Проблемы информационного обеспечения государственного управления в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы информационного обеспечения государственного управления в Республике Беларусь



 

Республика Беларусь, будучи государством-учредителем Организации Объединенных Наций, членом ЮНЕСКО с 1954 года, закрепила право человека на свободу искать, получать и распространять информацию, прежде всего, на уровне Основного Закона. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [6, с. 9].

Для того чтобы информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный (и адекватный) механизм доведения ее до их сведения. Информатизация ставит еще один вопрос - сохранение цифрового наследия. Целью его сохранения является обеспечение доступности информации для населения.

В связи с этим одной из приоритетных государственных задач на современном этапе развития белорусского общества является создание адекватной информационной среды и в ней - устойчивой обратной связи между государством, его официальными органами и обществом. В этих условиях информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения информацией заинтересованных на самых разных уровнях - от государственных органов до каждого гражданина.

Достижения научно-технического прогресса во многих отраслях, в том числе в информатике и связи, обеспечивают возможность практической реализации идеи формирования в целом информационного общества. Эта проблема, будучи общегосударственной, комплексной, фокусирует в себя широкий спектр межотраслевых, отраслевых, региональных и международных составляющих [8, с. 15].

Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в разрезе различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития:

. по видам органов государственной власти и управления;

. по классам и видам автоматизированных систем и средств информационного обеспечения;

. по видам информационных ресурсов, используемых для информационного обеспечения;

. по видам нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в информационной сфере;

. по направлениям обеспечения информационной безопасности.

Доступ ко всему массиву информации, как правило, ограничивается возможностями конкретных государственных органов. Не решена проблема доступа к территориально удаленным и региональным информационно-правовым ресурсам. Ряд государственных органов и организаций получают основную информацию в традиционном виде - печатные издания. В этих условиях необходимость оперативного и эффективного урегулирования постоянно усложняющихся и изменяющихся общественных отношений, установления правопорядка, соответствующего степени развития правового государства и формирования гражданского общества в Республике Беларусь, предполагает еще более активное внедрение современных технологий создания, обработки и анализа информации.

Кроме того, с учетом трансграничного характера информационных отношений международный обмен информацией сегодня приобретает особое значение. В этом отношении существует необходимость дальнейшей интеграции информационных ресурсов Республики Беларусь в международное информационное пространство как в рамках Союзного государства и Содружества Независимых Государств, так и Евразийского экономического сообщества, других международных и межгосударственных образований, участником которых выступает Республика Беларусь. Интеграция информационных ресурсов Республики Беларусь может быть с успехом реализована только при наличии согласованного с международными нормами, модельными нормативными правовыми актами международных и межгосударственных объединений национального законодательства в сфере информатизации.

Немаловажное значение в условиях развития информатизации в Республике Беларусь приобретает подготовка высококвалифицированных кадров в этой сфере, государственных служащих, управленческих кадров всестороннему и эффективному использованию достижений современных информационных технологий[7].

Кадровая составляющая информационного обеспеченияпредполагает:

· определение необходимого уровня подготовки персонала, занимающего ту или иную должность в государственном аппарате;

·   разработка и ввод в действие учебных программ, а также обучение студентов высших учебных заведений;

·   подготовка и публикация специализированной литературы по проблемам информационной безопасности и т.д.

Корректное определение компетенции республиканских органов исполнительной власти, организаций и учреждений в области противодействия угрозам национальным интересам в информационной сфере и организация их взаимодействия с Национальным собранием, Советом Министров и Государственным секретариатом Совета Безопасности и Администрацией Президента Республики Беларусь существенно влияет на эффективность деятельности по обеспечению информационной безопасности страны.

Безусловно, одной из ключевых проблем в данной области следует считать повышение координации деятельности государственных органов.

Организационная составляющая информационного обеспеченияпредполагает:

· организацию объективного мониторинга информационной сферы с целью глубокого и всестороннего анализа и прогнозирования угроз национальной безопасности Республики Беларусь;

·   разработку системы показателей и механизма оценки состояния безопасности государства в информационной сфере;

·   повышение качества государственных информационных ресурсов за счет создания эффективной системы сбора, накопления и анализа информации;

·   создание организационно-экономических условий для совершенствования процессов производства, развития, внедрения и экспорта передовых технологий, стимулирования деятельности предприятий в этой области;

·   совершенствование организационно-правовых механизмов для эффективного использования и сохранения интеллектуального потенциала в информационной сфере;

·   организация и осуществление контроля за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации и т.д. [3, с. 446].

У разработчиков систем информационного обеспечения наибольшие методологические трудности возникают при детализации самого этого понятия для конкретного того или иного органа государственной власти и определении составляющих его процессов, процедур. Объясняется это и тем, что хотя функции и компетенция конкретных властных органов определены Конституцией государства, законами и другими нормативными правовыми актами, но сформулированы они, как правило, на достаточно общем «метаязыке» концептуального уровня. Концепция информационного обеспечения органов государственной власти и управления основана на идее представления их как развивающихся операционных систем.

Деятельность этих органов представляет собой совокупность логически взаимоувязанных массовых действий - операций, направленных на осуществление возложенных на них функций.

Следовательно, это действительно своеобразные операционные системы. Операции всегда нацелены на достижение как стратегических целей государства, так и обеспечивающих решение задач и целей более низких уровней. Операции должны быть упорядочены по времени, последовательности их выполнения и составу участников - властных органов, других юридических и физических лиц.

Государственное управление - процесс выполнения комплекса операций, ориентированных на достижение государственных целей [1, с. 9].

 


2. Анализ системы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления на примере администрации Советского района г. Гомеля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.006 с.)