Негативные последствия реформ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативные последствия реформ.



· Введения единственной тяжелой монеты - оболы, и запрета на золотые и серебряные монеты привело к потере смысла накопления, затормозило торговые сделки, выведя Спарту из внешнего рынка.

· В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши, так как рынка сбыта попросту не было.

· Начиная с конца 6 века исчезает расписная керамика. Практически то же самое происходит и со всеми остальными видами прикладного и изобразительного искусства.

· То, что в результате аграрных реформ спартиатам было уготовано безбедное существование за счет подневольных илотов, привело к примитивизации бытового уклада, рассчитанного на потребности воинов-гоплитов (грубых жилищ, простой еды, невысокой грамотности спартиатов).

· Строительство грубых жилищ при помощи пилы и топора.

· Упадок в отношениях с другими странами, из-за противопоставления спартанца всем остальным эллинами и законом запрещающих находится за границей больше положенного срока.

 

Таким образом, застойность спартанского общества была явлением вторичного порядка, вызванного целенаправленным вмешательством государства в естественный процесс социально-экономической эволюции. Заграждением и стали те самые законы Ликурга.

 

Экономика. Конец 7 - начало 6 вв. – передел земли. 9000 равных по доходности наделов. Клер становится неотчуждаемым. Его нельзя дробить, дарить, продавать, завещать и т.д. Поделены и илоты. Платят натуральный оброк сельхозпродукцией. Нельзя илота ни бить, ни убить, т.к. он собственность государства. У илотов известная хоз. самостоятельность. Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх.

Ретра Ликурга. Значение. Кодификация права., Система воспитания юношества: лагеря-агелы с 7 лет, муштра, Сисситии – совместные трапезы взрослых спартиатов, Регламентация браков и деторождения, Всеобщее равенство, изъятие сереб. и зол. монет; ввод жел.обола, торговля и ремесла – грязные занятия для спартиата, неотчуждаемость и равность клера, запрет на роскошь, запрет на ввоз иноземных товаров. К середине 6 в. до н.э. подчинены Коринф, Сикион и Мегары. Сложился Пелопонесский союз. С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти. Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри спартанской общины. «... Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла...».

Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на «обы». «Разделить народ на филы и обы» - гласил дельфийский оракул.

Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на «обы», в основе которого лежал территориальный принцип.

Вся территория Лаконии разделилась на большое количество «обов», представлявших собой небольшие административно - территориальные округа.

 Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков («комай»). Которые так и не образовали единого целого.

Замкнутость родовых группировок, в связи с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению Спарты как рабовладельческого полиса.

Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация.1

Социально-политический кризис в Спарте 4-2 вв. Реформы Агиса 4 и Клеомена 3. Тирания Набиса.

Причины упадка

Спарта в половине VI в. стала во главе союза дорийских государств, основанного в целях внешней защиты. Значение ее гегемонии было весьма велико во время Греко-персидских войн, когда на Спарту смотрели как на естественную защитницу и представительницу интересов всей Эллады, и она имела честь предводительства не только сухопутными, но и морскими силами ее. Но вскоре высокомерие и притеснения Спарты возбудили неудовольствие союзников, и гегемония на море перешла к Афинам. Спарта, по-видимому легко допустив этот переход, тем не менее стала относиться с постоянною завистью к возрастанию афинского могущества. Через 50 лет после похода Ксеркса между Афинами и Спартою произошел явный разрыв, и началась Пелопоннесская война, 431 — 404. Она окончилась полным разгромом Афин и торжеством Спарты; однако это торжество было непродолжительно, и с этих именно пор Спарта начинает заметно клониться к падению. Жизнь спартиатов, лишенная древними установлениями всякого внутреннего движения, односторонне направленная на развитие лишь военных доблестей, естественным образом нашла себе цель в завоевательных стремлениях, которые слишком напрягали силы государства и в то же время вредно действовали на граждан, знакомя их с роскошной и привольной жизнью других греков. Вследствие побед Лисандра в Спарту проникло большое количество золота и серебра, которое возбудило к себе тем большую жадность, что до тех пор благородные металлы не были там в обращении. Жажда богатства овладела всеми; даже смертная казнь, которою государство грозило лицам, владеющим благородными металлами, не была страшна для корыстолюбцев; даже лучшие люди Спарты не в силах были устоять против соблазна и не стеснялись в средствах для своего обогащения, сами цари и геронты сделались подкупными. Теперь перестало казаться невероятным древнее предсказание оракула, гласившее, что корыстолюбие Спарты доведет ее до гибели. Весьма вредное влияние имели на спартиатов походы в чужие страны, которые знакомили их со свободой и прелестями заграничной жизни и открывали новый источник к удовлетворению эгоистических интересов. Государство по необходимости должно было назначать, кроме царей, особых полководцев и навархов для отдаленных походов и отправлять граждан в качестве гармостов в подчиненные заграничные города, где даже бескорыстным людям нужна была бы особенная сила воли, чтобы удержаться от искушений, а тогдашние спартиаты прямо смотрели на эти должности как на средство к обогащению. В самом образе жизни спартиатов вследствие увеличения материального благосостояния должна была произойти перемена: являлись новые потребности, стремление к комфорту, и строгие предписания древней дисциплины становились тяжелы для людей, познакомившихся со свободой жизни в других странах.

Во внутренней жизни самой Спарты вследствие неравноправности населения было много таких элементов, которые вредно влияли на крепость государственного строя. На илотов спартиаты всегда смотрели как на покоренных врагов, чуждых государственному организму, и не стеснялись в средствах для того, чтобы держать их постоянно в угнетенном положении. Но целый ряд тяжких войн и несчастий, которые имели вредное влияние на дух граждан и способствовали уменьшению их количества, ставил государство в тяжелую необходимость и бояться илотов, как врагов, и привлекать их к участию в походах. Страх, возбуждаемый илотами, доводил до открытого преследования их посредством криптии, которая с течением времени становилась все более жестокой. С другой стороны, нужда в людях. Как велик был этот страх и какие средства иногда были употребляемы против несчастных илотов, видно из следующего рассказа Фукидида (IV, 80). В 424 г. спартиаты выбрали до 2000 илотов, наиболее отличившихся на войне, и объявили их свободными; освобожденные с венками на головах принесли в храм благодарение богам, а потом бесследно пропали. Трудно поверить, чтобы такое количество людей могло быть убито сразу.

Для военных целей нередко заставляла спартиатов прибегать к освобождению илотов и создала новый класс людей (неодамодов), на которых вместе с периеками и возлагала, главным образом, Спарта все тяжести войн, приберегая своих граждан для небольших походов или для должностей в штабе царей и полководцев. Этими причинами объясняется убийственная ненависть подчиненных классов народа к господствующему племени, которая ярко показалась в заговоре Кинадона в начале IV века.

Сама аристократия спартанская вследствие замкнутости своей жизни и отсутствия всякого освежающего элемента мало-помалу выродилась в немногочисленную и стеснительную олигархию. Со времени персидских войн она была подвержена постоянному и правильному процессу вымирания, который можно проследить по нескольким довольно определенным цифрам. В древности в Спарте было 10 000 граждан; Ликург, по преданию, разделил спартанскую территорию на 9000 участков для граждан. Во время Ксерксова похода на Элладу в Спарте было более 8000 взрослых граждан (Герод. VII, 234); в сражении при Платеях участвовали 5000 спартиатов, но это были не все способные носить оружие. В сражении при Мантинее в 418 г. стояли в строю 3584 спартиата, составлявшие 5/6 поголовного ополчения (Фук. V, 64), так что всех способных тогда носить оружие было до 4300 человек. Во времена Аристотеля, во 2-й половине IV в., уже едва можно было насчитать 1000 граждан, а через сто лет, при Агисе IV, их было не более 700 (Плут. Агис, 5). Причинами такого быстрого уменьшения числа граждан были, с одной стороны, беспрерывные войны, во время которых иногда было истребляемо зараз значительное количество граждан (при Фермопилах в 480 г. легли костьми 300 спартиатов, при Левктрах был истреблен отряд в 400 человек), различные несчастья (в 464 г. землетрясение стоило жизни многим гражданам), с другой — сами условия жизни и особенно землевладения в Спарте. Вследствие установленной древним законоположением нераздельности и неотчуждаемости поземельных участков в каждом роде, вся земля переходила обыкновенно к старшим сыновьям семейств, которые таким образом одни оказывались материально обеспеченными, тогда как младшие оставались безземельными и потому не могли исполнять законных обязанностей граждан. Вместе с сокращением числа полноправных граждан, само собою разумеется, уменьшалось и число поземельных собственников, земли сосредоточивались в руках немногих владельцев, и, таким образом, постепенно произошла замкнутая олигархия. Потеря Мессении, освобожденной Эпаминондом из-под власти Спарты в 370 г., нанесла непоправимый удар тем спартиатам, которые владели участками в этой стране. Весьма вредное влияние в экономическом отношении имел также закон эфора Эпитадея (в 1-й половине IV в.), предоставлявший всякому спартиату право дарить свой дом и участок кому угодно при жизни и свободно распоряжаться ими по завещанию (Плут. Агис, 5). В силу этих причин неравенство в распределении поземельных владений между гражданами с течением времени сделалось так велико, что в половине III в. все земли скопились в руках лишь 100 родов, тогда как все остальные граждане (числом около 600) составляли бедную безземельную массу, находившуюся в полной зависимости от богатой олигархии, сосредоточившей в своих руках всю власть.

Эти обстоятельства объясняют нам, почему Спарта не могла уже оправиться от удара, нанесенного ее могуществу Эпаминондом Фиванским. Древняя крепость государственного строя была подточена, ликурговские учреждения сделались лишь пустыми формами, которыми господствующий класс прикрывал свои эгоистические стремления. Вся власть сосредоточилась в руках эфоров и богатейших фамилий, тогда как цари, не имея никакой силы в государстве, предпочитали во главе наемников служить за деньги иностранным интересам или утопать в роскоши при иностранных дворах (Архидам III, Леонид II). Под именем фидитий спартанские богачи устраивали теперь роскошные пиры, на которых соперничали в изнеженности с восточными сатрапами и удивляли иностранцев блеском и пышностью обстановки и изысканностью блюд. А рядом с ними в городе гнездилась чернь, лишенная средств к существованию и доступа к должностям, лениво и неохотно защищавшая его от внешних врагов и подстерегавшая удобную минуту для переворота и восстания (Плут. Агис, 5).

 2. Реформы Агиса IV и Клеомена III

При таком положении дел царь Агис IV из династии Эврипонтидов, вступивший на престол (ок. 245 г.) сделал попытку путем коренного преобразования общественного и экономического строя Спарты восстановить в выродившихся гражданах ее древнюю энергию, доблесть и простоту жизни. Главным средством для восстановления равенства состояний и вместе древнего величия и могущества Спарты Агис и его приверженцы считали перенадел земли, которая должна была быть отнята у тогдашних 100 владельцев и разделена на 19 500 участков, как, по существовавшему тогда преданию, разделил ее некогда Ликург; из них 4500 участков предназначались спартиатам, число которых должно было пополниться принятием новых граждан из периеков и иностранцев, а 15 000 — периекам. Сверх того должны были быть уничтожены долговые обязательства. Однако ему не удалось осуществить своих планов, так как он был обманут своим дядею Агесилаем

 Агис отправился в поход против врагов Спарты — этолийцев. Народ, обманутый в своих ожиданиях, охладел к Агису, и противники его искусно воспользовались этим для своих целей. По возвращении Агиса вспыхнула контрреволюция, Агис был свергнут с престола и казнен своим заклятым врагом, царем Леонидом II (241 г.).

Через некоторое время продолжателем планов Агиса явился сын его врага Леонида, царь Клеомен III (из фамилии Агиадов, вступил на престол в 235 г)

 Клеомен Со своим преданным войском он быстро явился из Аркадии в Спарту, умертвил эфоров, от которых опасался противодействия своим планам, изгнал 80 человек из знатнейших олигархических фамилий и объявил народу, что должность эфоров уничтожается, так как при Ликурге ее не было, древние учреждения восстанавливаются в полную силу, все долги признаются уплаченными и земли должны быть вновь разделены между гражданами.  в войске была введена новая организация по образцу македонской ( 226 г.). Преобразованная Спарта на время ожила, в ней проявилась отчасти древнедорийская военная доблесть и надежда на возвращение прежнего господства в Пелопоннесе.

Одержав в следующем году новую победу над войсками Ахейского союза, Клеомен потребовал признания себя главою его и соединения всего Пелопоннеса в конфедерацию независимых государств под главенством Спарты.

Но ахейский предводитель Арат призвал на помощь против него македонского царя Антигона Досона и поставил союз под его защиту. В битве при Селласии (222 г.) Клеомен потерпел решительное поражение от македонской фаланги. С немногими приверженцами он бежал с поля битвы сначала в Спарту, а оттуда в Египет. С падением его прекратилось владычество Гераклидов в Лакедемоне, и значение его с тех пор исчезло навсегда.

НАБИС (? - 192 до н.э.) - спартанский тиран 207 - 192 гг. до н.э.; следовал идеям Агиса IV и Клеомена III, а также своего непосредственного предшественника тирана Маханида. Н. провел ряд реформ с целью изменения хозяйства и политического престижа государства: частично изгнал и казнил некоторых олигархов, конфисковал их земли и распределил между безземельными спартанцами, а также илотами, которым дал право гражданства. Боясь распространения социального движения по всему Пелопоннесу, против Н. выступил Ахейский союз; Н. был убит, а Спарта присоединена к Ахейскому союзу.


13. Афинское общество в VIII- VII вв до х.э. Синойкизм. Власть аристократии и её органы

О ранней истории Аттики и ее главного города Афины известно немного. Раскопки показали, что еще в микенский период на территории Аттики существовали укрепленные поселения. В более поздний, гомеровский, период Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Впоследствии все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того, как царем стал Тесей, он упразднил советы и должностных лиц разных городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей (помещение для собрания должностных лиц).

В действительности объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца II тысячелетия до н. э.

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета.

Реформы Тесея.

Центральное управление в Афинах

общее афинское народное право.

Деление на 4 филы – племени. Во главе филы – басилевс.

Разделение общества на 3 класс: земледельцы -геоморы, Ремесленники – демиурги, и благородные – эвпатриды.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли плодородные земли, расположенные вблизи Афин на Педионе.

 

Число влиятельных эвпатридских родов и семей в Афинах в VIII—VII вв. до н. э. было невелико, но в их руках сосредоточивались богатство, сила и власть.

Замкнутой господствующей верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения — демос. Демос не был однороден. В состав его входили мелкие и средние крестьяне, работавшие на своих участках, уже лишившиеся земли феты, мелкие ремесленники, представители состоятельных торгово-ремесленных слоев — купцы, хозяева ремесленных предприятий, судовладельцы, стремившиеся занять в формирующемся государстве такое место, какое занимали в нем эвпатриды.

 

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Поэтому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

Верховная власть в Аттике в древности принадлежала басилеям.

 

Около VIII в. до н. э. царская власть в Афинах исчезает. После отмены царской власти Афинами стали управлять избранные из эвпатридов правители — архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем (с 753 г. до н. э.) архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, с 683 г. до н. э. на один год. Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов:

1) первый архонт — архонт эпоним (эпоним означает «дающий имя году»; по именам этих архонтов велось летосчисление);

2) архонт-басилей — выполнял главным образом жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом;

3) архонт-полемарх — был предводителем афинского ополчения и

4) шесть архонтов-фесмофетов являлись хранителями закона, председателями различных судебных коллегий.

Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг — высший государственный совет, заменивший совет старейшин гомеровской эпохи. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Заседал ареопаг на холме, посвященном богу войны Арею. Отсюда и происходит название «ареопаг» — «холм Арея».

Ареопаг – совет старейшин.

С течением времени авторитет архонта все более возвышался, и, наконец, архонт стал и официально считаться главным должностным лицом, царь — вторым, а полемарх — третьим, хотя время такой перемены остается неизвестным с точностью.

 

С 683 г. до н. э. начинается список ежегодно сменяющихся архонтов. Введение годичных магистратур было крупным внутренним переворотом, нанесшим последний удар старому, унаследованному от предков порядку. С этого момента Афинское государство может называться республикой. С водворением нового порядка... явилась потребность в писаных законах. Для их написания, уже при годичных архонтах, следовательно, в VII в., избрана была коллегия из шести лиц с именем фесмофетов.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, представители самых влиятельных афинских родов. В Аттике VIII—VI вв. продолжало созываться народное собрание — экклесия. Однако оно во многом отличалось от народного собрания гомеровского времени. Если в прежнем народном собрании участвовали все взрослые мужчины-общинники, то в экклесии («собрании вызванных лиц»), по-видимому, могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным орудием в руках родовой знати, которая могла не допускать к участию в нем неугодных ей общинников. Таким образом, власть в Аттике в этот период безраздельно принадлежала родовой аристократии.

 

С развитием товарно-денежных отношений активизировалась внешняя политика Афин. Появилась необходимость в создании флота.

 

 Для сбора денежных средств на постройку судов вся территория Аттики была разделена на 48 округов — навкрарий, возглавляемых пританами навкраров. Следовательно, параллельно делению на четыре племени по родовому признаку возникает новое, теперь уже территориальное деление. Каждая навкрария должна была поставлять, вооружать и снабжать экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников.

 

Внутриполитическая жизнь Аттики в этот период проходила под знаком борьбы демоса и эвпатридов. Долго накапливавшееся недовольство существующим строем наконец прорвалось: в 30-х гг. VII в. до н. э. вспыхнула Килонова смута. Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, приобрел большую популярность в Афинах. Воспользовавшись большим скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил осуществить государственный переворот. Сторонникам Килона удалось захватить акрополь, но удержаться в нем они не могли: народ не поддержал их.

 

 

Осаждавших возглавляли представители рода Алкмеонидов. «Килонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. Они стали как бы проклятым родом, не сдержавшим обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини — покровительницы города. В течение всей афинской истории этим при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические враги.

 

В 621 г. до н. э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право, что он и выполнил. Так возникли Драконтовы законы. Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью. Смертная казнь полагалась даже за такое незначительное преступление, как кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны кровью» — так характеризовали их сами греки. мести. Писаное право вносило известный порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда, находившегося в руках эвпатридов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.033 с.)