Производственные конкурентные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственные конкурентные особенности



 

Целью любого производителя каждой туристической организации является получение прибыли от реализации своей продукции.

Производство туристского продукта требует ресурсов. Существуют три основные категории производственных ресурсов или факторов производства: природные и культурно-исторические, человеческие, капитальные.

Земля. Основой туристского предложения являются природные блага. Им принадлежит особое значение в удовлетворении нужд туристов. К природным ресурсам относятся ландшафты, климат, водные объекты, минеральные воды и лечебные грязи. Все эти объекты притягивают туристов и решающим образом оказывают влияние на туристское движение, его направление, структуру и характер. Большинство природных ресурсов имеют свойство истощаться в процессе туристской эксплуатации. Часть их не возобновляется, другая - восстанавливается, самостоятельно или при участии человека.

Перед непосредственным использованием природных объектов проводится их тщательное изучение, определяется доступность и качественные характеристики природных благ для дальнейшего определения их стоимости. Затем определяются правила их эксплуатации и устанавливается режим охраны. При этом необходимо учитывать, что неграмотная эксплуатация природного и культурного потенциала, несоблюдение норм антропогенной нагрузки приводят к его разрушению.

Немаловажным аспектом является культурно-исторический потенциал, особенно для культурно-познавательного вида туризма. Он представлен историческими памятниками, мемориальными местами, народными, промыслами, музеями, то есть сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Историко-культурное наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Практически каждая местность может представлять познавательный интерес для туристов.

Труд. Труд можно определить как немаловажный фактор производства в туризме, так как он носит трудоёмкий характер. Труд - сознательное раскрытие физической и духовной энергии человека, направленной на получение доходов для удовлетворения своих потребностей. Это определение включает состояние здоровья и физическую силу, образование и профессиональные навыки, опыт людей.

Главная особенность труда в сфере туризма состоит в его неквалифицированном характере. Механизация и автоматизация незначительно коснулись этого сектора услуг. Производственный процесс основан на ручном труде и прямом контакте обслуживающего персонала с клиентами.

Среди прочих особенностей рынка труда в туристском секторе отмечаются невысокая заработная плата, сравнительно длинная рабочая неделя со специальными графиком и режимом работы, слабое участие профсоюзов в жизни трудовых коллективов, а также сезонность. Сезонность туристского обслуживания наносит ощутимый вред отраслевому развитию: из-за высокого уровня сезонности годовая выручка от продажи турпродукта уменьшается в 2-2,5 раза. Все это приводит к высокой текучести кадров.

Подготовка кадров для сферы туризма осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, в основу которых положены перечень туристских профессий и квалификационные требования (профессиональные стандарты) к должностям работников индустрии туризма.

Капитал. Другим немаловажным фактором производства туристского продукта является капитал. Развитие туризма требует внедрения развитой инфраструктуры. В условиях жёсткой конкурентной борьбы российским производителям требуются импортные средства производства. Для этого необходимы колоссальные инвестиции, которых, как правило, не хватает. Вот почему высокие темпы развития туризма наблюдаются в индустриально развитых странах. Поэтому российские бизнесмены стремятся повышать уровень квалификации своих сотрудников, предоставляя им возможность стажироваться за рубежом, а также оформлять договоры на поставку оборудования и создавать совместные предприятия.

Факторы земли, труда, капитала тесно увязаны в туристической деятельности. Так, подготовка кадров для агротуризма связана с факторами земли и труда. Далее - готовят эти кадры для сферы предпринимательства, которая видит основной принцип своего развития в получении максимальной прибыли, то есть капитальных ресурсов. Подготовку высококвалифицированных кадров невозможно осуществлять без информационного обеспечения, а оно в туристической деятельности занимает одно из ведущих мест [25].

Однако все экономические ресурсы обладают одним общим коренным признаком: они редки и как факторы производственного процесса имеют физические пределы. Они заранее заданы природой, традицией или деятельностью человека. Например, площадь земли строго ограничена, она неоднородна с точки зрения качества. Экономических ресурсов всегда недостаточно для полного и всестороннего удовлетворения всех наличных потребностей людей, которые по своей природе бесконечны. Они ограничивают туристическую деятельность, лимитируя выпуск товаров и создание услуг рекреационного назначения.

Каждое предприятие самостоятельно решает проблему ресурсов. Для того, чтобы получить максимальное количество полезной продукции, оно должно обеспечить не только полное вовлечение земли, труда и капитала в экономический оборот, но выбрать оптимальное их сочетание[1].

Коммерческий успех любой фирмы зависит, прежде всего, от привлекательности производимого продукта. Он является центром маркетингового комплекса, к которому привязываются все остальные элементы: цена, продвижение на рынке и распространение. Под привлекательностью производимой продукции можно понимать уровень её конкурентоспособности.

Конкурентоспособность услуги - способность услуги выдержать сравнение с аналогичными услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных [18].

Производство конкурентоспособных туристских услуг вытекает из факторов конкурентоспособности услуг:

.   Качество - главный критерий оценки продукции, работ, услуг. Оно является показателем высокого стандарта или уровня совершенства. Это многосложное понятие, и его обеспечение требует объединения научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.

Стандартизация расценивается как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.

Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка. Этот опыт воплощен в стандартах ИСО в виде модели "петля качества ", которая начинается с маркетинга и им же заканчивается, что лишний раз подчеркивает ведущую роль маркетинга в системе обеспечения качества продукции. При этом система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества, и включает в себя как сферу производства продукции, так и сферу ее потребления и обращения.

Роль функции маркетинга в системе управления качеством заключается в поисках и выборе целевого рынка, установлении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подробной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара (услуг). Сегмент рынка, на котором работает фирма, цикл жизни товаров постоянно изучаются для своевременного выявления изменений в спросе, тенденций развития спроса и принятия соответствующих управленческих решений для обеспечения должного уровня качества продукции.

Международные стандарты серии ИСО 9000 установили степень ответственности руководства за качество. Руководство фирмы отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, программного обеспечения ЭВМ и т.п. Руководство отвечает и за определение целей, которые обусловливают решение о производстве новых товаров или предоставлении новых услуг в пользу потребителей. Выпуск новых товаров и предоставление дополнительных услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство фирмы.

Особенность современной системы управления качеством состоит в наличии в ее структуре внутренней проверки системы, анализа и оценки ее эффективности. Если внутренние проверки осуществляются силами специалистов самой фирмы, то анализ и оценка эффективности системы управления качеством должны проводиться компетентными независимыми лицами, которых приглашает руководство компании. Такой анализ служит фирме основой для принятия необходимых мер по совершенствованию системы в соответствии с новыми концепциями качества, в связи с изменениями на рынке или необходимостью освоения новых технологий.

В системе управления качеством необходимо также предусматривать обратную связь с потребителем, так как его опыт эксплуатации товара и опыт, накопленный в процессе производства, служат основой для внесения соответствующих изменений в проект. В системе обеспечения качества предусмотрена такая форма обратной связи как надзор самого производителя за качеством продукции. С этой целью создается механизм раннего обнаружения отклонений от качества, позволяющий получить данные об отказах и возврате продукции и своевременно принимать меры корректирующего воздействия. Обратная связь должна существовать на протяжении всего срока службы изделия, что дает возможность постоянно контролировать степень удовлетворения потребностей покупателя качеством товара или услуги.

Принципиально важной особенностью системы, предлагаемой стандартами ИСО, являются обязательные определение и оценка расходов (затрат) на качество. Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Расходы на качество играют не последнюю роль и в конкурентных позициях фирмы, являясь фактором, определяющим ее возможности в условиях ценовой конкуренции. В рамках системы управления затраты на качество обычно классифицируют на затраты (расходы) изготовителя и другие расходы, которые не несет непосредственно изготовитель [2].

Таким образом, высокий уровень качества продукции, определяемый государством: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта. Решение проблемы качества продукции на предприятии - это его высокий имидж у покупателей, выход на внешний рынок, основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.

.   Предложение новых видов и комплексов услуг. В современных условиях развития экономики значительно возрастает роль инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия, поскольку при ужесточающейся борьбе за потребителя ключевые позиции занимают наиболее конкурентоспособные предприятия, то есть те, которые могут в максимально короткие сроки приспособиться к потребностям рынка, а значит, обладающие наибольшей мобильностью.

Влияние НТР на конкурентоспособность предприятий, отраслей, стран, их товаров носит многоплановый характер. Оно сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новой продукции, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности. Повышение роли научно-технического потенциала в современном производстве привело к тому, что конкурентная борьба предприятий на мировом рынке все больше перемещается в область новизны и совершенствования выпускаемой продукции и технологии производства. Выпуск новых или обновленных товаров служит главной цели - выделению, отличию, дифференциации продукции компании на рынке и получению за счет этого преимуществ, покупательских предпочтений. Расширение деловых операций на рынке осуществляется предприятием на базе предложения покупателям товаров, отличающихся от товаров-аналогов за счет каких-то новых качеств, что обеспечивает потенциальную конкурентоспособность изделий.

Для повышения конкурентоспособности предприятия на базе инновационной деятельности необходимо четко сформулировать цель, оценить конкурентный потенциал предприятия, выявить сильные и слабые стороны, разработать конкурентную стратегию и мероприятия по ее реализации. Для этого предприятию необходимо разработать и реализовать концепцию управления развитием, которая должна охватывать все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры компании. Управление развитием должно охватывать организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты деятельности предприятия.

Инновации, представляя собой научно-техническое и технологическое совершенствование производства, придают экономическому росту интенсивный характер. Основное содержание инноваций заключается в повышении наукоемкости производства и увеличении на этой базе его эффективности. Инновации выражаются в снижении материальных и трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий, обеспечении устойчивости расширенного воспроизводства [12].

Нередко в рекламных заявлениях провозглашается, что продукция рекламируемой фирмы «новая», «совершенно новая» или «новая и улучшенная». Поэтому уместно сделать акцент на возможности организации при планирования разработки новых услуг.

Значительные нововведения. Это «услуги новые во всем мире», рынки которых еще точно не определены и не имеют размеров. Они включают высокую степень неопределенности и риска.

Запуск новых видов деятельности. Используя существующие, уже признанные потребителями услуги, предлагают их применение в новых условиях.

Освоение новой продукции для уже существующего рынка услуг. Эта категория предлагает для уже существующих потребителей новые услуги, которые раньше сервисной фирмой не предлагались.

Расширение номенклатуры продукта. Добавления к существующей линии обслуживания услуг, которые увеличивают текущее предложение, называется расширением номенклатуры продукта. Это может быть связано с увеличением технических возможностей или требований к обслуживанию.

Улучшение продукта. Улучшение продукта состоит из изменения определенных характеристик услуги для того, чтобы обеспечить потребителям лучшее качество или увеличенную ценность услуги, то есть, добавления различных свойств, улучшающих внешний вид услуги.

Изменение стиля продукта. Эта категория включает обновление и восстановление здания или помещения, где оказывается услуга, а также новую униформу для сотрудников, новый логотип предприятия [19].

Снижение издержек производства. Каждое предприятие в своей деятельности стремится получать максимально возможную прибыль. Для этого необходимо организовать свое производство таким образом, чтобы минимизировать издержки на единицу выпускаемой продукции при неизменных ценах на турпродукт и используемые ресурсы. Для этого необходимо выявить резервы снижения затрат, связанные с производством и реализацией продукции.

Снижение себестоимости продукции является одним из основных способов для повышения эффективности производства. Этот процесс предполагает экономное использование ресурсов.

Основным источником резервов снижения себестоимости продукции является:

Увеличение объема производства.

Сокращение затрат на ее производство путём повышения уровня производительности труда, экономичного потребления сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака и другие.

Каждое предприятие независимо от форм собственности разрабатывает ряд мероприятий по снижению затрат и получению наиболее высокой прибыли от реализации предметов своей деятельности.

Основными задачами предприятия по снижению затрат являются:

Рациональное использование материальных ресурсов и энергоресурсов;

установление норм затрат рабочего времени на выполнение работы;

снижение потерь от брака;

использование передовых технологий;

автоматизация технологических процессов;

повышение производительности труда;

планирование издержек производства и выявление непроизводственных затрат в составе всех затрат;

управление издержками производства, включающее контроль и регулирование затрат.

Регулирование затрат предусматривает снижение самих нормативов, что отразится положительно на прибыли полученной за счет экономии затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.028 с.)