Источники информации и правовое обеспечение процесса информатизации государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники информации и правовое обеспечение процесса информатизации государственного управления



Информацияи знания, являясь системообразующими факторами, оказывают активное влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества: общественно-политическую, социально-экономическую, оборонную, научно-техническую и т.д.

Информацию следует рассматривать как некую совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах и т.д. независимо от формы их представления. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль и представляют собой управленческую информацию. Эта информация выделяется из общего массива по критериям пригодности к обслуживанию процессов формирования и реализации управленческого воздействия.

Отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) рассматриваются как информационные ресурсы.

Информация, циркулирующая в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов служит основой для принятия управленческих решений на республиканском уровне, на уровне региональных и местных управленческих структур, принимающих решения в пределах своей компетенции. Она может служить основой для подготовки нормативных документов.

При этом следует особо выделить качественное содержание и количественную потребность в информации, циркулирующей в органах государственного управления. Эти аспекты имеют важнейшее значение для повышения эффективности информационного обеспечения.

Весь информационный процесс складывается из следующих операций: поиска, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и потребления информации.

Наиболее трудоемким этапом информационного процесса является сбор информации.

Эффективность сбора информации во многом определяется тем, насколько четко:

а) определен круг информации, относящейся к диагностируемой проблеме;

в) отобраны из собранной информации необходимые данные.

Особое внимание уделяется описанию взаимосвязей различных факторов, определяющих имеющиеся затруднения и возможности.

Сбор информации осуществляется на различных этапах разработки управленческих решений. Многообразие необходимой информации обусловили различные подходы к ее классификации.

Управленческая информация имеет сложную структуру. Ее можно подразделить на распорядительную, координационную, контрольно-оценочную, плановую и т.д.

В зависимости от источника поступления информация делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация отражает состояние организации и используется для оперативного управления при принятии решений, составлении учетно-отчетной документации, для передачи в другие организации. Ее можно подразделить на исходную и исходящую информацию.

Внешняя информация включает документы и материалы из организаций, которые участвуют или влияют на процесс управления. Она может быть подразделена на дескриптную и прескриптную информацию.

В дескриптной информации содержатся сведения, характеризующие объект управления.

Прескриптная информация носит нормативно-регламентирующий характер и ее предписания являются обязательными для исполнения.

Внешняя информация в зависимости от ее характера может быть:

· бессистемной, случайной (например, информация может быть получена на выставках, презентациях или в холе переговоров);

·   системной, полученной в результате исследования.

Такие исследования классифицируются по ряду критериев:

а) временному горизонту (стратегические и текущие);

в) характеру сбора информации (непрерывные, периодические, эпизодические);

в) предмету(анализ структур, ситуаций, процессов);

г) объекту - демоскопические исследования (сбор информации о мотивах покупок, возрасте, профессии, доходах покупателей) и экономические (собирается информация о количестве и структуре, например, условных «продавцов и покупателей», об обороте по товарам и товарным группам, о ценах, сезонных и конъюнктурных колебаниях спроса, о предложениях, объемах продаж и т.д.).

В зависимости от времени получения различают первичную и вторичную информацию.

Первичной называется информация, которая собрана специально для подготовки данного решения. Ранее эта информация в таком виде отсутствовала. Ясно, что получение первичной информации потребует значительно больших ресурсов, чем для получения вторичной информации. При этом необходимо определить:

· общий объем необходимой информации;

·   ее структуру и соотношение первичной и вторичной информации;

·   сроки получения необходимой первичной информации;

·   способы и источники получения информации.

Вторичная информация - это информация, которая уже имелась до момента разработки данного решения. Возможно, эта информация уже использовалась для принятия других решений. Источниками вторичной информации являются данные оперативного, статистического учета, справочные издания, нормативные акты. Для принятия многих решений только указанных данных недостаточно.

Собранная в ходе исследования информация должна отвечать ряду требований.

Значимость информацииповышает способность руководителей принимать более обоснованные решения.

Эффективность информацииоценивается соотношением затрат на ее сбор (или приобретение у других организаций) и результата, полученного за счет принятия более качественных решений (рост оборотов, прибыли, повышение рентабельности).

В ходе исследования необходимо определиться:

· с содержанием, видом и носителем необходимой информации;

·   с методами сбора информации - первичное исследование (в виде опроса, наблюдения или эксперимента) или вторичное;

·   с объемом информации (частичная, основанная на случайном сборе или на основе выборки, либо полная информация на основе сплошного обследования).

В зависимости от конкретной ситуации можно создавать собственную информационно-аналитическую структуру или воспользоваться услугами сторонних организаций.

Информационная сфера - совокупность элементов социальной структуры (личность, общество, государство), взаимодействующих в системе регулируемых общественных отношений, связанных с формированием и эксплуатацией информационных ресурсов и информационной инфраструктуры.

Как область правового регулирования информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, подлежащих правовому регулированию [3, с. 434].

Совершенствование правовых механизмов государственного регулирования отношений в информационной сфере является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь. Это предполагает:

· оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку концепции их совершенствования;

·   разработку концепции обеспечения информационной безопасности;

·   определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства в данной сфере;

·   разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство Республики Беларусь о государственной службе и т.д. [3, с. 423]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.009 с.)