Древнегреческий полис: основные структурообразующие элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческий полис: основные структурообразующие элементы



Архаический период 8-6 вв. был временем формирования социально расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Каждый полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.

Определение и разновидности. Полисы бывают разные: Афины и Спарта как представители двух основных направлений (торгово-ремесленный и аграрный). Но и они имеют некоторые общие черты, по которым и выделяется полис. Полис – это: 1) гражданская община с античной формой собственности; 2) гражданская община античного мира; 3) суверенная гражданская городская община, основанная на рабстве иноплеменников. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису.

Аристотель – полис – общность людей.

Платон – полис должен воплотить идею справедливости. Возникает из потребностей жизни

Пути возникновения. Синойкизм (объединение нескольких первичных общин в общем городском центре), завоевание, колонизация.

Структурообразующие элементы:

1) Специфическая материальная база полиса, ее основа – античная форма собственности («У античных народов имеет место форма собственности, заключающая в себе противоположность государственной земельной собственности и частной земельной собственности, так что последняя опосредствует первой или сама государственная земельная собственность существует в этой двойной форме» - по Марксу);

Торгово – ремесленный и Аграрный тип полиса. Афины и Спарта.

Государственная и частная формы собственности. Существует общая собственность.

Аристотель «Собственность должна быть общей в относительном смысле, а вообще частной»

2) Институт гражданства; гражданин тот кто участвует в суде, народном собрании, кто рожден от гражданина и гражданки. Права на управление и землю.

3) Особая военная организация полиса – гоплитская фаланга; с 7 в. до н.э. Полис- военная организация граждан, вооружились за свой счет.

4) Особые формы самоуправления: народное собрание как важнейший элемент самоуправления, совет, магистраты; Советы старейшин, Архонство.

5) Ограниченность территории и численности населения;

6) Полисная ментальность. Высшая ценность – свобода человека.

Территория и население. Полис должен быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия!). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).. Аристотель – территория должна быть легко обозрима.

Лакедемон – площадь 8400 км 2. Население 150-200 тыс.

Афины – 2500 км2. Население 120-150 тыс.

Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. Понятие гражданства – основное. Справедливость лежит в основе полиса, так как право регулирует жизнь людей. Полис – это совокупность граждан. Гражданин – тот, кто причастен к отправлению суда и магистратуры («Гражданами можно и следует считать тех, кто участвует в суде и народном собрании» - по Аристотелю).

Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. Требуется труд рабов. Есть и торговля. Чем больше она развивается, тем больше рабов.

Несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливиководство, скотоводство, садоводство.

Товарные отношения стали одной из основ хозяйственной жизни полиса. Так как полисы, из за малой территории не имел достаточного количества металлов. 

Политика. Основной принцип – гипотетическая возможность для каждого гражданина принять участие в политической жизни (быть избранным на какой-либо пост, голосовать в собраниях). Прямая демократия. Нет профессиональных политиков. Политическое устройство полиса по Аристотелю («правильно-неправильно»): аристократия/олигархия, демократия/аристократия, монархия/тирания.

Верховная власть – народное собрание. Совет и выборные должности.

Противоречия. Внутри полиса существует 2 основные линии противоречий: «аристократия – демос» и «граждане – метеки». С развитием товарно-денежных отношений к ним добавляется линия «богатые - бедные».

Гражданство. Четкое разделение на граждан и не-граждан (метеков).

Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит»).

Важно наличие земельного участка. Община поддерживает гражданина – в случае утраты земли гражданин может получить еще один клер из ager publicus. Гражданство в античном полисе – это не подчинение государству, а участие в нем. Профанация гражданства – первый признак кризиса полиса.

Менталитет. Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Полис, по мнению греков, отличал их от варваров. Осуждение накопительства (ничто сверх меры). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его.

Идеи формирования полиса (по Фролову):

1. Идея континуитета (восхождение греков началось еще в архаическую эпоху; основы были заложены в микенскую эпоху и «темные века»);

2. Идея рационализма (того сознательного творческого начала, которое привело греков к полисной стадии =>сыграла роль сознательная творческая деятельность людей).

3. Осознание греками своей исключительности. Отсюда оппозиция «греки-варвары»).

Факторы:

1. Отсутствие или устранение возможных помех для развития общин;

2. Традиционное стимулирующее воздействие ландшафта => поощрялись партикуляризм, автаркичность и автономность греков;

3. Распространение железа => революция в экономическом и социальном быте в становлении индивидуализации и демократизации;

4. Развитие частновладельческого рабства чужеземцев;

5. Непосредственное воздействие социально-политической борьбы => демос одержал победу над общиной и родовой аристократией => утверждаются принципы социальной и сословной общности => община сформировалась в полис.

3 линии развития полисов:

- От сельского общинного поселка – к городу как к средоточию жизни компактного этнотерриториального единства;

- От аморфного послеродового общества – к классовому обществу античного типа, где консолидированная в гражданский коллектив масса свободного народа отделена от массы бесправных/неполноправных, более или менее эксплуатируемых чужеземцев;

- От стадии власти басилевсов послеродовой общины – к правильному государству с суверенным народом во главе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.006 с.)