Методы и способы информационного обеспечения государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и способы информационного обеспечения государственного управления



 

Для сбора информации могут использоваться следующие методы: опрос, наблюдение и эксперимент.

Программа опроса должна включать характеристику следующих параметров:

) предмет опроса - это могут быть, например, мотивы, ориентация, поведение, намерения, предпочтения субъектов опроса и т.д.;

) тип опроса - специальный или многоцелевой;

) круг опрашиваемых (потребители, эксперты и т.д.);

) число опрашиваемых, методов их выбора, числа одновременно опрашиваемых (индивидуально или в группе);

) степень стандартизации опроса (структурированный, полуструк-турированный, свободный);

) способ опроса (лично, письменно, по телефону), частота проведения (разовый, периодический, панельный);

) метод отбора информации из имеющегося массива данных (полные сведения или частичные, критерии отбора);

) эффективность опроса (оценивается как отношение объема и качества полученной информации) и возможностей использования информации для принятия решений; эффективность затрат на проведение опроса.

Наблюдение предполагает получение информации без непосредственного контакта с источниками информации и влияния на объект наблюдения. План наблюдениядолжен включать характеристику:

) объекта наблюдения;

) положения наблюдателя по отношению к объекту; типа наблюдения (скрытое, открытое);

) условий (в лабораторных условиях или реальный процесс);

) частоты (разовое, эпизодическое, регулярное, непрерывное наблюдение);

) используемой техники (TV, видео, фото и т.д.).

К числу преимуществ наблюдения по сравнению с опросом можно отнести: отсутствие влияния наблюдателя на объект наблюдения, независимость получения информации от готовности объекта предоставить ее, сравнительно низкий уровень издержек.

Возможными недостатками наблюдения являются получение информации только о внешних проявлениях реальных процессов и трудность обеспечения представительности информации.

Эксперимент позволяет получить информацию о взаимосвязях в условиях решения проблемы, близких к реальным.

В плане экспериментаопределяются:

· объект эксперимента;

·   место проведения;

·   порядок проведения;

·   исследуемая взаимосвязь.

Эксперимент проводят на пробных площадках, представляющих собой своего рода выборку, репрезентативную по отношению к генеральной совокупности - генеральному рынку. Опрос, наблюдение и эксперимент позволяют получить первичную информацию.

При вторичном анализе оцениваются уже имеющиеся данные из внутренних (бухучет, оперативный учет, статистика сбыта) или внешних (статистические и другие справочники, банки данных, экономические и политические обзоры) источников. Такие данные могут быть получены быстро и сравнительно дешево. Однако они часто не актуальны для конкретной ситуации.

Полученная информация систематизируется, проверяется ее достоверность, оценивается значимость для принятия конкретных решений.

Одним из наиболее доступных и эффективных инструментов получения информации для диагностики ситуации является диаграмма ЧКГКСК. Эта аббревиатура обозначает перечень вопросов: что? кто? где? когда? сколько? как? На эти вопросы необходимо ответить при диагностике ситуации. Этот же инструмент может быть использован при сборе информации на других этапах разработки решения. При этом необходимы определенные коррективы. Например, при анализе проблемы особенно важным является ответ на вопрос почему?

Порядок действий включает поиск ответов на указанные вопросы. Ясно, что и сам перечень вопросов, и их конкретизация могут совершенствоваться. Однако даже в этом виде применение данного инструмента помогает получить важную информацию.

В соответствии с системным подходом организация как открытая система представлена в виде системывход - процесс - выход. Этот подход может быть применен как для организации в целом, так и для отдельных подразделений. Естественно, что входы, процессы и выходы у конкретных организаций и даже у отдельных подразделений той или иной организации могут существенно различаться.

Входможет быть представлен людьми, сырьем, составляющими частями, деньгами или информацией. Основными элементами входов являются:

· информация, необходимая для процесса;

·   материалы и сырье, необходимые для процесса;

·   люди, которые принимают участие в процессе;

·   оборудование, используемое в процессе.

Выходможет быть в виде людей, получивших услугу, изделий, информации или комбинации этих элементов.

Выходы включают:

· материальные изделия и товары;

·   поставленную информацию;

·   изменения в результате выхода, например, в результате определенной оказанной услуги.

Диаграммы вход-выходдают краткий обзор контекста проблемы, обеспечивают эффективное представление проблемы. Такие диаграммы не дают ответов на все вопросы.

Анализ информации включает ее обработку, представление в виде, удобном для использования. Ощущение проблемы и ее формулировка - это творческий процесс, требующий образного и исследовательского мышления.

Стадии сбора информации и анализа данных далеко не всегда могут быть четко разграничены и полностью последовательны. Это обусловлено рядом причин. В процессе сбора данных трудно обеспечить полную беспристрастность. Поэтому на данной фазе невозможно полностью исключить анализ. В ходе анализа может быть выявлена потребность в дополнительных данных.

В поиске глубинных причин проблем графики причины-следствияособенно эффективны. Они широко используются в программах повышения качества продукции.

Процедура построения диаграммы причины-следствиявключает следующие этапы:

· определение проблемы;

·   определение главных элементов по возможным причинам проблемы;

·   систематическое выявление фактов и групповое обсуждение для определения возможных причин по этим элементам;

·   после записи всех потенциальных причин на графике под каждым классом проводится обсуждение каждого зафиксированного пункта. На этой основе осуществляется группировка, комбинирование и разъяснение причин.

Простым и эффективным методом понимания причин проблем является анализ почему - почему. Этот метод начинается с формулирования проблемы и поиска ответа на вопрос, почему эта проблема возникла. Таким способом могут быть установлены основные причины появления проблемы. Далее рассматривается каждая из этих причин и вновь задается вопрос, почему эти причины возникли и т.д. Эта процедура продолжается до тех пор, пока или причина окажется достаточно частной, или больше нельзя найти ответы на вопрос «почему?».

Метод «мозгового штурма» наиболее хорошо известен из всех групповых методов использования творческого потенциала. Этот метод менее эффективен в ситуациях, где группы неоднородны, состоят из экспертов в различных областях.

Основные этапы применения метода «мозгового штурма»:

1. Для работы формируется малая группа, желательно, не более восьми человек.

. Для координации деятельности группы выбирается председатель. Задача секретаря заключается в том, чтобы все выдвинутые идеи были зарегистрированы.

3. Все члены группы знакомятся с ситуацией.

4. Руководитель группы дает краткий комментарий и сообщает цель работы.

5. В результате индивидуальной работы члены группы выдвигают максимальное число идей в ограниченное время (обычно полчаса).

6. Все идеи должны быть зарегистрированы.

. Поощряется использование (не копирование) идей других членов группы.

. Обсуждение или критика выдвигаемых идей не допускаются. Это правило особенно важно в ситуациях «мозгового штурма», где очень легко выразить неодобрение устными или невербальными средствами.

. После завершения стадии выдвижения альтернатив происходят их обсуждение и оценка. При этом возможно выдвижение идей, которые могут представлять собой комбинации, обобщения ранее выдвинутых идей, либо абсолютно новых идей.

Ключевой фазой в методе «мозгового штурма» является письменная фиксация индивидуально выдвигаемых идей. Здесь каждый участник по отдельности записывает свои идеи на бумаге вместо их внесения в общий список. В распоряжении группы находится дополнительный список, содержащий несколько идей, предложенных руководителем до начала заседания группы. Если у члена группы иссякают идеи, он обменивает свой список на общий и продолжает записывать идеи в новом списке. Таким образом, участники будут стимулироваться идеями, которые они приобретают из общего списка. Это позволит концентрироваться на выдвижении идей и не отвлекаться на беседы, а также ослабить влияние одних членов группы на других.

Метод Гордона имеет много общего с «мозговым штурмом» и обобщает его. В этом случае применяют почти те же правила. Однако здесь только лидер группы знает точный характер проблемы до ее обсуждения. Это ограничение препятствует группе достичь решения слишком рано. Потенциальная опасность при применении «мозгового штурма» состоит в том, что участник может прийти к мысли и поверить, что идея, которая им выдвинута, является идеальным решением проблемы, и прекратить дальнейшее выдвижение идей. Это не происходит в том случае, если только лидер знает истинный характер проблемы. Лидер ответствен за начало общего обсуждения широкого контекста проблемы. Далее он конкретизирует проблему. Ясно, что успех этого метода во многом зависит от личных качеств лидера.

Номинальный групповой метод был развит при попытке преодолеть некоторую предвзятость, которая является результатом социальных процессов в пределах групп «мозгового штурма». Он отличается от других групповых методов тем, что стадия оценки индивидуально выдвинутых идей регламентирована более детально. Номинальный групповой метод включает следующие основные стадии:

1) члены создают независимые списки идей;

2) каждый член группы описывает одну из своих идей всей группе;

)   как только все идеи вносятся в список, они обсуждаются и оцениваются группой;

)   для достижения конечного решения члены группы голосуют по отдельности за каждую из выдвинутых идей.

Метод принудительных связей основан на установлении взаимоотношений между, на первый взгляд, не связанными друг с другом объектами или идеями. Этот метод основан на связи идей, но степень свободы ограничена рассматриваемыми объектами, которые обычно выбираются произвольно. Часто участники обсуждения обращаются в те области, которые они никогда прежде не рассматривали.

Метод принудительных связей является особенно полезным в ситуациях, где нужны новые применения существующих изделий или услуг. Один объект существует, другой выбирается из списка или совершенно произвольно. Участников затем просят найти все возможные связи установленного объекта с объектом, выбранным произвольно. «Принуждение» таких взаимосвязей может вести ко многим новым и оригинальным идеям.

Морфологический анализ - это систематическое выведение всех возможных решений из структуры поставленной проблемы.

Основные этапы его применения:

. Точная формулировка решаемой проблемы.

. Точное определение класса изучаемых свойств и выявление основных параметров, от которых зависит решение проблемы. Изучение указанных параметров.

3. Выявление и изучение всех независимых и неприводимых свойств, которыми обладает каждый из параметров. Получение матрицы, имеющей n строк, по одной строке для каждого параметра. Число элементов в столбце m определяется числом свойств соответствующего параметра.

4. Если в каждой строке матрицы выделить по одному элементу и соединить их, то получим цепочки - варианты решения проблемы.

5. Система матриц образует морфологический ящик.

6. Важным требованием к применению данного метода является то, что только после построения всех возможных цепочек допустима оценка отдельного решения.

2. Заключительный шаг - выбор наиболее желательных решений [3, с. 431].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.014 с.)