Направления совершенствования информационного обеспечения государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования информационного обеспечения государственного управления



Во все времена совершенствованию государственного управления придавалось первостепенное значение. Неизменной основой, базовой компонентой этого процесса является информация, значение которой в обществе все более возрастает [1, с. 317].

Объективный анализ складывающейся в Республике Беларусь ситуации показывает, что подход к организации государственного регулирования информационной сферы только как компьютеризации государственных органов представляется ошибочным. Проблема видится гораздо более широко - развитие информационной инфраструктуры в рамках единой долгосрочной стратегии, реализация которой возможна лишь с условием интеграции в единое информационное пространство каждого звена организационной структуры государства.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Развивается национальная информационно-коммуникационная инфраструктура, позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа. В результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов (администраций) представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Вместе с тем успешное развитие информационного обеспечения государственных органов сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо:

- обеспечить более четкое взаимодействие государства и бизнеса в сфере информатизации;

-  совершенствовать нормативную правовую базу в области защиты авторских прав на программное обеспечение и в области обеспечения информационной безопасности;

-  ускорить создание инфраструктуры и нормативной правовой базы для предоставления государственными органами электронных услуг, в том числе с использованием средств электронной цифровой подписи;

-  расширить представительство государства в сети Интернет;

-  принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих;

-  формировать государственную информационную политику, содействующую развитию инноваций;

-  развивать информационную инфраструктуру, обеспечивающую опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей государственного аппарата;

-  развивать информационную индустрию с привлечением инвестиций в производство в стране информационных технологий, информационных ресурсов и электронных услуг;

-  совершенствовать информационное обеспечение органов власти базового уровня;

-  совершенствовать кадровую составляющую, определять необходимый уровень подготовки персонала, занимающего ту или иную должность в государственном аппарате;

-  развивать систему информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования информационных технологий.

В целях реализации мероприятий информатизации необходимо задействовать механизмы государственного управления, финансовые механизмы, механизмы организационного, нормативно-правового и научно-методического обеспечения.

Необходима разработка единой системы показателей и стандартов развития информационного обеспечения и в соответствии с ней системы мониторинга, анализа и оценки хода реализации. При создании такой системы должен быть использован как зарубежный опыт, так и опыт статистических и исследовательских организаций республики, а также результаты маркетинговых исследований.

Единая система показателей позволит определить степень готовности государства к широкомасштабному использованию информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также станет инструментом информационно-аналитической поддержки государственного управления.

Посредством использования единой системы показателей станет возможным решение глобальной социально-управленческой задачи - формирование единого информационно-правового пространства, что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

Структура единой системы должна включать следующие группы показателей:

·   состояние информационно-коммуникационной инфраструктуры и степень ее использования;

·   развитие и использование кадрового потенциала;

·   развитие стандартизации и унификации управленческой информации;

·   состояние экономической среды;

·   развитие национальной индустрии информационно-коммуникационных технологий;

·   безопасность использования информационно-коммуникационных технологий.

Необходимо предусмотреть разработку плана взаимодействия и распределение обязанностей, ресурсов и ответственности между различными уровнями системы государственного управления.

Таким образом, основными направлениями совершенствования информационного обеспечения органов государственной власти являются:

1. Создание единой системы показателей и стандартов, которые будут иметь определяющее значение при выборе технологий, приложений и методов в проектах информационного обеспечения. Неконтролируемое развитие локально внедрённых систем неизбежно приведёт к возникновению конфликтов в информационной и функциональной инфраструктуре.

Реализация целевых государственных программ по информационному обеспечению государственной деятельности требует обращения к уже существующему опыту внедрения информационных систем. Данный опыт является ценным источником информации - как по текущему состоянию автоматизации, так и по конкретным проблемам внедрения информационных систем в различных ведомствах.

Осуществлять анализ существующих систем целесообразно в два этапа: определение результативности реализованных проектов на основании нескольких критериев эффективности, а также на основании объективных ожиданий. Целью первого этапа является выявление положительного опыта (с точки зрения эффективности выполнения государственных функций, а не с точки зрения исправной работы внедрённых систем). На данном этапе производится отбор наиболее результативных проектов внедрения в разных областях и анализ их состояния на текущий момент. Вторым этапом - определение степени пригодности существующих решений для использования в рамках глобальных инициатив по информатизации государственной деятельности. На данном этапе появляются новые критерии оценки информационных систем, такие как: соответствие государственным стандартам, масштабируемость, интегрируемость в общегосударственные информационные ресурсы, соответствие единой архитектуре Электронного Правительства. По сути, речь идет о переходе от «лоскутного» информационного пространства к единому - и это требует введения новых требований к существующим информационным системам.

В качестве параметров оценки можно определить пять параметров, которые наиболее важны с точки зрения концепции «электронного государства»:

Степень автоматизации процесса (критерий эффективности операций: работа с информацией, документами, доступ к данным и т.д.).

Степень информатизации взаимодействия участников процесса (критерий эффективности взаимодействия сторон). В зависимости от типа взаимодействия состав участников различен: взаимодействие органов власти с населением, бизнесом и негосударственными организациями; взаимодействии между государственными органами.

Уровень использования межведомственных информационных ресурсов (критерий эффективности и упорядоченности структуры обмена данными). Данный критерий отражает степень интеграции в межведомственное информационное пространство (доступ к базам данных и знаний, к общему инструментарию - такому как серверы цифровых подписей государственного уровня, системы контроля данных, финансовых операций и др.)

Модульность, гибкость архитектуры (критерий возможности масштабирования систем и приведения к единому стандарту). Данная характеристика отражает аппаратные и программные возможности системы в плане дальнейшей модернизации и масштабирования, т.е. универсальность.

Степень соответствия требованиям архитектуры Электронного Правительства (критерий непротиворечия и недублируемости государственных функций, осуществляемых в рамках единой системы государственных полномочий). В соответствии с концепцией Электронного Правительства, эффективное взаимодействие информационных систем для обеспечения деятельности государства, возможно лишь при условии, что все используемые системы будут соответствовать единой функциональной модели. Такое соответствие обеспечивает непротиворечие функций, механизмов и стандартов, что позволяет всей системе в целом считаться оптимальной.

В целях обеспечения интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия информационных систем и ресурсов на межведомственном уровне необходимо сформировать стандарты: метаданных информационных объектов, описания информационных систем и ресурсов, предоставления информационных сервисов, информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

Оценка информационных систем и обеспечения по указанным параметрам и стандартам позволит выявить тот опыт (как технологический, так и организационный), который целесообразно использовать; обозначить основные задачи дальнейшего информационного обеспечения.

2. Централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную, юридически значимую и структурированную информацию, необходимую для государственного управления, обеспечение их доступности на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций.

3. Построение единой системы управления процессом информатизации, обеспечивающей эффективную координацию реализуемых программ и проектов на межведомственном уровне, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере информатизации.

.   Распространение на уровне министерств и ведомств практики долгосрочного планирования программ информатизации, повышение эффективности существующих систем управления выполнением отдельных проектов.

.   Укрупнение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах органов государственной власти.

.   Создание единой системы мониторинга использования информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и оценки результатов реализации программ и проектов информатизации для повышения качества планирования и корректировки действующих программ информатизации.

.   Реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения, повышение статуса служб информатизации и квалификации специалистов этих служб.

.   Совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с приоритетными задачами повышения эффективности использования информационных технологий и информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и учетом международной практики.

9. Регулярное уточнение приоритетов информационного обеспечения органов государственной власти, исходя из изменения целей и задач социально-экономического развития, модернизации системы государственного управления.

Несмотря обеспеченность Администрации информационно-поисковыми и автоматизированными системами в различных отраслях деятельности, наиболее полное решение вопросов создания, внедрения, сопровождения и развития программно-технической и коммуникационной среды, организация скоординированного управления информационным пространством не всегда представляется возможным.

Одним из условий эффективной информатизации Администрации и развития ее динамичного и устойчивого информационного обеспечения может стать включение в ее организационную структуру должности главного специалиста в области программирования и информационного обеспечения (далее - Главный специалист), подчиненной управляющему делами Администрации.

Главный специалист должен знать:

структуру Администрации и перспективы ее развития;

средства связи, вычислительной и организационной техники;

порядок и сроки составления отчетности;

порядок приобретения материальных ценностей и оформления расчетов за услуги;

основы экономики, организации труда и управления;

организацию ремонтной службы, технические характеристики, режим работы оборудования, правила технической эксплуатации;

технические условия по приемке выполненных монтажных работ;

основы трудового законодательства;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Функции, возлагаемые на Главного специалиста:

выполнение организационно-методической работы по вопросам программирования;

определение потребности в материально-технических ресурсах и информационно-вычислительных системах и внесение предложений для их удовлетворения;

создание условий, необходимых для качественной работы государственных служащих;

осуществление контроля за рациональным расходованием материалов и средств;

обеспечение работы электронной почты государственных органов и Глобальной сети Интернет;

организация внедрения средств связи, компьютерной и вычислительной техники;

ведение учета наличия компьютерной, множительной, факсимильной, телефонной и иной информационно-вычислительной техники и внесение при необходимости в паспорта изменения после их ремонта и модернизации. Подготовка договоров с подрядными организациями на ремонт оборудования, запасных частей, материалов, необходимых для производства планово-предупредительных ремонтных работ;

паспортизация оборудования и подготовка документов на списание изношенного и устаревшего оборудования с баланса;

обеспечение технического обслуживания мероприятий Администрации (заседаний, совещаний, приездов делегаций и гостей и т.д.);

организация проведения мультимедийных презентаций, видеоконференций;

организация ведения учета, своевременное представление установленной отчетности.

Главный специалист обязан:

участвовать в определении общей политики и стратегии информационного обеспечения Администрации, ее интеграции в единую долгосрочную стратегию, единое информационное пространство органов государственной власти;

участвовать в разработке перспективных планов и мероприятий по технической оборудования, компьютерной, машинописной, факсимильной и иной электронной оргтехники, средств связи и контролировать их выполнение;

разрабатывать и внедрять мероприятия по повышению эффективности использования материальных ресурсов, вести их учет и отчетность;

организовывать работы по созданию, внедрению и сопровождению информационно-вычислительных систем. Проектировать сети внутри здания Администрации и за его пределами. Разрабатывать технические задания на недостающее программное обеспечение;

организовывать и контролировать оснащение информационной системы программным и аппаратным обеспечением: организация закупок программного обеспечения требуемой мощности и качества; контроль за установкой программного обеспечения, полнотой и качеством адаптации, организация доработок имеющегося программного обеспечения в связи с изменениями, дополнениями в законодательстве, инструкциях и прочее;

организовывать системы защиты программного обеспечения в управлениях и отделах Администрации путем:

- контроля за копированием баз данных и кодов используемых программ;

- предотвращение несанкционированного доступа к базам данных и программному обеспечению;

- антивирусная защита;

- предотвращение попыток несанкционированного доступа из Глобальной сети Интернет;

- организация специальных мероприятий защиты.

Расчет затрат на создание и содержание штатной единицы Главного специалиста за год (ЗС) представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Расчет затрат на содержание штатной единицы Главного специалиста

Наименование показателя Расчет, тыс. руб.
1. Расходы - всего (ФОТ + Начисления на ФОТ и ФМП + материальные затраты) 40064
2. Фонд оплаты труда (ФОТ) - всего 22872
2.2. Должностной оклад 980
2.3. Надбавка за класс государственного служащего 690
2.4. Средний размер надбавки за сложность и напряженность (7%) 69
2.5. Надбавка за выслугу лет (10% до 5 лет от расчетного должностного оклада) 167
3. Фонд материального поощрения - всего 1960
3.1. Размер материальной помощи к отпуску (до 2 окладов) 1960
3. Начисления на оплату труда - всего 8592
3.1. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (34%) 8443
3.2. Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний (0,6%) 149
4. Материальные затраты - всего 8600
4.1. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 2500
4.2. Командировки и служебные разъезды 700
4.3Оплата услуг связи 500
4.4. Оплата коммунальных услуг 900
4.5. Прочие текущие расходы на покупку товаров и оплату услуг 4000

 

Затраты Администрации по договорам с индивидуальными предпринимателями на обслуживание автоматизированных систем и с физическим лицом на инженерно-техническое обслуживание средств электронно-вычислительной техники в 2011 году составили 10620 тыс. руб., в том числе:

обслуживание электронной системы учета и делопроизводства и автоматизированной системы конфигурации «ИС: Бюджет 7.7» - 2376 тыс. руб. (198 тыс. руб./мес.);

инженерно-техническое обслуживание средств электронно-вычислительной техники - 8 244 тыс. руб. (12 тыс. руб./час).

Создание, внедрение и сопровождение новых информационно-вычислительных систем, организация внедрения средств связи, компьютерной и вычислительной техники повлекут дополнительные затраты.

Кроме того, подготовка и повышение квалификации всей списочной численности государственных служащих Администрации в сфере информационных технологий на специализированных курсах составит 20000 тыс. руб. (250 тыс. руб.*80 чел.).

Итак, затраты на информационное и инженерно-техническое обслуживание с привлечением наемных специалистов и услуг со стороны (Зст) составляют 30620 тыс. руб.

Таким образом, экономическая эффективность:

 

Э= Зст - ЗС=30620-40064=-9444 тыс. руб.

 

Экономия бюджетных средств составляет 9,5 млн. руб. в год. Однако следует учитывать, что принцип единства (общности) информационного обеспечения при этом практически сводится к нулю. Не обеспечивается:

единая система мониторинга и оценки использования информационного обеспечения;

системный подход с рассмотрением всего спектра возможных угроз для конкретной сети и необходимостью разработки тактики их отражения;

интеграция и совместное использование информационных систем и ресурсов в рамках формирования единой архитектуры Электронного Правительства

создание общего информационного пространства органов государственной власти.

Кроме того, с введением должности главного специалиста в области программирования и информационного обеспечения в штат сотрудников достигается:

эффективная и бесперебойная организация труда;

экономия рабочего времени;

повышение результативности, качества и прозрачности решения государственных задач;

возможность переобучения кадрового состава и повышения квалификации в области IP-технологий;

развитие единой защищенной информационной среды, обеспечивающей эффективное межведомственное информационное взаимодействие;

создание новых рабочих мест.

Таким образом, технико-технологическое направление информационного обеспечения Администрации имеет возможность совершенствования с целью организации эффективного мониторинга и анализа информационной сферы, ее оценки при помощи разработанной системы показателей, участия в создании и развитии единой базы управленческого анализа, формировании единого информационно-правового пространства.

В глобальной перспективе это позволит оперативно, своевременно, рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

Развитие информационной инфраструктуры возможно в рамках единой долгосрочной стратегии, реализация которой прогнозируется с условием интеграции в единое информационное пространство каждого звена организационной структуры государства.

 


Заключение

 

Информационное обеспечение государственного управления - система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

Весь информационный процесс складывается из следующих операций: поиска, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и потребления информации посредством применения определенных методов и способов.

Информационно-правовая политика Республики Беларусь направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения информацией государственных органов на разных уровнях.

Основной целью дальнейшего поступательного развития информационного обеспечения является создание единой системы информационно-правовых ресурсов государственных органов, научных учреждений, основанной на единой технологии создания, предоставления, обработки, организации и доступа к открытой информации на всех стадиях процесса регулирования общественных отношений.

Можно выделить несколько направлений в области информационного обеспечения государственного управления: технико-технологическое, управленческое, профессиональная и психологическая подготовка аппарата управления, правовое.

Информационное обеспечение администрации Советского района г. Гомеля обеспечивается по всем направлениям осуществления государственно-властных полномочий: правовое, экономическое, финансовое, управленческое, профессиональная и психологическая подготовка аппарата управления, обеспечение документооборота.

Технико-технологическое направление информационного обеспечения администрации Советского района г. Гомеля имеет возможность совершенствования для создания и развития единой базы управленческого анализа, формирования единого информационно-правового пространства.

В глобальной перспективе развитие и взаимодополняемость всех направлений в области информационного обеспечения позволит оперативно, своевременно, рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

Развитие информационной инфраструктуры возможно в рамках единой долгосрочной стратегии, реализация которой прогнозируется с условием интеграции в единое информационное пространство каждого звена организационной структуры государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.047 с.)