Оценка влияния конкурентных особенностей на рыночное предприятие туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка влияния конкурентных особенностей на рыночное предприятие туризма



 

Конкурентная среда туристского предприятия, являясь частью его маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляют собой очень важное с практической точки зрения направление маркетинговых исследований.

Итак, существует несколько подходов к определению конкуренции как теоретической категории.

Структурный подход. Приверженцами этого подхода являются К. Р. Макконелл, С. Л. Брю, М. Буйи, Н. Г. Менкью, Ф. Найт. В исследовании конкуренции структурный подход рассматривает её как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его, а также в качестве ситуации, способствующей свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке.

Другой подход в освещении конкуренции функциональный (ролевой). Согласно данной позиции основной характеристикой конкуренции следует считать выполняемые ею экономические функции (в частности представителями этого направления являются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, А. Маршал, Э. Черберлин, А. В. Кондрашов, В. А. Новиков). Эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счёт преимущества в издержках и качестве самого продукта. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новыми товарами, новыми технологиями, новыми источниками обеспечения потребностей, новыми типами организаций.

Не менее распространённым в науке и практике является поведенческий подход в описании конкуренции. В соответствии с этой трактовкой различные авторы (Р. А. Фатхутдинов, Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, М. Портер, А. Ю. Юданов) рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителями, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

И наконец, некоторые исследователи давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нём все изложенные выше признаки (комплексный подход).

Так М. Туган-Барановский более ста лет назад сформулировал для словаря Брокгауза и Ефрона такое определение: «конкуренция - в области народного хозяйства деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в своё исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и потому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

В процессе анализа конкурентных особенностей предприятия туризма необходимо производить несколько видов анализов.

Анализ производственной среды. Производственная среда - это пространство, в котором осуществляется трудовая деятельность человека. Сюда относятся условия труда, темп и ритм работы, уровень организации рабочих мест, культура производства, состояние охраны труда и техники безопасности, климатические условия и другие. Производственная среда, составляя наиболее важную сторону природного окружения человека, в котором он проводит основную часть своего времени, непосредственно влияет на состояние его здоровья. Чем лучше перечисленные элементы производственной среды, тем выше работоспособность человека и меньше его утомляемость. Анализ производственной среды - это изучение элементов условий труда с целью повышения работоспособности человека. В процессе анализа необходимо выявить негативные факторы, элементы технологической среды, которые могут нанести вред работнику, а также микроклиматические условия труда (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения), уровень комфорта рабочего пространства и другое [23].

Опыт ведущих компаний промышленно развитых стран показывает, что для успеха на рынке умение правильно строить систему распределения и сбыта имеет колоссальное значение. Поэтому построение и анализ сбытовой сети - одни из важнейших элементов маркетинга.

Каналы сбыта - набор взаимосвязанных и взаимозависимых организаций, занятых тем, чтобы продукт стал доступным для использования конечным потребителем. А анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки продукции или услуги от производителя до конечного пользователя.

Наиболее важным моментом является выбор предприятием критериев, по которым оцениваются каналы сбыта. Наиболее значимыми являются:

· объем сбыта через канал за определенный период;

· прибыль на канале сбыта;

· затраты производителя;

· тенденции роста объема сбыта;

·негативные проблемы (рост затрат на рекламу, на коммунальные услуги, энергоносители и другие);

· изменение внешних факторов (налоговой и таможенной политики, законодательства);

· изменение транспортных тарифов;

· количество и виды услуг, выполняемых для потребителей на канале сбыта;

· скорость выполнения заказа.

При выборе канала сбыта учитывает также и то, какие каналы сбыта используют конкуренты, доступность рынка, периодичность совершения покупок потребителями, стоимость хранения запасов и многие другие критерии оценки [10].

Устойчивое финансовое положение предприятия - это результат умелого управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Основной задачей анализа финансовой устойчивости предприятия является оценка степени независимости от заемных источников финансирования. В процессе анализа необходимо дать ответы на вопросы: насколько компания независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности.

В классической теории анализа финансовой отчетности под финансовой устойчивостью понимают такое соотношение активов и обязательств организации, которое гарантирует определенный уровень риска несостоятельности организации. Таким образом, в качестве показателей финансовой устойчивости могут быть использованы коэффициенты, характеризующие структуру актива и пассива баланса, а также соотношения между отдельными статьями актива и пассива.

Коэффициент автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных:

Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств:

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов. Показывает сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов:

Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования. Показывает наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости [22].

Для того чтобы получить ясную оценку сил в предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ.анализ - это определение сильных и слабых сторон анализируемого предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Применение SWOT-анализа позволит систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

SWOT-анализ конкурентных позиций ООО "Пегас Калининград"

Потенциальные внутренние сильные стороны (S): адекватные финансовые источники, признанный рыночный лидер, высокое искусство НИОКР, наиболее эффективная в отрасли реклама

Потенциальные внутренние слабости(W): потеря некоторых аспектов компетентности, высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами, слабая сеть распределения

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): большая доступность ресурсов, возможность обслуживания дополнительных групп потребителей, расширение диапазона возможных товаров

Потенциальные внешние угрозы (Т): ожесточение конкуренции, неблагоприятный сдвиг в курсах валют, появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

В современных экономических условиях механизм функционирования предприятия обязательно должен включать в себя постоянное саморазвитие, отражающееся в улучшении значений показателей эффективности его деятельности. Ограниченность ресурсов диктует необходимость поиска дополнительных источников для расширения доли организаций на рынке и удовлетворения возрастающих потребностей в товарах. Выявление резервов и их вовлечение в использование на этапе оживления и экономического роста является дополнительным источником в условиях ограниченности ресурсов.

Под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

Устранение потерь и нерациональных затрат - один из путей использования резервов. Другой путь связан с ускорением научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Резервы в полном объеме представляют собой разрыв между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала организации.

Основной принцип классификации резервов - по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): сам труд, предмет труда и средства труда. Классифицируют резервы также по конечным результатам, на которые эти резервы воздействуют. Различают резервы повышения объема продукции, совершенствования структуры и ассортимента продукции, повышения качества, снижения себестоимости или по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; резервы повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности. Цель поиска резервов - увеличение объема выпуска и реализации продукции, достижение уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентных позиций и повышения стоимости бизнеса. Поиск и оценка резервов предполагает количественное изменение возможного увеличения выпуска в результате повышения эффективности использования ресурсов, их оптимального сочетания и увеличение доли организации на рынке [21].


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основными и наиболее значимыми конкурентными особенностями предприятия туризма в РФ являются маркетинговые, производственные и кадровые.

Предприятия рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Он влияет на все этапы формирования прибыли и, в конечном счете, на общую эффективность предприятия.

Маркетинг позволяет узнать о предпочтениях потенциальных клиентов, спрогнозировать их поведение и возможность покупки данного товара. При правильно проведенном исследовании, возможно установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.

Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение влияния конкурентов на рынок, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке. Это позволяет обеспечить равновесие спроса и предложения.

Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует информацию и на ее основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.
Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело кадров немыслимы глубокие качественные изменения в области менеджмента. Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда и привлечения всех сотрудников к управлению, нацеленная на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.

Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием ее экономического успеха. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников.

На современном этапе развития экономики выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем качества, инновационного потенциала, а также возможностью снижения себестоимости продукции.

Качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства и повышения уровня экономической эффективности фирмы. Высокий уровень качества продукции для предприятия: могущество, процветание, новые рынки сбыта, обеспечение коммерческого успеха и высокого уровня прибыли.

В современных условиях развития экономики значительно возрастает роль инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия. Влияние НТР на конкурентоспособность предприятий, отраслей, стран, их товаров носит многоплановый характер. Оно сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новой продукции, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности.

Инновации, представляя собой научно-техническое и технологическое совершенствование производства, придают экономическому росту интенсивный характер. Инновации выражаются в снижении материальных и трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий, обеспечении устойчивости расширенного воспроизводства [13].

Снижение себестоимости продукции также является одним из основных способов для повышения эффективности производства. Этот процесс предполагает экономное использование ресурсов, увеличение объёма производства и сокращение затрат на ее производство путём повышения уровня производительности труда, экономичного потребления сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака и т.д., что обеспечивает возможность получения максимально возможной прибыли и успешного функционирования предприятия на рынке.

Для оценки конкурентных позиций предприятия туризма необходимо использовать такие виды анализов как анализ производственной среды, сбытовой сети, показателей финансовой стабильности туристического предприятия, а также SWOT-анализ конкурентных позиций.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.028 с.)