Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сочинения древнегреческих историков как исторический источник (геродот, фукидид, ксенофонт, полибий, плутарх)Стр 1 из 17Следующая ⇒
Периодизация истории Древней Греции 1) Крито-микенский (Эгейский):30-12 века. (Бронзовый век); 2) Гомеровский (Тёмные века):11-9 века (Предполисный период); 3) Архаический период: 8-6 века (форм.полисов, гр. Колонизация); 4) Классический период: 5-сер 4 века; 5) Эллинистический период: втор. пол. 4 века- 30-е годы 1 в).
Критская цивилизация: общество и культура. Периоды: 1. 3000-2200 гг.до н.э. – раннеминойский период; 2. 2200-1700 гг.до н.э. – среднеминойский; 3. 1700-1500 гг.до н.э. – позднеминойский. Вся история древней Греции начинается с возникновения цивилизации на Крите рубеж 3-2 тыс. Минойская цивилизация во II тыс. до н.э. Минос - повелитель Критской державы. Крит – самый юг Эгейского моря. Перекрёсток всех морских торговых путей восточного Средиземноморья.. С нач. II тыс – сдвиг в с/х. Начинают выращивать средиземноморскую триаду (ячмень, оливки, виноград) –> рост производительности труда и увеличение массы избыточного продукта. (излишки-разделение труда(отделение ремесла от с/х - обмен). Овладев искусством навигации, вступают в тесные контакты с населением Кикладского Архипелага. Критяне охотно занимались торговлей и рыболовством с пиратством. Происходит быстрый рост населения в развитых районах в конце 3 - начале 2 тыс. Большинство на Восточной части Крита (район Кносса и Феста). Одновременно идёт процесс - Соц. Расслоения - выделяются влиятельные прослойки знати - Родовые вожди и Жрецы. Аристократия – жречество. Появляются и рабы, большинство из захваченных чужеземцев. В этот же период на Крите начинают складываться новые формы политических отношений, подчиняют себе своих соседей, заставляют платить дань и обкладывают повинностями. Как итог на рубеже 3-2 тыс. возникают первые «дворцовые «государства. Довольно быстро возникают первые дворцы. Эпоха дворцовых цивилизаций на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет. 1) Старые дворцы (2000-1700гг), Новые дворцы (1700-1400) Старые дворцы. Их четыре, каждый – самостоятельное государство: Кносс, Малия, Фест, Закрос. Сам план дворцов тот же, что и у новых – посередине прямоугольная площадь, вытянутая СЮ. Преобладает керамика стиля Камарес (по пещере, где первые находки) – растительный орнамент с геометрическими элементами по всему сосуду без выделения зон. Возникает письмо – сначала пиктографическое, затем – слоговое. Конец эпохи ок. 1700 – землетрясения и пожары разрушают дворцы.
Новые дворцы. Отстраиваются почти сразу на месте старых. План тот же, но намного монументальней. Самый известный дворец Миноса в Кноссе- лабиринт.
XVI- ½ XV – расцвет, морская держава. Возникает единое государство (дороги от Кносса по всему острову, отсутствие укреплений). Объединитель – возможно, Минос – строитель флота, при нём Крит становится ведущей морской державой. Критские колонии на Кикладах, Родосе, побережье Малой Азии). Торгуют с Египтом, Сирией, Финикией. Сер. XV в. - начинается очень резкий упадок – какая-то катастрофа (извержение на Фере, нашествие ахейцев (за это – возникновение нового стиля росписи, новые могилы, таблички на ахейском)). Кносс – 16000 м2, 300 комнат.. В центре – двор для культа, судя по всему (тавромахия). На западе –коридор с фресками. Нет чёткой логики строительства, но З – в основном, кладовые с пифосами; СЗ – официальная часть, мегароны царя и царицы; В – культовые сооружения; ЮВ – главное святилище; С – ремесленники и обслуживающий персонал. Канализация, водопровод, система освещения и вентиляции (световые колодцы насквозь) на высоте. Ванна - большая терракотовая с изображением дельфинов. Существовали игры с быком, связанные с главным религиозным культом быка. За пределами дворца. Не ясно. Но там основное население – по деревням (пример – Гурния. Дома поквартально очень плотно друг к другу. Медные и бронзовые орудия труда). Крестьяне живут бедно. Единственное изображение крестьян - какая-то процессия. Это мобилизационное и податное население. Платят дворцам натурой, т. к. религиозный центр + резервный фонд. Религия. Главное божество – «владычица». Много ипостасей, но скорее всего – божество плодородия, Великая Мама. Мужское начало, разрушение и иже – бык, иногда – человек с бычьей головой. Ему – жертвы, в т. ч. и человеческие. Особо – культ царя: его даже нельзя было видеть простым смертным. Теократия. Изобразительное искусство. Фрески с тавромахией, процессиями и культовыми операциями. Статуэтки (Мама со змеями). Керамика (ритоны в виде головы быка, блюда с рыбами и осьминогами, растительный орнамент).
Периоды: 1. 3000-2100/1900 гг.до н.э. – раннеэллдаский период; 2. 2100/1900 – 1580 гг.до н.э. – среднеэллдаский; 3. 1580-1200 гг.до н.э. – позднеэлладский.
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально.
Греки пришли на свою новую родину на рубеже III-II тыс. до н.э. Ведущую роль среди них в тот период играла племенная группа ахейцев; отсюда и цивилизацию, созданную ими, обычно называют ахейской. Местное население частично было уничтожено, частично смешалось с завоевателями. Становление ахейской цивилизации было сложным и противоречивым. В первые века 2 тыс. замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Несмотря на появление гончарного круга, повозки, колесницы. Культура среднеэлладской уступает раннеэлладской.
В конце среднеэлладского периода положение в Балканской Греции начало меняться. Полоса застоя и упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема. Возобновился процесс классообразования. Внутри ахейских племен выделяются аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях. В руках знати концентрируются богатства, отчасти созданные трудом крестьян и ремесленников. В различных районах Пелопонесса, Средней и Северной Греции возникли первые, пока довольно примитивные государственные образования.
На первом этапе ахейцы испытали сильное влияние развитой цивилизации Крита. У Крита были заимствованы многие важные элементы ахейской культуры: некоторые религиозные культы, фресковая живопись, водопровод и канализация, тип одежды. С XV-XVIII в. до н.э. в Греции вновь начинается экономический и культурный подъем. На всей территории существовала единообразная культура.
Крупнейшим центром ахейской цивилизации был город Микены в Арголиде. Поэтому саму эту цивилизацию очень часто называют также микенской. Другими важными центрами были Тиринф по соседству с Микенами, Пилос в Мессении, Иолк в Фессалии, Афины, Фивы. В эпоху своего расцвета микенская цивилизация охватывала всю Южную и Среднюю Грецию, часть Северной и многие острова Эгейского моря. Ахейская Греция была богатой страной с многочисленным населением. Ахейское общество: Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Важнейшее отличие состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Также дворцы стояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было; они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка была более упорядоченной и симметричной. Ахейские цари, воинственные люди, были жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда - вошедшее в пословицу богатство микенских владык.
Государственное управление Ахейская Греция не составляла единого государства. Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт " (то есть повелитель, владыка). Далее военачальник - лавагет. Телесты - местная родовая знать. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками-Коретеры, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга - басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти. Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составляли жители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именно такой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящий облик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паразитизме. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен. Социум. Есть рабство, в т.ч. государственное и храмовое, но на низкой стадии развития. Основная масса – полусвободные крестьяне-ремесленники. Над ними – государственные чиновники. Выше – военно-жреческая знать. Во главе – ванака. Систематическая эксплуатация рабов и крестьян. Непрочность структуры микенского государства. Экономик а. Земля делится на государственную и общинную. Государственная земля – аристократии за службу. Те – в аренду «рабам божьим». Государственная монополия на кузнечество. Взаимоотношение дворцов. Постоянные войны. Редкие случаи консолидации против общего противника. Есть доказательства контактов с Месопотамией.
Ахейские греки создали так называемое "линейное письмо Б" (пеласгийское – по Диодору Сицилийскому). До нас дошли документы хозяйственной отчетности. В хозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, в основном женщин и детей. Основная масса трудящегося населения составляли жившие в окрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактически находившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было создано централизованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многими обществами Древнего мира. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства.
Троянская война. (1240-1230 гг. до н. э) Создав мощный флот, в XV-XIII вв. до н.э. ахейские царства развернули широкую экспансию в Восточном Средиземноморье. Они захватили и обжили сам Крит, а затем основали ряд поселений на западном побережье Малой Азии. Дорийское нашествие 13-12 вв. С севера. Непоправимый удар по Микенской цивилизации. Не смогли противостоять, т.к. раннеклассовые отношения непрочны, да и Троянская война ослабила. Часть дорийцев отхлынула назад на север, часть – переселилась в МА и на Киклады.
В 10 в. До н.э. – упадок: - Исчезают дворцовые комплексы; - Появившиеся в гомеровский период дворцы более примитивны; - Забыты многие методы строительства; - Разрушена хозяйственная система, вместе с ремеслом и искусством; - Прекращение внешней торговли, внешних экономических связей; - Исчезновение письменности (появляется только в 8 в. До н.э.); - Исчезновение ахейской бюрократической системы вместе с ее носителями; нет осциальной стратификации; возвращение к родоплеменным отношениям; - Нет института государства.
Этапы: 1) 8 – середина 7 в. До н.э. – аграрная колонизация. 2) Середина 7 – конец 6 вв. до н.э. – торгово-ремесленная колонизация. Вытеснение финикийцев. Экономика. В с/х как всегда обращение к триаде => увеличение урожайности и торговли. Виноградарство и оливководство требуют больших материальных затрат, чем хлебопашество => ускоряются процессы разорения мелких собственников, усиливаются крупные. Но в целом экономика растёт. Ремесло отделяется от с/х, что только ускоряет рост (новые методы обработки бронзы (лучшая коринфская бронза), лучше железо, керамика и т. д.). Активно строятся корабли (под торговлю). Основные типы – пентеконтеры (50 гребцов), триеры (3 ряда вёсел, 180 чел.). Появляется монета. Таким образом резко растёт ремесло и торговля => нужны форпосты и источники сырья. Социум. Изживаются родовые и возникают классовые отношения. В целом – сначала концентрация земли в руках аристократии (до ½ VII) и попадание в зависимость бедных крестьян (кабала, в основном). До ½ VII основная сила оказывается именно у аристократии. Потом набирает вес ремесленно-торговые слои (здесь и занявшаяся торговлей земельная аристократия, и мелкие торговцы, и ремесленники). И при всё при том резкий демографический рост (про экономику и оливковое масло). Таким образом, куча разорившихся мелких собственников страшно недовольны своим положением, им предоставляют возможность уехать. Направления колонизации. Западное – с середины VIII в., главная метрополия - Коринф. Первая колония – остров Питекуссы и город Кумы (в Кампании)
В основном – южная Италия и Сицилия (Сиракузы – 733, Занкла (Мессана) – 730, Тарент – 706). Вместе – «Великая Греция». Кроме того: Массалия на юге Франции, Эмпорион на испанском побережье. Северо-восточное – Милет (вывел до 100 колоний). Пропонтида – Кизик (756) и Византий (667). Понт: Ю - Гераклея (560), Синопа (756), З – Истрия, Одессос, С (с VI) – Ольвия, Березань, Пантикапей, Феодосия. Проливы Босфор. Причерноморье Южное и Юго-Восточное – слабее, т. к. финикийская конкуренция. Аль-Мина (Сирия), Навкратис (Египет), Кирена. Колонии выводились на территории, достаточно удобные для жительства, снабженные питьевой водой, с плодородными землями, хорошими гаванями. Прежде чем вывести колонию ищут место (гавань, земля, вода, торговля с местными), могут использовать архивы оракулов. Как только устанавливалось место будущей колонии в городе-метрополии объявлялась запись желающих выехать на новое поселение. Назначали Ойкиста-глава партии колонистов. Начальник выселка – ойкист (конкретно выбирает место, план и т. д.). Колонизационная партия – несколько сотен человек. Как правило, всё мирно. Колония – новый полис, но граждане колонии имеют симполитию с метрополией. Экономика в колониях растёт как правило быстрей, т. к. на новом месте, не давят старые отношения и т.д. Последствия. Расширение ойкумены, кругозора. Создание огромного греческого мира. Развитие техники градостроительства, архитектуры и иже. Решение ряда социальных проблем, связанных с перенаселением, в самой Греции. Развитие экономики. Греков теперь знают все.
Архаический период 8-6 вв. был временем формирования социально расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Каждый полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры. Определение и разновидности. Полисы бывают разные: Афины и Спарта как представители двух основных направлений (торгово-ремесленный и аграрный). Но и они имеют некоторые общие черты, по которым и выделяется полис. Полис – это: 1) гражданская община с античной формой собственности; 2) гражданская община античного мира; 3) суверенная гражданская городская община, основанная на рабстве иноплеменников. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису. Аристотель – полис – общность людей. Платон – полис должен воплотить идею справедливости. Возникает из потребностей жизни Пути возникновения. Синойкизм (объединение нескольких первичных общин в общем городском центре), завоевание, колонизация. Структурообразующие элементы: 1) Специфическая материальная база полиса, ее основа – античная форма собственности («У античных народов имеет место форма собственности, заключающая в себе противоположность государственной земельной собственности и частной земельной собственности, так что последняя опосредствует первой или сама государственная земельная собственность существует в этой двойной форме» - по Марксу); Торгово – ремесленный и Аграрный тип полиса. Афины и Спарта. Государственная и частная формы собственности. Существует общая собственность. Аристотель «Собственность должна быть общей в относительном смысле, а вообще частной» 2) Институт гражданства; гражданин тот кто участвует в суде, народном собрании, кто рожден от гражданина и гражданки. Права на управление и землю. 3) Особая военная организация полиса – гоплитская фаланга; с 7 в. до н.э. Полис- военная организация граждан, вооружились за свой счет. 4) Особые формы самоуправления: народное собрание как важнейший элемент самоуправления, совет, магистраты; Советы старейшин, Архонство. 5) Ограниченность территории и численности населения; 6) Полисная ментальность. Высшая ценность – свобода человека. Территория и население. Полис должен быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия!). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).. Аристотель – территория должна быть легко обозрима. Лакедемон – площадь 8400 км 2. Население 150-200 тыс. Афины – 2500 км2. Население 120-150 тыс. Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. Понятие гражданства – основное. Справедливость лежит в основе полиса, так как право регулирует жизнь людей. Полис – это совокупность граждан. Гражданин – тот, кто причастен к отправлению суда и магистратуры («Гражданами можно и следует считать тех, кто участвует в суде и народном собрании» - по Аристотелю). Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. Требуется труд рабов. Есть и торговля. Чем больше она развивается, тем больше рабов. Несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливиководство, скотоводство, садоводство. Товарные отношения стали одной из основ хозяйственной жизни полиса. Так как полисы, из за малой территории не имел достаточного количества металлов. Политика. Основной принцип – гипотетическая возможность для каждого гражданина принять участие в политической жизни (быть избранным на какой-либо пост, голосовать в собраниях). Прямая демократия. Нет профессиональных политиков. Политическое устройство полиса по Аристотелю («правильно-неправильно»): аристократия/олигархия, демократия/аристократия, монархия/тирания. Верховная власть – народное собрание. Совет и выборные должности. Противоречия. Внутри полиса существует 2 основные линии противоречий: «аристократия – демос» и «граждане – метеки». С развитием товарно-денежных отношений к ним добавляется линия «богатые - бедные». Гражданство. Четкое разделение на граждан и не-граждан (метеков). Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит»). Важно наличие земельного участка. Община поддерживает гражданина – в случае утраты земли гражданин может получить еще один клер из ager publicus. Гражданство в античном полисе – это не подчинение государству, а участие в нем. Профанация гражданства – первый признак кризиса полиса. Менталитет. Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Полис, по мнению греков, отличал их от варваров. Осуждение накопительства (ничто сверх меры). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его. Идеи формирования полиса (по Фролову): 1. Идея континуитета (восхождение греков началось еще в архаическую эпоху; основы были заложены в микенскую эпоху и «темные века»); 2. Идея рационализма (того сознательного творческого начала, которое привело греков к полисной стадии =>сыграла роль сознательная творческая деятельность людей). 3. Осознание греками своей исключительности. Отсюда оппозиция «греки-варвары»). Факторы: 1. Отсутствие или устранение возможных помех для развития общин; 2. Традиционное стимулирующее воздействие ландшафта => поощрялись партикуляризм, автаркичность и автономность греков; 3. Распространение железа => революция в экономическом и социальном быте в становлении индивидуализации и демократизации; 4. Развитие частновладельческого рабства чужеземцев; 5. Непосредственное воздействие социально-политической борьбы => демос одержал победу над общиной и родовой аристократией => утверждаются принципы социальной и сословной общности => община сформировалась в полис. 3 линии развития полисов: - От сельского общинного поселка – к городу как к средоточию жизни компактного этнотерриториального единства; - От аморфного послеродового общества – к классовому обществу античного типа, где консолидированная в гражданский коллектив масса свободного народа отделена от массы бесправных/неполноправных, более или менее эксплуатируемых чужеземцев; - От стадии власти басилевсов послеродовой общины – к правильному государству с суверенным народом во главе.
Формирование Спарты. Основатели Спарты – дорийцы (11-10 вв) при вторжении заняли Лаконию, где плодородные земли. Другая часть заняла Мессению (жили вместе с Ахейцами)
9-пп 8 вв. – упорная борьба спартанцев с соседними племенами за Лаконию. Смогли подчинить всех от ю. границ Аркадского нагорья до мысов Тенар и Малея на южное побережье Пелопоннеса. Завоеванное население превращено в илотов там, где наиболее плодородные почвы. Там, где почва не плодородная и люди сами присоединились к Спарте, там они стали периэками («живущими вокруг») – лично свободны, но не принимают участия в государственных делах. Спарта делится на 5 соседских деревень, нет городских черт. Не знали торговли и ремесла. Древняя Спарта — образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Спарта- закрытое общество, чужеземцев пускали только по приглашению. Социальная структура, государственная структура были заложены Ликургом. Социально-экономическая структура: Спартиаты- полноправные (гомеи - "равные"), То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей. С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга. Жили на территории 5 деревень, не переселялись в Мессению. Периэки свободные, но бесправные («живущие вокруг») Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Поставляли оружие, налоги, они вспомогательные военные отряды
Илоты (мессенские и лаконские) зависимые (рабы)- Завоеванная земля была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось. К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной эксплуатации. Нельзя было их убивать. Жили так же как и раньше. Они прикреплены к земле, на одну семью 12-15 илотов.
Земля разделена на 9 000 клеров. Земля неотчуждаема, обрабатывается илотами. Ежегодно Эфоры обьявляли войну илотам (Криптии) Крипты (юноши-спартиаты 17 лет) терроризировали некоторых «буйных» илотов. Политическая организация: Диархия (два царя)- Архагета. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям — Агиадов и Эврипонтидов Две царские династии постоянно враждуют. Военачальники во время военных действий. Судебные и религиозные функции в мирное время. цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Апелла. Народное собрание. Все полноправные граждане - спартиаты. Нет законодательной инициативы. Утверждали решения царей и геронтов. Народное собрание утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Герусия ( совет старейшин). высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. 30 человек. 28 старше 60 лет(по-гречески геронты — старики, отсюда и название Совета). + 2 царя. Все основные вопросы. Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. имела право отменять решения Народного собрания. все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные. могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Эфоры. выборные должности, в руках которых сосредотачивалась судебная власть Высший контрольно-административный орган Спарты. Избираются на год.. коллегия из пяти эфоров(5 т.к пять деревень у спартиатов) («надзирателей»).Следят. Объявляют войну илотам(криптии). Время возникновения эфората точно не известно. Могут даже сместить царей. Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте Контролировали образ жизни, царскую власть (каждый год заключали договор с царями о соблюдении ликургова строя) Право ареста, суда, казни царя. Сопровождали царей во время военных походов.
При геронтах и эфорах Отряд 300 всадников – полиция. Образование и воспитание в Древней Спарте До 7 лет – в семье. С 7 лет поступают в закрытые полувоенные школы Агелы, где основное внимание обращалось на физическую и идеологическую подготовку молодого поколения. Внутри агел мальчики были также разделены по возрастному принципу. Воспитатели, развивая в них дух соревновательности и соперничества, старались уже на ранних этапах выделить из их среды лидеров С 12 лет переходят в Илы. С 20 до 30 лет должны жениться. Состоят в Сисситии – совместная трапеза. По 15 человек. Низовое военное формирование. Каждый год взнос натур. Продуктов в сисситию. Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться «Общине равных» схожих по материальному положению граждан. В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами. Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх.
Реформы Ликурга Политика: - Cозыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Это собрание состояло из всех спартиатов, достигших тридцатилетнего возраста. Голосование на нем происходило криком одобрения или неодобрения, без подсчета голосов. Решения народного собрания распространялись на вопросы о войне и мире, о договорах и о выборе новых должностных лиц. - Cоздание Совета Старейшин (герусии) - органа, ограничивающего царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов). Социум: - Самым важным и смелым из преобразований Ликурга был передел земли. Он разделил всю Лаконскую область на равные земельные участки; при этом земельная собственность самих спартанцев, состояла из девяти тысяч, а периэков — покоренных спартанцами людей — из тридцати тысяч частей. -Заботясь о том чтобы невозможным стало возвращение к старому делению, Ликург запретил землевладельцам продавать свои участки и определил, что наследство отца должно всегда переходить к старшему сыну, а, если сына не будет, участок переходит к дочери, но эта дочь могла выходить замуж только за человека, не имеющего никакой собственности. - Запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги (обул, с испорченным железом) Торговля: Запретил в Спарте все ремесла. Быт: -Учреждение сисситий — совместных обедов свободных спартанцев. Но сиссития была не просто общим обедом, это было товарищество из 15-20 человек, называвшихся сисситами, служивших обычно в одном военном отряде. -Уравнение женских занятий с мужскими (борьба, метания диска и копье) Подобно юношам, они должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре. -Оставаться холостым считалось в Спарте позорным. - Решение судьбы ребенка старейшинами. - Отряды из мальчиков, где шло обучение воинской жизни - Более строгое и суровое воспитание по мере взросления - С 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими. Причины упадка
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.111 с.) |