Сочинения древнегреческих историков как исторический источник (геродот, фукидид, ксенофонт, полибий, плутарх) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинения древнегреческих историков как исторический источник (геродот, фукидид, ксенофонт, полибий, плутарх)



Периодизация истории Древней Греции

1) Крито-микенский (Эгейский):30-12 века. (Бронзовый век);

2) Гомеровский (Тёмные века):11-9 века (Предполисный период);

3)  Архаический период: 8-6 века (форм.полисов, гр. Колонизация);

4)  Классический период: 5-сер 4 века;

5) Эллинистический период:  втор. пол. 4 века- 30-е годы 1 в).

 

Критская цивилизация: общество и культура.

Периоды:

1. 3000-2200 гг.до н.э. – раннеминойский период;

2. 2200-1700 гг.до н.э. – среднеминойский;

3. 1700-1500 гг.до н.э. – позднеминойский.

Вся история древней Греции начинается с возникновения цивилизации на Крите рубеж 3-2 тыс.

Минойская цивилизация во II тыс. до н.э. Минос - повелитель Критской державы.

Крит – самый юг Эгейского моря. Перекрёсток всех морских торговых путей восточного Средиземноморья.. С нач. II тыс – сдвиг в с/х. Начинают выращивать средиземноморскую триаду (ячмень, оливки, виноград) –> рост производительности труда и увеличение массы избыточного продукта. (излишки-разделение труда(отделение ремесла от с/х - обмен). Овладев искусством навигации, вступают в тесные контакты с населением Кикладского Архипелага. Критяне охотно занимались торговлей и рыболовством с пиратством. Происходит быстрый рост населения в развитых районах в конце 3 - начале 2 тыс. Большинство на Восточной части Крита (район Кносса и Феста). Одновременно идёт процесс -   Соц. Расслоения - выделяются влиятельные прослойки знати - Родовые вожди и Жрецы. Аристократия – жречество. Появляются и рабы, большинство из захваченных чужеземцев. В этот же период на Крите начинают складываться новые формы политических отношений, подчиняют себе своих соседей, заставляют платить дань и обкладывают повинностями. Как итог на рубеже 3-2 тыс. возникают первые «дворцовые «государства. Довольно быстро возникают первые дворцы.

 Эпоха дворцовых цивилизаций на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет.

1) Старые дворцы (2000-1700гг),

Новые дворцы (1700-1400)

Старые дворцы. Их четыре, каждый – самостоятельное государство: Кносс, Малия, Фест, Закрос. Сам план дворцов тот же, что и у новых – посередине прямоугольная площадь, вытянутая СЮ. Преобладает керамика стиля Камарес (по пещере, где первые находки) – растительный орнамент с геометрическими элементами по всему сосуду без выделения зон. Возникает письмо – сначала пиктографическое, затем – слоговое. Конец эпохи ок. 1700 – землетрясения и пожары разрушают дворцы.

Новые дворцы. Отстраиваются почти сразу на месте старых. План тот же, но намного монументальней. Самый известный дворец Миноса в Кноссе- лабиринт.

 

XVI- ½ XV – расцвет, морская держава. Возникает единое государство (дороги от Кносса по всему острову, отсутствие укреплений). Объединитель – возможно, Минос – строитель флота, при нём Крит становится ведущей морской державой. Критские колонии на Кикладах, Родосе, побережье Малой Азии). Торгуют с Египтом, Сирией, Финикией. Сер. XV в. - начинается очень резкий упадок – какая-то катастрофа (извержение на Фере, нашествие ахейцев (за это – возникновение нового стиля росписи, новые могилы, таблички на ахейском)).

Кносс – 16000 м2, 300 комнат.. В центре – двор для культа, судя по всему (тавромахия). На западе –коридор с фресками. Нет чёткой логики строительства, но З – в основном, кладовые с пифосами; СЗ – официальная часть, мегароны царя и царицы; В – культовые сооружения; ЮВ – главное святилище; С – ремесленники и обслуживающий персонал. Канализация, водопровод, система освещения и вентиляции (световые колодцы насквозь) на высоте. Ванна - большая терракотовая с изображением дельфинов. Существовали игры с быком, связанные с главным религиозным культом быка.

За пределами дворца. Не ясно. Но там основное население – по деревням (пример – Гурния. Дома поквартально очень плотно друг к другу. Медные и бронзовые орудия труда). Крестьяне живут бедно. Единственное изображение крестьян - какая-то процессия. Это мобилизационное и податное население. Платят дворцам натурой, т. к. религиозный центр + резервный фонд.

Религия. Главное божество – «владычица». Много ипостасей, но скорее всего – божество плодородия, Великая Мама. Мужское начало, разрушение и иже – бык, иногда – человек с бычьей головой. Ему – жертвы, в т. ч. и человеческие. Особо – культ царя: его даже нельзя было видеть простым смертным. Теократия.

Изобразительное искусство. Фрески с тавромахией, процессиями и культовыми операциями. Статуэтки (Мама со змеями). Керамика (ритоны в виде головы быка, блюда с рыбами и осьминогами, растительный орнамент).

 

Периоды:

1. 3000-2100/1900 гг.до н.э. – раннеэллдаский период;

2. 2100/1900 – 1580 гг.до н.э. – среднеэллдаский;

3. 1580-1200 гг.до н.э. – позднеэлладский.

 

 

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально.

 

Греки пришли на свою новую родину на рубеже III-II тыс. до н.э. Ведущую роль среди них в тот период играла племенная группа ахейцев; отсюда и цивилизацию, созданную ими, обычно называют ахейской. Местное население частично было уничтожено, частично смешалось с завоевателями.

Становление ахейской цивилизации было сложным и противоречивым. В первые века 2 тыс. замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Несмотря на появление гончарного круга, повозки, колесницы. Культура среднеэлладской уступает раннеэлладской.

 

В конце среднеэлладского периода положение в Балканской Греции начало меняться.

Полоса застоя и упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема. Возобновился процесс классообразования.

Внутри ахейских племен выделяются аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях. В руках знати концентрируются богатства, отчасти созданные трудом крестьян и ремесленников. В различных районах Пелопонесса, Средней и Северной Греции возникли первые, пока довольно примитивные государственные образования.

 

На первом этапе ахейцы испытали сильное влияние развитой цивилизации Крита. У Крита были заимствованы многие важные элементы ахейской культуры: некоторые религиозные культы, фресковая живопись, водопровод и канализация, тип одежды.

С XV-XVIII в. до н.э. в Греции вновь начинается экономический и культурный подъем. На всей территории существовала единообразная культура.

 

Крупнейшим центром ахейской цивилизации был город Микены в Арголиде. Поэтому саму эту цивилизацию очень часто называют также микенской. Другими важными центрами были Тиринф по соседству с Микенами, Пилос в Мессении, Иолк в Фессалии, Афины, Фивы. В эпоху своего расцвета микенская цивилизация охватывала всю Южную и Среднюю Грецию, часть Северной и многие острова Эгейского моря. Ахейская Греция была богатой страной с многочисленным населением.

Ахейское общество: Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Важнейшее отличие состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Также дворцы стояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было; они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка была более упорядоченной и симметричной.

Ахейские цари, воинственные люди, были жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда - вошедшее в пословицу богатство микенских владык.

 

Государственное управление

Ахейская Греция не составляла единого государства. Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт " (то есть повелитель, владыка). Далее военачальник - лавагет. Телесты - местная родовая знать. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками-Коретеры, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга - басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти. Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составляли жители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именно такой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящий облик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паразитизме. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен.

Социум. Есть рабство, в т.ч. государственное и храмовое, но на низкой стадии развития. Основная масса – полусвободные крестьяне-ремесленники. Над ними – государственные чиновники. Выше – военно-жреческая знать. Во главе – ванака. Систематическая эксплуатация рабов и крестьян. Непрочность структуры микенского государства.

Экономик а. Земля делится на государственную и общинную. Государственная земля – аристократии за службу. Те – в аренду «рабам божьим». Государственная монополия на кузнечество. Взаимоотношение дворцов. Постоянные войны. Редкие случаи консолидации против общего противника. Есть доказательства контактов с Месопотамией.

 

 

Ахейские греки создали так называемое "линейное письмо Б" (пеласгийское – по Диодору Сицилийскому). До нас дошли документы хозяйственной отчетности. В хозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, в основном женщин и детей. Основная масса трудящегося населения составляли жившие в окрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактически находившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было создано централизованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многими обществами Древнего мира. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства.

 

Троянская война. (1240-1230 гг. до н. э) Создав мощный флот, в XV-XIII вв. до н.э. ахейские царства развернули широкую экспансию в Восточном Средиземноморье. Они захватили и обжили сам Крит, а затем основали ряд поселений на западном побережье Малой Азии.

Дорийское нашествие 13-12 вв. С севера. Непоправимый удар по Микенской цивилизации. Не смогли противостоять, т.к. раннеклассовые отношения непрочны, да и Троянская война ослабила. Часть дорийцев отхлынула назад на север, часть – переселилась в МА и на Киклады.

 

В 10 в. До н.э. – упадок:

- Исчезают дворцовые комплексы;

- Появившиеся в гомеровский период дворцы более примитивны;

- Забыты многие методы строительства;

- Разрушена хозяйственная система, вместе с ремеслом и искусством;

- Прекращение внешней торговли, внешних экономических связей;

- Исчезновение письменности (появляется только в 8 в. До н.э.);

- Исчезновение ахейской бюрократической системы вместе с ее носителями; нет осциальной стратификации; возвращение к родоплеменным отношениям;

-  Нет института государства.

 

Этапы:

1) 8 – середина 7 в. До н.э. – аграрная колонизация.

2) Середина 7 – конец 6 вв. до н.э. – торгово-ремесленная колонизация. Вытеснение финикийцев.

Экономика. В с/х как всегда обращение к триаде => увеличение урожайности и торговли. Виноградарство и оливководство требуют больших материальных затрат, чем хлебопашество => ускоряются процессы разорения мелких собственников, усиливаются крупные. Но в целом экономика растёт.

Ремесло отделяется от с/х, что только ускоряет рост (новые методы обработки бронзы (лучшая коринфская бронза), лучше железо, керамика и т. д.). Активно строятся корабли (под торговлю). Основные типы – пентеконтеры (50 гребцов), триеры (3 ряда вёсел, 180 чел.). Появляется монета. Таким образом резко растёт ремесло и торговля => нужны форпосты и источники сырья.                                                                                                                                    Социум. Изживаются родовые и возникают классовые отношения. В целом – сначала концентрация земли в руках аристократии (до ½ VII) и попадание в зависимость бедных крестьян (кабала, в основном). До ½ VII основная сила оказывается именно у аристократии. Потом набирает вес ремесленно-торговые слои (здесь и занявшаяся торговлей земельная аристократия, и мелкие торговцы, и ремесленники). И при всё при том резкий демографический рост (про экономику и оливковое масло). Таким образом, куча разорившихся мелких собственников страшно недовольны своим положением, им предоставляют возможность уехать.

Направления колонизации.

Западное – с середины VIII в., главная метрополия - Коринф. Первая колония – остров Питекуссы и город Кумы (в Кампании)

В основном – южная Италия и Сицилия (Сиракузы – 733, Занкла (Мессана) – 730, Тарент – 706). Вместе – «Великая Греция».

Кроме того: Массалия на юге Франции, Эмпорион на испанском побережье.                                     

Северо-восточное – Милет (вывел до 100 колоний). Пропонтида – Кизик (756) и Византий (667). Понт: Ю - Гераклея (560), Синопа (756), З – Истрия, Одессос, С (с VI) – Ольвия, Березань, Пантикапей, Феодосия. Проливы Босфор. Причерноморье                                                                                                               

Южное и Юго-Восточное – слабее, т. к. финикийская конкуренция. Аль-Мина (Сирия), Навкратис (Египет), Кирена.                                                                                                                              

Колонии выводились на территории, достаточно удобные для жительства, снабженные питьевой водой, с плодородными землями, хорошими гаванями.

Прежде чем вывести колонию ищут место (гавань, земля, вода, торговля с местными), могут использовать архивы оракулов. Как только устанавливалось место будущей колонии в городе-метрополии объявлялась запись желающих выехать на новое поселение. Назначали Ойкиста-глава партии колонистов.

Начальник выселка – ойкист (конкретно выбирает место, план и т. д.). Колонизационная партия – несколько сотен человек. Как правило, всё мирно. Колония – новый полис, но граждане колонии имеют симполитию с метрополией. Экономика в колониях растёт как правило быстрей, т. к. на новом месте, не давят старые отношения и т.д.

Последствия. Расширение ойкумены, кругозора. Создание огромного греческого мира. Развитие техники градостроительства, архитектуры и иже. Решение ряда социальных проблем, связанных с перенаселением, в самой Греции. Развитие экономики. Греков теперь знают все.

 

Архаический период 8-6 вв. был временем формирования социально расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Каждый полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.

Определение и разновидности. Полисы бывают разные: Афины и Спарта как представители двух основных направлений (торгово-ремесленный и аграрный). Но и они имеют некоторые общие черты, по которым и выделяется полис. Полис – это: 1) гражданская община с античной формой собственности; 2) гражданская община античного мира; 3) суверенная гражданская городская община, основанная на рабстве иноплеменников. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису.

Аристотель – полис – общность людей.

Платон – полис должен воплотить идею справедливости. Возникает из потребностей жизни

Пути возникновения. Синойкизм (объединение нескольких первичных общин в общем городском центре), завоевание, колонизация.

Структурообразующие элементы:

1) Специфическая материальная база полиса, ее основа – античная форма собственности («У античных народов имеет место форма собственности, заключающая в себе противоположность государственной земельной собственности и частной земельной собственности, так что последняя опосредствует первой или сама государственная земельная собственность существует в этой двойной форме» - по Марксу);

Торгово – ремесленный и Аграрный тип полиса. Афины и Спарта.

Государственная и частная формы собственности. Существует общая собственность.

Аристотель «Собственность должна быть общей в относительном смысле, а вообще частной»

2) Институт гражданства; гражданин тот кто участвует в суде, народном собрании, кто рожден от гражданина и гражданки. Права на управление и землю.

3) Особая военная организация полиса – гоплитская фаланга; с 7 в. до н.э. Полис- военная организация граждан, вооружились за свой счет.

4) Особые формы самоуправления: народное собрание как важнейший элемент самоуправления, совет, магистраты; Советы старейшин, Архонство.

5) Ограниченность территории и численности населения;

6) Полисная ментальность. Высшая ценность – свобода человека.

Территория и население. Полис должен быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия!). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).. Аристотель – территория должна быть легко обозрима.

Лакедемон – площадь 8400 км 2. Население 150-200 тыс.

Афины – 2500 км2. Население 120-150 тыс.

Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. Понятие гражданства – основное. Справедливость лежит в основе полиса, так как право регулирует жизнь людей. Полис – это совокупность граждан. Гражданин – тот, кто причастен к отправлению суда и магистратуры («Гражданами можно и следует считать тех, кто участвует в суде и народном собрании» - по Аристотелю).

Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. Требуется труд рабов. Есть и торговля. Чем больше она развивается, тем больше рабов.

Несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливиководство, скотоводство, садоводство.

Товарные отношения стали одной из основ хозяйственной жизни полиса. Так как полисы, из за малой территории не имел достаточного количества металлов. 

Политика. Основной принцип – гипотетическая возможность для каждого гражданина принять участие в политической жизни (быть избранным на какой-либо пост, голосовать в собраниях). Прямая демократия. Нет профессиональных политиков. Политическое устройство полиса по Аристотелю («правильно-неправильно»): аристократия/олигархия, демократия/аристократия, монархия/тирания.

Верховная власть – народное собрание. Совет и выборные должности.

Противоречия. Внутри полиса существует 2 основные линии противоречий: «аристократия – демос» и «граждане – метеки». С развитием товарно-денежных отношений к ним добавляется линия «богатые - бедные».

Гражданство. Четкое разделение на граждан и не-граждан (метеков).

Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит»).

Важно наличие земельного участка. Община поддерживает гражданина – в случае утраты земли гражданин может получить еще один клер из ager publicus. Гражданство в античном полисе – это не подчинение государству, а участие в нем. Профанация гражданства – первый признак кризиса полиса.

Менталитет. Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Полис, по мнению греков, отличал их от варваров. Осуждение накопительства (ничто сверх меры). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его.

Идеи формирования полиса (по Фролову):

1. Идея континуитета (восхождение греков началось еще в архаическую эпоху; основы были заложены в микенскую эпоху и «темные века»);

2. Идея рационализма (того сознательного творческого начала, которое привело греков к полисной стадии =>сыграла роль сознательная творческая деятельность людей).

3. Осознание греками своей исключительности. Отсюда оппозиция «греки-варвары»).

Факторы:

1. Отсутствие или устранение возможных помех для развития общин;

2. Традиционное стимулирующее воздействие ландшафта => поощрялись партикуляризм, автаркичность и автономность греков;

3. Распространение железа => революция в экономическом и социальном быте в становлении индивидуализации и демократизации;

4. Развитие частновладельческого рабства чужеземцев;

5. Непосредственное воздействие социально-политической борьбы => демос одержал победу над общиной и родовой аристократией => утверждаются принципы социальной и сословной общности => община сформировалась в полис.

3 линии развития полисов:

- От сельского общинного поселка – к городу как к средоточию жизни компактного этнотерриториального единства;

- От аморфного послеродового общества – к классовому обществу античного типа, где консолидированная в гражданский коллектив масса свободного народа отделена от массы бесправных/неполноправных, более или менее эксплуатируемых чужеземцев;

- От стадии власти басилевсов послеродовой общины – к правильному государству с суверенным народом во главе.

 

Формирование Спарты.

Основатели Спарты – дорийцы (11-10 вв) при вторжении заняли Лаконию, где плодородные земли. Другая часть заняла Мессению (жили вместе с Ахейцами)

 

9-пп 8 вв. – упорная борьба спартанцев с соседними племенами за Лаконию. Смогли подчинить всех от ю. границ Аркадского нагорья до мысов Тенар и Малея на южное побережье Пелопоннеса. Завоеванное население превращено в илотов там, где наиболее плодородные почвы. Там, где почва не плодородная и люди сами присоединились к Спарте, там они стали периэками («живущими вокруг») – лично свободны, но не принимают участия в государственных делах.

Спарта делится на 5 соседских деревень, нет городских черт. Не знали торговли и ремесла.

Древняя Спарта — образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Спарта- закрытое общество, чужеземцев пускали только по приглашению.

Социальная структура, государственная структура были заложены Ликургом.

Социально-экономическая структура: Спартиаты- полноправные (гомеи - "равные"), То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей. С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга.

Жили на территории 5 деревень, не переселялись в Мессению.

Периэки свободные, но бесправные («живущие вокруг») Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Поставляли оружие, налоги, они вспомогательные военные отряды

 

Илоты (мессенские и лаконские) зависимые (рабы)- Завоеванная земля была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось. К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной эксплуатации. Нельзя было их убивать. Жили так же как и раньше. Они прикреплены к земле, на одну семью 12-15 илотов.

 

Земля разделена на 9 000 клеров. Земля неотчуждаема, обрабатывается илотами.

Ежегодно Эфоры обьявляли войну илотам (Криптии) Крипты (юноши-спартиаты 17 лет) терроризировали некоторых «буйных» илотов.

Политическая организация: Диархия (два царя)- Архагета. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям — Агиадов и Эврипонтидов Две царские династии постоянно враждуют. Военачальники во время военных действий. Судебные и религиозные функции в мирное время. цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной.

Апелла. Народное собрание. Все полноправные граждане - спартиаты. Нет законодательной инициативы. Утверждали решения царей и геронтов. Народное собрание утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их.

Герусия ( совет старейшин). высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. 30 человек. 28 старше 60 лет(по-гречески геронты — старики, отсюда и название Совета).  + 2 царя. Все основные вопросы. Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. имела право отменять решения Народного собрания. все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные. могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав.

Эфоры. выборные должности, в руках которых сосредотачивалась судебная власть Высший контрольно-административный орган Спарты. Избираются на год.. коллегия из пяти эфоров(5 т.к пять деревень у спартиатов) («надзирателей»).Следят. Объявляют войну илотам(криптии). Время возникновения эфората точно не известно. Могут даже сместить царей. Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте

Контролировали образ жизни, царскую власть (каждый год заключали договор с царями о соблюдении ликургова строя)

Право ареста, суда, казни царя. Сопровождали царей во время военных походов.

 

При геронтах и эфорах Отряд 300 всадников – полиция.

Образование и воспитание в Древней Спарте
Система Агогэ — система военного воспитания в Спарте. Эта система была обязательна лишь для детей мужского пола полноправных граждан (женщины так же проходили систему воспитания).
Структурирование общества по военному образцу способствовало сохранению в Спарте четкого деления на возрастные классы. Для унифицированной и эффективной подготовки молодых граждан была создана достаточно рано система общественного воспитания, или агогэ.

До 7 лет – в семье.

С 7 лет поступают в закрытые полувоенные школы Агелы, где основное внимание обращалось на физическую и идеологическую подготовку молодого поколения. Внутри агел мальчики были также разделены по возрастному принципу. Воспитатели, развивая в них дух соревновательности и соперничества, старались уже на ранних этапах выделить из их среды лидеров

С 12 лет переходят в Илы.

С 20 до 30 лет должны жениться.

Состоят в Сисситии – совместная трапеза. По 15 человек. Низовое военное формирование.

Каждый год взнос натур. Продуктов в сисситию.

Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться «Общине равных» схожих по материальному положению граждан.

В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами.

Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх.

 

Реформы Ликурга

Политика:

- Cозыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Это собрание состояло из всех спартиатов, достигших тридцатилетнего возраста. Голосование на нем происходило криком одобрения или неодобрения, без подсчета голосов. Решения народного собрания распространялись на вопросы о войне и мире, о договорах и о выборе новых должностных лиц.

- Cоздание Совета Старейшин (герусии) - органа, ограничивающего царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

Социум:

- Самым важным и смелым из преобразований Ликурга был передел земли. Он разделил всю Лаконскую область на равные земельные участки; при этом земельная собственность самих спартанцев, состояла из девяти тысяч, а периэков — покоренных спартанцами людей — из тридцати тысяч частей.

-Заботясь о том чтобы невозможным стало возвращение к старому делению, Ликург запретил землевладельцам продавать свои участки и определил, что наследство отца должно всегда переходить к старшему сыну, а, если сына не будет, участок переходит к дочери, но эта дочь могла выходить замуж только за человека, не имеющего никакой собственности.

- Запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги (обул, с испорченным железом)

Торговля:

Запретил в Спарте все ремесла.

Быт:

-Учреждение сисситий — совместных обедов свободных спартанцев. Но сиссития была не просто общим обедом, это было товарищество из 15-20 человек, называвшихся сисситами, служивших обычно в одном военном отряде.

-Уравнение женских занятий с мужскими (борьба, метания диска и копье) Подобно юношам, они должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре.

-Оставаться холостым считалось в Спарте позорным.

- Решение судьбы ребенка старейшинами.

- Отряды из мальчиков, где шло обучение воинской жизни

- Более строгое и суровое воспитание по мере взросления

- С 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Причины упадка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.111 с.)