ТОП 10:

Отражение философских тенденций в современном садово-парковом искусстве



 

Современное садово-парковое искусство творчески развивает и продолжает традиции философии и искусства прошлого, представляя собой своеобразное «зеркало культур», в котором отражаются религиозно-эстетические взгляды различных народов, преломляясь в зависимости от современных духовных потребностей человека. Бездумное и бездушное освоение природы за последние столетие привело к тому, что гармония между человеком и природы была утрачена, более того появилась угроза экологической катастрофы. Исправить подобную ситуацию помогут садово-парковые комплексы, призванные уничтожить в людях потребительское отношение к природе и возродить утраченную с ней связь.

Парк Андре Ситроена (Париж, Франция). Парк Andre Citroen назван в честь человека, который создал и произвел автомобиль Citroen.

В 1985 году создание парка было поручено двум группам архитекторов. Ими стали Gilles Clement, Patrick Berger, Alain Provost, Jean Paul Viguier и Jean Francois Jodry. Alain Provost был назначен наблюдателем всего проекта.

В 1992 году парк Andre Citroen был открыт. В ходе строительства было привезено 43000 м³ почвы, было высажено 2 500 деревьев, 70 000 кустов, 250 000 выносливых многолетних растений, выстроено 25 фонтанов и 8 оранжерей[37, с. 167].

Парк расположен на территории 15 гектаров, на участке, где с 1915 по 1970 г.г. стояли заводы, выпускающие автомобили. Проект парка основан на четырех темах: изобретение, архитектура, движение и природа. Каждый посетитель ощущает эти темы в прогрессии, по мере продвижения по парку. Авторы гениально смешивают старомодную геометрию, точно подрезанную, искусственные преграды, с яркими традициями французского сада - дворца с современными модулями.

Удивительная архитектура начинает поражать уже при входе в парк. Жесткие линии строгой геометрии доминируют здесь. Это прямоугольные области переменной высоты и глубины. Внешний край входа - поднятый проложенный проход для прогулок и бега. Окружено все деревьями, растущими в четкой геометрии вдоль прямой линии. Непрерывность ломается в южном конце проложенной диагональной тропой. Эта тропа сокращает путь и на первый взгляд кажется неуместной, но после более внимательного осмотра оказывается гениальным ходом, соединяя отдельные, казалось бы несоединимые элементы в единый путь, поддерживая идеи архитекторов в движении[37, с. 168].

Парк Andre Citroen разделен на несколько частей, основные из которых - это Белый Садна восток (1га),Черный Садна западной стороне (2га) и Центральный Парк(11га).

Центральный Парксостоит из большого, прямоугольного пространства газона, с нарезанным по диагонали проходом. Лужайка обрамлена узким каналом воды. На 15-ти метровую высоту возвышаются две оранжереи. Если Парк Andre Citroen - это современный сад, то оранжереи - это дворцы.

Они ориентиры, которые служат, чтобы объявить о парке как о предназначении. В одной из них, Оранжерее Australian, высажены Средиземноморские растения, другая, оставлена для проведения выставок. Обе оранжереи разделены фонтаном с рядом расположенных на равном расстоянии отверстий.

Вода выстреливает из них в определенной последовательности, создавая каскады мерцающей воды. Обе оранжереи окружены множеством равно посаженных деревьев - магнолий, некоторые из которых стоят на их собственных островах в водоеме.

Центральный газон - это сердце парка, его прямоугольное пространство служит главной осью. Поле газона расположено под уклоном в сторону реки Сены, которая сама служит фоном парку.

Замысел архитекторов парка заключается в том, чтобы вовлечь, охватить все чувства посетителя, а также дни недели, времена года, планеты, металлы, объединив их в общую идею и цель - поражать.

Первый раз эта цель достигается на пути кЧерному Саду(архитектор Alain Provost).

Черный Сад расположен в понижении рельефа и создан из темной, преимущественно хвойной, растительности на фоне ослепительно белого камня. Весной здесь цветут черные тюльпаны.

Этот сад заполнен растениями с темной листвой и цветами. Эта часть парка предназначена, для посетителей, которые желают спокойно отдохнуть.

Рядом с Черным Садом выстроен Белый сад(архитектор Gilles).Мягкий, Белый Сад - это сад инь с множеством белых цветов и растений, цветущих белым цветом. Вернувшись немного назад, посетитель испытывает незабываемые ощущения, попав в тематические сады (архитектор Clement). Каждый сад соответствует одному из пяти человеческих чувств: аромат, вид, контакт, вкус и звук. Все пять садов размещены в равных пространствах - комнатах, но каждая, имеет собственный неповторимый оригинальный дизайн и геометрический проект.

У Золотого Сада есть два узких прохода, которые вводят в него. Золотой Сад- золото, Солнце, воскресенье, испарение, интуиция. Этот Сад наполнен такими растениями, как желтые розы, буковые деревья и золотые акации. Это сад метаморфоз, который олицетворяет алхимическое превращение свинца в золото.

Серебряный Сад: серебро, Луна, понедельник, река, созерцание, мудрость. Вход в Серебряный Сад- это спуск, ограниченный стенами с обеих сторон. Эти стены увеличиваются в высоте, а поскольку Вы спускаетесь в Сад, то все более и более ограничивается ваш взгляд. В конце стен внезапно появляется сад. Сад заполнен ароматическими растениями, имеющими серебристый окрас листвы. Растения и кресла для отдыха имеют только правильное положение, в котором нос посетителя всегда может уловить восхитительные запахи окружающей природы.

Красный Сад: железо, Марс, вторник, каскады, вкус. Красный Сад- это открытая лужайка с нисходящим наклоном, приводящим к его красному саду камней. С обеих сторон этого сада террасами высажены фруктовые деревья и цветы с красным цветом. Каждый сад отделен от следующего крошечным каналом воды, текущей вниз тонкими ручьями, которые приводят в Оранжевый Сад: ртуть, среда, ручьи, ощущение[37, с. 173].

Через центральный газон, напротив Садов Темы выстроены большие прямоугольные структуры, сделанные из полированного гранита. Каждый размещен через лужайку строго симметрично, непосредственно напротив каждого тематического сада. По замыслу автора, эти башни выстроены как современные убежища для водных нимф[37, с. 174].

В северном конце лужайки, около реки, канал заканчивается, и его вода стекает стремительными потоками вниз по рядам большой лестницы. Интересно и то, что эта область тщательно замаскирована, в результате посетитель открывает с удивлением вдруг неожиданно открывшиеся части парка.

Это - Сад Движения, Зеленый Сад (олово, Юпитер, четверг, весна, звуки), он выстроен на контрасте с другими, более симметричными частями парка. Здесь растения растут в естественном природном виде, как они желают, нет никакой отдельной темы, и посетители могут передвигаться везде, где хотят. Сад Движения - это окультуренная целина, где бересклеты и розовые кусты растут вперемешку с «сорной растительностью».

Сад можно назвать пейзажем кульминационного момента, здесь достигнуто равновесие между отдельными видами растений, которые перемешались в процессе произрастания, но в естественном равновесии, где каждый вид вносит и берет нужную часть света, воздуха и воды, а процессы прорастания и роста, смерти и распада уравновешивают друг друга. Там также нет четкого пути для движения, каждый выбирает свой. Создателям парка удалось гениально соединить все человеческие чувства и эмоции, посетители постоянно находятся в ожидании необыкновенных открытий на пути следования.

Парк "Марцан" (Берлин, Германия). Парк расположен в восточной части Берлина, районе Марцан. Парк «Сады мира» был задуман как место, где посетители смогут ознакомиться с парковой культурой разных народов, и включает в себя законченные сады шести стран. Все они были подарены правительством этих стран народу Германии как символ объединения народов и их культур[37, с. 100].

Первым был открыт Китайский сад. Это самый большой китайский сад в Европе. Его созданием, правительства двух государств - Китая и Германии положили начало прекрасной традиции - дарить сады, демонстрируя свои дружественные намерения.

Основа китайской садовой философии-единение человека с природой и связанные с этим эмоции и переживания. Каждый уголок этого сада задумывался и выполнялся для созерцания - во время прогулки по нему и из особых мест. В Китайском саду есть все элементы классического китайского сада, это - водоемы, мосты, галереи, павильоны, растения. Создатели дали саду название -«Сад возродившейся луны». В названии любого китайского сада заключено имя создателя или его судьба - в «Саду возродившейся луны»- это объединение Германии, соединение семей, ранее, по воле правителей, разделенных стеной - этот смысл заложен архитекторами в сад[37, с. 102].

Внутри сада, в самом центре, расположено озеро -зеркало небес. В озере отражаются постройки-это символ единства природы и человека, озеро объединяет весь цикл живой природы - рыб, птиц, растения и камни. Здесь нужно отметить, что для точного отражения философии и смысла, важны самые мелкие детали.

Камни-олицетворение гор, символ силы и твердости, они должны быть морщинистыми, хранящими тайну веков - их доставляли из Китая, из района озера Тайху. При императорском дворе Китая была традиция - принимать камни для императорских садов из всех провинций страны, и если какой-то из камней особенно нравился Императору, то он освобождал от налогов провинцию, откуда доставлялся камень.

Над зеркалом озера возвышается каменная лодка, защищенная зарослями камышей, место носит название «Павильон для приглашения Луны». Павильон был задуман как место для переживаний, связанных с видами природы в разное время года и, говорят, приносит счастье.

Для китайской ландшафтной архитектуры характерны постройки в виде галерей, белых каменных стен, беседок с изогнутой крышей. Галереи - переходы разделяют пространство и связывают воедино все элементы сада, а ослепительно белые каменные стены служат основой для ажурных решеток и окруженных резными рамами окон[37, с. 104].

На самом красивом месте сада, откуда открывается изумительный вид на озеро и острова, находится беседка-чайный дом. Здесь всегда множество людей проводят время в общении друг с другом и в созерцании природы. В любое время года здесь очень красиво, каждое растение подобрано таким образом, чтобы давать силу и раскрывать сердце у каждого, здесь находящегося.

Через некоторое время после открытия Китайского сада, в 2003 году, посетители смогли увидеть Японский сад. Он также был подарен правительством Японии - Германии, в честь укрепления связей и дружбы между странами. Создание сада было доверено профессору, философу Шунмио Масуно - мастеру, которому удалось в одном месте раскрыть красоту природы, донести идею японского искусства через растения и пространство.

Японский сад в парке «Марцан» состоит из трех частей, дополняющих друг друга и, одновременно, имеющих разный характер.

Три части сада связаны между собой осью времени-прошлым и будущим, которое одно и не имеет времени, есть только гармония, тишина и созерцание в этот конкретный отрезок времени. Ось времени-это извилистые дорожки, они то поднимаются вверх, то опускаются вниз и всегда, открывают посетителю новые уголки природы.

Дзен сад, Сад дружно текущих вод, Центральный сад-соединены водой. Вода везде разная, в одном месте -это водопад-источник жизни, начало истории, далее ручей с характерным звучанием воды-это ход немецкой истории, открытое пространство пруда-это зеркало, в котором отражаются события настоящего времени. Магнолии, декоративные вишни, сливы-это женская чистота и интуиция. Бамбук-символ несгибаемой воли и приспосабливаемости, он гнется, но не ломается. Множество видов сосен, высаженных в саду-это долголетие и мудрость жизни. Хризантемы-это долголетие и счастливая жизнь в любом возрасте[37, с. 108].

Акценты в саду расставлены с помощью камней. Традиционно для японского сада - это сад камней, где все они расставлены в особом порядке, известном лишь мастеру и просвещенным людям. В саду камней нет воды, но она просматривается повсюду - это круги, расходящиеся от брошенного в воду камня и рыбы, пытающиеся преодолеть течение реки.

За каждым новым поворотом тропинки, открываются живописные уголки сада, где вас ждет неповторимый, захватывающий вид. Природа войдет в вас и наполнит изумлением.

Еще одной составляющей парка является Балийский сад. Он создан в декабре 2003 года в содружестве с правительством Индонезии и мастерами острова Ява, живущими в Джакарте. Балийцы традиционно живут в окружении тропических растений, которые благоухают круглый год. Создать сад на открытом пространстве, в климатических условиях Берлина, было бы невозможно, поэтому создатели сада «Трех гармоний» пошли по пути строительства дома для балийской семьи, где есть кухня, спальня, гостиная, храм.

Сады на Бали- это жилище, окруженное природой со всех сторон. Растения выбираются по принципу их декоративности и пригодности в пищу. Высокие и не очень, тропические растения, знакомые нам по оранжереям в ботанических садах высажены на разных уровнях, но королевой, присутствующей везде является орхидея.Она ослепительно красива и произрастает везде, даже на стволах деревьев, высаженная в скорлупе кокосовых орехов, поражает разнообразием расцветок и видов.

Важное дерево любого Балийского сада-это дерево плюмерия. Оно является священным. Храм есть в каждом балийском доме, он всегда находится на возвышении и отделен от основного жилища стеной, чтобы подчеркнуть уважение земных жителей Богам- в основном Брахме, Вишну, Шиве[37, с. 113].

Для балийцев жизнь - это достижение гармонии во всех проявлениях, человек, достигший гармонии со свои окружением, с природой, людьми, Богами, находится в бесконечном согласии, он открыт для мудрости и знаний. В 2006 году южнокорейская столица подарила столице германской «Сеульский сад». Для Европы корейский сад- большая редкость. Он сочетает в себе архитектуру китайского сада и наполнен тайным смыслом, философией, традициями, идущими из глубины веков. Сад расположен на крутом рельефе, основой ему послужил сад под названием «Дом уединенной радости», построенный в 1516 году Эоном Еон Ли-философом и конфуцианцем. Также как и японский сад, этот сад разделен на три зоны: двор, павильон, горный ландшафт.

За массивными деревянными воротами с причудливой многослойной крышей посетителей встречают улыбающиеся каменные фигуры мужчины и женщины - хранителей домашнего очага. Внутренняя часть разделена на дворики - попасть из одного в другой можно через небольшие ворота. С террасы традиционного дома, стоящего на огромных валунах, открывается великолепный вид на зеркальную гладь водоема, образованного протекающим вокруг дома ручьем. Горный ландшафт - это воссозданный уголок корейской природы, где сосуществуют в полнейшей гармонии деревья, вода и камни.

Растения высажены те же, что растут по берегам рек и склонам гор в Корее - азалии, можжевельники, калина, бересклеты, декоративные травы и злаки, папоротники, лесная герань. На скале у горной реки, выстроен корейский дом «Павильон воды»- это место встречи природы и человека, откуда открывается великолепный вид на окружающий пейзаж, место уединения и размышления. В Корейском саду все расцветает яркими красками дважды в году - весной и осенью, когда природа раскрашивает окружающий ландшафт.

Арабский сад парка «Марцан», названный «Сад четырех потоков», был подарен Германии королем Марокко. Известно, что в своей стране король особенно почитаем и любим народом, кроме светской жизни у короля Марокко есть увлечение - это сады и розы.

Цветущие розы в Марокко можно встретить везде вдоль площадей и улиц, в парках и местах отдыха. Используются только те сорта роз, которые имеют приятный запах. Итак, в 2005 году, ландшафтным архитектором из Марокко, Камилем Луафи был создан сад, передающий представления людей о рае. Cад обнесен четырехметровой стеной и напоминает сказочный сад могущественного султана[37, с. 122].

Все сады и парки, характерные для Марокко, частные, скрытые за высоким забором и доступ туда возможен лишь владельцам и их окружению. В арабских садах традиционный высокий забор вокруг сада имеет свое объяснение. Сад - это рай, сокровенный источник, оазис.

Марокканский сад ослепительный и робкий, он богато украшен сине-голубой мозаикой с причудливым витым ориентальным узором. Украшено все - потолки, стены, окна, фонтан, всегда используется цветочный орнамент и цветок жизни - основа мироздания.

Размер сада - 65х36 метров, вдоль всего сада расположен фонтан в традиционном арабском стиле. Такие фонтаны можно встретить повсюду, где процветала арабская культура - от Испании - до дворцов арабских царей в Индии. Четыре канала с ровными рядами водяных арок хрустальной чистоты делят сад на зоны[37, с. 125].

Из всех уголков восточного сада раздаются ароматы цветов и растений, многие из которых выносятся сюда на летний период, пальмы, магнолии, множество кустов сирени, жасмина, роз, лаванды, травы, различные сорта герани. Сад великолепен и соответствует представлению восточного человека о роскоши и изобилии, много уютных уголков, скрытых от посторонних глаз, где можно помечтать в тени и подумать о вечном.

Со стороны западного входа в парк «Марцан» создан Итальянский сад эпохи Возрождения. Каждый посетитель может окунуться в солнечный мир Италии.

Итальянский сад Ренессанс включает в себя партер из четырех одинаковых частей, каменные классические фонтаны, античные скульптуры, каменные скамьи. Сад впечатляет, он удивительно красив и привлекателен в любое время дня. Движение солнца по горизонту отражается в определенных, специально спланированных местах, откуда раскрывается панорама всего парка[37, с. 128]. В настоящий момент ведется строительство Английского сада. Его открытие станет одним из значимых событий в жизни города, поскольку традиционный английский парк - это множество роз, ароматных растений и особая геометрия пространства, невидимая с первого взгляда, но поражающая тех, кто смог разглядеть в посадках растений и расположении дорожек ритм и дыхание природы.

Территория парка - это не только тематические сады, но и обширная территория зеленого пространства, элегантно оформленная цветниками, фонтанами и деревьями.

Особое место в парке - это большой Сад-лабиринт. Лабиринты существуют еще со времен Ренессанса. Сад-лабиринт в Марцанском парке является прототипом лабиринтов в Хэмптон корте. Садовый лабиринт высотой в 2 м состоит из 1228 кустов вечнозеленого тиса. В центре лабиринта, возле дерева гинкго, находится синяя смотровая вышка, с вершины которой открывается прекрасный вид на лабиринт и его геометрические формы.

Сад космических спекуляций (Шотландия, Великобритания). Чарльз Дженкенс - американский профессор, архитектор и архитектурный историк, известен как критик, определивший постмодернизм в архитектуре. Он профессор университетов в Калифорнии и Лос-Анджелесе, автор многих книг по архитектуре и культуре. В начале 90-х годов он начал свой самый знаменитый проект сада «Сад космического предположения» в своём парке в Шотландии, попытавшись включить в пейзаж теории математики и физики. Он бросил вызов большим садам эпох Просвещения и романтичных периодов, он видел сад посвященный исследованию космоса. Его фантазия стала достопримечательностью, его 30 акров создают спокойно причудливый роман хаоса и сложности[37, с. 128].

Сад космических спекуляций открыт для публики только один день в году. На его создание Чарльза Дженкса вдохновили наука и в частности математика. На данный момент в мире не существует ничего подобного данному саду. Он был создан в 1989 году, причем на стадии его проектирования не брались во внимание идеи, которыми обычно руководствуются при создании садов и парков. Теме садоводства в Саду космических спекуляций отводится лишь второе место. На первом же плане - реализация идей (или, по крайней мере, спекуляция на этот счет), связанных с осмыслением самой природы вещей. Структура Сада содержит в себе научные теории и факты, раскрывающие тайны о возникновении, устройстве и развитии Вселенной. Состоит Сад из пяти зон, на которых расположены невысокие холмы и долины. Число пять отражает некоторые аспекты природного мира. В основу проектирования Сада космических спекуляций заложены молекула ДНК, волновые формы, атомы, форма галактики и пр. Все эти идеи нашли свою реализацию в рельефе местности, который местами приобретает очертания дракона, змеи, двойной спирали молекулы ДНК или зиккурата. Имеет место в структуре Сада также интересный парадокс: чтобы подняться куда-либо, нужно сначала спуститься и наоборот. В целом Сад космических спекуляций устроен таким образом, чтобы воздействовать на пять органов чувств посетителя[37, с. 129].

Каким бы нетрадиционным ни был парк, он несет в себе общую для садово-паркового искусства идею: воспитание любви к природе, близким людям, окружению, закладываются в человеке с юного возраста, и чем раньше природа войдет в жизнь человека, тем добрее и внимательнее мы будем к ее потребностям, и тем глубже будем ощущать ее ответную чистую любовь.

Парк Эстасио Норд (Барселона, Испания). Парк Estacio Nord, общей площадью всего 5 га, - единственный пример ландшафтно-художественного стиля лэнд-арт в урбанистической среде Барселоны. В этом парке яркие световые и колористические контрасты, сочетание естественных и искусственных компонентов ландшафта, способствуют созданию яркого запоминаемого образа парковой среды. Парк построен в 1988 году на месте железнодорожной станции, которая была закрыта в 1972 году. В настоящее время здесь находится центральный автовокзал и крупный муниципальный стадион[37, с. 144].

По творческой задумке архитекторов Андрью Арриола, Карме Фиоль и Энрик Перикас в парке создано много открытых зеленых пространств, земляных насыпей и массивов деревьев.

Главный вход образуют две высокие подпорные стенки из белой керамической плитки, рассекающие плавные природные формы искусственной земляной насыпи. С высоты склонов, покрытых зеленым газоном, открываются видовые перспективы на городское окружение. Подъем наверх облегчают узкие дорожки, выполненные из небольших деревянных досок.

Керамическая плитка является одним из важных материалов в парке. Ее использование не случайно. Это символический знак уважения авторов к традициям испанской культуры и великому таланту гения - архитектора Гауди.

Композиция парка строится на контрасте двух различных геометрических форм - объемного, возвышающегося ввысь, земляного холма «Упавшее небо» и уходящей в глубину земли ступенчатой «Лесистой спирали». Абстрактная скульптура-насыпь является доминирующим элементом парка Estacio Nord, и организует все пространство. Ее грани отделаны плиткой сине-голубого оттенка, каждая из которых отличается по форме и размеру. Поверхность покрыта прозрачной глазурью, которая создает эффект отражения и сияния небесного свода[37, с. 145].

В противоположной части парка, на одной оси со скульптурой «Упавшее небо», расположена спираль диаметром 55 метра, кривая которой плавно закручивается к центру вниз. Тень от листвы лип, посаженных на земляной спиралевидной ленте, создает прекрасное место для тихого отдыха посетителей.

Несмотря на общий модернистский стиль, в котором выполнен парк, здесь также есть пространства более традиционного характера. Это уединенные тихие зоны, организованные для посетителей, желающих отдохнуть на лавочках и насладиться ярким, теплым солнцем. В парке также организованы зоны для детских игр и выгула собак.

Американский скульптор Беверли Пеппер, автор трех скульптур из керамики, лавочек и фонарей, придала парку особенный художественный образ и декоративность. Все ее работы рождаются из природных органических форм и выполнены в едином стиле.

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.132.132 (0.016 с.)