стилеобразующих признаков, присутствующих практически во всех его конкретных реализациях: строгая геометричность композиции; единство дома и сада, которое было неизбежно в силу того, что в Индии дома долгое время строились без использования стекла, и сад, таким образом, был прямым продолжением дома; открытые пространства; минимализм в деталях; игра на контрастах (формы кроны деревьев или окраски листьев); организация сада как единой среды, не подразделяющейся на отдельные парки.

Важнейшим отличительным признаком индийских садов, который присутствует на протяжении всей их истории, является широкое использование водных элементов. Каналы, создающие геометрию сада, фонтаны, оживляющие незанятое пространство, строгие бассейны или натуралистичные пруды, заросшие лотосами или населенные птицами, - все это рождает настроение созерцательного спокойствия в каждом, кто входит в индийский сад. Однако вода - это не только важнейший концептуальный элемент сада, формирующий его философский смысл, который можно обозначить как воспроизведение бесконечной пустоты и тишины [24, с. 115]. Своего максимума использование воды в паркостроительстве достигает в так называемых садах на воде, которые предполагали не строительство водоемов, а, наоборот, организацию участков суши посреди естественных прудов и озер.

Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводства. Мудрые индусы говорят: «Мой сад - моя жизнь». Всё в садах Индии направлено на то, чтобы создать среду созерцательного спокойствия и гармонии.

Пейзажные сады Китая. Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства [17, с. 100].

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний[12, с. 80]. Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый)[17, с. 105].

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей(здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой),сады ученых(сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады(небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука)[17, с. 105].

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей.

Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.007 с.)